Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ
privetstudent.com
Методическое пособие для семинаров С-5 – С - 9
учебной дисциплины Управление качеством
«ТЕОРИЯ ВАРИАЦИЙ. СЕМЬ ПРОСТЫХ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ»
Планы занятий:
Семинар С-5. «Деловая игра №3. «Бедный шериф». Построение статистических контрольных карт. Презентация отчетов каждой мини-группой» состоит из следующих процедур:
Формирование 4-5 мини-групп для командной работы.
Мини-презентации студентами материалов СРС-3 и их обсуждение.
Изучение в мини-группах фрагментов дополнительных источников.
Генерация показателей процесса борьбы с правонарушениями.
Построение статистических контрольных карт
Презентация аудиторных работ каждой мини-группой, обсуждение, оценивание.
Семинар С-6. «Деловая игра №3 «Бедный шериф» - продолжение. Построение гистограмм и их стратификация. Презентация отчетов каждой мини-группой».
1 – 3 этапы те же, что на семинаре С-7.
4. Построение и гистограмм и их стратификация.
5. Презентация аудиторных работ каждой мини-группой, обсуждение, оценивание.
Семинар С-7. «Деловая игра №3 «Бедный шериф» - продолжение. Анализ Исикавы-Парето.
1 – 3 этапы те же, что на семинаре С-7.
4. Построение схемы Исикавы с использованием методов группового мозгового штурма.
5. Проведение анализа Парето.
6. Презентация аудиторных работ каждой мини-группой, обсуждение, оценивание.
Семинар С-8. «Деловая игра №3 «Бедный шериф» - продолжение. Разработка Программы улучшения».
1 – 3 этапы те же, что на семинаре С-7.
4. Разработка Программы улучшения.
5. Построение групповых мысле-схем на тему «Теория вариаций. МетодыSPC».
6. Презентация аудиторных работ каждой мини-группой, обсуждение, оценивание.
Теоретическая часть темы
«Теория вариаций и методы статистического управления процессами»
Изучение студентамиэволюции борьбы с вариабельностью процессов способствуетпониманиюфилософии и методов управления качеством процессовкак непременного условия обеспечения качества продукции и услуг.
Основные концепции управления качеством процессов, используемые в прошлом и в настоящей время – теория допусков и концепция У.Шухарта.
Концепция допусков появилась в 20-х годахXX-го столетия.Суть ее заключалась в том, что наряду с номинальным значением каждого показателя (свойства) продукции производители назначали допустимые отклонения от этого номинала («границы поля допуска») и разрабатывали методы контроля показателей (рис.1). Если их значение выходило за эти границы, изделие забраковывалось, затем исправлялось либо утилизировалось, если не выходило – продавалось потребителю.
Однако эта концепция предусматривала вмешательство в процесс с намерением избежать потерь от брака путем изменения режимов процесса, поощрения или наказания работников, покупки дорогостоящего оборудования и измерительных средств и т.д. Этот хаос в действиях был связан с непониманием сущности вариабельности процессов и ее причин.
Появление концепции У.Шухарта помогло выявить причины вариабельности 2-х разных типов процессов: для статистически устойчивых - «общие» и для неустойчивых - «особые» причины и установить, какие из них действуют в данный момент. Шухарт определил, чтонеэффективно сразу реагировать на «общие» причины, каждая из которых имеет мало заметный эффект, но очень важно оперативно определять и устранять «особые» причины, существенно влияющие на вариабельность процессов [1].
Рис.1. Концепция допусков
пПозже У.Э.Деминг прокомментировал, что «общие» причины являются частью организационной системы, а «особые» носят внесистемный характер.Устранить особые причины и сделать процесс управляемым, стабильным – это означает оградить его от факторов, действующих со стороны. После этого можно заниматься уменьшением вариабельности, вызванной общими причинами, т.е. улучшать систему. Он также сделал важный для практики управления персоналом вывод: если вариабельность процессов определяется общими причинами, то бесполезно искать конкретных ее виновников. Когда же проявляются особые причины вариаций, это чаще всего вызвано «человеческим фактором», и в их выявлении и устранении могут сыграть роль все работники предприятия.
