Контрольная работа: Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина Медный всадник. Медный всадник контрольная работа


Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Разделы: Литература

Художественная литература – хранитель культуры. Читатель погружается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.

Немаловажную роль в воспитании такого читателя играют уроки-зачеты по тексту художественного произведения в форме “вертушки”. В нашем распоряжении оказывается один из способов привлечения интереса к чтению и в первую очередь к себе как к читателю – как к человеку мыслящему, чувствующему, познающему и создающему прекрасное.

Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З. А. Павловой) провожу уже несколько лет. Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников) . В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить) .

Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7 классе после изучения поэмы Пушкина “Полтава”) . Чтобы понять суть данной технологии, придется “повертеться” вместе с учениками. Возьмем карточку №1, и в первый переход придем к столу А. Консультант называет общий вопрос: “Кто это? Портрет. ”. Наша роль – 5, значит, мы отвечаем на пятый вопрос: “…они по ближним улицам и дальним \\ В опасный путь средь бурных вод пустились…”. Мы знаем ответ: это генералы. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив нашего номера.

Во второй переход мы попадаем на стол Е, где будем отвечать на четвертый вопрос: “Вставь пропущенное слово”: “…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”. Ответ – “шведу” - и второй консультант ставит нам +.

В третьем переходе у нас стол Д. Общий вопрос: “Кому принадлежат слова?”. Наша роль 3: “Красуйся, град Петров, и стой \\ Неколебимо, как Россия”. Мы не помним, поэтому + не получаем. Когда все на нашем столе ответили, вопрос №3 разыгрывается. На него отвечают другие: “автору”.

Следующий переход – четвертый, мы идем к столу С. У нас вопрос №2: “Место действия. ”: “Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?”. Мы отвечаем, что это площадь Петра, и получаем +.

Последний переход, стол В, у нас вопрос №1: “Времена и числа”: “Сколько лет служит Евгений?”. Мы отвечаем, что 2 года, и получаем +. На нашем столе остался неотвеченным вопрос №4. Консультант задает его желающим ответить: “За сколько перевез Евгения на другой берег перевозчик?”. Мы вспоминаем, что Евгений заплатил гривенник. И на листке рядом с нашим номером появляется еще один +.

Зачет окончен. Консультанты подводят итоги: у нас пять плюсов, но мы слышим, что есть и больше.

В подготовке “вертушки” есть свои правила:

1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т. д. ) .

2. Вопросы располагаются в строгой последовательности по сюжету произведения.

3. Три группы вопросов – это вопросы более легкие, две группы – более сложные.

4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы.

5. В следующий раз консультантами становятся победители.

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”.

Цель:

1) контроль знания текста произведения, прочитанного в системе внеклассного чтения;

2) сопоставление знаний ученика с достижениями других учеников;

3) подготовка к последующему детальному анализу художественного текста;

4) развитие у детей умения читать “качественно”, вдумчиво, не торопясь;

5) развитие умения работать в сотрудничестве (работа в группах) ;

6) закрепление навыков самодисциплины, взаимоконтроля .

Оборудование:

1. Карточки с вопросами для каждого стола.

2. Карточки с ответами на вопросы.

3. Карточки с номерами, где ставятся плюсы.

4. Карточки-знаки для обозначения столов.

5. Таблички-схемы для терминологической игры “Продолжи предложение” (работа по теории литературы ) и рисунки “Угадай героя” для паузы при подведении итогов.

6. Нормы оценок.

План.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах под руководством консультантов.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

4. Подведение итогов жюри. Выставление оценок.

Тип урока: урок-зачет.

Ход урока.

1. Организационный момент: вступительное слово учителя.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово “лаконизм” (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: “Краткость – сестра таланта”. Придавая огромное значение работе над каждым словом, он писал: “Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее…Надо заботиться об ее музыкальности”.

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н. А. Некрасов, “словам было тесно, мыслям просторно”, - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. И эту задачу мы попытаемся с вами сегодня выполнить на нашем, уже ставшем привычном, уроке – “вертушке” по прочитанной вами самостоятельно поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Итак, мы начинаем наше путешествие по горным перевалам знаний с первого перехода.

2. Работа в группах.

СТОЛ “А”.

КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.

1.

“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.

2.

Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.

3.

“Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами”

4.

“…зрит Божий гнев И казни ждет”. Кто это?

5.

Они “…по ближним улицам и дальним В опасный путь средь бурных вод пустились”.

СТОЛ “В”.

ЧИСЛА И ВРЕМЯ.

