^К началу страницы
Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ). Мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (ст. 7 НК РФ).
^К началу страницы
Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.
^К началу страницы
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ.
В порядок рассмотрения материалов налоговой проверки в части, касающейся дополнительных мероприятий налогового контроля, внесены существенные изменения! Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 НК РФ и пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ. При этом налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с такими материалами на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ. Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение десяти дней с момента истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля имеет право представить свои письменные возражения на результаты этих мероприятий. И только по истечении данного срока в течение десяти дней налоговый орган принимает одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 Кодекса. Указанные изменения действуют в отношении решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, завершенных после 02.06.2016.^К началу страницы
Цель проведения мероприятий налогового контроля соответствует цели проведения налогового контроля (целью проведения налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах).
При производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).
^К началу страницы
Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)
Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)
Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.Выемка (ст. 94 НК РФ)
Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.Экспертиза (ст. 95 НК РФ)
В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.Допрос (ст. 90 НК РФ)
В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)
Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.www.nalog.ru
Мероприятия налогового контроля – это деятельность инспекторов налоговой службы по соблюдению физическими и юридическими лицами законодательных норм, которые регламентируются Налоговым кодексом РФ или международным договорами. Их проводят в рамках налоговых проверок. Различают основные и дополнительные мероприятия. Чем они друг от друга отличаются, рассмотрим подробно в данной статье.
Цель этих действий – проследить за тем, как физическое или юридическое лицо соблюдает нормы действующего налогового законодательства, и наказать, если факт нарушения будет доказан.
При этом при их проведении допускается использование видео- или фотосъемки или любого другого вида техники. Всё это должно быть отражено в протоколе, к которому и следует приложить материалы, полученные с помощью упомянутой техники: фотографии, негативы, видеозапись и пр.
Указанные мероприятия проводятся, как правило, в рамках налоговых проверок, например, камеральной или выездной. Однако в отдельных случаях выходят за рамки подобного контроля. Исследователи различают мероприятия основные (истребование документации, проведение экспертизы, допрос свидетелей) и дополнительные. Первые прописаны в 98 статье НК РФ, вторые – в ст. 101. Кроме того, проводятся:
Каждый случай рассмотрим детально.
К разряду основных, как уже было сказано выше, относится истребование документов. Какая именно нужна документация, налогоплательщик узнает из Требования, которое составляет и направляет ему налоговый инспектор. В течение 10 дней необходимо выполнить требование госслужащего. При этом всё, что представлено на бумажном носителе, должно быть в виде заверенных копий.
Закон запрещает повторно требовать те бумаги, которые проверяемый однажды уже предоставил. Исключение составляют следующие случаи: налогоплательщик приносил подлинники, которые ему впоследствии вернули; налоговая их потеряла при форс-мажорных обстоятельствах (пожар, наводнение).
Проведение экспертизы назначает налоговый инспектор. При этом приглашенный эксперт имеет право отказаться, если представленных документов недостаточно или он не владеет необходимыми знаниями. Проверяемому дается право:
Вызов свидетелей для допроса – еще одна мера, позволяющая составить полную картину истинного финансового положения проверяемого юридического или физического лица. В роли свидетеля может выступить любой человек, который, по мнению налогового эксперта, способен пролить свет на произошедшее. Например, бывшие сотрудники компании. Исключение составляют несовершеннолетние и недееспособные. Если свидетель откажется явиться, ему придется нести налоговую ответственность.
Кроме основных, инспекторы налоговой службы нередко проводят и дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, инвентаризацию назначают с целью проверить достоверность данных, предоставленных налогоплательщиком. Осмотр помещения необходим, чтобы определить величину дохода, получаемого физическим или юридическим лицом с помощью определенного помещения или территории (склад, торговый зал). Это особенно актуально, когда речь заходит о сдаче этих объектов в аренду или их продаже.
В некоторых случаях требуется помощь переводчика, и налоговый орган самостоятельно принимает решение, включать ли его в состав комиссии. В ходе проверки для получения достоверной информации инспектор может принять решение о выемке документов или предметов. Бывает так, что специалист, проводя экспертизу, находит ту информацию, которую изначально от него не требовали обнаружить. Если он посчитает, что эта информация важна, он вправе указать новые данные в своем экспертном заключении.
