Контрольные вопросы по теме:. Контрольные вопросы по теме


Контрольные вопросы по теме

1. Что означает правоотношение как форма общественного отношения?

2. Сформулируйте понятие правоотношения, назовите юридические признаки правоотношения.

4. Каков элементный состав правоотношения?

5. Кратко охарактеризуйте предпосылки возникновения правоотношений.

6. Как соотносятся понятия «субъект права» и «субъект правоотношения»?

7. Назовите особенности индивидуальных и коллективных субъектов (организаций) правоотношения.

8. Как соотносятся правоспособность и дееспособность физических лиц? Какие факторы оказывают влияние на возникновение и объем дееспособности индивидуальных субъектов?

9. Каково содержание правовых отношений?

10. Назовите особенности субъективного права и юридической обязанности.

11. Сформулируйте определение объекта правоотношения. Раскройте особенности таких объектов.

12. Какие существуют виды правоотношений?

13. Что понимается под юридическим фактом?

14. Классифицируйте юридические факты по различным основаниям.

15. Что означает юридический (фактический) состав как разновидность юридических фактов?

Тема 4. Толкование и реализация права

  1. Понятие и необходимость толкования норм права.

  2. Основные приемы (способы) толкования права.

  3. Виды толкования норм права.

  4. Акты толкования права: особенности, виды.

  5. Понятие и формы реализации права.

  6. Применение норм права.

  7. Акты применения норм права.

  8. Классификация (виды) актов применения права.

1. Понятие и необходимость толкования норм права

Толкование в самом общем смысле означает объяснение чего-нибудь, изложение точки зрения, способ познания или понимание различного рода письменных источников.

Толкование в интересующем нас плане (юридическое толкование) – один из видов познания, интеллектуально-волевая деятельность, объектом которой выступают правовые нормы, изложенные в текстах нормативных правовых актов.

Юридическое толкование представляет собой уяснение смысла норм права, установление их действительного содержания.

Объектом толкования в юридической литературе признается право, выраженная в нем воля. То есть в процессе толкования установлению подлежит государственная воля (воля законодателя), которая выражена и закреплена в нормативных правовых актах.1

Непосредственным предметом толкования – нормативные правовые акты, содержащие нормы права. В юридической литературе также существует мнение, что толкованию подлежат все правовые акты (нормативные, договоры, правоприменительные)2.

Цель – правильное и точное понимание и применение права.

Субъектами толкования могут быть должностные лица, органы государства, представители общественных формирований, граждане – никто не ограничен в возможности раскрывать смысл правовых норм. Однако юридическое значение деятельности разных субъектов толкования права различно в связи с официальным и неофициальным характером того или иного вида толкования и их юридической значимостью.

Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание смысла нормы права включает следующие два обязательных элемента: уяснение смысла правовых норм «для себя» и разъяснение их смыслового содержания для других.

Толкование-уяснение – первое предварительное условие правильного понимания текста нормативного правового акта и содержащихся в нем норм права. Имеется в виду внутренний мыслительный процесс познания, направленный на раскрытие содержания юридических норм «для себя», для реального субъекта, для конкретного правоприменителя, принимающего правовое решение. В большинстве случаев достаточно уяснить смысл правовой нормы, чтобы вынести правильное решение по делу.

Например, законодатель, обсуждая проект закона, должен прежде всего понять для самого себя его смысл, что является предпосылкой принятия окончательного решения о его последующем издании.

Толкование-разъяснение – это деятельность, получающая внешнее выражение, осуществляемая компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности относительно содержания нормы права, внести определенность в ее понимание другими субъектами. Разъяснения дают Конституционный Суд РФ, пленумы Верховного суда РФ, прокуроры, юрисконсульты и др.

В одних случаях такое разъяснение оформляется в виде определенного документа, носит официальный характер. В других – оно может быть устным, неофициальным, принимать форму советов, рекомендаций.

Существенно то, что толкование может ограничиваться лишь одним уяснением. Вместе с тем, возникает необходимость в толковании-разъяснении, в тех случаях, когда в процессе толкования-уяснения в содержании закона или правовых норм обнаруживаются противоречия, либо, когда норма права требует дополнительной конкретизации и обоснования возможности ее применения к данной правовой ситуации. Следовательно, подобное разъяснение не носит обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме. Оно требуется тогда, когда надо обеспечить одинаковость понимания толкуемой юридической нормы другими лицами.

