Контрольные полномочия Президента РФ и органов законодательной власти. Контрольные полномочия правительства рф


Статья 44. Контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов.Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.Комментарий к статье 441. Комментируемая статья Закона закрепляет право Правительства контролировать не только работу федеральных органов исполнительной власти, но и деятельность всех иных элементов системы органов исполнительной власти, а также урегулировать разногласия между ними.Эта функция Правительства Российской Федерации исходит из задачи Правительства обеспечивать согласованную, взаимосвязанную деятельность всех составляющих единой системы исполнительной власти Российской Федерации.Обеспечение единства системы исполнительной власти, обязанность направлять и контролировать деятельность ее органов отнесены Законом к числу общих полномочий Правительства Российской Федерации. Что же именно должно контролировать Правительство, какие разногласия урегулировать между органами исполнительной власти разных уровней и каким образом осуществлять эту контрольную и согласительную деятельность? Ответ на эти вопросы следует искать не только в тексте ст. 44, но и в иных нормах данного Закона.Согласно ст. 44 комментируемого Закона к числу важнейших функций Правительства Российской Федерации относится организация исполнения Конституции Российской Федерации, текущего федерального законодательства и указов Президента Российской Федерации, а также заключенных Россией международных договоров, систематический контроль за исполнением этих актов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает всю деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий.Все органы исполнительной власти реализуют свои полномочия, принимая подзаконные акты. Для органов общей компетенции, какими являются Правительство Российской Федерации, правительства республик и администрации иных субъектов Федерации, - это постановления и распоряжения, для министерств, ведомств, иных органов отраслевой и межотраслевой компетенции - приказы, инструкции и т.п. Эти акты и являются объектом контроля со стороны Правительства Российской Федерации.Вместе с тем Закон различает контрольные полномочия Правительства в отношении органов, не находящихся в его непосредственном подчинении, какими являются правительства и администрации субъектов Российской Федерации, и контрольные полномочия его в отношении федеральных министерств и ведомств.В соответствии со ст. 12 комментируемого Закона федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются и подконтрольны Правительству. Они ответственны перед федеральным Правительством за выполнение порученных задач. Федеральные министры при осуществлении своих полномочий подотчетны Правительству.Контрольные полномочия Правительства в отношении федеральных органов исполнительной власти реализуются двояким образом. Это, во-первых, контроль в отношении актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, а во-вторых, контроль за их повседневной исполнительно - распорядительной деятельностью.Закон не определяет форм и методов контроля Правительства Российской Федерации за деятельностью подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти. Можно сказать, однако, что смысл и предназначение такого контроля заключаются в том, что Правительство в процессе деятельности должно иметь возможность оперативно принимать меры к тому, чтобы министерства, государственные комитеты и другие подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти в полном объеме использовали предоставленные им полномочия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций.Именно такое понимание сути правительственного контроля содержалось в ст. 23 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", и можно сказать, что смысл контрольной деятельности Правительства в отношении федеральных органов исполнительной власти не изменился с принятием Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".Следует отметить, что если ранее федеральное Правительство имело право отменять акты министерств, государственных комитетов и иных подведомственных ему органов, то в соответствии со ст. 12 действующего Закона Правительство Российской Федерации в порядке реализации контрольных полномочий вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти и приостанавливать их действие.Правительство Российской Федерации в пределах полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Круг этих органов Законом не определен, но очевидно, что речь идет прежде всего об органах общей компетенции, т.е. о правительствах и администрациях субъектов Российской Федерации, а не об отдельных управлениях, отделах, действующих в составе этих правительств и администраций.Именно органы общей компетенции, т.е. правительства и администрации субъектов Федерации, обеспечивают осуществление общих для территорий соответствующих субъектов задач социально - экономического развития, исполнение законодательства и актов Президента и Правительства, связь между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.Администрации и правительства субъектов Федерации наделены необходимой компетенцией по формированию системы и структуры органов исполнительной власти, бюджета и финансов, по управлению в различных отраслях и сферах - экономической, социально - культурной, административно - политической, по управлению собственностью, взаимодействию с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности, действующими на территории соответствующих субъектов Федерации, и т.п.Органы общей компетенции субъектов Российской Федерации не находятся в прямом организационном подчинении федерального Правительства, однако единство системы исполнительной власти обеспечивается через иерархию актов.В современных условиях, когда регламентация взаимоотношений между органами государственной и, в частности, исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов не получила необходимого законодательного закрепления, вопрос о соотношении актов федерального Правительства и актов органов общей компетенции субъектов Федерации остается актуальным, хотя в целом соотношение актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов определено ст. ст. 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации.Обязательность актов Правительства к исполнению на всей территории Российской Федерации закреплена ст. 23 комментируемого Закона.