Закон позволяет налогоплательщику ознакомиться с перечнем планируемых дополнительных мероприятий. Согласно нормам действующего законодательства список должен быть предоставлен в течение двух дней с того момента, как проверяемый напишет соответствующее заявление. Если что-то вызовет сомнение или резкую критику, налогоплательщик вправе высказать свое возражение.
Кроме того, он имеет право ознакомиться с заключением инспектора, составленным после проведения мероприятий: не только визуально осмотреть, но и снять копии документов, сделать выписки. Если возникнут возражения на результаты проведенного дополнительного мероприятия, их следует представить в письменном виде в течение 10 дней с момента проверки.
Итак, помимо собственно налоговой проверки, инспектор имеет право проводить специальные мероприятия, основные и дополнительные. Например, сделать инвентаризацию, осмотреть помещение, изъять важную документацию, пригласить эксперта для получения более достоверной информации. Проверяемый имеет право ознакомиться с перечнем запланированных мероприятий, а после их завершения высказать возражение, если результаты покажутся ему не соответствующими действительности.
saldovka.com
Статьи по теме
Мероприятия налогового контроля – это различные действия налоговых органов с целью проверки соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).
Мероприятия налогового контроля проводятся во время налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов проверок. Некоторые мероприятия налогового контроля могут проводиться вне рамок налоговых проверок (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом).
Налоговые инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:
На практие инвентаризация наименее популярна среди налоговых инспекторов, так как это довольно трудоемкое и длительное мероприятие налогового контроля. Нередко результаты инвентаризации приводят к налоговым спорам. Приведем пример.
Что не понравилось проверяющм. Компания продавала товары через агента. Инспекторы заметили, что в инвентаризационной описи по одному складу товаров было меньше, чем по данным бухгалтерской отчетности. Ревизоры решили, что была скрытая реализация, и доначислили налоги.
Решение судей. В результате инвентаризации одного склада нельзя выяснить, сколько товаров продала компания. Часть товаров компания передала агенту на хранение. Эти товары были в другой инвентаризационной описи — по складу агента. В совокупности показатели обеих описей совпадали с данными бухгалтерской отчетности. Значит, компания не скрывала доходы (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.14 № Ф07-9565/2013).
Комментарий "УНП". Инспекторы могут усомниться, что компания хранит товары на складе контрагента, если этот склад ему не принадлежит. Доказать реальность хранения иногда удается только в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.14 № А21-2061/2013.
Практически каждая выездная налоговая проверка сопровождается осмотром. Тем не менее, осмотры на проверках часто помогают компаниям в спорах с инспекторами. Рассмотрим один из таких споров.
Что не понравилось проверяющим. Компания приобрела землю и дорогу с целью сдать в аренду или перепродать. Заявила НДС к вычету, но получила отказ. Налоговики осмотрели объекты и выяснили, что они простаивают. Значит, компания не использовала активы в деятельности, облагаемой НДС.
Решение судей. Осмотр активов не позволяет судить, собирается ли компания продать их или сдать в аренду. Судьи выяснили, что компания сдала дорогу и землю в аренду, но сначала согласовала эту сделку с контрагентом. На момент осмотра договор еще не заключила. Поэтому суд подтвердил право на вычеты (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.09.14 № А26-7674/2013).
Комментарий "УНП". Кодекс не запрещает вычеты по активам, которые компания пока не использует в облагаемой НДС деятельности. Достаточно, чтобы компания намеревалась использовать активы в будущем. Если компания планирует сдавать купленный объект в аренду, то безопаснее разместить объявления о поиске арендаторов, составить предварительный договор или другим способом доказать, что имущество простаивает временно.
Как быть, если директора или сотрудника компании вызвали для дачи пояснений в налоговую, расположенную в другом регионе?
По мнению, Олега Бубнова, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, налогоплательщик вправе не ехать в другой регион для дачи пояснений налоговикам. Инспекция должна выслать поручение для дачи пояснений в налоговую по месту регистрации сотрудника компании и приложить перечень вопросов, которые необходимо пояснить. Налогоплательщик получает запрос и представляет необходимые пояснения в свою же инспекцию, которая пересылает информацию в другой регион. Кроме того, личное присутствие человека не требуется, если в письме перечислены вопросы, которые инспекторы хотят выяснить. На них можно ответить письменно и отправить по почте.
