Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол. Контрольные упражнения в волейболе


Критерии оценок по волейболу с 6–11-й класс

6-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Стойка и перемещения игрока

“5” – действие выполнено уверенно, легко.

“4” – допущены 1-2 мелкие ошибки.

“3” – допущены 2-3 существенные ошибки.

“2” – искажены основные положения техники перемещения и стоек.

Мелкие ошибки

Считается недостаточное сгибание ног в коленном суставе.

Мышечное напряжение.

Существенные ошибки

Чрезмерное напряжение и статичность стойки.

Слишком сильный наклон вперед.

Неправильная работа рук и ног.

Отсутствие пластичности в перемещении.

Лишние движения.

Передача мяча сверху в парах, в высокой стойке.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено с незначительными ошибками.

“3” – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

“2” – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Прием мяча на прямых ногах.

Руки в положении у груди.

Мяч принимается с хлопком, т.е. недостаточно согнуты пальцы.

Низкая траектория полета мяча.

Прием мяча снизу.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено правильно, но допущена незначительная ошибка.

“3” – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

“2” – допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Несвоевременный выход к летящему мячу.

Выполнение встречного движения рук, к мячу, без учета скорости и траектории полета мяча.

Сгибание рук в локтевом суставе в момент приема мяча.

Прием мяча стоя на прямых ногах.

Серийные передачи мяча снизу над собой.

“5” – 15 передач без ошибок с первой попытки.

“4” – 15-10 передач с 1-2 ошибками.

“3” – 10-8 передач с 2-3 ошибками.

“2” – менее 5 передач с 3-4 ошибками.

Высота передачи ниже 1м.

Не синхронная, согласованная работа рук, ног, туловища.

Отскок мяча не под прямым углом.

Не выполнено количество намеченных передач.

Передача мяча снизу в парах.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено с незначительными ошибками.

“3” – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

“2” – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Прием мяча в неправильной стойке.

Руки согнуты в локтевом суставе.

Недопустим прием одной рукой, кулаками, ладонями.

Прием мяча снизу с подачи (нижней прямой).

“5” – из 7 подач, 5 приемов без ошибок.

“4” – из 7 подач, 4 приема, мяч оставлен на своей площадке.

“3” – из 7 подач, 3 приема.

“2” – из 7 подач, 0 приемов.

Недопустим прием мяча кулаками (мяч отскакивает неточно и улетает за площадку).

Прием мяча ладонями приводит к задержке мяча.

Высота полета мяча не ниже 2м.

Не выполнено количество намеченных приемов мяча с подачи.

Передачи снизу двумя руками через сетку в парах.

“5” – 10 передач без ошибок.

“4” – 8 передач, 1-2 ошибки.

“3” – 5 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 5 передач, 3 ошибки.

Неправильное выполнение стойки, перемещений к мячу, выхода к мячу.

Сгибание рук в локтевом суставе.

Неточность передачи.

Количество невыполненных передач.

Прямая нижняя подача: девочки с 4м, мальчики с 6м.

“5” – из 7 подач, 5 подач в поле.

“4” – из 7 подач, 3-4 подачи в поле.

“3” – из 7 подач, 1-2 подачи в поле.

“2” – из 7 подач, 0 подач.

Неправильное подбрасывание мяча.

Недостаточный или чрезмерный замах для удара.

Удар по мячу выполняется рукой согнутой в локтевом суставе.

После удара тяжесть тела не переносится на ногу стоящую впереди.

Количество невыполненных подач.

Прямая верхняя подача: девочки с 4м, мальчики с 6м.

“5” – из 7 подач, 5 подач в поле.

“4” – из 7 подач, 3-4 подачи в поле.

“3” – из 7 подач, 1-2 подачи в поле.

“2” – из 7 подач, 0 подач.

Неправильное подбрасывание мяча.

Во время замаха руки, кисть идет не из-за головы.

Не точный удар по мячу кистью руки.

Не выполнено количество подач.