Правительства и администрации субъектов Федерации обязаны обеспечить на своих территориях реализацию федерального законодательства, указов Президента и постановлений Правительства, нормативных актов федеральных министерств, комитетов, иных ведомств, контрольно - надзорных органов в пределах ведения Федерации.По вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти субъектов осуществляют собственное правовое регулирование до принятия соответствующих законов и иных актов федеральных органов государственной власти. После принятия федеральных актов по таким вопросам правовые нормативные акты исполнительных органов субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с ними.Таким образом, в пределах ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Федерации и ее субъектов правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут противоречить как федеральным законам, так и иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, включая акты Правительства Российской Федерации. Именно это и является прежде всего предметом того контроля, который Правительство Российской Федерации должно осуществлять за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Текущую повседневную работу по обеспечению реализации Правительством Российской Федерации своих контрольных полномочий ведет Аппарат Правительства. Аппарат обеспечивает проверку исполнения федеральными и иными органами исполнительной власти решений и поручений Правительства, Председателя Правительства и его заместителей, а также изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения о принятии необходимых мер.Вопросы, связанные с осуществлением контроля Правительства за деятельностью органов исполнительной власти, требуют углубленной проработки и необходимой регламентации в соответствующем правительственном акте.2. Комментируемый Закон возлагает на Правительство обязанность по защите прав органов исполнительной власти, субъектов Федерации. Как одну из важнейших функций Правительства можно рассматривать обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, что, в свою очередь, является условием эффективной деятельности всей системы исполнительной власти в Российской Федерации. Ясно, что деловое сотрудничество возможно лишь при соблюдении федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации. Речь в данном случае идет о широком круге полномочий субъектов Федерации, в том числе по самостоятельному формированию системы органов исполнительной власти в рамках общих принципов организации государственной власти.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно решать все вопросы, находящиеся в пределах их компетенции. Правительство или администрация субъекта Российской Федерации самостоятельно создает системы органов исполнительной власти по предметам ведения и полномочий этого субъекта.По предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта Федерации создаются по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.Федеральные органы исполнительной власти на территории субъектов Федерации могут создавать свои территориальные органы по предметам ведения, относящимся к компетенции федеральных органов. Согласование между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации может касаться вопросов полномочий, финансирования отраслевых органов по предметам совместного ведения, а также кандидатур для назначения на должности руководителей этих органов.Органы общей компетенции субъектов Федерации могут разрабатывать Положения об отраслевых органах исполнительной власти на основе типовых и примерных положений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.Взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов предполагает возможность участия республиканских, областных, краевых и т.п. органов в деятельности федеральных органов управления. Такое участие осуществляется в самых разнообразных организационных формах.Так, представители республиканских министерств и ведомств, краевых, областных и иных региональных учреждений и отделов могут включаться в состав коллегий, советов федеральных министерств и ведомств, участвовать в работе комиссий, экспертных групп и т.д. Руководители республиканских, краевых и иных региональных органов участвуют в проводимых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации совещаниях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы регионов.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вносить предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти.Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Федерации могут обращаться в министерства и иные федеральные органы исполнительной власти по широкому кругу вопросов, получать от них и использовать в своей работе разнообразную информацию аналитического, методического, прогнозного, иного научно - технического характера, участвовать в научно - практических конференциях и семинарах и т.д. .--------------------------------См.: Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 227, 231.Отношения органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов должны строиться в строгом соответствии с Положениями об органах исполнительной власти, взаимодействующих друг с другом. Это позволяет обеспечить оптимальное соотношение их функций при решении общих задач, максимально использовать установленные полномочия этих органов, не нарушая чьей бы то ни было компетенции.Правительство Российской Федерации обладает достаточными возможностями для того, чтобы обеспечивать соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации, способствовать взаимодействию этих органов. Так, Правительство своими постановлениями утверждает Положения о федеральных министерствах, комитетах, службах и иных органах, в которых вопросы взаимодействия федеральных и подведомственных им региональных органов, взаимного соблюдения ими прав регламентируются, как правило, весьма обстоятельно.Правительство утверждает количество и персональный состав членов коллегий федеральных министерств и ведомств, обеспечивая тем самым представительство в составе коллегий соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации.Правительство Российской Федерации, устанавливая порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, учитывает права и законные интересы органов исполнительной власти регионов, необходимость обеспечения оптимального взаимодействия федеральных и региональных органов. Этим целям способствует также и деятельность представительств органов исполнительной власти субъектов Российской