1. Сколько лет служит Евгений?

2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?

3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?

4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?

5. Когда нашли труп Евгения?

СТОЛ “С”.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

1. Как назывались потешные поля?

2. Как называлось здание – “игла”?

3. Где в начале поэмы жил Евгений?

4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?

5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?

СТОЛ “Д”.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?

1.

“С божией стихией Царям не совладать”.

2.

“Жениться? Мне? Зачем же нет?”

3.

“Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия”

4.

“О мошный властелин судьбы? Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной, Россию поднял на дыбы” “Но бедный, бедный мой Евгений…”

СТОЛ “Е”.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.

1.

“Но торжеством победы полны, Еще кипели злобно (…) ”.

2.

“И он, как будто околдован, Как будто к (…) прикован”.

3.

“С поднятой лапой, как живые, Стоят два (…) сторожевые”.

4.

“…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”.

5.

“Природой здесь нам суждено В Европу прорубить (…) ”.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

Итак, спасибо всем за плодотворную совместную работу. Предлагаю вам, пока жюри подведет итоги, поиграть.

“ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

1. Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

2. В поэме ярко выражено …(авторское отношение к изображаемому) .

3. В поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин свою любовь, восхищение Петербургом передает торжественным слогом, используя …(эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы) .

4. Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой) .

5. Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами) .

6. Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются … (сравнениями) .

7. Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой) .

8. В поэмах А. С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник” одним из важнейших образов является образ… (Петра) .

9. Используемые в описании Петербурга выражения “задумчивые ночи”, “спящие громады”, “золотые небеса”, “заря спешит”, “бег санок”, “говор балов” являются … (метафорами) .

10. И, в заключение, еще один вопрос. Мы многое узнали о Петре Первом и о его “твореньи рук” - новой столице того времени, “окне в Европу”, г. Петербурге. А что знаете вы о Санкт-Петербурге? С какой датой ассоциируется у вас это слово (важной и знаменательной) ? Триста лет – это мало или много?

4. Подведение итогов составом жюри. Выставление оценок.

Приложение. Нормы оценок и ключи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

КИМ ЕГЭ "Медный всадник" - А.С. Пушкин - Литература - Каталог статей

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

 И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темнозелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 

 

А.С.Пушкин «Медный всадник»

В1. Из какой части произведения взят отрывок?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В2. Укажите жанр произведения «Медный всадник».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В3. «На берегу пустынных волн/ Стоял он…». О ком эти слова?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В4. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор: «Все флаги в гости будут к нам»?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В5. Автор часто употребляет слова: « полн», «чёлн», «отсель», «град», «блат». Как называются подобные слова?

 

Ответ: __________________________________________________________

В6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа:    

                          И думал он:

          Отсель грозить мы будем шведу,

          Здесь будет город заложен

          На зло надменному соседу.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В7. Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.С.Пушкин: «В Европу прорубить окно».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В8. Как называется слово или сочетание, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства («Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В9. Как называется замена названия предмета, лица, явления описанием его признаков («Люблю тебя, Петра творенье…»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В10. Как называется стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности («И взоры дикие навёл На лик державца полумира»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В11. Как называется скрытая насмешка, выражающаяся употреблением слов в противоположном смысле: «Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Воспел бессмертными стихами несчастье невских берегов»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В12. Как называется вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности: «Жениться? Ну…зачем же нет?»?

Ответ: ________________________________________________________

 

В13. Какое жанровое определение использует Пушкин в подзаголовке поэмы «Медный всадник» для характеристики её сюжетной части, где рассказывается о судьбе Евгения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В14. Установите соответствие между персонажами поэмы «Медный всадник» и событиями, которые происходят с ними. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                   СОБЫТИЯ

 

А)Пётр I                                              1)строит планы семейной жизни

Б)Евгений                                           2)пытается организовать помощь пострадавшим

В)Александр I                                   3)возводит новую столицу России

                                                               4)погибает во время наводнения

 

Ответ:

 

 

В15. Укажите средство художественной выразительности, заключающееся в одушевлении явлений природы и наделении их человеческими свойствами, использованное в строках:

                                                              Он узнал

                               И место, где потоп играл,

                               Где волны хищные толпились,

                               Бушуя злобно вкруг него…

 

Ответ: _________________________________________________________

 

В16. Назовите определение, которое в русской литературе второй половины XIX века стали широко использовать, характеризуя героев, подобных Евгению из «Медного всадника».

