Контрольная работа по дисциплине Основы философии. Основы философии контрольная работа


Основы философии - Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы философии

 

План

 

1. Функции философии

. Философия ХХ века об особенностях информационного общества

. Понятия материального идеального

. Проблемы критериев истины

. Сознание и самосознание

. Ненасилие и самосовершенствование

. Традиции и новаторство в развитии общества

. Сущность экологического кризиса

. Ноосфера- это

. Схоластика - это

Список используемой литературы

 

1. Функции философии

 

Функции философии это роль философии, которую она выполняет в обществе. Существуют две основные функции философии:

мировоззренческая, которая формирует представления об отношении между человеком и окружающем его мире. Мировоззрение это совокупность взглядов на окружающий мир и место человека в этом мире. Основным вопросом мировоззрения является отношение между „я (мир субъекта) и не „я (мир объекта). ;

методологическая функция вырабатывает наиболее общие методы принципы познания действительности,

а также не основные, например:

гносеологическая функция - формирует знания о своем предмете. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их гносеологических (или логических) оснований;

онтологическая - трансформирует и обобщает в единое учение все знания о мире;

воспитательная - влияет на процесс социализации личности;

идеологическая - выражает интересы той или иной социальной группы;

прогностическая - осмысление перспектив развития человечества;

теоретическая функция философии изначально теоретична. Основным способом теоретического мышления философии является умозрение, которое включает в себя рассуждение и воображение;

критическая -разрушение взглядов предрассудков, стереотипов, ошибок встающих на пути к истинному познанию;

эксплекативная (разъяснительная функция) - объединяет, обобщает и вычленяет основные из большого числа фактов;

экологическая;

гуманистическая.

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. [2]

Еще одной мировоззренческой функцией философии является социально - аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Уже в начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее неполноту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не впасть в недоразумения и ошибки. Функции философии состоят лишь в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Философский метод, будучи примененным, в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени и др.

Методологическую функцию философия выполняет через систему своих методов, принципов, понятий. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и участвуют в формировании научной теории. Философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, явление - сущность, процесс, развитие, свойство, качество, количество, отношение, причина - следствие, элемент - структура и др., приложимы к любым явлениям. Они составляют основу всякого мышления. Философия берет на себя задачу рационализации и систематизации результатов человеческого опыта во всех его формах. [1]

 

2. Философия XX века об особенностях информационного общества

 

Особенностью современного этапа философской мысли является неспособность философии выступить в качестве основы целостной мировоззренческой ориентации человека и выработать внутренне взаимосвязанную систему его ценностей и идеалов.

Новейшая (современная) философия XX сочетает неклассические философские направления (философская антропология, философская герменевтика, феноменология, экзистенциализм, психоанализ) с сохранением классической традиции (

www.studsell.com

Итоговая контрольная работа по основам философии

1 вариант

  1. Определение «форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру» соответствует:

А) материи

Б) объективной реальности

В) философии

г) мировоззрению

2) Учение о естественной нравственной причинности в Древней Индии:

А) реинкарнация

Б) майя

В) ахимса

Г) карма

3) Охарактеризовать философию Августина Блаженного

4) Для какого философа 19 века характерно утверждение « высшее понятие философии – понятие «я», включающее в себя органы чувств и человеческий разум. Цель человека – он сам в единстве со своей свободой, с высшим «я»»?

А) И. Фихте

Б) Ф.Шеллинг

В) Ф. Гегель

Г) О. Конт

5) Какое направление философии 20 века противопоставляет научный эмпиризм философским абстракциям:

А) персонализм

Б) феноменология

В) герменевтика

Г) неопозитивизм

6) Назовите философскую категорию для обозначения единства всего существующего:

А) материя

Б) бытие

В) герменевтика

Г) объективная реальность

7) Какое из названных понятий использовал Платон для обозначения пассивной массы?

А) бытие

Б) сознание

В) познание

Г) материя

8) Дать краткую характеристику бытию.

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

2 вариант

1) Найдите лишний структурный элемент в предмете философии в предложенных вариантах:

А) природа

Б) человек, рожденный природой

В) научная картина мира

Г) общество (социум)

2) Принцип « не навреди животному» в философии Древней Индии назывался:

А) ахимса

Б) дхарма

В) веды

Г) упанишады

3) Охарактеризовать философию Пифагора

4) Для философии какого мыслителя 19 века характерна формула:

АИ П+И Ч+И, где АИ – абсолютная идея, П+И – природа, в которой содержатся идеи, Ч+И – человек, в котором присутствуют идеи.

А) Ф. Гегель

Б) О. Конт

В) И. Фихте

Г) Ф. Шеллинг

5) В каком основном направлении 20 века в качестве главной гносеологической проблемы выдвигалась проблема понимания?

А) герменевтика

Б) неотомизм

В) феноменология

Г) прагматизм

6) Какое понятие ввел в 1751 году Григорий Теплов?

А) материя

Б) бытие

В) герменевтика

Г) объективная реальность

7) От какого из приведенных ниже понятий в к.19-н.20 веков философы предложили вообще отказаться, объявив его махизмом?

А) материя

Б) бытие

В) неопозитивизм

Г) дао

8) Дать краткую характеристику материи

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

3 вариант

  1. С какими реальностями сталкивается человек, вступая в этот мир? Выбрать 2 ответа.

А) объективная реальность

Б) реальность нереалий

В) аксиологическая реальность

Г) субъективная реальность

2) Древнейший памятник древнеиндийской культуры, с санскрита переводится как «знание»:

А) Упанишады

Б) Веды

В) Ахимса

Г) Майя

3) Охарактеризовать философию Сократа

4) Какой философ 19 века считал, что «не существуй в Я противоположения, ему вообще чужды были бы движение, созидание и, значит, оно и не порождало бы ничего»:

А) Ф. Гегель

Б) Ф. Шеллинг

В) И. Фихте

Г) Ф. Ницше

5) В каком основном философском направлении 20 века культура понимается как субъективно и произвольно интерпретируемые тексты и мысли

А) неотомизм

Б) постмодернизм

В) герменевтика

Г) персонализм

6) Предметом изучения онтологии является:

А) бытие

Б) материя

В) мышление человека

В) субъективная реальность

7) Какому из приведенных ниже философских терминов соответствует определение: «объективная реальность (существующая вне и независимо от духа) реальность, неуничтожимая и неисчерпаемая»?