Итак, уяснение и разъяснение – это две связанные стороны процесса толкования права, призванные давать правильное, точное понимание правовых норм в каждом конкретном случае.

Необходимость толкования обусловлена несколькими факторами.

1. Уяснение любого письменного документа требует мыслительной деятельности, нацеленной на понимание слов, предложений, их логической связи.

2. Толкование вызывается особенностями самих норм права, их общим характером, в то время как реальные общественные отношения, к которым применяются эти нормы, всегда конкретны. Данное обстоятельство требует использования юридических познаний, т.е. юридического толкования для правильной практической реализации норм права.

3. Краткость и лаконичность отдельных формулировок правовых норм, содержащаяся в них специальная терминология, а также оценочные понятия («корыстные мотивы и побуждения», «крупный размер хищения», «тяжкие телесные повреждения» и др.) предполагают соответствующее профессиональное разъяснение1.

4. Иногда в законодательных актах используются такие обороты, как «в аналогичных случаях», «и другие», «и т.д.», что требует установления соответствующего смысла.

5. Толкование норм права вызывается в том числе несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, не всегда ясным, четким и понятным языком нормативного правового акта, в связи с этим некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда и двусмысленными2.

6. Толкование норм права предопределяется и их свойством системности, взаимосвязи и взамообусловленности. В связи с этим одна норма может содержать положения, которые дадут возможность реализовать другую норму3. Понять, осмыслить такие связи юридических норм, т.е. их «взаимоотношения» с другими нормами права, можно посредством юридического толкования.

Напомним, особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, общий характер), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным юридическим нормам, недостатки юридической техники – все это порождает необходимость юридического толкования.

Необходимость и значение толкования проявляется на всех стадиях правового регулирования:

- в процессе правотворчества;

- в проведении систематизации нормативных правовых актов;

- при разных формах реализации права.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимается под организационной формой инновационной организации?

2. Какие формы организации инновационной деятельности Вы знаете?

3. Временная организация, созданная для решения конкретной задачи, характерна для:

а) дивизиональной формы организации;

б) матричной формы организации;

в) проектной формы организации;

г) сетевой формы организации.

4. Что понимается под организационной структурой инновационной организации?

5. Какие особенности построения традиционных организационных структур Вы знаете?

6. Охарактеризуйте современные формы построения инновационных организаций.

4. Организация процесса освоения производства новой продукции

4.1. Содержание процесса создания и освоения

новой продукции

Рыночные условия предопределяют ускоренный процесс создания и освоения новой продукции. Все стадии жизненного цикла должны выполняться быстро, с минимальными потерями средств и времени, чтобы опередить конкурентов в борьбе за рынок сбыта.

Научные исследования выполняются как на предпроизводственной стадии - фундаментальные, поисковые и прикладные, - так и на стадии производства - производственные. Общим для них является их теоретический характер, теоретическая разработка и обоснование явлений, процессов, отдельных положений и выводов. Отличаются они главным образом целью, задачами и результатами.

Фундаментальные исследования дают новые знания; поисковые - изучают возможности создания новой техники, прикладные - показывают, как использовать новые знания и возможности при проектировании; производственные исследования дают рекомендации по решению частных вопросов, возникающих в связи с совершенствованием техники, технологии, организации производства. Такая группировка научно-исследовательских работ дает возможность решать проблемы управления и организации исследований, задачи сокращения цикла «исследование – производство», ускорения внедрения в производство научно-технических новшеств.

С целью ускорения разработки технической документации на завершающей стадии научно-исследовательских работ, направленных на создание новой техники, рекомендуется разрабатывать проект технического задания на опытно-конструкторские работы. На продукцию машиностроения важнейшего назначения создается аванпроект, который утверждается заказчиком или основным потребителем и разработчиком до начала разработки продукции. Он выполняется разработчиком с целью технико-экономического обоснования целесообразности проектирования продукции и путей ее создания, производства и эксплуатации.

Конструкторская подготовка производства проводится в ходе выполнения опытно-конструкторских работ. Параллельно-последовательно должны выполняться технологическая и организационная подготовки, связанны с освоением промышленного производства изделия.