7-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Передачи мяча сверху двумя руками над собой.

“5” – 10 передач без ошибок, с первой попытки.

“4” – 10-8 передач, с 1-2 ошибками.

“3” – 8-6 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 6 передач, 3-4 ошибки.

Высота передачи ниже 1м.

Руки при приеме мяча чрезмерно согнуты, на уровне груди или за головой.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног, туловища.

Мяч принимается с хлопками.

Отскок мяча не под прямым углом.

Не выполнено количество намеченных передач.

Верхняя передача за спину (в тройках из позиции: центральному, через центрального).

Оценивается центральный.

“5” – 10 передач без ошибок, с первой попытки.

“4” – 10-7 передач с 1-2 ошибками.

“3” – 7-5 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 5 передач, 3-4 ошибки.

В момент выполнения передачи ноги прямые, отсутствует прогиб туловища назад.

Отсутствует сопровождающее движение: руками вверх назад.

Прямая нижняя подача в зону 1 или 5: девочки с 7м, мальчики с 8м.

“5” – из 6, 4 подачи в указанную зону.

“4” – из 6, 3 подачи в указанную зону.

“3” – из 6, 2 подачи в указанную зону.

“2” – из 6, 0 подач.

Не выполнено количество подач в указанную зону (1 или 5).

Прямая верхняя подача: девочки с 7м, мальчики с 8м.

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач.

Боковая подача (нижняя верхняя).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Не правильная стойка.

Не правильно подброшен мяч.

Удар по мячу произведен согнутой рукой.

Удар не по центру мяча.

8-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Серийные передачи мяча сверху двумя руками над собой.

мальчики

“5” – 25 “4” – 20 “3” – 15

 девочки

20 15 10

“2” – менее 10 передач.

Мяч принимается на чрезмерно согнутые руки, на уровне груди или за головой.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног, туловища.

Высота передачи ниже 1м.

Серийные передачи мяча снизу над собой.

мальчики

“5” – 25 “4” – 20 “3” – 15

 девочки

20 15 10

“2” – менее 10 передач.

Мяч принимается на согнутые в локтевых суставах руки.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног, туловища.

Высота передачи ниже 1м.

Нижняя прямая и боковая подачи из-за лицевой линии в зоны: 1, 5, 6.

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Прямая верхняя подача из-за лицевой линии в указанную, правую или левую стороны площадки.

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач на указанную, левую или правую стороны площадки.

Верхняя боковая подача из-за лицевой линии (выполняется при желании ученика).

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в любое место противоположной площадки.

Нападающий удар через сетку из любой зоны с верхней передачи (в прыжке или без прыжка).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Не своевременный выход к мячу.

Во время прыжка согнуты ноги.

Не правильный замах рукой.

Удар произведен с недостаточной силой.

9-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Верхняя прямая или боковая подачи (в правую или левую части противоположной площадки).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач на указанную, левую или правую стороны площадки.

Любые подачи в указанную зону противоположной площадки.

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Нападающий удар через сетку, верхняя передача из любой зоны.

“5” – 5.

“4” – 4.

“3” – 3.

“2” – менее 2 раз, 2-3 ошибки.

Не своевременный выход к мячу.

Не правильный замах рукой.

Удар произведен с недостаточной силой.

10–11-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Верхняя прямая подача в указанную зону: 1, 5, 6 (из 6 попыток).

“5” – 5 подач.

“4” – 4 подачи.

“3” – 3 подачи.

“2” – 0.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Нападающий удар через сетку из любой зоны, в указанную зону: 1, 5, 6.

“5” – 5 ударов.

“4” – 4 удара.

“3” – 3 удара.

“2” – 0.

Количество не выполненных ударов в указанную зону.

Блокирование.

“5” – упражнение выполнено правильно без ошибок.

“4” – допущена 1 ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

“3” – допущено 2 ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

“2” – допущено 2 и более ошибки, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

Ранний выход на мяч.

Руки расположены далеко от сетки, не далеко друг от друга.