Существуют два типа ошибок, за которые дорого платит предприятие:
ошибка «первого рода» - это принятие общих причин вариаций за особые; такую ошибку можно интерпретировать как «вмешательство», «раздражительность»;
ошибка «второго рода» - это принятие особых причин за общие; интерпретируется как «беспечность».
Для определения типа процесса У. Шухарт предложил простой инструмент – статистические контрольные карты и критерий - выброс измеренного показателякачества продукции за контрольные границы, интервал между которыми при нормальном распределении равен6σ,или другие «особые случаи.
Для реализации концепции Шухарта японские инженеры разработали комплект из семи методов статистического управленияпроцессами, выбрав наиболее эффективные: контрольные листки, контрольные карты, гистограммы, схемы Исикавы, диаграммы Парето, диаграммы рассеяния, методы стратификации
Профессор Токийского университета Каору Исикава определил их роль в управлении процессами: «Технический прогресс Японии нельзя отделить от применения статистических методов, обеспечивающих повышение качества выпускаемой продукции, увеличение надежности
Контрольные карты
Контрольные карты состоят из центральной линии, верхней и нижней контрольных границ (ВКГ и НКГ) и графика значений параметров,нанесенныхв хронологической последовательности. Они позволяютопределить состояние любого процесса(стабильное – нестабильное), вестимониторинг процессаи оцениватьэффект его улучшения по сужению расстояния между контрольными границами.
Существуют 2 типа контрольных карт:1)для непрерывных значений параметра и2) для дискретных значений параметра.
Группы контрольных карт
Вид параметров процесса | Тип Контрольной карты |
Непрерывное значение | (X-R) - карта (среднее значение - размах) x- карта (измеряемое значение) |
Дискретные значения | pn -карта (число дефектных изделий) p - карта (доля дефектов) c - карта (число дефектов) u - карта (доля дефектов на единицу площади или объема) |
Чтение контрольных карт - слайд 14 презентации)
Особые случаи, идентифицируемые при чтении контрольных карт
1. Все точки находятся в пределах контрольных границ– процесс статистически устойчив, можно заниматься его улучшением (снижением вариабельности).
2. Некоторые точки выходят за пределы контрольных границ (выброс)– ищите особые причины вариаций и устраняйте их.
3. Смещение– более чем 7 точек лежит по одну сторону от средней линии (особый случай).
4. Тренд– более чем 7 точек образуют непрерывно повышающуюся или понижающуюся кривую (особый случай).
5. Периодичность– более чем 7 точек образуют периодически изменяющуюся (синусоидальную) кривую (особый случай).
6. Группирование– более чем 7 точек находятся в 1,5 интервале (особый случай, часто связанный с неправильным выбором подгрупп).
7. Приближение к контрольным границам– если 2-3 точки находятся за 2 – м интервалом, то следует обратить внимание!
Гистограммы
Гистограммы- это метод представления данных, сгруппированных по частоте попадания в определенный интервал.
Гистограмма распределения толщины термического окисла
Чтение гистограмм (слайд 16 презентации)
Различные виды гистограмм
а) Обычный тип (симметричная или колоколообразная). Среднее значение параметраXнаходится в середине диапазона полного размаха. Наибольшее число попаданий (высота столбика) также относится к среднему интервалу.
б) Гребенка (мультимодалный тип) - плохая методике измерений или ошибки округления параметра.
в) Асимметричная форма (положительно скошенное распределение). Это может свидетельствовать о некотором закономерном регулировании процесса при приближении параметра к левой границе допуска.
г) Распределение с обрывом слева (справа). Среднее значение параметра находится существенно левее (правее) центра диапазона. Такая форма может свидетельствовать о выполненных мероприятиях по«просеиванию» данных (100% контроля) при плохой воспроизводимости процесса с целью уменьшения приближения параметра к НГС (ВГС).
д) Плато (равномерное, близкое к прямоугольному распределению). Возможно, имело место смешивание данных нескольких процессов либо они подчиняются закону равномерного распределения.
е) Двухпиковый(бимодальный тип распределения).. Это означает, что имело место смешивание двух процессов.
ж) Распределение с дополнительным пиком (засоренное распределение). Данные имели малые включения из распределения другого процесса.
Диаграмма причин и результатов (схема Исикавы)
Анализ Парето
Парето, итальянский экономист (1845-1923 г.г.) сформулировал в 1897 г. закон: 90-95% всех благ в мире принадлежит 7% членов общества, а 5% - остальным.Американский экономист С.М.Лоренц в 1907 г. подтвердил этот закон. Доктор Д.М.