В зависимости от сложности, объема и характера работ в выполнении научных исследований и проектно-конструкторских разработок могут принимать участие несколько организаций. В таком случае назначается организация - головной исполнитель, который координирует работу организаций - соисполнителей, согласовывает план работ, программу постановки на производство новой модели и комплектующих изделий. Комплексно-совмещенный метод организации процесса создания и освоения новой продукции позволяет значительно ускорить выпуск новых моделей.

Если работа заканчивается изготовлением установочной серии и подготовкой производства к серийному выпуску, то согласно действующим стандартам ОКР следует выполнять по форме «А». При завершении работы выпуском опытного образца ОКР нужно проводить по форме «Б». Проведение ОКР по форме «А» предполагает введение должности главного конструктора проекта, который руководит работой на всех стадиях, включая и постановку продукции на производство. Вводятся должности заместителей главного конструктора по технологии, на которые назначаются представители от организации - разработчика и предприятия - производителя, а также заместителя главного конструктора по освоению - от предприятия - производителя.

Выполнение опытно-конструкторских работ по форме «А» требует применения новой системы организации и планирования. Эффективным методом сквозного планирования является программно-целевое планирование.

Основанием для выполнения опытно-конструкторских работ в объединениях, концернах и предприятиях должны служить целевые комплексные программы и утвержденный тематический план работы предприятия. Исходным документом для выполнения ОКР является заявка предприятия - заказчика на разработку и освоения нового изделия. Конструкторская подготовка производства регламентирована документами ЕСКД. В отраслевых стандартах и руководящих материалах проводится содержание и порядок выполнения опытно-конструкторских работ и рекомендаций по организации постановки на производство новых изделий с учетом отраслевых особенностей. Предприятиям целесообразно разработать свои руководящие материалы, стандарты по созданию и освоению продукции, отражающих не только свои особенности, но и показывающих комплексно-совмещенный порядок выполнения работ по созданию и промышленному освоению новых моделей продукции на предприятии.

До освоения новых изделий выполняется технологическая подготовка производства (ТПП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции необходимого качества при установленных сроках, объеме производства и затратах. Содержание ТПП и объем работ зависит от типа производства, конструкции и назначения изделия. Работа регламентируется государственными стандартами ЕСТПП, которая определяет порядок организации и управления ТПП, предусматривает разработку и широкое применение прогрессивных технологических процессов, использование унифицированной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и организационно-управленческих работ [4].

Освоением производства новых изделий называется производственный процесс их изготовления, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме, требуемого качества и достижение проектных экономических показателей.

При определении сущности и содержания освоения новых изделий следует исходить из того положения, что освоение является производственным процессом, начальным этапом выпуска новых изделий.

Сущность процесса освоения новой продукции отражает глубинные связи и отношения, возникающие в начальный период производства новых моделей продукции.

Содержанием освоения является упорядоченная совокупность элементов и явлений, образующих производственный процесс в этот период.

Следует различать техническое, производственное и экономическое освоение.

Под техническим освоением понимается производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции. Проектные технические параметры новой модели должны быть достигнуты в опытном производство во время подготовки производства к серийному, массовому выпуску новой редукции. Однако техническое освоение иногда выполняется и при серийном производстве. В результате потребитель получает изделия низкого качества, несоответствующие техническим условиям.

Производственное освоение начинается с выпуска первых серийных образцов и заканчивается выходом производства на проектную мощность по количеству выпускаемых машин. В этот период происходит дооснащение производства для возрастающего объема выпуска продукции. Вводится новое оборудование, поступают в производство новые комплексы специальной оснастки, уточняются, закрепляются кооперированные связи с поставщиками материалов и комплектующих изделий и с потребителями возрастающего объема выпускаемой продукции. Закрепляются навыки выполнения операций основными рабочими, пополняются технические и организационные знания и опыт работы инженерно-технических работников.

Экономическое освоение новых изделий характеризуется постепенным снижением повышенных расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, вызванных освоением, снижением себестоимости продукции, повышением производительности труда, рентабельности, эффективности производства. Заканчивается экономическое освоение достижением производством проектного уровня по основным экономическим показателям. На практике можно ориентироваться на динамику трудоемкости и себестоимости изделия.