В момент прыжка обучающийся не смотрит на мяч.

Переступает среднюю линию, касание сетки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Оценка уровня подготовленности учащихся по волейболу - Книги

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Педагогический контроль учащихся играет важную роль в повышении эффективности обучения навыкам игры в волейбол. Он проводится учителем на всех этапах обучения игре. Материалом (информацией) для анализа и оценки успеваемости служат данные систематических наблюдений и контрольных испытаний по основным разделам обучения.

Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств учащихся, оценить степень технико-тактической подготовленности, провести объективный отбор в секцию, выявить преимущества или недостатки применяемых средств и методов обучения и т. д.

Перечисленные задачи могут быть успешно решены только при вдумчивом подходе учителя. Это объясняется тем, что стандартной, унифицированной методики оценки пока не существует.

В условиях работы школы берутся как количественные, так и качественные критерии. Основу педагогического контроля составляют контрольные испытания или тесты. Контрольные испытания — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия. Все контрольные испытания условно подразделяют на виды, позволяющие определить уровень подготовленности: общей физической, специальной физической и технико-тактической. В зависимости от целей и задач контроля применяется от одного-двух до десяти и более различных тестов.

Важнейшим требованием, предъявляемым к достоверности контрольных упражнений, является так называемая их валидность (избирательность). Учитывая, что проведение контрольных испытаний в школе должно в свою очередь способствовать совершенствованию специальных двигательных качеств и навыков учащихся, необходимо подбирать такие контрольные упражнения, которые обладали бы наибольшей степенью воспроизводимости и валидности по отношению к основным (соревновательным) двигательным действиям.

Вполне естественно, что формы и методы педагогического контроля будут неодинаковы в работе с детьми младшего и старшего возраста, а также могут вырьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Контроль специальной подготовленности учащихся младших классов направлен прежде всего на повышение их интереса к занятиям. В основу оценки по технико-тактической подготовленности берутся хорошо известные учителю качественные показатели рационального выполнения основных приемов игры. При этом всякое поощрение целеустремленности учащихся будет служить надежным педагогическим средством, способствующим достижению поставленной цели.

В работе с учащимися старших классов одной качественной оценки уже недостаточно. Здесь для усиления процесса обучения служат количественные показатели получаемые в результате контрольных испытаний и наблюдений в игре.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Контрольные испытания по технике

Оценка уровня технико-тактической подготовленности учащихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень сформированное™ навыков).

Для оценки техники владения мячом при передачах двумя руками сверху и приеме двумя руками снизу используют мишень с концентрическими окружностями ( см, рис. 39, в). При передачах сверху расстояние до стены 2,5 м, при приеме снизу—3 м. Учитывается количество очков из 10 передач и потери мяча.

Технико-тактические навыки в подачах должны характеризоваться сочетанием точности и скорости полета мяча. Для их оценки на площадке выделяются зоны 1, 6, 5. Подача выполняется на точность по 6 попыток в каждую зону с места подачи.

Для оценки навыка в атакующем ударе используется непосредственно атакующий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3. На первом этапе обучения оценивается техника удара в пределы площадки. При необходимости (по мере роста техники) можно оценивать и точность удара по зонам площадки, которая делится как и при подачах мяча. Важно, чтобы передача для удара были стабильной траектории.

Контроль подготовленности занимающихся в секции волейбола обусловливает необходимость обеспечения роста спортивного мастерства учащихся и стремления их к постоянному самосовершенствованию. В этой связи расширение диапазона средств педагогического контроля пойдет только на пользу.

Кроме контрольных упражнений, приведенных выше, можно использовать также следующие. Известно, что в успешных игровых действиях связующих игроков особую роль играет техника владения мячом при передачах. Для оценки надежности этого навыка используют усложненный вариант передач в мишень (стоя лицом и спиной) в следующей последовательности: передача над собой, передача в мишень (учитывается точность), поворот лицом, передача над собой на высоту 1—1,5 м, поворот на 180°, передача за голову в мишень (учитывается точность), поворот лицом, передача в мишень и т. д. Учитывается количество очков из 10 передач и число потерь мяча.