А) бытие

Б) субстанциональность

В)диалектика

Г) материя

8) Дать краткую характеристику познанию как единству объекта и субъекта

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

4 вариант

  1. Какой метод научного познания не включает в себя методологическая функция философии:

А) анализ

Б) синтез

В) дедукция

В) дуализм

2) К философии какого китайского мудреца относится понятие «дао»:

А) Конфуций

Б) Лао-цзы

В) Мо-цзы

Г) Сюнь-цзы

3) Охарактеризовать философию Платона

4) Какой философ 19 века считал, что в основе человеческого поведения лежит воля к власти?

А) О. Конт

Б) Ф. Гегель

В) Ф. Ницше

Г) И. Фихте

5) В каком философском направлении 20 века огромную роль играют подсознательные процессы, которые не артикулируют сознанием , а, наоборот, могут руководить деятельностью человека?

А) неопозитивизм

Б) психоанализ

В) персонализм

Г) экзистенциализм

6) Античный философ Парменид считал, что __________ есть всегда, не возникает и не исчезает, то есть вечно:

А) материя

Б) бытие

В) экономика

Г) государство

7) Свойствами какой философской категории являются атрибуты и модусы:

А) бытие

Б) материя

В) герменевтика

Г) онтология

8) Дать краткую характеристику проблеме сознания в философии.

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

5 вариант

  1. Теория Бытия – это:

А) гносеология

Б) аксиология

В) эстетика

Г) онтология

2) Конфуцию принадлежит учение:

А) дао - источник всех вещей, которое ничего не желает и ни к чему не стремится

Б) как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших

В) о принципе всеобщей любви

Г) мир – иллюзия, потому что существует высшая реальность – Единое

3) Охарактеризовать философию Фомы Аквинского

4) Какой философ 19 века считал, что свойство бессознательного – моментальность действия?

А) Ф. Гегель

Б) Э. Гартман

В) Ф. Ницше

Г) Ф. Шеллинг

5) Какое основное философское направление 20 века различает подлинное существование и неподлинную сущность?

А) экзестенциализм

Б) герменевтика

В) психоанализ

г) неопозитивизм

6) Синонимами данной философской категории являются слова «существование», «реальность»:

А) объективная реальность

Б) субъективная реальность

В) материя

Г) бытие

7) Способом существования данной философской категории является движение, а формами существования – пространство и время:

А) бытие

Б) диалектика

В) материя

Г) герменевтика

8) Дать краткую характеристику философским категориям «часть», «целое»

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

6 вариант

  1. Основоположником какого структурного элемента философии является Аристотель:

А) этики

Б) логики

В) антропологии

Г) онтологии

2) Какому философу древнего Китая принадлежит постулат: «События нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий»?

А) Мо-цзы

Б) Лао-цзы

В) Конфуций

Г) Сюнь-цзы

3) Охарактеризовать философию Аль-Фараби

4) Какой философ 19 века считал, что идеи могут быть сведены к чувственному восприятию?

А) О. Конт

Б) И. Фихте

В) Ф. Гегель

Г) Ф. Ницше

5) В каком направлении философии 20 века считалось, что задача настоящей философии состоит в том, чтобы построить идеальный язык, который благодаря своей однозначности устранит традиционные философские проблемы?

А) аналитическая философия

Б) психоанализ

В) герменевтика

Г) неопозитивизм

6) Данная философская категория необходима потому, что для анализа действительности изначально требуется фиксация факта ее существования:

А) герменевтика

Б) социальная мобильность

В) бытие

В) материя

7) ___________ - это объективная реальность, неуничтожимая и неисчерпаемая.

А) бытие

В) сознание

В) материя

Г) познание

8) Дать краткую характеристику философским категориям «содержание», «форма»

9) Написать сочинение- рассуждение (5 предложений) на тему: «Для чего мне нужно изучение основ философии?»

infourok.ru

Контрольные работы по основам философии (3 курс)

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 1

  1. Продолжите фразу:

Философия это наука о … .

  1. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Гераклит в отличие от Парменида, который считал, что бытие … , утверждал, что оно изменчиво и текуче.

а) неподвижно в) динамично

б) быстротечно г) статично

3. «Верить, чтобы знать» - данный императив присущ

а) патристикам в) номиналистам

б) схоластикам г) реалистам

4. Основателем философии пессимизма считается

а) С. Къёркегор в) А. Шопенгауэр

б) Ф. Ницше г) И. Кант

5. Философию какой эпохи характеризуют: антропоцентризм, пантеизм, титанизм, гуманизм

а) Возрождения в) Нового времени

б) средневековой г) античной

6. Кому из философов принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю». В чем заключается суть его философии.

7. Агностики утверждают, что

а) Бог существует в) все развивается

б) Бога нет г) познание невозможно

8. Соотнесите эпохи и характерную философскую проблематику

а) Возрождение 1) доказательства бытия Бога; соотношение

разума и веры; бессмертия души человека

б) Средневековье 2) идея космического единства, наличия

«первоосновы мира», проблема соотношения

идеи и материи

в) Античность 3) идея антропоцентризма, проблемы

идеального устройства общества

г) Новое время

9. Как вы понимаете высказывание «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко» Эпикур.

10. В чем заключается суть основного вопроса философии.

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 2

  1. Продолжите фразу:

Предметом философии является …

2. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Уникальность индийской культуры заключается в концепции перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (…). В соответствии с законом … , что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в жизни будущей.

а) сансара в) дхарма

б) карма г) ахимса

3. Отказ от славы, богатства, комфорта, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам характерно для

а) скептиков в) стоиков

б) киников г) мегариков

4. «Знать, чтобы верить» - данный императив присущ

а) номиналистам в) схоластикам

б) реалистам г) патристикам

5. К особенностям какой философии относятся антропоцентризм, историософичность, приверженность к социальной проблематике, религиозность

а) немецкой классической в) постклассической

б) русской г) средневековой

6. Кому из философов принадлежат слова «Мыслю – следовательно, существую». В чем заключается суть его философии.