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

23. Правительство Российской Федерации и его полномочия.

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства и издающий правовые акты от своего имени.

Правительство - один из основных институтов управления государством.

Правительство - сосредоточение всех властных полномочий у главы правительства и узкого круга министров: управленческие полномочия концентрируются у малого, по сравнению с кол-вом, круга лиц во главе с премьером.

Деятельность правительства регулируется ФКЗ “о правительстве” от 17 декабря 1997.

По КРФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, эта формулировка интересна тем, что принята теория разделения властей, но в то же время Правительство не названо высшим органом исполнительной власти. До последней конституции формулировки были другими: Правительство называлось исполнительным органом гос. власти, оно называлось высшим органом.

В состав правительства входят (по КРФ):

-председатель,

-заместители,

-федеральные министры.

Из всего состава правительства особыми полномочиями обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост. После трехкратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства и распускает ГД.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий, отставка.

Компетенция Председателя по Конституции:

1.представляет предложения Президенту о структуре ФОИВ;

2.предлагает кандидатуры на должность заместителей председателя правительства и фед. министров;

3.определят основные направления деятельности правительства и организует его работу. На деле (по закону) председатель представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные полномочия.

Компетенция Правительства:

1.разрабатывает и представляет ГД фед. бюджет, обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет по его выполнению;

2.обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3.обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;

4.осуществляет управление федеральной собственностью;

5.осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

6.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7.осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях решаются основные вопросы управления страной, хоз. и культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя, заместителей, ряда министров (финансов, экономики, обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения, которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Пр-та. В случае противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума (утвержден как 2-е приложение).

Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Материалы и проекты решений по вопросам, включенным в план заседания, вносятся министрами, руководителями органов исп. власти субъектов не позднее 10 дней до даты, утвержденной определенным планом заседаний. Материалы и проекты рассматривают замы, при необходимости - экспертиза в аппарате Правительства. Проект повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания правомочны если присутствует больше половины. Заседания проводятся под председателем, если нет - то 1 зам. Повестка и порядок принимаются посредственно на заседании. Решения - большинством голосов. Решение президиума - большинством голосов от общего числа его членов. В случае необходимости образуются рабочие группы, в которые могут включаться представители др. гос. органов. По вопросам, рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения.

studfiles.net

5.3.3. Функции и полномочия Правительства Российской Федерации

Функции Правительства Российской Федерации определены его положением в системе исполнительной власти и конституционным статусом, который определяет, что правительство осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110 Конституции РФ).

    1. Правительство РФ функционирует в качестве высшего органа исполнительной власти РФ. Ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президенту РФ) и в конечном счете – все другие федеральные исполнительные органы. Правительству подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения федерации и по вопросам совместного ведения федерации и субъектов РФ. Исключение составляют лишь вопросы исключительных предметов ведения субъектов федерации, по которым в соответствии со ст. 73 Конституции РФ субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В этом отношении существует четкое разделение функций между институтами президента и правительства: деятельность президента носит по преимуществу стратегический характер, в то время как правительство занято вопросами тактического управления в тех рамках, которые были намечены решениями президента.