При достаточном уровне подготовленности в атакующих ударах можно использовать упражнения в атакующем ударе на точность с собственного набрасывания мяча. Достоинство этого теста состоит в том, что здесь испытуемый не зависит от передающего игрока. Как и при подаче, площадка делится на шесть равных квадратов. Атака средней силы выполняется из зоны 3 с разбега в один-два шага. Учитывается результат из шести попыток. Касание сетки, заступ за среднюю линию и другие ошибки засчитываются как попытки.

Особое значение имеет оценка блокирования. Это объясняется необходимостью стимулирования учащихся к освоению этого сложного технического приема. Однако объективно оценить навыки блокирования пока не представляется возможным. Как показывает опыт, хорошими предпосылками к этому, а также к повышению интереса учащихся, служит использование специального приспособления «Мяч за сеткой» (см. рис. 47), позволяющего измерять величину переноса рук через сетку. Приспособление можно устанавливать на любой высоте и расстоянии. Учитывается лучший результат переноса рук с касанием мяча из трех попыток в прыжке с места.

Хороший эффект оказывает также упражнение в блокировании атакующих ударов с собственного набрасывания мяча. При этом необходимо, чтобы партнеры были примерно одинаковыми по росту и уровню технической подготовленности. Учитывается число отраженных атак из десяти попыток.

| Наблюдения за действиями учащихся в игре

Контроль игровых действий в условиях соревнований имеет особое значение.

Как бы ни были высоки результаты отдельных учащихся, показанные в контрольных упражнениях, они не отражают в полной мере способности эффективных действий в условиях соревнований. Поэтому оценка соревновательной деятельности представляет собой важнейший раздел педагогического контроля учителя. В большей мере это касается учащихся, занимающихся в секции волейбола.

Из большого многообразия способов контроля (экспертный, видеозапись, магнитофонная запись и т. д.) наиболее приемлемым в условиях работы учителя следует признать наблюдение в игре с помощью условно-кодированной записи (стенографирование). Она ведется путем наблюдений но заранее разработанной программе.

При этом регистрируется количество и результативности выполнения основных приемов игры. Чтобы наблюдения не были слишком обременительными, необходимо избирать наиболее информативные показатели.

Методика регистрации информативных показателей

Подачи: выигранные (+). проигранные (0), затрудненные, когда соперник не принимает подачу в площадь атаки или связующий вынужден передавать мяч способом снизу (V)-

Прием подачи: прием в площадь атаки или в зону выхода связующего (+), ошибка при приеме (0), затрудненный прием (V)-

Передачи для атакующих ударов: передача на удар без блока и против одного блока (-)-), передача на удар против двойного блока ( V ) явно некачественная передача или ошибка при передаче (0). Учитываются только действия связующего игрока в площади атаки при выполнении передач двумя руками сверху.

Прием атакующих,ударов, в том числе отскочивших мячей от рук блокирующих:

мяч принят (+), ошибка при приеме (0).

Атакующие удары: мяч выигран (+). мяч проигран (0), мяч, оставшийся в игре^).

Блокирование: мяч выигран блоком (+). мяч проигран или удар выполнен в обход блока (0), мяч, оставшийся в игре (отраженный или смягченный блоком (V). Анализ соревновательных действий позволяет выявить следующие показатели:

— объем соревновательных действий;

— удельный вес отдельных игровых действий;

— вклад приемов игры (действий) в конечный исход игры;

— индивидуальную эффективность игровых действий;

— командную эффективность игровых действий.