7. Идею сверхчеловека выдвинул

а) А. Шопенгауэр в) Ф. Ницше

б) А. Гитлер г) А. Бергсон

8. Соотнесите русского мыслителя и суть его философского воззрения

а) Толстой 1) зло всегда будет в мире, пока в мире есть

свобода

б) Ф Достоевский 2) не послушание, а творчество есть главный

моральный долг человека

в) Вл. Соловьев 3) надо возродить основной принцип

христианской морали – непротивление злу

насилием

г) Н. Бердеев

9. Как вы понимаете высказывание «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

10. В чем заключается суть спора материалистов и идеалистов.

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 3

  1. Продолжите фразу:

К функциям философии относятся: …

  1. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Китайцы отводят значительную роль ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству …

а) совести в) долга

б) добра и зла г) чести

3. Стремление преодолеть односторонность сенсуализма и рационализма в познании мира принадлежит

а) Г. Гегелю в) Д. Юму

б) И. Канту г) Ф. Бэкону

4. Кто из философов разработал данный императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства»

а) И. Кант в) Г. Гегель

б) А. Шопенгауэр г) С. Къёркегор

5. Характерной чертой какой философии является ее связь с религией и мистикой

а) античной в) средневековой

б) Возрождения г) новейшей

6. Кому из философов принадлежат слова «Людей много, а человека найти трудно». В чем заключается суть его философии.

7. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь. Земное счастье - иллюзия. Именно эта точка зрения принадлежит

а) С. Къёркегору в) А. Блаженному

б) А. Шопенгауэру г) Ф. Аквинскому

8. Соотнесите эпохи и мировозренческие споры философов

а) античность 1) материалисты и идеалисты

б) средневековье 2) стоки, скептики, циники

в) эпоха Возрождения 3) патристики и схоластики

г) с античности до наших дней

9. Как вы понимаете высказывание Гераклита «Всё течет, все изменяется и нельзя дважды войти в одну и ту же реку»

10. Раскройте суть русской философии: возникновение, этапы, особенности, русские философы ХIХ в.

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 4

  1. Продолжите фразу:

Роль философии, как науки, заключается …

  1. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Доброта и … ко всему живущему на земле является главной чертой индийской этики. Идя путем добра, человек может освободиться от зла.

а) любовь в) уважение

б) милосердие г) сострадание

3. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, не сотворит. Так считали русские философы

а) Н. Бердяев в) Ф. Достоевский

б) Л. Толстой г) Вл. Соловьев

4. Что означает фраза Ф. Аквинского «…философия стала служанкой богословия»

5. Кто является основателем философии, как науки

а) Сократ в) Аристотель

б) Платон г) Демокрит

6. Кому из философов принадлежат слова «Христианская мораль – основа развития общества». В чем суть его философии.

7. Иррационализм – философское течение ХХ века

а) отвергает разум, как единственную основу человеческого бытия

б) разрушает религиозную «картину мира»

в) признает только разум основой познания мира

г) утверждает, что разум определяет цель познания

8. Установите соответствие между именем мыслителя и его философией

а) И. Кант 1) мир имеет три слоя: верхний слой идеи

б) Р. Декарт 2) вера должна предшествовать познанию,

сначала человек должен уверовать в бога, а

потом познавать

в) Платон 3) только выполняя долг, человек становится

свободным

г) Августин Блаженный

9. Как вы понимаете высказывание Аристотеля «Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище»

10. Перечислите основные заповеди религии и объясните их.

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 5

  1. Продолжите фразу:

Философия – греческое слово, обозначающее … .

2. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Уникальность индийской культуры заключается в концепции перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (…). В соответствии с законом … , что посеешь в этой жизни, то и пожнешь в жизни будущей.

а) сансара в) дхарма

б) карма г) ахимса

3. Стремление преодолеть односторонность сенсуализма и рационализма в познании мира принадлежит

а) Г. Гегелю в) Д. Юму

б) И. Канту г) Ф. Бэкону

4. Что означает фраза Ф. Аквинского «…философия стала служанкой богословия»

5. Философию какой эпохи характеризуют: антропоцентризм, пантеизм,

титанизм, гуманизм

а) Возрождения в) Нового времени

б) средневековой г) античной

6. Кому из философов принадлежат слова «Кто двигается вперед в

науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

В чем суть его философии.

7. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь. Земное

счастье - иллюзия. Именно эта точка зрения принадлежит

а) С. Къёркегору в) А. Блаженному

б) А. Шопенгауэру г) Ф. Аквинскому

8. Установите соответствие между именем мыслителя и его философией

а) И. Кант 1) мир имеет три слоя: верхний слой идеи

б) Р. Декарт 2) вера должна предшествовать познанию,

сначала человек должен уверовать в бога, а

потом познавать

в) Платон 3) только выполняя долг, человек становится

свободным

г) Августин Блаженный

9. Как вы понимаете высказывание «Нельзя жить сладко, не живя разумно,

счастье - иллюзия. Именно эта точка зрения принадлежит

10. Дайте понятие философии, раскройте ее смысл и функции.

Контрольная работа по основам философии

для студентов 3 курса

Специальности 150412, 151901, 151031, 151024, 230115, 080114

5, 6 семестр 2014 – 2015 учебный год

Вариант 6

  1. Продолжите фразу:

Изучение философии позволяет нам узнать … .

  1. Вставьте пропущенное слово, выбрав вариант ответа

Доброта и … ко всему живущему на земле является главной чертой индийской этики. Идя путем добра, человек может освободиться от зла.

а) любовь в) уважение

б) милосердие г) сострадание

3. Стремление преодолеть односторонность сенсуализма и рационализма в познании мира принадлежит

а) Г. Гегелю в) Д. Юму

б) И. Канту г) Ф. Бэкону

4. «Знать, чтобы верить» - данный императив присущ

а) номиналистам в) схоластикам

б) реалистам г) патристикам

5. Философию какой эпохи характеризуют: антропоцентризм, пантеизм,

титанизм, гуманизм

а) Возрождения в) Нового времени

б) средневековой г) античной

6. Кому из философов принадлежат слова «Мыслю – следовательно,

существую». В чем заключается суть его философии.