Налоговые инспекторы также могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись хода проведения мероприятий налогового контроля, использовать копировально-множительную технику, иные технические средства. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе.
Если проверяющим необходимо получить дополнительные доказательства, чтобы подтвердить факт нарушения законодательства, они могут принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля сроком не более одного месяца (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового Кодекса РФ.
Дополнительными мероприятиями налогового контроля могут быть истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Подготовлено по материалам Федеральной налоговой службы
www.gazeta-unp.ru
Большинство предпринимателей сталкивались с таким понятием, как налоговая проверка. Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, соответствующие органы должны контролировать соблюдение обязательных платежей. Мероприятия налогового контроля применяются в разных случаях. Для того чтобы выявить нарушителей, контролирующим органам позволено использовать любые способы, которые не противоречат Конституции. Часто возникают ситуации, когда для вынесения решения у инспекторов недостаточно информации. В таком случае будут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.
Согласно ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации, соответствующие органы обязаны контролировать процесс уплаты налогов, а также соблюдение принятых нормативно-правовых актов. Это положение осуществляется с помощью проверок. Налоговый контроль - деятельность контролирующих органов по соблюдению соответствующего законодательства, своевременной уплате обязательных платежей физическими и юридическими лицами. Такого рода контроль проводится при помощи налоговых проверок, осмотра помещения или территории, которые используются для извлечения прибыли, проверки отчётности и других способов, предусмотренных НК РФ.
Мероприятия налогового контроля необходимо рассматривать как средство для достижения главной цели – контроля. Они выражаются в фактических действиях государственных органов для выявления неплательщиков. Существует несколько видов таких мероприятий:
Мероприятия налогового контроля проводятся при осуществлении соответствующих проверок, которые делятся на два вида: камеральная и выездная.
Этот вид контроля распространяется на тех налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц, которые обязаны представлять в соответствующие органы декларацию. Особенность камеральной проверки заключается в том, что для её осуществления не нужно подтверждение руководителя налогового учреждения. Основанием для неё служит представленная налоговая декларация. Проверка осуществляется по месту расположения контролирующего органа в течение трёх месяцев со дня подачи документов.
Каждый налогоплательщик должен подавать налоговую декларацию в соответствующие учреждения, если иное не предусмотрено законом. Такое положение зафиксировано в ст. 80 НК РФ. Эта обязанность обусловлена не суммой платежа, а условием закона, что плательщик по конкретному виду налога должен представлять декларацию. Отсутствие суммы платежа не освобождает от этой повинности.
Налоговые декларации, а также другие документы, которые представлены налогоплательщиком или имеющиеся у соответствующего органа, являются основанием для осуществления такого типа расследования, как камеральная проверка. Мероприятия налогового контроля здесь представлены истребованием документов, являющимся основной процедурой, а также допросом свидетеля или проведением экспертизы.
Это более конкретный вид контроля, который проводится в отношении одного налогоплательщика по определённому налогу. Основанием для такой проверки может послужить сомнение в правильности вычисления и своевременной уплаты обязательных платежей. Выездной контроль осуществляется на территории плательщика. В случаях, если помещение или территория, используемая для получения прибыли, не может быть предоставлена для проверки, расследование проводится по месту расположения соответствующего органа. Решение о проведении контроля принимает руководитель налогового учреждения или его заместитель.
Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок, в том числе выездных, могут проводиться следующие:
В настоящее время нередко встречается ситуация, когда контролирующий орган в процессе проверки не смог добыть необходимую информацию для вынесения решения. Но это не означает, что инспекторы больше не могут получать сведения о данном предприятии, и после расследования все закончится. Для этих целей применяют дополнительные мероприятия налогового контроля.
Основной задачей этих процедур является подтверждение или опровержение совершения правонарушения. Недостающую информацию инспекторы могут собирать только в рамках той деятельности налогоплательщика, которая была рассмотрена при основной проверке. Важно отметить, что данные мероприятия направлены не на обнаружение новых нарушений, а на тщательное расследование уже выявленных.
Плательщик узнаёт о назначении таких мероприятий во время рассмотрения результатов проверки или через несколько дней после них. Осуществление дополнительных процедур является промежуточным итогом расследования, в ходе которого необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение.