При оценке результативности игровых действий используют два способа. При первом способе учитывают отношение каждого из показателей к общему числу всех случаев. Например, из 50 атакующих ударов выиграно 30(60%), проиграно 10(20%), осталось в игре 10(20%). Другой способ предполагает балльную оценку действий и отношение достигнутого результата к максимально возможному. Например, если выигрышные атакующие удары принять за 1, проигрышные за 0, а оставшиеся в игре за 0,5, то получим следующий показатель:

(30+5+0 / 50) х 100% = 70%

Аналогично определяется результативность и других действий. Исключение составляет оценка результативности приема атакующих ударов. В этом случае оценка результативности будет выражена отношением числа принятых мячей к общему числу.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дли оценки общей физической подготовки используется общепринятая методика по нормативам комплекса БГТО.

Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести. Использование большого количества тестов в рамках учебных занятий трудно осуществимо и вряд ли оправданно.

Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке (рис. 38). Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток.

Динамическую силу лучше оценить посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат, показанный учащимся, из трех попыток.

Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В. М. Абалакова (см. рис. 45).

Достоинство этого приспособления заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой — вызывает живой интерес учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте— поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в один-два шага. Учитывается лучший результат из трех попыток.

В случае отсутствия приспособления его легко смоделировать. Для этого на стене в определенном месте зала делают метрическую разметку высотой 250—270 см для определения высоты поднятой руки, а к баскетбольному щиту прикрепляют маркированный лист картона, на котором отмерено расстояние от пола.

Рис. 38. 

Для занимающихся в секции волейбола, кроме контрольных

упражнений, представленных выше, можно дополнительно использовать бег на 30 м, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, метание теннисного мяча из-за головы на дальность (правой рукой, левая нога впереди; левой рукой, правая нога впереди).

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Интегральный показатель уровня подготовленности учащихся отдельно по технико-тактической и физической подготовленности можно получить, если по каждому тесту весь класс (группу) проранжировать в возрастающем порядке. В соответствии с местами, которые заняли учащиеся, им начисляются очки но сумме занятых мест и определяется уровень в каждом виде подготовки.

Следует подходить дифференцирование при оценке уровня освоения программного материала по волейболу на уроках физической культуры.

V класс: уметь останавливаться после перемещения, выполнить передачу сверху двумя руками в стену после собственного подбрасывания.

VI класс: уметь выполнить перемещения и остановку; передачу мяча сверху двумя руками и прием снизу двумя руками — на месте.

VII класс: уметь выполнить задания по сигналу во время перемещения; передачу сверху двумя руками и приема снизу — после перемещения вперед и остановки; нижнюю подачу через сетку с расстояния 4 м.

VIII класс: уметь выполнить имитацию приема снизу и передачи сверху по сигналу; шесть передач в стену подряд, расстояние не менее 1 м, 4 передачи в парах, расстояние 3 м; прием снизу двумя руками от подачи через сетку с расстояния 4 м; три попадания нижней подачей в площадку из шести попыток.

IX класс: уметь выполнить задание во время перемещения в ответ на сигнал; 5 передач над собой; принять мяч от верхней прямой подачи с б м через сетку; нападающий удар по мячу в держателе; блокирование удара по мячу в держателе; четыре попадания нижней подачей (два в правую, два в левую половину площадки) из семи попыток.

X класс (юноши): уметь выполнить передачу сверху двумя руками и прием снизу в парах в движении; подачу верхнюю прямую в пределы площадки с расстояния б м, 3 попадания из 6 попыток; нападающий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3.

X класс (девушки): уметь многократно выполнить передачу сверху двумя руками и прием снизу в парах; нижнюю подачу в правую и левую половину площадки, нападающий удар и блокирование, когда мяч установлен в держателе.

XI класс (юноши): уметь применять в игре основные технические приемы (подачу, прием снизу и передачу сверху двумя руками, удар, блокирование).

XI класс (девушки): уметь применять в игре подачу, прием мяча снизу, передачу сверху двумя руками и передачу через сетку в прыжке или нападающий Удар.

В таблице представлены некоторые требования по физической подготовке к членам секции волейбола.