7. Иррационализм – философское течение ХХ века

а) отвергает разум, как единственную основу человеческого бытия

б) разрушает религиозную «картину мира»

в) признает только разум основой познания мира

г) утверждает, что разум определяет цель познания

8. Соотнесите эпохи и мировозренческие споры философов

а) античность 1) материалисты и идеалисты

б) средневековье 2) стоки, скептики, циники

в) эпоха Возрождения 3) патристики и схоластики

г) с античности до наших дней

9. Как вы понимаете высказывание «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

10. Раскройте суть основных направлений философии ХХ века.

infourok.ru

Итоговой контрольной работе по дисциплине «Основы философии» для учащихся 3 курса СПО

Пояснительная записка к итоговой контрольной работе по дисциплине «Основы философии» для учащихся 3 курса СПО

Итоговая контрольная работа по основам философии для учащихся 3 курса СПО предназначена для проверки знаний и уровня подготовки учащихся по всей дисциплине. Данная контрольная работа проводится в конце изучения курса, на последнем занятии. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 25 заданий, которые разделены на две части:

1. Часть А, состоит из 23 тестовых вопросов с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов.

2. Часть В, состоит из 2 вопросов, в которых требуется установить соответствие между этапом развития философского знания и его представителями (В1), установить соответствие между терминами и их определениями (В2).

За выполнение 1 задания группы А и В дается 1 балл.

В контрольной работе выделены дидактические единицы: «Что такое философия», «История философии», «Бытие и материя», «Философская аксиология», «Смысл диалектики», «Проблемы сознания и познания в философии», «Сущность и назначение человека», «Общество и его философский анализ», «Глобальные проблемы современности».

Критерии оценок:

«5» – 25 – 21 балл;

«4» – 20 – 14 баллов;

«3» – 13 – 8 баллов;

«2» – набрано 7 и менее баллов.

Итоговый тест по философии

Вариант 1

А1. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

А. история Б. философия В. социология Г. культурология

А2. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

А. нирвана; Б. сансара; В. жэнь; Г. дао

А3. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

А. И.Кант; Б. Аристотель; В. Платон; Г. Демокрит

А4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к

А. Богословию Б. Психологии В. науке Г. этике

А5. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

А. Гуманизм Б. природоцентризм; В. Теоцентризм Г идеализм

А6. Основное утверждение рационализма заключается в том, что

А. Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Б. Главенствующую роль в науке играет эксперимент

В. Познание мира возможно благодаря божественному откровению

Г. Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком

А7. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

А. Р. Декарт; Б. Ф. Бэкон; В. Дж. Беркли; Г. Вольтер

А8. Основная идея философии французского Просвещения

А. Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем общества

Б. Агностицизм В. Клерикализм

Г. Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества

А9. Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

А. природы и человека Б. «вещей в себе»

В. законов разума и его границ Г. бытия Бога

А10. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

А. Софистика Б. диалектика; В. Монадология Г. гносеология

А11.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

А. Иррационализм Б. Рационализм В. Эмпиризм Г. Скептицизм

А12. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

А. Неопозитивизма Б. Экзистенциализма В. Структурализма Г. Психоанализа

А13 Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

А. В. Соловьевым Б. П. Чаадаевым В. А. Хомяковым Г. А. Герценом

А14. Мировоззренческая позиция, отрицающая всякие авторитеты, в т.ч. Бога и власти

А. Анархизм Б. Нигилизм В. Либерализм Г. Космизм

А15. Идейным главой славянофилов являлся

А. А.И. Герцен Б. А.С. Хомяков

В. А.Н. Радищев Г. Л.Н. Толстой

А16. Концепция …. характерная для Вл. С. Соловьева.

А. Всеединства Б. Интуитивизма

В. Имяславия Г. Славянофильства

А17. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, это –

А. Материя; Б. Явление; В. Мера; Г. Качество

А18. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

А. мозга Б. сознания В. бессознательного Г. живого существа

А19. Диалектика – это

А. Учение о структуре мироздания

Б. Теория, описывающая движение материальных тел

В. Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

Г. Наука о многообразии мира

А20. Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

А. Имеют ли врачи право проводить эксперименты, сопряжённые с угрозой для жизни и здоровья, на преступниках и безнадёжно больных людях

Б. Имеет ли тяжелобольной человек право уйти из жизни, чтобы не испытывать страданий

В. Можно ли насильственными средствами добиваться благих целей

Г. Имеет ли человек право на самоубийство

А21. Понятие общественно-экономической формации принадлежит

А. Позитивизму Б. Марксизму В. Фрейдизму Г. Экзистенциализму

А22. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

А. формационному подходу Б. цивилизационному подходу

В. культурологическому подходу Г. марксистскому подходу

А23. Глобальные проблемы – это

А. Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Б. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

В. Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Г. Экологические проблемы

В1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей

А. Ш. Монтескье

1. Древний мир

Б. В. Зеланд

2. Новое время

В. З. Фрейд

3. Просвещение

Г. Лао-Цзы.

4. Психоанализ

5. Постмодернизм

В2. Соотнесите термины и их определения

А. Эмоциональное восприятие действительности

1. Ценности

Б. Деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельность

2. Гносеология

В. Теория познания

3.Мироощущение

Г. Вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества

4. Культура

5.Материя

Итоговый тест по философии

Вариант 2

А1. Мировоззрение – это:

А. совокупность знаний, которыми обладает человек

Б. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

В. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

Г. система адекватных предпочтений зрелой личности

А2. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

А. Конфуций; Б. Лао-Цзы; В. Сидхартха Гаутама; Г. Сократ

А.3. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

А. Диогену; Б. Сократу; В. Платону; Г. Демокриту

А4. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

А. Бога Б. человека В. Природы Г. космоса

А5. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

А. человек Б. Бог В. природа Г. космос

А6. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

А. Р. Декарт; Б. Фома Аквинский В. Вольтер; Г. Ф. Бэкон

А7. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

А. Диалектика; Б. Индукция Б. Дедукция; Г. Эвристика

А8. Идея правового государства включает в себя положение о

А. Разделении властей Б. Пагубности частной собственности

В. Недопустимости эксплуатации человека Г. Приоритете общечеловеческих ценностей

А9. И.Кант считает, что пространство и время:

А. существуют независимо от нашего сознания Б. являются формами бытия вещей

В. это категории материи Г. есть врожденные, доопытные формы чувственности

А10. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

А. Природа Б. Бог В. Абсолютная идея Г. человек

А11.К представителям иррационализма относится

А. Ф. Ницше Б. И. Фихте В. К. Поппер Г. Дж. Локк

А12. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

А. Бытие природы Б. Индивидуальное бытие человека

В. Бытие общества Г. Бытие Абсолютного Духа

А13. К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

А. Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

Б. Скептицизм по отношению к прошлому и будущему России

В. Подчиненность исторического процесса воле Бога

Г. Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью

А14. Духовный лидер западников

А. В.С. Соловьев Б. К.С. Аксаков В. Ф.М. Достоевский Г. А.И. Герцен

А15. Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

А. Русских космистов Б. Славянофилов В. Старообрядцев Г. Западников

А16. Представителем русской религиозной философии является

А. С.Н. Булгаков Б. Г.В. Плеханов

В. К.С. Аксаков Г. К.Э. Циолковский

17. Способ существования материи

А. Движение Б. Поток сознания В. Небытие Г. Неподвижность

18. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

А. Мультиплет Б. Агрегор В. Гипотеза Г. Истина

19. Основным моментом диалектической концепции является принцип

А. Противоречия Б. Системности В. Дополнительности Г. Запрета

20. Личность – это:

А. индивид как представитель человеческого рода

Б. человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями

В. продукт общественных отношений

Г. совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок

21. Существует … общественно-экономических формаций

А. Десять Б. Пять В. Три Г. Две

22. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

А. Функцию преемственности Б. Адаптивную (защитную) функцию

В. Воспитательную функцию Г. Деструктивную функцию

23. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

А. Проблема борьбы с международным терроризмом

Б. Проблема контроля за рождаемостью

В. Проблема сохранения окружающей среды

Г. Проблема утилизации ядерных отходов

В1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей

А. И. Кант

1. Древний мир

Б. С. Хомяков

2. Средние века

В. Фома Аквинский

3. Немецкая классическая философия

Г. К. Юнг

4. Неофрейдизм

5. Славянофильство

В2. Соотнесите термины и их определения

А. Исследование самых общих и фундаментальных вопросов о сущности природы, человека и общества

1. Онтология

Б. Учение о бытии

2. Индивидуальность

В. Деятельность, направленная на получение новых знаний

3.Философия

Г. Неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого

4.Личность

5.Познание

Итоговый тест по философии

Вариант 3

А1. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»:

А. Мифология Б. Религия В. Философия Г. Наука

А2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее человечность:

А. Янь; Б. Карма; В. Жэнь; Г. Дао

А3. Объективно-идеалистическая философия была основана:

А. Демокритом; Б.Парменидом; В. Платоном; Г. Пифагором

А4. Философ, ученик Платона:

А. Эпикур; Б. Зенон; В. Парменид; Г. Аристотель

А5. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

А. Демокрита; В. Гуго Сен-Викторского; Б. Фомы Аквинского; Г. Аврелия Августина

А6. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

А. теоцентризм В. космоцентризм Б. природоцентризм Г. антропоцентризм

А7. Основное утверждение эмпиризма

А. Высший вид познания – интуиция Б. Всё знание человека основывается на опыте

В. Мир в принципе не познаваем Г. Всё подвергать сомнению

А8. Представитель философии Французского Просвещения

А. Ж.-Ж. Руссо Б. Б. Спиноза В. Г. Лейбниц Г. Т. Кампанелла

А9. Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

А. Г.В.Ф. Гегелю Б. И. Канту В. Ф. Ницше Г. К. Марксу

А10. Не является характерной особенностью немецкой классической философии

А. Стремление к полноте, системной стройности мысли

Б. Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»

В. Опора на разум как высший способ познания мира

Г. Отрицание трансцендентного, божественного бытия

А11. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. А. Шопенгауэр Б. О. Шпенглер В. В. Дильтей Г. Г. Зиммель

А12. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

А. Любовь Б. Познание В. Существование Г. Развитие

А13. Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

А. П.И. Пестель Б. В.И. Ленин В. А.И. Герцен Г. П.Я. Чаадаев

А14. Одним из направлений западничества является:

А. Марксизм Б. Социализм В. Либерализм Г.. Космизм

А15. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

А. Приоритет коллективного над индивидуальным

Б. Свободное единение людей во Христе

В. Спасение всех верующих

Г. Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти

А16. Одна из главных идей философии всеединства

А. Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Б. Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни

В. Невозможность достоверного познания Абсолюта

Г. Воскрешение всех живших на земле людей

А17. Последовательность состояний отражает категория

А. Времени Б. Пространства В. Материи Г. Необходимости

А18. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

А. Раздражимость Б. Сознание В. Психика Г. Рефлексия

А19. Один из основных принципов диалектики

А. Принцип изоляции Б. Принцип развития

В. Принцип дополнительности Г. Принцип неопределенности

А20. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

А. Индивидуальность Б. Персона В. Человек Г. Личность

А21. Антропосоциогенез – это

А. Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

Б. Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

В. Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

Г. Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

А22. Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

А. Цивилизационному Б. Формационному

В. Культурологическому Г. Марксистскому

А23. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

А. Локальных Б. Национальных В. Глобальных Г. Народных

В1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей

  1. Гераклит

А. Экзистенциализм

  1. Мишель Монтень

Б. Древний мир

  1. Г.В. Плеханов

В. Марксизм

  1. А. Камю

Г. Возрождение

  1. А. Герцен

В2. Соотнесите термины и их определения

А. Категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего мира, существующих во времени и пространстве

1. Мифология

Б. Древнейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру

2.Дезинформация

В. Преднамеренное возведение неверных представлений в истину

3. Аксиология

Г. Теория ценностей

4. Ложь

5.Материя

Итоговый тест по философии

Вариант 4

А1. Философия – это:

А. Античное учение о природе и материи

Б. Учение о безмятежности духа и свободе;

В. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания;

Г. духовное оружие рабочего класса

А2. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

А. карма Б. сансара; В.жэнь; Г. мокша

А3. Представителем античной философии является:

А. Кант; Б. Спиноза; В. Аристотель; Г. Декарт

А4. Характерной чертой средневековой философии является:

А. Космоцентризм; Б. антропоцентризм В. Теоцентризм Г. скептицизм

А 5. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

А. антропоцентризм Б.теоцентризм; Б. природоцентризм; Г. космоцентризм

А6. Автором учения о призраках (идолах) рода, пещеры, рынка и театра является:

А. Декарт; Б. Бэкон; В.Лейбниц; Г. Спиноза

А7.Главный принцип дедукции – это:

А. Во всем необходимо сомневаться;

Б. мысль должна двигаться от частного к общему;

В. вера – основной способ познания мира

Г. Мысль должна двигаться от общего к частному

А8. Идея правового государства включает в себя положение о

А. Разделении властей Б. Недопустимости эксплуатации человека человеком

В. Пагубности частной собственности Г. Приоритете общечеловеческих ценностей

А9. В философии И. Канта «вещь в себе» - это

А. Синоним понятий «Бог», «Высший Разум»

Б. То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается

В. Неизвестная первопричина мироздания

Г. То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

А10. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

А. Мировой Дух Б. Природа В. Деятельность героев и вождей Г. Дух народов

А11. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

А. Волю к власти Б. Волю к жизни В. Мировой дух Г. Жизненный порыв

А12. Иррационалистическое направление в философии XX века

А. Экзистенциализм Б. Неопозитивизм В. Структурализм Г. Прагматизм

А13. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

А. П.Я. Чаадаеву Б. А.Н. Радищеву В. Н.Г. Чернышевскому Г. В.Г. Белинскому

А14. Основной идеей западничества является

А. Сила власти – царю, сила мнения – народу

Б. Россия должна развиваться по европейскому пути

В. Прогресс общества связан с развитием монархической власти

Г. Православие, самодержавие, народность

А15. Представителем славянофильства был

А. С.Н. Булгаков Б. Н.Г. Чернышевский В. И.С. Киреевский Г. Н.И. Новиков

А16. Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является

А. П. Флоренский Б. Вл. Соловьёв В. А. Лосев Г. Н. Бердяев

А17. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

А. Движение Б. Время В. Пространство Г. Качество

А18. Критерий истины в материалистической философии

А. Практика Б. Наука В. Действительность Г. Вера

А19. Не является законом диалектики

А. Закон отрицания отрицания

Б. Закон о взаимопереплетении причин и следствий

В. Закон перехода количества в качество

Г. Закон единства и борьбы противоположностей

А20. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

А. фатализма Б. волюнтаризма В. иррационализма Г. рационализма

А21. Общественный прогресс – это

А. Уровень развития общества

Б. Состояние общества в целом на определенном этапе развития

В. Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Г. Производственное развитие

А22. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

А. техника Б. цивилизация В. практика Г. культура

А23. Растущая взаимозависимость различных регионов мира

А. Технологизация Б. Глобализация В. Институциализация Г. Дивергенция

В1. Соотнесите этапы развития философии и их представителей

А. Ж.-П. Сартр

1 Русская религиозная философия

Б. П. Вернадский

2. Возрождение

В. Эразм Роттердамский

3. Иррационализм

Г. А. Шопенгауэр

4. Экзистенциализм

5. Космизм

В2. Соотнесите термины и их определения

А. Направление, утверждающее, что единственной достоверной реальностью можно считать лишь наше сознание

1.Сознание

Б Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира

2. Философская антропология

В. Соответствие мыслей и высказываний действительности

3.Истина

Учение о человеке

4. Идеализм

5.Сущее

Ключи к итоговой контрольной работе

по дисциплине «Основы философии» для учащихся СПО

№ заданиявариант

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28

А1

Б

Б

А

В

А2

А

Б

В

А

А3

В

В

В

В

А4

А

А

Г

В

А5

А

А

Б

А

А6

А

А

Г

Б

А7

Б

Б

Б

Г

А8

А

А

А

А

А9

В

Г

Б

Г

А10

Б

В

Г

А

А11

А

А

А

Б

А12

Б

Б

В

А

А13

Б

А

Г

А

А14

Б

Г

В

Б

А15

Б

Б

Б

В

А16

А

А

А

Б

А17

А

А

А

В

А18

Б

Г

Б

А

А19

В

А

Б

Б

А20

Г

В

А

А

А21

Б

Б

Г

В

А22

Б

Г

А

Г

А23

Б

А

В

Б

В1

А3 В5 В4 Г1

А3 Б5 В2 Г4

А4 Б2 В3 Г2

А4 Б5 В2 Г3

В2

А3 Б4 В2 Г1

А3 Б1 В5 Г2

А5 Б1 В4 Г3

А4 В5 В3 Г2

multiurok.ru

Контрольная работа по дисциплине Основы философии

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Норильский индустриальный институт»

Политехнический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине

Основы философии.Специальность

140448(140613) Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

(в горной промышленности, в электроэнергетике)

Вариант работы ____________________________Выполнил: студент заочного отделения группы_____________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)Дата сдачи: ________________________________Проверил преподаватель: __________________

(подпись, фамилия, инициалы)Дата проверки: ____________________________Оценка: ____________________________________

2011

Содержание:………………………………………………………………………………………..…….2

1.1.Русская философия Х1Х - ХХ вв.………………...…………………………………….…………...3

1.2.Русская религиозная философия…………………………………………………………….……...6

1.3.Философские идеи русских революционных демократов…………………………………...…..10

2.1.Гносеология.……………………………………………………………………………………......13

2.2. Теория познание как философия дисциплина…………………………………………………..13

2.3.Познание и практика……………………….………………………………………………….......14

3.1.Учение об истине……………………………………………………………………………....…..17

4.1.  «Единство и многообразие мировой истории»…………………………………………….…....244.2.Плюрально-циклический подход к истории. ……………………………………………….........24

4.3. Идеалистическая трактовка единства истории……………………………………………….....264.4. Проявления исторического процесса…………………………………………………………....27

5.1. Культура и цивилизация……………………………………………………………………........30

5.2. Культура и цивилизация………………………………………………………………………....30

5.3. Теория «локальных цивилизаций»…………………………………………………………...…33

5.4. Аргументы «против»…………………………………………………………….………….........36

5.5. Типология цивилизаций………………………………………………………………………....38

5.6. Культурно-исторические типы………………………………………………………………......40

5.7. Цивилизация современного мира………………………………………………………….…....42

6.1.Заключение………………………………………………………………………………………..45

7.1.Список литературы………………………………………………………………………………..47

1.1.Русская философия Х1Х - ХХ вв.Особенности русской философии.Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

Чтобы понять особенности русской философии рубежа Х1Х-ХХ, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.