Экономическое освоение, как и производственное, начинается с выпуска первых изделий. Экономические показатели отражают состояние и развитие процесса производства, доказывают степень готовности предприятия к началу освоения новой модели. Чем выше начальные значения трудоемкости, себестоимости продукции, чем больше крутизна кривой освоения и, естественно, более продолжителен период освоения, тем ниже качество выполнения ОКР, тем хуже предприятие подготовилось к переходу на выпуск новой модели.

Освоение можно считать законченным только тогда, когда производственные и экономические показатели достигнут проектного уровня. Первым показателем, характеризующим динамику экономического освоения, следует считать трудоемкость изделий. Он дает представление о приобретении рабочими необходимых навыков, о достаточной оснащенности рабочих мест [6].

Убедительно характеризует экономическое освоение показатель стоимости новых изделий. Выход на проектную величину затрат говорит об окончании освоения производства модели. Дополнительные сведения об экономическом освоении дает показатель рентабельности новой продукции. Динамика уровня рентабельности в период освоения должна контролироваться и анализироваться.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме

  1. Назовите способы государственного регулирования пред­принимательской деятельности.

  2. Какова роль государственного сектора в условиях ры­ночной экономики?

  3. Как соотносятся понятия "прогнозирование" и "планирование"?

  4. Что понимается под государственным контролем и надзором в сфере предпринимательской деятельности?

  5. В чем состоит сущность доминирующего положения на рынке?

  6. Дайте определение монополистической деятельности.

  7. Каковы основные виды злоупотребления доминирующим положением на рынке?

  8. Что такое горизонтальные (картельные) соглашения?

  9. Кто признается субъектом малого предпринимательства?

  10. Назовите нормативные документы по стандартизации.

  11. Какие цели преследует сертификация продукции, това­ров, услуг?

  12. В каких случаях проводится обязательная сертификация?

  13. Что такое технический регламент?

  14. На какие товары и услуги осуществляется государственное регулирование цен?

  15. Каким образом устанавливаются тарифы на электриче­скую и тепловую энергию?

  16. Каков порядок регулирования тарифов организаций ком­мунального комплекса?

  17. Ответственность за нарушение ценообразования и дисциплины цен?

Раздел 4. Рынок и предпринимательская деятельность.

Тема 8. Правовое регулирование товарного рынка.

  1. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Инфраструктура товарного рынка: торговые (коммерческие) посредники и организации (предприятия) товаропроводящей сети. Посред­ники в сфере товарного обращения: брокерские конторы, оптово-посред­нические фирмы, коммерческие центры, торгово-закупочные фирмы, дис­трибьюторы, торговые дома.

  2. Товарная биржа: понятие, функции, нормативно-правовая основа.

  3. Порядок создания товарной биржи. Органы управления и структура товарной биржи.

  4. Организация торговли на товарной бирже и ее участники:

4.1. предмет биржевых торгов;

4.2. участники биржевых торгов;

4.3. биржевые сделки и их виды;

4.4. регламент биржевых торговых сделок;

4.5. порядок регистрации, оформления и расчетов по биржевым сделкам.

  1. Государственный контроль за деятельностью участников товарного рынка.

Нормативные акты и материалы

Конституция РФ.(Ст. ст. 34, 35, 74).

ГК РФ. Ст. ст. 48-123, 454-491.

О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Феде­ральный закон от 13 декабря 1994 г.. N 60-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - N 34.

О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ // СЗ РФ. -1996.- N 1.

О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 N 94-ФЗ // Российская газета.- 2005.- N 163.

О товарных биржах и биржевой торговле: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. // ВСНД РФ и РФ.- 1992.- N 18.-Ст.961.

Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном Комиссаре на товарной бирже: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 N 152// САПП РФ. -1994.- N 10. - Ст.787.

Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле: Утв. постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 // СЗ РФ.- 1995.- N 42.- Ст. 3982

О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках: Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-15/АК // Экспресс-Закон.-1996. - N 38.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме:

  1. Каковы этиология и патогенез СД 1 типа и СД 2 типа?

  2. Перечислите клинические симптомы и лабораторные критерии СД. Поясните их патогенез.

  3. Почему в условиях усиления липолиза при диабете человек может быть тучным?

  4. Каковы патогенез и основные клинические проявления неотложных состояний при СД? Дайте сравнительную характеристику кетоацидотической и гипогликемической комы.