Таблица

Контрольные испытания по физической и технической подготовке для занимающихся в секции волейбола

Виды испытаний

10—

1 лет

12--13 лет

14—15 лет

16-17 лет

мальчик

девочки

мальчики

девочки

юноши

девушки

юнош

девушки

Бег 92 м (к 6 точкам), с Бег 6Х 5 м, с

31.0

12,5

32.0

12,8

30.0

12,0

31.0

12,4

29.0

11,0

30.0

11,8

28.0

10,5

29.0

11,2

Прыжок толчком двух ног, см

с места

 

 

40

 

 

35

 

 

50

 

 

40

 

 

55

 

 

43

 

 

60

 

 

46

с разбега

45

40

55

45

60

48

65

50

bmsi.ru

Критерии оценок по волейболу с 6–11-й класс |

6-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Стойка и перемещения игрока

“5” – действие выполнено уверенно, легко.

“4” – допущены 1-2 мелкие ошибки.

“3” – допущены 2-3 существенные ошибки.

“2” – искажены основные положения техники перемещения и стоек.

Мелкие ошибки

Считается недостаточное сгибание ног в коленном суставе.

Мышечное напряжение.

Существенные ошибки

Чрезмерное напряжение и статичность стойки.

Слишком сильный наклон вперед.

Неправильная работа рук и ног.

Отсутствие пластичности в перемещении.

Лишние движения.

Передача мяча сверху в парах, в высокой стойке.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено с незначительными ошибками.

“3” – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнениюконтрольного упражнения.

“2” – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнениюконтрольного упражнения.

Прием мяча на прямых ногах.

Руки в положении у груди.

Мяч принимается с хлопком, т.е. недостаточно согнуты пальцы.

Низкая траектория полета мяча.

Прием мяча снизу.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено правильно, но допущена незначительнаяошибка.

“3” – допущено 2-3 ошибки, что привело к неуверенному выполнениюконтрольного упражнения.

“2” – допущено 3 и более ошибки, что привело к невыполнениюконтрольного упражнения.

Несвоевременный выход к летящему мячу.

Выполнениевстречного движения рук, к мячу, без учета скорости и траектории полетамяча.

Сгибание рук в локтевом суставе в момент приема мяча.

Прием мяча стоя на прямых ногах.

Серийные передачи мяча снизу над собой.

“5” – 15 передач без ошибок с первой попытки.

“4” – 15-10 передач с 1-2 ошибками.

“3” – 10-8 передач с 2-3 ошибками.

“2” – менее 5 передач с 3-4 ошибками.

Высота передачи ниже 1м.

Не синхронная, согласованнаяработа рук, ног, туловища.

Отскок мяча не под прямым углом.

Не выполнено количество намеченных передач.

Передача мяча снизу в парах.

“5” – упражнение выполнено без ошибок.

“4” – упражнение выполнено с незначительными ошибками.

“3” – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнениюконтрольного упражнения.

“2” – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнениюконтрольного упражнения.

Прием мяча в неправильной стойке.

Руки согнуты влоктевом суставе.

Недопустим прием одной рукой, кулаками, ладонями.

Прием мяча снизу с подачи (нижней прямой).

“5” – из 7 подач, 5 приемов без ошибок.

“4” – из 7 подач, 4 приема, мяч оставлен на своей площадке.

“3” – из 7 подач, 3 приема.

“2” – из 7 подач, 0 приемов.

Недопустим прием мяча кулаками (мяч отскакивает неточнои улетает за площадку).

Прием мяча ладонями приводит к задержке мяча.

Высота полета мяча не ниже 2м.

Не выполнено количество намеченных приемов мяча с подачи.

Передачи снизу двумя руками через сетку в парах.

“5” – 10 передач без ошибок.

“4” – 8 передач, 1-2 ошибки.

“3” – 5 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 5 передач, 3 ошибки.

Неправильное выполнение стойки, перемещений к мячу,выхода к мячу.

Сгибание рук в локтевом суставе.

Неточность передачи.

Количество невыполненных передач.

Прямая нижняя подача: девочки с 4м, мальчики с 6м.