Дополнительные мероприятия проведения налогового контроля делятся на три вида: истребование документов, допрос свидетеля и проведение экспертизы. Первый из них является самым распространённым и обсуждаемым. Существует множество примеров внедрения такой процедуры. В большинстве случаев суд становится на сторону налоговых органов. Лишь изредка дело выигрывает плательщик, и для этого ему нужно сильно постараться.
Рассмотрим простой пример. Предприятие предоставило контролирующему органу налоговую декларацию, в результате чего была назначена камеральная проверка. В ходе расследования решение не было принято, поэтому объявили дополнительные мероприятия. У предприятия попросили первичные документы, но руководство организации отказалось их предоставлять. Суд постановил, что дело необходимо пересмотреть.
Но почему принято такое решение? Дело в том, что в случаях, когда контролирующий орган при проведении камеральной проверки не выявил каких-либо ошибок и несоответствий, оснований для истребования документов у него нет. Хотя на практике, инспекторы даже в этом случае требуют предоставить отчёт. Организация мероприятий налогового контроля не всегда осуществляется по всем правилам, и во избежание несправедливого решения, налогоплательщику нужно знать свои права.
В ст. 90 НК РФ сказано, что одним из дополнительных мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей. Нужно отметить, что для дачи показаний может быть вызван любой человек, который обладает сведениями, имеющими значение в этом деле. Есть некоторые ограничения по вызову свидетелей, ими не могут выступать:
Человек имеет право отказаться от дачи показаний только на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Самым распространённым предлогом для отказа служит ст. 51 Конституции: никто не должен свидетельствовать против себя, супруга или близких родственников.
У налогоплательщиков часто возникает вопрос: могут ли вызываться люди для дачи показаний во время приостановления выездной проверки? Причём большинство из них считают, что налоговые органы не имеют на это право. Однако они ошибаются.
В ходе мероприятий налогового контроля существует огромное количество оснований для того, чтобы приостановить проверку. Но в законодательстве РФ нет пункта, который запрещает в это время допрашивать свидетелей. Контролирующие органы вправе вызывать для дачи показаний людей, которые обладают информацией, необходимой для принятия решения по конкретному делу. Таким образом, даже в период приостановки проверки, может проводиться допрос свидетелей.
Привлечение эксперта является последним из трёх возможных дополнительных мероприятий. Она назначается в том случае, если для выявления нарушения требуются специальные знания в какой-либо области. Эксперта выбирают в каждом конкретном случае, и он принимается за работу на договорной основе. Инспектор, который осуществляет выездную проверку, имеет право привлечь специалиста.
Для этого создаётся постановление о назначении экспертизы, где указываются фамилия профессионала и наименование предприятия, где она будет проводиться, а также вопросы, которые он должен разрешить и материалы, ему предоставляемые. С этим положением должностное лицо должно ознакомить плательщика.
В некоторых случаях может быть назначена повторная экспертиза. Если не было выявлено достаточное количество обстоятельств, или первый эксперт оказался некомпетентным. Чаще всего экспертиза проводится по настоянию налогового органа. Однако налогоплательщик имеет право осуществить самостоятельное расследование, и предоставить результаты суду.
Проведение мероприятий налогового контроля направлены на обнаружение правонарушений, связанных с несвоевременной уплатой налогов или неверным их исчислением. Дополнительные мероприятия в виде истребования документов, допроса свидетелей и экспертизы призваны прояснить ситуацию и помочь контролирующему органу принять окончательное решение.
Независимо от принятого решения, налогоплательщик имеет право ознакомиться с результатами осуществления мероприятий в письменном виде. Но для этого проверяемому лицу необходимо подать в налоговый орган заявление с этой просьбой в произвольном виде.
Контролирующее учреждение обязано в течение двух дней со дня подачи заявления предоставить налогоплательщику возможность ознакомиться с решением. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть самыми разнообразными: от закрытия предприятия до признания ошибки. В любом случае рекомендуется каждому плательщику запрашивать окончательное решение в письменном виде.
После данной процедуры составляется протокол, который включает:
Далее каждая сторона должна подписать этот протокол, выражая своё согласие. Перед этим необходимо внимательно изучить каждую строку, и при наличии замечаний, внести поправки.