  5. Каковы патогенетические основы хронических осложнений СД?

  6. Каковы принципы патогенетической терапии СД?

  7. Какова роль жиров в организме?

  8. В чем заключается роль гипоталамуса в патогенезе алиментарно-конституционального и гипоталамического ожирения?

  9. Какова роль ожирения, как этиологического фактора сахарного диабета 2 типа?

  10. Укажите биологическую роль ЛХАТ-ловушки. Опишите механизм процесса.

  11. Назовите заболевания, при которых встречаются проявления АФЛС. Каков спектр анти-ФЛ антител?

  12. Каковы «новые» факторы риска атеросклероза (тромбогенные и воспалительные)?

  13. В чем заключается роль иммунных механизмов в формировании и дестабилизации атеросклеротической бляшки?

  14. Что такое модифицированные ЛП? Каковы особенности их структуры, причины появления в организме и роль в атерогенезе?

Занятие №13 Нарушения кислотно-основного состояния, водно-электролитного и минерального обменов Основные учебные вопросы:

  1. Нарушения кислотно-основного состояния (КОС): принципы классификации, причины, механизмы развития, проявления.

  2. Газовый ацидоз и алкалоз. Негазовые формы ацидоза и алкалоза: метаболический, выделительный (почечный и гастроэнтеральный), экзогенный. Смешанные формы.

  3. Компенсаторные реакции при острых и хронических нарушениях КОС.

  4. Изменения показателей КОС в организме при различных видах ацидоза и алкалоза, принципы их коррекции.

  5. Расстройства водного обмена. Виды гипо-, гипергидратации и дегидратации организма: причины, механизмы развития.

  6. Отеки: принципы классификации, патогенетические факторы. Значение градиентов гидродинамического, осмотического и онкотического давления в крови и тканях, состояния сосудисто-тканевых мембран. Роль нервно-гуморальных механизмов в развитии отека.

  7. Патогенез сердечных, почечных, воспалительных, аллергических, голодных отеков; клинические проявления.

  8. Местные и общие нарушения при отеках, принципы их терапии, экспериментальные модели.

  9. Нарушения электролитного обмена. Нарушение содержания и соотношения ионов калия, натрия, кальция, магния и микроэлементов в жидких средах организма, между клеточными и внеклеточными секторами.

  10. Основные причины и механизмы нарушений электролитного баланса. Расстройства обмена веществ и физиологических функций при электролитном дисбалансе.

  11. Взаимосвязь между водным, ионным и кислотно-основным обменами.

  12. Принципы диагностики типовых нарушений водно-электролитного обмена

Литература

Основная:

  1. Тексты лекций.

  2. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учеб. В 2-х т. / П.Ф. Литвицкий. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002 – Т. 1 – С. 586–623

  3. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: курс лекций / П.Ф. Литвицкий, Н.И. Лосев, В.А. Войнов и др.; под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: Медицина, 1995.- С. 252-281

  4. Патологическая физиология: учебник / Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць, А.В. Атаман и др.; Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В. Быця. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 222-250.

Дополнительная:

  1. Новицкий, В.В. Патофизиология / В.В. Новицкий, Е.Д. Гольдберг. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001. – С. 358–403

  2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – С.245-267

  3. Практические занятия по патологической физилогии: пособие для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов (в двух частях) / Н.Е. Максимович и др. – Гродно: ГрГМУ, 2009. –Ч.1. – С.170-204.

  4. Войнов, В.А. Атлас по патофизиологии: учебное пособие / В.А. Войнов. – Москва: МИА, 2004. – 218 с.

  5. Тестовые задания по курсу патофизиологии / под ред. Г.В. Порядина и Ж.М. Салман. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 352 с.

  6. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: учебное пособие / под ред. П.ф. Литвицкого. – Москва: ГЕОТАР-МЕД, 2002. – 384 с. – (серия «XXI век»).

  7. Фролов, В.А. Общая патофизиология: Электронный курс по патофизиологии и вступительные статьи к нему [Текст] / В.А. Фролов, Д.П. Билибин.– Москва: МИА, 2006. – 176 с.

  8. Литвицкий, П.Ф. Патофизиология: учебник с прил. на компакт-диске. / П.Ф. Литвицкий. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 496 с.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме

  1. Патогенез и клиническая картина астматического статуса.