“5” – из 7 подач, 5 подач в поле.

“4” – из 7 подач, 3-4 подачи в поле.

“3” – из 7 подач, 1-2 подачи в поле.

“2” – из 7 подач, 0 подач.

Неправильное подбрасывание мяча.

Недостаточный иличрезмерный замах для удара.

Удар по мячу выполняется рукой согнутой в локтевом суставе.

После удара тяжесть тела не переносится на ногу стоящую впереди.

Количество невыполненных подач.

Прямая верхняя подача: девочки с 4м, мальчики с 6м.

“5” – из 7 подач, 5 подач в поле.

“4” – из 7 подач, 3-4 подачи в поле.

“3” – из 7 подач, 1-2 подачи в поле.

“2” – из 7 подач, 0 подач.

Неправильное подбрасывание мяча.

Во время замахаруки, кисть идет не из-за головы.

Не точный удар по мячу кистью руки.

Не выполнено количество подач.

7-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Передачи мяча сверху двумя руками над собой.

“5” – 10 передач без ошибок, с первой попытки.

“4” – 10-8 передач, с 1-2 ошибками.

“3” – 8-6 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 6 передач, 3-4 ошибки.

Высота передачи ниже 1м.

Руки при приеме мячачрезмерно согнуты, на уровне груди или за головой.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног, туловища.

Мяч принимается с хлопками.

Отскок мяча не под прямым углом.

Не выполнено количество намеченных передач.

Верхняя передача за спину (в тройках из позиции:центральному, через центрального).

Оценивается центральный.

“5” – 10 передач без ошибок, с первой попытки.

“4” – 10-7 передач с 1-2 ошибками.

“3” – 7-5 передач, 2-3 ошибки.

“2” – менее 5 передач, 3-4 ошибки.

В момент выполнения передачи ноги прямые, отсутствуетпрогиб туловища назад.

Отсутствует сопровождающее движение: рукамивверх назад.

Прямая нижняя подача в зону 1 или 5: девочки с 7м,мальчики с 8м.

“5” – из 6, 4 подачи в указанную зону.

“4” – из 6, 3 подачи в указанную зону.

“3” – из 6, 2 подачи в указанную зону.

“2” – из 6, 0 подач.

Не выполнено количество подач в указанную зону (1 или5).

Прямая верхняя подача: девочки с 7м, мальчики с 8м.

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач.

Боковая подача (нижняя верхняя).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Не правильная стойка.

Не правильно подброшен мяч.

Удар по мячу произведен согнутой рукой.

Удар не по центру мяча.

8-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Серийные передачи мяча сверху двумя руками над собой.

мальчики

“5” – 25 “4” – 20 “3” – 15

девочки

201510

“2” – менее 10 передач.

Мяч принимается на чрезмерно согнутые руки, на уровнегруди или за головой.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног,туловища.

Высота передачи ниже 1м.

Серийные передачи мяча снизу над собой.

мальчики

“5” – 25 “4” – 20 “3” – 15

девочки

201510

“2” – менее 10 передач.

Мяч принимается на согнутые в локтевых суставах руки.

Отсутствие согласованности в движении рук, ног, туловища.

Высота передачи ниже 1м.

Нижняя прямая и боковая подачи из-за лицевой линии взоны: 1, 5, 6.

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Прямая верхняя подача из-за лицевой линии в указанную,правую или левую стороны площадки.

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач на указанную, левую илиправую стороны площадки.

Верхняя боковая подача из-за лицевой линии(выполняется при желании ученика).

“5” – из 6, 3 подачи.

“4” – из 6, 2 подачи.

“3” – из 6, 1 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в любое местопротивоположной площадки.

Нападающий удар через сетку из любой зоны с верхнейпередачи (в прыжке или без прыжка).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Не своевременный выход к мячу.

Во время прыжкасогнуты ноги.

Не правильный замах рукой.

Удар произведен с недостаточной силой.

9-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Верхняя прямая или боковая подачи (в правую или левуючасти противоположной площадки).