До 2016 года в законодательстве РФ был значительный пробел, связанный с налоговыми проверками – не установлен срок обжалования результатов проведения мероприятий. Но 01.05.2016 вышел новый Федеральный закон, согласно которому плательщик может представить возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в решении соответствующего органа о назначении допконтроля.
Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что контролирующий орган не обязан представлять плательщику какой-либо документ, свидетельствующий об их решении. Тогда возникает вопрос: что обжаловать, если нет письменных подтверждений? Возражения по дополнительным мероприятиям налогового контроля приходится представлять, основываясь на копиях документах, которые не содержат чётких выводов соответствующих учреждений. Получается, что плательщик должен сам определить возможные доводы и претензии со стороны налоговых органов.
Проверяемым лицам остаётся одно: надеяться, что вскоре в НК РФ внесут поправку, согласно которой инспекции обязаны предоставлять в письменном виде своё решение. Мероприятия налогового контроля при проведении налоговых проверок должны быть зафиксированы, чтобы плательщики в случае несогласия могли на что-то опираться.
Налоговый орган обязан уведомлять плательщика о каждом шаге проверки, и стадия после дополнительных мероприятий не является исключением. Поэтому проверяемое лицо должно знать о месте и дате рассмотрения дела, а также получить информацию о допконтроле. В процессе проведения дополнительных мероприятий, предусмотрено два этапа рассмотрения материалов:
Если на какой-либо стадии налогоплательщик не был оповещён о ходе расследования, то вышестоящий суд вправе признать итоговое решение инспекции недействительным. В этом случае соответствующий орган совершит серьёзное нарушение процедуры рассмотрения материалов дела.
Мероприятия налогового контроля должны проводиться абсолютно прозрачно. В этом случае будет возникать меньше вопросов к инспекции, и плательщик будет знать о каждом этапе расследования.
businessman.ru
Все статьи Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)
Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.Налоговые нормы о "допах"
Начнем с того, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля после рассмотрения материалов налоговой проверки, изучения и анализа имеющихся доказательств по делу. То есть, как указал КС РФ в Определении от 27.05.2010 N 650-О-О, после того, как названным лицом будут установлены юридически значимые обстоятельства, в частности: совершал или не совершал проверяемый налогоплательщик нарушения налогового законодательства и образуют ли они состав налогового правонарушения. И только если в материалах проверки нет достаточных и допустимых доказательств совершения налогоплательщиком вменяемых ему нарушений, могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Таким образом, цель проведения этих мероприятий - исключение нарушений прав проверяемого лица путем вынесения налоговым органом необоснованного решения. Ведь полученные в рамках допмероприятий доказательства могут как подтвердить факты, установленные налоговой проверкой, так и опровергнуть их.Порядок и сроки осуществления дополнительных мероприятий установлены п. 6 ст. 101 НК РФ. Их продолжительность зависит от типа проверяемого лица: при проверке консолидированной группы налогоплательщиков эти мероприятия не могут длиться свыше двух месяцев, при проверке остальных лиц - более одного.Контролеры не вправе назначить "допы" произвольно, без веских на то оснований. Эти основания должны быть отражены в соответствующем решении <1>. Как правило, такие мероприятия назначаются с целью проверки доводов налогоплательщика, изложенных им в возражениях на акт. Например, если:- налогоплательщик на стадии рассмотрения акта проверки в обоснование отсутствия вменяемого ему правонарушения представил новые документы, которыми налоговики ранее не располагали. Разумеется, на их изучение, анализ, подтверждение достоверности проверяющим потребуется время - иными словами, есть повод для назначения допмероприятий;- налогоплательщик оспаривает доказательства, на основании которых произведены доначисления налогов (например, материалы встречной проверки, результаты экспертизы, протоколы допросов свидетелей). Дополнительные мероприятия дают контролерам шанс исправить допущенные нарушения (конечно, если претензии проверяемого лица обоснованны) и получить надлежащие доказательства занижения налогоплательщиком налогов;- налогоплательщик полагает, что выводы контролеров не подтверждены соответствующими документами (например, утверждение о подписании "первички" неустановленным лицом сделано на основании визуального сличения подписей на документах, то есть без проведения почерковедческой экспертизы). В рамках допмероприятий налоговики могут провести такую экспертизу, тем самым получить доказательства недостоверности первичных документов;- налогоплательщик возражает против доначисления налогов, не подтвердив свои претензии документально. В данном случае налоговый орган, назначив допмероприятия, может истребовать документы у проверяемого лица, на которые он ссылается в возражениях.--------------------------------<1> Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля содержится в Приложении 11 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Реже дополнительные мероприятия организуются по инициативе должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, если, по его мнению, инспекторы не собрали достаточную доказательную базу по фактам, изложенным в акте проверки.