  2. Лечение астматического статуса на различных этапах неотложной медицинской помощи.

  3. Патогенез и клиническая картина анафилактического шока.

  4. Лечение анафилактического шока на различных этапах неотложной медицинской помощи.

  5. Патогенез и клиническая картина инфекционно-токсического шока.

  6. Лечение инфекционно-токсического шока на различных этапах неотложной медицинской помощи.

  7. Особенности лечебно-диагностического алгоритма на догоспитальном этапе при, менингококковой инфекции.

  8. Патогенез гиповолемического шока и его классификация.

  9. Клиническая картина гиповолемического шока.

  10. Лечение гиповолемического шока на различных этапах неотложной медицинской помощи.

  11. Классификация пневмоторакса.

  12. Патогенез и лечение спонтанного пневмоторакса на догоспитальном этапе.

  13. Классификация и патогенез острой дыхательной недостаточности.

  14. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности.

  15. Адреномиметики, фармакодинамика, показания и противопоказания к их назначению.

  16. Лекарственные препараты, обладающие положительным инотропным эффектом, фармакодинамика, показания и противопоказания к их назначению.

5.3 Острые отравления: диагностика, тактика. Комы: патогенез, дифференцированная терапия. Неотложная помощь психиатрическим больным.

Нарушение сознания. Кома

Объем экстренного обследования больного с нарушенным сознанием:

Анамнез:

При ведении больного в коматозном состоянии врач должен поставить перед собой следующие вопросы:

  1. Какова скорость развития комы?

  2. Какая клиническая картина предшествовала развитию комы?

  3. Имеется ли у больного какое-нибудь хроническое заболевание (сахарный диабет, заболевания почек, печени, эпилепсия и др.)?

  4. Имеются ли какие-нибудь признаки травмы?

  5. Возможна ли экзогенная интоксикация? Какие лекарственные препараты, психотропные и токсические вещества (транквилизаторы, снотворные, наркотики, алкоголь) могли быть использованы больным?

Общее обследование:

  1. Жизненно важные функции: проходимость дыхательных путей, состояние кровообращения и дыхания, температура.

  2. Кожа: признаки травмы, печеночные знаки, следы инъекций, проявления инфекционных заболеваний.

  3. Голова: гематомы, локальная болезненность, крепитация, кровотечение из ушей и носа (признаки перелома основания черепа).

  4. Ригидность затылочных мышц (признак менингита, травмы, субарахноидального кровоизлияния). Нельзя производить движений в шее при подозрении на перелом шейного отдела.

  5. Дыхание:

Чейна-Стокса – периоды гипервентиляции с постепенным нарастанием, а затем убыванием глубины дыхания сменяются периодами апноэ. Чаще наблюдается при тяжелой соматической патологии (например, тяжелой ХСН).

Центральная нейрогенная гипервентиляция – ритмичное и глубокое дыхание с частотой около 25 в минуту. Прежде чем сделать вывод о нейрогенном характере следует исключить метаболический ацидоз, респираторный алкалоз или гипоксемию. Данный тип дыхания является прогностически неблагоприятным.

Апнейстическое дыхание – удлиненный вдох с последующей задержкой дыхания на высоте вдоха. Дыхание Биота – частые ровные дыхателные движения, разделенные периодами апноэ. Оба типа дыхания характерны для поражения варолиева моста.

Хаотическое дыхание и агональные вздохи – свдетельствует о поражение дыхательного центра.

Угнетение дыхания – поверхностные, медленные и неэффективные дыхательные движения. Обусловлено угнетением продолговатого мозга, чаще связано с передозировкой лекарственных веществ.

Кома в сочетании с гипервентиляцией – чаще наблюдается при метаболических нарушениях в виде метаболического ацидоза (кетоацидоз, лактацидоз, уремия, др.) и респираторного алкалоза (печеночная энцефалопатия, отравление салицилатами)

  1. Обследование грудной клетки, живота, конечностей по общим правилам.

  2. Исследование прямой кишки и малого таза на предмет кровотечения.

  3. Запах изо рта

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме 3:

  1. Когда возникает административная правоспособность граждан?

  2. В чем особенности административной дееспособности?

  3. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан?

  4. Может ли быть ограничен адинистративно-правовой статус граждан?