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В17. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынных улиц»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В18. Как называется приём, основанный на повторении однородных согласных звуков: «Ногою твердой стать при море»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В19. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит на пределы предметного значения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В20. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Приют убогого чухонца»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В21. В «Медном всаднике» А.С. Пушкин создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

С1. Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?

 

С1. В чём смысл вопроса: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта»?

 

С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?

 

С2. Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к  литературному типу «маленького человека». Кто еще из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?

 

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?

 

С2. Поэма «Медный всадник» – художественный итог размышлений Пушкина о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В каких ещё произведениях мы встречаем образы Петра и Петербурга и в чём их можно сопоставить с «Медным всадником»?

 

 

banakhevich.ucoz.ru

Контрольная работа - Проблема личности и государства в поэме Пушкина Медный всадник

Если допустим термин «шедевры пушкинского творчества», то поэма «Медный всадник», бесспорно, относится к их числу. Исторические, философские, лирические мотивы слились в единый художественный сплав. И «петербургская повесть», как по жанру определил ее Пушкин, приобрела те черты масштабности, которые позволяют отнести «Медного всадника» к «вечным», бесценным памятникам поэзии, не разгаданным до конца.

В центре поэмы — личность Петра I, великого преобразователя, деятельность которого постоянно интересовала поэта, потому что петровская эпоха — один из крупных поворотов в истории России.

Поэма «Медный всадник» — грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести». В нем дан величественный образ Петра — преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения, — укрепление русского государства на берегах Балтийского моря:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

Петр выступает здесь и как покоритель самой природы, ее стихий, и как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн».

Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способного на такое чудо, как возведение из «тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.

Это пример человека, который, мог, казалось, предугадать поворот в течении истории и повернуть Россию в ее новое русло, мог, выходит, стать «властелином судьбы» не только своей собственной, но и всей России:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, в узде железной …

Россию поднял на дыбы?

Да, Петр поднял Россию на дыбы, но и на дыбу одновременно. Самодержец и самодур. Человек власти, этой властью развращенный, употребляющий ее на великое и низкое. Великий человек, унижающий достоинство других людей. Герцен писал: «Петр I — самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов». Слова эти можно поставить эпиграфом к «Медному всаднику».

…Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга — «Петра творенья» — Пушкин рисует с чувством гордости и восхищения. Лирическая часть вступления завершается гимном Петру и его делу, незыблемость которого — залог достоинства и величия обновленной им России:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Но возвышенный пафос вступления сменяется печальным рассказом последующих глав. К чему привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, но им, увы, не суждено сбыться. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель и Параше, и всему бедному люду.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»). Евгений чувствует на себе мощь деспотизма Петра, представшего ему в образе Медного всадника, «горделивого истукана». И он отважно бросает ему вызов: «Ужо тебе! …». Но бунт отчаявшегося одиночки лишен смысла. Едва бросив вызов кумиру, Евгений, в ужасе от собственной дерзости, бежит прочь. Сломленный, раздавленный, он жалко кончает свои дни.

А что же горделивый всадник, «державец полумира»? Все напряжение, вся кульминация поэмы в жуткой, мистической картине, которая последовала за вызовом Евгения.

Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой.

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне.

Оказывается, жалкого выкрика бедного безумца оказалось достаточно, чтобы горделивый истукан потерял покой и с сатанинским рвением стал преследовать свою жертву.

По-разному можно оценивать поэму. В ней многие видели воспевание сильной государственной власти, имеющей право пренебречь судьбами отдельной личности ради общего блага. Но есть в поэме Пушкина и другое — гимн гуманизму, сочувствие «маленькому человеку», восставшему против «воли роковой».

Воля Петра, противоречивость его деяний, и есть точка символического сопряжения всех сюжетных компонентов повествования о бедном петербургском чиновнике — натуральных, фантастических, исторических, загадочно связанных с судьбами послепетровской России.

Величие Петра, прогрессивность его деяний оборачиваются гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. Конфликт между государством и личностью неизбежен. Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в столкновение с самовластительным порядком. Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка. Эту мысль Пушкина подтверждает вся трагическая история нашей страны.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник

Поэма «Медный всадник» – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.

Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. «Человечность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:

…Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слышит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград». Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища

Плывут по улицам!

И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокойной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени…как челобитчик у дверей».

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.

В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина Медный всадник

Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Автор: Пушкин А.С.

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих поли,

И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

… Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

… юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.

Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,

Рука с рукой дойдем мы оба…

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества».

В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана».

Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.

«Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

www.ronl.ru


Смотрите также