Джуран предложил формулировку: «Подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникают из-за относительно небольшого числа причин» и правило «80-20».
Диаграмма Парето, построенная по результатам выявления дефектов в партии изделий
Задания для командной работы на семинаре
Преподаватель обеспечивает мини-группы фрагментами вспомогательных материалов, Инструкцией по построению контрольных карт, гистограмм, диаграмм Исикавы и Парето.
По результатам выполненного домашнего задания СРС-3 студенты проводят короткие (2-3 – минутные) презентации фрагментов индивидуальных мысле-схем, и обсуждают их.
Затем каждая мини-группа на семинаре С-7 занимается построением статистических контрольных карт на семинаре С-8 - гистограмм по сгенерированным показателям процесса и их стратификацией, проводит презентацию и оформляет отчет.
На семинаре С-9 каждая мини-группа проводит анализ Исикавы-Парето и также представляет свою презентацию другим мини-группам.
На семинаре С-10 мини-группы разрабатывают Программу улучшения процесса.
Используемые на семинаре интерактивные технологии обучения: командная работа в диалоговом режиме, представление в системном виде информации по рассматриваемой теме, подготовка и презентация результатов работы.
ЛИТЕРАТУРА
Нив Г. Пространство доктора Деминга. Кн.1: Пер. с англ. – М.: МИЭТ, 1996. -344 с.
Никифорова-Денисова С.Н. «Всеобщее управление качеством»: Уч. пособие. - М.: МИЭТ, 2007. -156 с.: ил.
studfiles.net
Лекция 3. КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТЫ
2 Контрольные карты Шухарта Уолтер Шухарт (1891 -1967)Контрольные карты (контрольные карты Шухарта) – инструмент, позволяющий отслеживать изменение показателя качества во времени Цель контрольных карт: статистическое управление технологическим процессом Задача статистического управления: обеспечение и поддержание процесса на приемлемом и стабильном уровнях 1. Shewhart W. A. Economic control of quality of manufactured product. — D. Van Nostrand Company, 1931. — P. 501. 2. ГОСТ Р 50779. 42 -99 ( ISO 8258 -91) Контрольные карты Шухарта
3 Графический вид контрольной карты
4 Определения и обозначения
5 Определения и обозначения
6 Вид контрольных карт Для количественных признаков • Карты среднего ( X) и размахов ( R ) или стандартных отклонений (s) • Карта индивидуальных значений (X) и скользящих размахов (R) • Карта медиан ( Me) и размахов (R) Для качественных признаков • Карты долей несоответствующих единиц продукции (p) или карта числа несоответствующих единиц ( np ) • Карта числа несоответствий ( с ) или числа несоответствий, приходящихся на единицу продукции ( u ).
7 Преимущества контрольных карт для количественных данных • Большинство процессов и их продукция на выходе имеют характеристики, которые могут быть измерены, так что применимость таких карт потенциально широка; • Измеренное значение содержит больше информации, чем простое утверждение «да- нет» ; • Характеристики процесса могут быть проанализированы безотносительно установленных требований. Карты запускаются вместе с процессом и дают независимую картину того, на что процесс способен. После этого характеристики процесса можно сравнить или нет с установленными требованиями; • Хотя получение количественных данных дороже, чем альтернативных, объёмы подгрупп для количественных данных почти всегда гораздо меньше и при этом намного эффективнее. это позволяет снизить общую стоимость контроля и уменьшить временной разрыв между производством продукции и корректирующем воздействием
8 Карта средних арифметических значений ( X- карта) и размахов ( R ) или стандартных отклонений (s)
9 Карта средних арифметических значений ( X- карта) и размахов ( R ) или стандартных отклонений (s)
10 Контрольные карты индивидуальных значений X
11 Контрольные карты медиан Me
12 Дополнительные критерии
13 Дополнительные критерии
14 Дополнительные критерии
15 Дополнительные критерии
16 Стратегия совершенствования процесса
17 Контрольные карты для альтернативных данных
18 Пример контрольной карты
19 Пример контрольной карты
20 Пример контрольной карты
21 Пример контрольной карты
present5.com