  5. Почему гражданин является приоритетным субъектом административного права?

  6. Какие нормативные правовые акты определяет содержание административно-правового статуса гражданина?

  7. По каким критериям можно классифицировать права и обязанности гражданина в сфере исполнительной власти?

  8. Как гарантируются права и свободы человека и гражданина?

  9. Каков механизм реализации административной жалобы гражданина?

  10. Каков механизм реализации судебной жалобы гражданина?

Тема 4. Понятие и административно-правовой статус органов государственного управления (исполнительной власти) Лекция 4. Органы государственного управления (исполнительной власти)

административный право гражданин правонарушение

Основные понятия:

государственный орган; компетенция; система органов управления; полномочия президента; правительство; Совет министров; Президиум; министерство; государственный комитет; исполнительный комитет; местное управление; государственный аппарат; аппарат управления; структура; штаты.

Органы государственного управления (исполнительной власти) - это разновидность органов государственной власти. Поэтому понятие и черты этих органов производны от признака разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Им, следовательно, прежде всего, присущи основные черты, свойственные органам государственной власти. Исходя из этого, необходимо выяснить признаки органа государства.

Государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.

Поэтому орган государства можно характеризовать, прежде всего, как "организацию", коллектив, управляемую группу людей.

Но для органа государства характерно то, что он является организацией "политической", т.е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от его имени, выполнять его функции.

Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий - главный юридический признак любого государственного органа.

В чем состоит содержание государственно-властных полномочий?

Во-первых, в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими).

Во-вторых, специфической особенностью государственно-властных полномочий органов государства является то, что их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа.

При этом акты органов государства могут распространяться не только на непосредственно подчиненных должностных лиц, работающих в подведомственной данному органу области, но во многих случаях и на граждан. Этот внешний фактор не является универсальным, тем не менее, наиболее четко и ярко выражает сущность властных полномочий органов государства.

Сфера действия велений органов государства определяется конкретным местом, занимаемым каждым из них в системе государственного аппарата, и характером задач, стоящих перед соответствующим органом.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов. Это закономерно, ибо власть выражается не только в установлении определенных обязанностей и т. п., но и в обеспечении их реального выполнения и соблюдения государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обязательны, ибо подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

  1. орган государства - это часть аппарата государства;

  2. орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

  3. орган государства является организацией политической;

  4. он осуществляет от имени государства его задачи и функции;

  5. обладает государственно-властными полномочиями;

  6. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

  7. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

  8. несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности.

  1. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление.

  2. Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.

В Конституции Республики Беларусь термин «исполнительно-распорядительные органы» употребляются применительно к местным органам государственного управления (статьи 117, 119, 120, 122). Но следует отметить, что эта деятельность однотипна, идет ли речь о Совете Министров, министерствах, ведомствах, исполкомах.

Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или, как еще ее называют, внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится.

  1. Они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера.

  2. Деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственно, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, нрава и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т.е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных ведомствах.

studfiles.net

Контрольные вопросы по теме:

  1. Назовите понятие о Боге в Православии.

  1. Каковая миссия Иисуса Христа, согласно православному вероучению?

  1. Что такое Божественное Откровение?

  2. Каково назначение Священного Предания и Священного Писа­ния?

  3. Что такое Символ веры?

1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)

План:

  1. Десять заповедей закона Божьего.

  2. десять заповедей блаженства.

Вопрос 1.

Заповеди Божии – это закон, который Господь дал христианам для исполнения, для хранения чистой души.

Закон этот был дан ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея. На двух скрижалях или каменных досках были написаны 10 заповедей (Синайское Законодательство). Иисус Христос научил своих последователей исполнять эти заповеди гораздо совершеннее.

Заповеди (Моисеевы)

  1. Я – Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Толкование первой заповеди: Человек должен почитать только одного истинного Бога и не предаваться языческому многобожию. Эта заповедь учит христиан веровать в Бога искренне и твердо, всегда помнить о Боге, Который видит не только наши дела, но и помышления. Христиане должны надеяться только на Бога, а не на людей.

  1. Не сотвори себе кумира, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь запрещает идолопоклонство.