    2. В своей деятельности Правительство РФ координирует и обеспечивает единство деятельности органов исполнительной власти. Силовые министерства традиционно подчиняются непосредственно президенту, а не председателю правительства. Тем не менее именно правительство координирует их деятельность наряду с теми министерствами и ведомствами, которые подчинены председателю правительства.

    3. Правительство осуществляет непосредственную управленческую деятельность на территории всей страны.

Для исполнения своих функций в системе государственной власти правительство наделено правом издавать нормативные акты. «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Нормативные акты может издавать как правительство в целом, так и отдельные его структурные единицы. Внутри министерств и ведомств функционирует разветвленная система нормативных актов; при этом нормативные документы нижестоящей инстанции не должны противоречить нормативным актам вышестоящей.

«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации» (п. 1 ст. 115 Конституции РФ). Именно это положение обеспечивает единство властной вертикали органов исполнительной власти, подотчетной правительству.

«Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (п. 3 ст. 115 Конституции РФ). В данном положении Конституции фиксируется вторичность нормативных актов правительства не только по отношению к нормативным актам законодательной власти, что действительно для любых актов исполнительной власти вообще, но и по отношению к указам президента. Таким образом устанавливается юридическая подконтрольность правительства президенту, а значит, и единство вертикали исполнительной власти на высшем уровне. Прерогатива отмены нормативных актов правительства принадлежит тоже президенту (существует, конечно, возможность их судебной отмены), таким образом устанавливается неподконтрольность правительства Федеральному Собранию в исполнении его текущей деятельности. Ответственность правительства перед законодательной властью носит весьма ограниченный характер.

Правительство Российской Федерации с целью выполнения его функций имеет следующие полномочия:

  1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ст. 114 Конституции РФ). В рамках этого положения возможно серьезное противостояние правительства и Государственной Думы, которое позволяет законодательной власти влиять на проведение государственной политики, иногда весьма значительно.

  2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114 Конституции РФ). По этим вопросам ни один законопроект не может быть поставлен на обсуждение в Государственной Думе без заключения Правительства РФ.

  3. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (п. «в» ст. 114 Конституции РФ).

  4. Осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ).

  5. Осуществляет меры по обеспечению обороноспособности страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (п. «д» ст. 114 Конституции РФ). В этой области возможности правительства значительно ограничены полномочиями президента, который осуществляет здесь главное регулирование.

  6. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ст. 114 Конституции РФ).

  7. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ).

Как видно из этого списка, полномочия Правительства Российской Федерации охватывают несколько сфер государственной и общественной жизни, при этом роль правительства в каждой из этих сфер различна. В сфере обеспечения прав и свобод личности правительство не обладает нормотворческими правами, а лишь осуществляет деятельность по обеспечению выполнения федеральных законов, которыми и регулируется эта сфера. В сфере экономики в настоящее время действует политика отказа от непосредственного управления, а потому главной правительственной деятельностью является регулирование, создание условий для плодотворного функционирования экономики. В социальной сфере правительство ориентируется на государственную поддержку, которая и составляет стержень социальной политики государства. В сфере духовной жизни правительство ориентировано на стимулирование плюрализма и контроль за соблюдением законодательства РФ. В сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений правительство осуществляет прямое управление и контроль.

Подробный перечень полномочий Правительства Российской Федерации закреплен в федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.157

studfiles.net

Контрольные полномочия Президента РФ и органов законодательной власти.

В Конституции РФ сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Гос. Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Гос. Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Это утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами федерации;

б) утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории;

г) назначение выборов Президента;

д) отрешение Президента от должности;ж) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда

е) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

 

 

68)Контроль органов исполнительной власти. Контроль, являясь одной из основных функций управленческой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

С этих позиций можно выделить контроль органов общей, межотраслевой и отраслевой компетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов). В иных вариантах контрольные полномочия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы деятельности. Соответственно возможно выделение ведомственного и над ведомственного контроля. В основе различия между ними положен фактор непосредственной подчиненности (подведомственности) либо ее отсутствия.