Налогоплательщик вправе оспорить решение о проведении дополнительных мероприятий в административном <2> или судебном порядке, если сочтет, что указанные в решении обстоятельства не вызывают необходимость назначения таких мероприятий. Как правило, суды, разрешая подобные споры, принимают сторону инспекции, оставляя ее решения в силе (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N 09АП-25295/2013, от 08.07.2013 N 09АП-19644/2013 <3>).--------------------------------<2> С 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любого акта ненормативного характера, принятого налоговым органом (Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ).<3> Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-14853/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ налоговики обязаны указать в упомянутом решении срок и конкретные формы проведения контрольных мероприятий. В качестве допмероприятий могут производиться истребование документов (ст. ст. 93, 93.1), допросы свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95).Хотя данный перечень мероприятий является закрытым, проверяющие иногда производят выемку документов, например, если налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, выставленное в рамках "допов", или документы необходимы для проведения назначенной почерковедческой экспертизы. Суды не усматривают в таких действиях проверяющих несоблюдения налоговых норм <4>. Солидарна с ними и ФНС. Так, в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 налоговое ведомство разъяснило, что выемка документов с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако проверяющим нужно учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 НК РФ.--------------------------------<4> Постановления ФАС СКО от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 N А56-33713/2009, ФАС ВВО от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221.
Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с "допами". Вот некоторые из них.
Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?
Налоговым кодексом не предусмотрено составление каких-либо актов ненормативного характера после окончания допмероприятий. Такую позицию разделяют как судебные, так и компетентные органы.Например, ФАС СЗО в Постановлении от 29.05.2013 N А26-4897/2012 пришел к выводу, что ст. 101 НК РФ не возлагается на налоговый орган обязанность по составлению акта или справки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и вручению этих документов налогоплательщику.В Постановлении ФАС МО от 16.04.2012 N А40-40384/11-129-180 арбитры отклонили доводы налогоплательщика о том, что инспекция должна была составить и направить в его адрес акт выездной налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий. Судьи подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрены составление, вынесение нового или повторного акта проверки с учетом проведения допмероприятий. Результаты этих мероприятий рассматриваются руководством инспекции, так же как и возражения налогоплательщика и материалы проверки.Компетентные органы солидарны с судьями. По мнению Минфина России (Письма от 26.10.2011 N 03-02-08/112, от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58) и ФНС России (Письмо от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@), после окончания проведения всех дополнительных мероприятий НК РФ не предусмотрено оформление справки или акта.Между тем в правоприменительной практике есть судебные акты, в которых сделаны иные выводы. Пример тому - Постановления ФАС МО от 11.04.2011 N КА-А40/2303-11 и от 01.06.2011 N КА-А40/4982-11. Судьи решили: поскольку проверяющими не был составлен акт по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекцией нарушены условия проведения налоговой проверки и процедуры рассмотрения ее результатов. Отсутствие акта, по мнению арбитров, не позволило налогоплательщику представить письменные возражения относительно выводов налогового органа.Судя по выводам, изложенным в п. 38 Постановления N 57, Пленум ВАС РФ придерживается той же точки зрения. Высшие арбитры указали, что в силу ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения по ее результатам ознакомиться со всеми материалами дела о налоговом правонарушении, в том числе и с материалами допмероприятий. Принимая во внимание, что названной статьей не предусмотрены порядок и сроки направления проверяемому лицу материалов дополнительных мероприятий, а также не установлен срок для направления данным лицом возражений на такие материалы, судам необходимо исходить из того, что применительно к положениям п. п. 5 и 6 ст. 100 НК РФ налоговый орган должен направить эти материалы указанному лицу (его представителю), который, в свою очередь, вправе представить налоговому органу свои возражения.К сожалению, Пленум ВАС не разъяснил, что подразумевается под словосочетанием "материалы допмероприятий". Очевидно, что это не просто полученные инспекцией в ходе названных мероприятий документы, которые подтверждают или опровергают факты нарушения проверяемым лицом налогового законодательства, отраженные в акте проверки. Важно, как проверяющие трактуют такие документы и какие выводы на их основании делают. Естественно, соответствующие выводы должны быть оформлены в письменном виде. Значит, без составления акта или справки (название здесь не важно) не обойтись. Тем более что Пленум ВАС упоминает п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором установлен порядок вручения акта налоговой проверки.