Запрещение поклоняться идолам, их изображениям не стоит смешивать с поклонением православным иконам. Православные поклоняются иконам как изображению, как образу Бога или ангелов или святых. Иконы (слово греч. икона означает образ) сами не считаются богами.

Почему эта заповедь актуальна для христиан, которые не почитают идолов, солнце и луну? У христиан возможно более тонкое идолопоклонство, а именно служение греховным страстям, как то: любостяжание (стремление к приобретению богатства), чревоугодие (лакомство, объядение и пьянство), гордость (высокое самомнение и убеждение в своей необыкновенной значимости) и тщеславие ( постоянный, часто безумный, поиск человеческой славы и постоянного восхваления от людей).

  1. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе (напрасно).

Толкование третьей заповеди: Имя Божье нельзя произносить в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещается божба (то есть божиться), богохульство (дерзкие слова против Бога), кощунство (шутки и насмешки в отношении священных предметов). Имя Божье должно произноситься со страхом и благоговением, в молитве, в учении о Боге и в законной клятве или присяге.

  1. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя посвящай Господу Богу твоему.

Толкование четвертой заповеди: Господь повелевает седьмой день посвящать святым делам. Угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме и дома, изучение Закона Божьего, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела. Порой слышатся обвинения, что христиане не чтят субботу. Христиане чтят прежде всего воскресенье, а субботу чтят как воспоминание о сотворении мира и день поминовения усопших.).

  1. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

Толкование пятой заповеди: Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным, не оскорблять их, помогать им, заботиться о них, молиться о них, молиться за них Богу и повиноваться им. Грех непочитания родителей есть великий грех, а всякий грех изнутри подтачивает душевные силы человека и ослабляет его здоровье.

  1. Не убивай.

Толкование шестой заповеди: Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Человек виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству, например:

    1. Судья, осуждающий невинного подсудимого.

    2. Всякий, кто помогает убийству приказом, советом или согласие.

    3. Всякий, кто не избавляет ближнего своего от смерти.

    4. Всякий, кто тяжелым трудом и жестоким наказанием изнуряет своих подчиненных.

    5. Всякий, кто оскорбляет ближнего своего словом или поступком и доводит того до смерти.

    6. Всякий, кто соблазняет ближнего своего, совращает его на порочные поступки, подвергает душу духовной смерти. (Духовное убийство).

Посему Христос и призывает всех относиться друг к другу с любовью и заботой.

Убийство на войне Церковь не считает за грех, если воин защищает свое Отечество и готов положить свою жизнь за «друзей, ближних своих». Однако на войне, конечно, могут быть и преступные убийства. Аборт также относится к тяжелому греху убийства.

  1. Не прелюбодействуй.

Толкование седьмой заповеди: Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь. Христиане должны быть целомудренными в делах, словах, мыслях, и желаниях. Для этого нужно избегать различных соблазнов. К таковым соблазнам относятся: бесстыдные песни, сквернословие, соблазнительные зрелища и картины, пьянство, чтение безнравственных книг. «Брак чист, ложе нескверно», - говорит Священное Писание, обращая внимание на чистоту супружеского союза, освященного в церковном Таинстве брака.

  1. Не воруй.

Толкование восьмой заповеди: Господь Бог запрещает кражу, т.е. присвоение любым образом того, что принадлежит другим. Не только воровство и грабеж, но и взяточничество, тунеядство (получают деньги, а не работают) и обман являются тяжким грехом воровства.

Самая высшая добродетель в исполнении 8-й заповеди – это отречение от всякой собственности, совершенное нестяжание. Этой заповедью христиане призываются быть бескорыстными, милосердными, честными.

  1. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Толкование девятой заповеди: Господь запрещает говорить ложь о другом человеке, показывать неправду на суде, делать ложный донос, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать (слово «дьявол» значит клеветник). Никогда христианам не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому (родители, начальники). Ведь каждый человек имеет много слабостей и недостатков. Душу человека судит Господь, мы же можем осуждать греховный поступок, но не человека.

  1. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Толкование десятой заповеди: Господь запрещает не только что-либо делать плохое другим, но и запрещает плохие желания и помышления по отношению к другим людям. Грех против этой заповеди называется завистью. Поэтому христиане стараются хранить сердце и мысли от всякой нечистоты и быть довольными тем, что имеют, за всё благодарить Бога.

studfiles.net


Смотрите также