Так, примером ведомственного контроля могут служить функции Министерства путей сообщения РФ, осуществляемые им в отношении находящихся в его непосредственном подчинении железных дорог, их отделений и линейных предприятий, а также промышленных, торговых, строительных и снабженческих предприятий.

Подведомственный контроль (иногда его называют вневедомственным) осуществляется в отношении таких органов, предприятий и учреждений, которые организационно не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольными полномочиями такого рода наделяются исполнительные органы с межотраслевой компетенцией (чаще всего – государственные комитеты). Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предприятий и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности (принадлежности) и формы собственности. Например, государственный контроль за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины со стороны Министерства финансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов контрольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомственного, так и над ведомственного характера. Например, Министерство здравоохранения РФ контролирует деятельность подведомственных предприятий и учреждений, а также осуществляет над ведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наиболее полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента и осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства. В числе общих полномочий Правительства – обеспечение единства системы исполнительной власти, направление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий можно назвать государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановлений и распоряжений, а также соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппарат президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо администрации, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомственных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предприятий, учреждений федерального подчинения, действующих на их территории.

Контроль отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти. Его организационно-правовые формы многообразны. Главное заключается в том, что государственно-управленческая деятельность, находящая свое выражение в осуществлении непосредственного управления или государственного регулирования, непременно связана с контролем или надзором.

Аналогичная картина наблюдается в системе исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

 

 



infopedia.su

Полномочия Правительства Российской Федерации.

 

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство России обладает широким кругом полномочий: организует в пределах своей компетенции реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в России, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В ряде случаев, если это не противоречит Конституции, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может делегировать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему этими органами на основании соответствующих соглашений.

Одной из основных функций кабинета министров является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль над их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная функция предопределяет содержание и характер полномочий Правительства и подзаконность его решений.

Работа Правительства РФ в сфере экономики включает: регулирование экономических процессов; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в России; прогнозирование социально-экономического развития страны, разработку и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработку государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации, управление федеральной собственностью и т.д.

К основным полномочиям в сфере бюджета и финансов относятся: обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разработка и представление на рассмотрение Государственной Думы федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики; совершенствование бюджетной системы; регулирование рынка ценных бумаг; управление государственным внутренним и внешним долгом России; валютное регулирование и валютный контроль и т.д.

Компетенция Правительства РФ в социальной сфере заключается в обеспечении проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принятии мер по осуществлению трудовых прав граждан; разработке программы сокращения и ликвидации безработицы и реализации этих программ; проведении единой государственной миграционной политики; реализации прав граждан на охрану здоровья; в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; решении проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществлении молодежной политики и т.д.

В области научных знаний правительство обеспечивает государственную поддержку развития фундаментальной науки и приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; проводит единую государственную политику в области совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды к компетенции Правительства относятся: проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологического благополучия; организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координация деятельности по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, улучшению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности осуществляются меры по оснащению вооружением и военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил России, других родов войск и военных формирований; выполнению государственных целевых программ подготовки граждан военно-учетным специальностям; реализации социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности России; по совершенствованию охраны Государственной границы; руководству гражданской обороной.

К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и международных отношений, как-то: представительство России в иностранных государствах и международных организациях; заключение в пределах данных ему полномочий международных договоров и выполнение принятых по ним обязательств, а также наблюдение за выполнением этих обязательств другими участниками договоров; отстаивание геополитических интересов России, защита граждан России за ее пределами; регулирование и государственный контроль над внешнеэкономической деятельностью, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Говоря о компетенции Правительства РФ, нельзя обойти вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы. Это право реализуется путем внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ тех или иных законопроектов (ст. 104 Конституции РФ). Порядок организации такой деятельности Правительства РФ определяется регламентом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. за № 260.

Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания России свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению в соответствующих комитетах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Для защиты позиций Правительства по рассматриваемым законопроектам поручением Председателя Правительства или его заместителя в палаты может быть направлен специальный представитель (полномочия которого определяются в поручении), аргументы которого должны быть выслушаны.

Помимо перечисленных выше функций Правительство РФ может создавать для осуществления своих полномочий собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, устанавливать порядок их деятельности, размер ассигнований на содержание аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и т.д.

На Правительство РФ ложатся важнейшие задачи по обеспечению согласованной работы федеральных органов исполнительной власти в части совместной с субъектами Федерации сфере деятельности. Во исполнение Указа Президента от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента России в федеральном округе» и постановления Правительства от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства России и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с полномочными представителями Президента в федеральных округах. Последние приглашаются на заседания Правительства с правом совещательного голоса, на заседания представительных комиссий и советов, на совещания, проводимые Председателем или его заместителями, по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов.

В рамках своих полномочий и во исполнение Указа Президента № 849 от 13 мая 2000 г. Правительство России координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации: разрешает споры и устраняет разногласия между ними и федеральными органами исполнительной власти, создавая при необходимости согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппарата полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это обеспечивает сочетание интересов России и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению России и совместному ведению России и ее субъектов, также деятельность органов исполнительной власти субъектов России.

Свои полномочия Правительство РФ реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за реализацией органами исполнительной власти принятых им решений образуется Аппарат Правительства, который тесно взаимодействует с администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Прошедшая реорганизация федеральной исполнительной власти коснулась и Аппарата Правительства, Распоряжением Правительства России от 26 апреля 2004 года за № 520-р установлена его предельная численность в количестве 954 человек. Согласно вышеназванному распоряжению Правительства России в Аппарат Правительства России входят:

1). Заместители Руководителя Аппарата Правительства России[172], полномочные представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде России;

2). Секретариаты Председателя Правительства России, Заместителя Председателя Правительства России и Руководителя Аппарата Правительства России – Министра России;

3). Департаменты:

- государственного управления и местного самоуправления;

- массовых коммуникаций, культуры и образования;

- международного сотрудничества;

- оборонной промышленности и высоких технологий;

- отраслевого развития;

- регионального мониторинга;

- социального развития и охраны окружающей среды;

- экономики и финансов;

- правовой;

- делопроизводства и контроля;

- управления делами.

Похожие статьи:

poznayka.org

2. Полномочия Правительства рф по осуществлению исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган общей компетенции, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Основные принципы деятельностиПравительства Российской Федерации: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

К общим полномочиямПравительства РФ относятся:

Наиболее наглядно полномочия Правительства проявляются в различных сферах социально-экономической жизни страны.

Так, в сфере экономикиПравительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политикиПравительство: обеспечивает проведение единой политики в названной сфере; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и регулирует налоговую политику; обеспечивает совершенствование банковской системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.

В социальной сфереПравительство: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п.

В сфере образования, науки, культуры Правительство: разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной политики в области образования, меры государственной поддержки развития науки и культуры и т.п.

В сфере природопользования и охраны окружающей средыПравительство: организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий и т.п.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностьюПравительство: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с общественно опасными явлениями и т.п.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасностиПравительство: осуществляет необходимые меры в указанной сфере; организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы России; руководит гражданской обороной и т.п.

В сфере внешней политики и международных отношенийПравительство: обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; осуществляет государственное регулирование и государственный контроль внешнеэкономической деятельности и т.п.

На основании и во исполнение Конституции РФ, законодательства и нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Основной организационной формой деятельности Правительства являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

В заседаниях Правительства вправе участвовать руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, устанавливаемом Правительством.

Отдельные вопросы Правительство рассматривает на своих закрытых заседаниях.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

studfiles.net

Полномочия Федерального Собрания, Правительства РФ, службы надзора в области финансового контроля | Учеба-Легко.РФ

 

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

· анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 01.12.2004г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. 

uclg.ru


Смотрите также