Таким образом, исходя из п. 38 Постановления N 57 можно сделать вывод: налоговый орган должен составить некий документ, указать в нем, какие мероприятия были проведены, каковы их результаты, дать оценку полученным доказательствам и, самое главное, изложить выводы, которые будут положены в обоснование вменяемых налогоплательщику правонарушений. Оформленный подобным образом акт (справка), а также документы, на которые налоговый орган ссылается в акте (справке), должны быть вручены проверяемому лицу. Все это делается с одной целью: налогоплательщик должен знать, какие нарушения ему вменяют, какими доказательствами располагает налоговый орган, чем будет мотивировано его решение. Это позволит проверяемому лицу защитить свои права и интересы (если он полагает, что они нарушены) и подготовить письменные (или устные) возражения.Отметим, что налоговые органы, как правило, действуют подобным образом. Одни инспекции оформляют дополнительные акты проверки, другие - справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. Правда, не всегда в этих документах делаются определенные выводы. Чаще в них просто перечисляются мероприятия, которые были проведены, и приводится их результат.
Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?
Этот вопрос также не урегулирован Налоговым кодексом. Минфин России в Письме от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342 указал: несмотря на то что законом не установлены специальные сроки для подготовки возражений, возникших по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, и их рассмотрения, право проверяемого лица на ознакомление с материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом срок для ознакомления налогоплательщика с материалами допмероприятий определяется руководством инспекции с учетом фактических обстоятельств, включая количество материалов и их объем. Кроме того, согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений проверяемого лица не лишает его права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.Подобные выводы сделаны и в Письме Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58. Причем в нем чиновники отметили, что положения п. 6 ст. 100 НК РФ, в котором установлены сроки обжалования актов налоговых проверок, не распространяются на результаты "допов". Аналогичная позиция высказана в Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@. Другими словами, по мнению компетентных органов, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть обжалованы налогоплательщиком на стадии вынесения решения путем подготовки письменных возражений, однако не в те сроки <5>, что установлены в п. 6 ст. 100 НК РФ.--------------------------------<5> Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ (вступил в силу 24.08.2013) срок для подготовки письменных возражений на акт проверки продлен с 15 дней до одного месяца. Срок отсчитывается со дня вручения акта проверки.
Есть судебные акты, в которых арбитрами применен аналогичный подход. Например, ФАС МО в Постановлении от 25.12.2012 N А40-523/11-20-3 признал правомерными действия инспекции, предоставившей проверяемому лицу один рабочий день вместо 15 для подготовки возражений на акт с учетом материалов допмероприятий. Судьи решили, что налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры принятия решения о привлечении к налоговой ответственности. А арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 15.05.2012 N А19-8330/2011 указали, что ст. 100 НК РФ 15-дневный срок установлен только для представления возражений на акт проверки.Из Постановления N 57 усматривается, что высшие арбитры хотят поменять подход судебных органов к разрешению данного вопроса. В п. 38 этого Постановления четко сказано, что п. 6 ст. 100 НК РФ налоговые органы должны применять и в отношении обжалования результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводившей проверку, должен рассмотреть акт налоговой проверки, другие ее материалы, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (если они проводились) и представленные налогоплательщиком письменные возражения на акт (если они подавались). Данное рассмотрение должно завершиться принятием одного из двух решений: о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все эти действия контролеры должны осуществить в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока подачи возражений на акт. Данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Для этого налоговый орган должен принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки, в котором указывается соответствующее основание: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (с отражением реквизитов соответствующего решения) либо иная мотивированная причина.По мнению ФНС, если налоговый орган проводил дополнительные мероприятия, итоговое решение по проверке должно быть вынесено в пределах общего срока рассмотрения ее материалов с учетом продления (то есть один месяц плюс 10 дней с момента истечения срока обжалования акта). Такой вывод сделан в упоминавшемся Письме N АС-4-2/15309@.Минфин разделяет такую точку зрения. В Письме от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14 чиновники разъяснили: решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается руководством налогового органа по материалам налоговой проверки и результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, установленный п. 1 ст. 101 НК РФ.Пленум ВАС РФ в п. 38 Постановления N 57 предлагает выносить итоговое решение по проверке с применением иных сроков. При этом данные сроки зависят от того, направлялись или нет проверяемому лицу материалы допмероприятий.