Начальный период становления русской философии - Х1-ХУ11 века. С самого начала своего зарождения она характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила много образов и идей античной философии. Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 1Х веке Кириллом и Мефодием.

Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских учений. Философская и историческая мысль, в общем, основывалась на принципе христианства.

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Уже первый древнерусский философ - киевский митрополит Илларион (Х! век) создает ''Слово о законе и благодати'', в котором развивает богословско-историческую включенность ''русской земли'' в общемировой процесс торжества божественного ''света''. В его работе содержатся глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале ХУ1 века доктрины ''Москва-Третий Рим'', изложенной монахом. В доктрине утверждалось, что высшим призванием советской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Первые два Рима пали прекратил свое существование ''Старый Рим'', он пал в 1У в под натиском варваров и следовательно погиб и как Центр христианского учения. ''Новый'' или ''второй Рим'' как продолжатель (христианских идей)- Константинополь пал вместе с падением Византии под натиском турок в 15 в. Россия как преемница Христианства, ощущала себя наследницей первого и второго Рима, то и отразилось в доктрине ''Москва - третий Рим'', согласно которой два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не быть. Филарет объясняет гибель двух первых Римов изменой истинной вере - православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Эта доктрина была ведущей доминантой государственного самосознания.

Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в ХУ1 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии Х1Х начала ХХ вв. Ее основоположниками в этот период являются П.Л. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХУ1-ХУ111 вв. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. Х1Х в. Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых ''Философских письмах''.

Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую ''Вселенскую миссию''. Таким образом, с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Конечно, Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.

Итак, одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу - это западничество. К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский, Т. Н. Грановский, тесную связь с ними поддерживал В. Г. Белинский, а среди писателей - И. С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.

Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России. Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

Оригинальным же, русским философско-идеологическим течением, как уже упоминалось, являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками, как западников, так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия.

Основателями славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В. И. Даль, А. Н. Островский, В. И. Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.

Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. И здесь на первый план выходит религиозное начало.

Россия, опираясь на православную духовную основу идет своим особым путём, который должен привести её к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать и её гражданам. Обращаясь к отечественной истории славянофилы пытались доказать всесторонность и полноту начал на которых строилось русское общество. Западные государства, по их мнению, являются искусственными созданиями. Напротив Россия сформировалась органически, она не " построена " а " выросла ". Это естественное развитие России объясняется славянофильством тем, что православие породило специфическую социальную организацию-сельскую общину, " мир ". Общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов наиболее важный принцип русского народа, определяющий его особый исторический путь.

Как уже упоминалось, исходным тезисом славянофилов является утверждение решающей роли Православия. По их мнению, именно оно сформировало тот " русский дух ', который создал русскую землю.

Какие же качества Православия дают ему преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос славянофилы проводят исследования, которые оценивают роль различных религий в мировой истории. Христианство раскололось на три крупных направления: Католицизм, Православие, Протестантизм. После раскола " начало свободы " уже не принадлежит всей церкви. Католицизм обвиняется славянофильством в отсутствии церковной свободы, так как там существует догма о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм же впадает в другую крайность--- в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала разрушающего церковность. Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, служит у славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их философских воззрений - понятие соборности. Разработка этого понятия принадлежит Алексею Степановичу Хомякову (1804-860), который был главой и вдохновителем всего течения возрождение на Руси, форм патриархальной жизни, возврат к идеалам " Святой Руси " , утверждения православия как высшего начала - такова основа исторической концепции Хомякова Церковь для него является " первореальностью " . С этим связана и разработка " соборности " (свободной общности). Утверждение принципа " соборности " есть не только отрицание индивидуализма, но и коллектива который лишает личной свободы - говорит Хомяков. Философия Хомякова включающая " культ общины и соборности " направлено на преодоление, как индивидуализма, так и казарменного коллективизма на утверждение принципов свободы и любви, которые содержаться в русской православной церкви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала (" свободы воли человека ") и божественного начала человека (" благодати " ). Славянофилы подчеркивают, что " соборность " может быть усвоена только тем, кто живет в православной " церковной ограде " т.е. членами православных общин, а для " чуждых и непризванных " она недоступна. В описании сельскохозяйственной общины славянофилы явно идеализируют ее. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Но главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, членность, патриотизм. По мнению славянофилов, возникновение этих качеств у членов общины происходит несознательно, а инстинктивно путем следования древним религиозным традициям.

Основываясь на принципиальной установки, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали, сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в среду городской жизни. Общинное устройство должно быть так же положено в основу государственной жизни, и способно, по их словам, заменить собой " мерзость административной России ".

Славянофилы говорили: '’ По мере распространения " общинного принципа " в российском обществе будет все более укрепляться " дух соборности ". Ведущим принципом социальных отношений станет " самоотречение каждого в пользу всех ". Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления. В результате, будет выполнена задача внутренней истории, определяемая славянофилами как " просветление народного общинного начала общинным, церковным ".

Итак, особенности русской философии рубежа Х1Х-ХХ веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой " русской идеи " - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее религиозное начало 1.2.Руская религиозная философия. Одна из особенностей русской философской мысли - это ее религиозная направленность идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная с процессом христианизации. В дальнейшем, в теории " Москва - Третий Рим ". Эта религиозная направленность отчетливо проявилась в идеи русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа - идея " Святой Руси ". В Х1Х начале ХХ веков религиозные мотивы в русской философии были выражены в уже установившейся " Русской идее ". А так же религиозный мотив проходит через всю философию славянофилов, которые брали на вооружение взгляды Чаадаева, его философии истории зиждется на присущих, на принципе провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является по Чаадаеву " Божественное проведение ". Божественная воля, лежащая в основе истории с наибольшей полнотой воплощается в христианстве. Итак, русская религиозная традиция сложилась не случайно, а в силу особого исторического развития России Славянофилы, выступившие за самобытность России, за ее принципиальные отличия в своем развитии от Западной Европы, видели Россию в лоне христианства, православия в первую очередь. Хомяков А.С. - глава и идейный вдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечного начала, выступая за возврат идеологии " Святой Руси ". Возвращаясь, к философским воззрениям Хомякова о которых уже, шла речь, следует напомнить, что церковь для Хомякова является " первореальностью ". В этом свете рассуждали все славянофилы, из их взглядов, видно, что религиозная идея выступает у них на первый план.

Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий - " национальная почва " как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно " национальной почвой " для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления –

А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. Н. Достоевский.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников был Ф. М. Достоевский (1821-1881), хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия - это философия переживаний поступков, мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его настолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубокой идеей связанной сущностью и судьбой человека мира и Бога. По Достоевскому " Истинный путь " свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования Богу. Бог для него является основой всего гарантией нравственности.

Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно ли оправдать мир и действие людей даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ тут однозначен - ни какая высокая цель, не может оправдать насилие и страдание невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.

В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развития религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма - философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.

Русская религиозная философия конца Х1Х первой половины ХХ веков связана с возникновением философских систем. Мыслителям этого времени следует отнести М. Ф. Федорова, Б. Н. Чичерина, М. О. Лосского. Характерными особенностями философии этого периода являются ее гуманизм и религиозный характер. Еще одна особенность этого периода - связь с развитием естествознания и заключается в возникновении русского реализма. Реализм можно разделить на два направления: мистическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский) и научные - (К. Э. Циалковский, В. И. Вернандский)

В направлении мистическом необходимо в первую очередь выделить В. С. Соловьева Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) крупнейший русский, религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской философии, основоположник всеединстве и цельности знаний. Философия В. С. Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик религиозной философской традиции. Большинство крупных философов считаются, последователями В. C. Соловьева. К Соловьевскому этапу следует, относить творчество Трубецких, раннего Флоренского, раннего Бердяева.

Соловьев В.С. попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение носит не узконаправленный, а межконфессиональный характер. Другой важной особенностью Соловьева является то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое Высшее " вбирает в себя " низшее. Вот как выступает всеединство у Соловьева: " Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: " Все едино в Боге ". Всеединство - это, прежде всего, единство творца и творения ".

Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание, исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннюю противоречивость.

" Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого ".

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости. София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софиология. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является " душа мира " - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса. На этой цели базируется история, София Соловьева. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества.

Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа, т.е. через посредство божественного слова "Необходимо, чтобы соединение состоялось практически, притом не в отдельных людях (в "святых"), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства, человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям, как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает весь период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.

Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности. Вот мысль Соловьева по поводу Божественности мира: Божественный мир - это есть самый, что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным истинному, божественному бытию и всеединству идеи. Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как "русская идея". О "русской идее" уже упоминалось выше, как об идее, в которой выразилась самобытность русской философской мысли. Особенности еще и в том, что эта самобытность видится в Христианстве. Соловьев приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить "Вселенской церкви". В таком образе "русской идеи" Соловьев хорошо соединил то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея "Святой Руси" (концепция Москва-Третий Рим), идея "Великой Руси" связанная с реформами Петра Великого) и идея "Свободной Руси" (начало которой положили декабристы).

В рамках рассматриваемого периода, конец Х1Х, первая половина ХХ веков. Рассматриваются философские воззрения Николая Федоровича Федорова (1828-1903). Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма. Основное его учение изложено в труде "Философия общего дела", в котором проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с верой в силу науки. Для Федорова, чтобы победить смерть, всё несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла. Дело каждого как раз и заключается в преодолении смерти. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический и утопический характер философии Федорова в истории русской философии он является мыслителем, который поднял планку индивидуального идеала на небывалую высоту, обнаружив жажду "полного всеобщего спасения". Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается бурный рост философских кружков, происходит сближение философии с русской культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестакова, Л. Лосева.

Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - "познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и само обожествление человека.

Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно, прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением "Русской идеи", взгляды на которую у него во многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть "русской идеи" - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. Соловьев, ряд его последователей, о которых речь шла выше выражали в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии. Интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалисткая тенденция. Антиинтеллектуалисты культивировали такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы. В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866-1938) Определяющим моментом его учение является тезис о коренной противоположности и даже несовместимости и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры Шестов договорился до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством.

С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания солидарен видный православный философ С. Н. Булгаков (1871-1944). Логическое мышление, по его словам, соответствует греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Он развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Пытаясь обосновать цельность, единство и гармонию бытия, разрабатывал (вслед за Соловьевым) метафизику всеединства. Мысль Флоренского движется по линии " восхождения " от космоса к его основе в Абсолюте, утверждая " единство всей твари в Боге ". Для понимания этого единства от обращается к софиологии: София - " богозаданное " единство идеальных определений твари ", " примерное ипостасное собрание божественных первообразов - есть корень гармонии бытия космоса. Позиция ипостасности Софии критикуется ортодоксальными православными богословами, ибо встает проблема четвертой ипостаси в Троице. Вызывает затруднение и другая точка зрения Флоренского: если София, как, " корень " твари, то откуда зло и страдание?

Много внимания уделял Флоренский разработке идей символизма, посвятив им исследования в области лингвистики, искусствознания, метафизики иконы.

Заметную роль в обосновании методологии религиозного антиинтеллектуализма православными богословами Булгаковым и Флоренским играет принцип антиномизма. С помощью этого принципа они пытаются оправдать, сделать состоятельным неприемлемое. Единство Бога в трех лицах, по убеждению Флоренского, это противоречие Антиномизм обнаруживает, по мнению Булгакова, недостаточность сил человеческого разума. Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны - это одно из главных принципов всего христианского иррационализма.

Итак, на рубеже Х1Х-ХХ вв. имела место религиозная философская мысль, обосновывающая как развитие России в ключе христианизации поступать, так и развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы мирового развития.

fil.na5bal.ru


Смотрите также