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач на указанную, левую илиправую стороны площадки.

Любые подачи в указанную зону противоположнойплощадки.

“5” – из 6, 4 подачи.

“4” – из 6, 3 подачи.

“3” – из 6, 2 подачи.

“2” – из 6, 0 подач.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Нападающий удар через сетку, верхняя передача из любойзоны.

“5” – 5.

“4” – 4.

“3” – 3.

“2” – менее 2 раз, 2-3 ошибки.

Не своевременный выход к мячу.

Не правильный замахрукой.

Удар произведен с недостаточной силой.

10–11-й класс.

Контрольные упражнения Ошибки

Верхняя прямая подача в указанную зону: 1, 5, 6 (из 6попыток).

“5” – 5 подач.

“4” – 4 подачи.

“3” – 3 подачи.

“2” – 0.

Количество не выполненных подач в указанную зону.

Нападающий удар через сетку из любой зоны, в указаннуюзону: 1, 5, 6.

“5” – 5 ударов.

“4” – 4 удара.

“3” – 3 удара.

“2” – 0.

Количество не выполненных ударов в указанную зону.

Блокирование.

“5” – упражнение выполнено правильно без ошибок.

“4” – допущена 1 ошибка, что привело к неуверенному выполнениюконтрольного упражнения.

“3” – допущено 2 ошибки, что привело к неуверенному выполнениюконтрольного упражнения.

“2” – допущено 2 и более ошибки, что привело к неуверенномувыполнению контрольного упражнения.

Ранний выход на мяч.

Руки расположены далеко отсетки, не далеко друг от друга.

В момент прыжка обучающийся не смотрит на мяч.

Переступает среднюю линию, касание сетки.

goxi.ru

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол

Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи

1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.

4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.

5. То же, передачу выполняет партнеру.

6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.

7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.

8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.

9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.

10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)

11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)

12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После 12–15 передач игроки меняются ролями.)

13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).

14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)

15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)

16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).

17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).

18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.

19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.

20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.

21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).

Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу

 1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).

 2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

 3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.

 4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.

 5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.

 6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.

 7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.

 8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.

 9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.

 10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.

 11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.

 12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.

 13. То же через сетку.

 Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.

Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара

 1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.

 2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.

 3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.

 4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.

 5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.

 6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.

 7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.

 8. То же с передачи партнера.

 9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.

 10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).

 11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.

Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования

 1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.

 2. То же с одного шага 15–20 раз.

 3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.

 4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.

 5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.

 6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.

7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.

При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.

Упражнения для обучения и совершенствования техники подач

 1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.

 2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.

 3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.

 4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

 5. Подачи в правую, левую половины площадки.

 6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.

 7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).

 8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

 9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.

Литература

1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.

3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.

5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.

6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.

7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.

8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.

9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.

globuss24.ru

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол

Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи

1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.

4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.

5. То же, передачу выполняет партнеру.

6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.

7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.

8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.

9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.

10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)

11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)

12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После 12–15 передач игроки меняются ролями.)

13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).

14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)

15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)

16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).

17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).

18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.

19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.

20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.

21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).

Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу

 1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).

 2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

 3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.

 4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.

 5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.

 6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.

 7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.

 8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.

 9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.

 10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.

 11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.

 12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.

 13. То же через сетку.

 Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.

Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара

 1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.

 2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.

 3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.

 4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.

 5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.

 6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.

 7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.

 8. То же с передачи партнера.

 9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.

 10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).

 11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.

Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования

 1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.

 2. То же с одного шага 15–20 раз.

 3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.

 4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.

 5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.

 6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.

7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.

При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.

Упражнения для обучения и совершенствования техники подач

 1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.

 2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.

 3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.

 4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

 5. Подачи в правую, левую половины площадки.

 6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.

 7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).

 8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

 9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.

Литература

1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.

3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.

4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.

5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.

6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.

7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.

8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.

9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.

doc4web.ru


Смотрите также