Вариант первый - материалы направлялись
В данном случае рассмотрение результатов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий и принятие по ним решения применительно к п. 1 ст. 101 НК РФ должны быть осуществлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.То есть, закончив допмероприятия, налоговый орган должен направить материалы по ним проверяемому лицу. С даты их получения налогоплательщиком отсчитывается месячный срок на представление возражений на результаты "допов", которые должны быть рассмотрены в течение следующих 10 рабочих дней вместе со всеми материалами проверки. Не позднее этой даты инспекция должна вынести решение по проверке.Как видим, согласно позиции высших арбитров при проведении контролерами дополнительных мероприятий срок вынесения итогового решения по проверке откладывается еще на месяц и 10 дней. И все это для того, чтобы налогоплательщик мог в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов. Такой подход, вероятно, позволит свести к минимуму отмену судами решений налоговиков по формальным основаниям вследствие нарушения ими существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Вариант второй - материалы не направлялись
Ненаправление проверяемому лицу материалов проверки не всегда является поводом для отмены решения инспекции по формальным основаниям. В этом случае, по мнению Пленума ВАС, прежде чем делать скоропалительные выводы о нарушении прав налогоплательщика дать пояснения по фактам, выявленным в рамках допмероприятий, суд должен оценить существенность данного нарушения.В п. 38 Постановления N 57 указано: если по итогам исследования обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, суд приходит к выводу о том, что ненаправление названных материалов проверяемому лицу не привело к существенному нарушению его прав, соответствующее решение налогового органа не может быть признано недействительным. В каких случаях это может произойти?Например, в ходе "допов" проводились только мероприятия по истребованию документов у налогоплательщика. Очевидно, что налоговый орган не должен знакомить с ними проверяемое лицо. Или запланированные мероприятия не привели к желаемым результатам (не удалось допросить свидетелей, не сделана экспертиза, контрагентами налогоплательщика не представлены запрошенные документы). Следовательно, налогоплательщика просто не с чем знакомить.В такой ситуации, по мнению высших арбитров, не стоить откладывать сроки вынесения решения по проверке, если в принципе налогоплательщику нечего оспаривать. Поэтому высшие арбитры делают такие выводы: при ненаправлении налогоплательщику материалов допмероприятий 10-дневный срок для принятия налоговым органом итогового решения по проверке должен исчисляться с момента истечения установленного п. 6 ст. 101 НК РФ срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. То есть итоговое рассмотрение материалов проверки должно состояться в течение 10 дней после истечения месячного срока со дня назначения "допов".
* * *
Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены поправки в абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Ранее право проверяемого лица ознакомиться до рассмотрения результатов проверки со всеми ее материалами корреспондировало с обязанностью контролеров их предоставить. С 24.08.2013 такая обязанность налоговиков возникает только после обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Причем контролеры должны обеспечить ему доступ к материалам проверки не позже чем за два дня до назначенной даты рассмотрения итогов проверки.Не вступают ли в противоречие данные нововведения с правовой позицией Пленума ВАС относительно необходимости направления проверяемому налогоплательщику материалов дополнительных мероприятий налогового контроля? Может быть, налоговикам не стоит этого делать, а ждать от налогоплательщика заявления на ознакомление с документами. Полагаем, что такие выводы ошибочны. Ведь данной нормой определено, что по заявлению инспекция должна предоставить налогоплательщику материалы по всей проверке. Но это не означает, что проверяющие не должны приложить к акту проверки документы, положенные в обоснование доначисленных сумм. Правда, такая обязанность прямо установлена п. 3.1 ст. 100 НК РФ, а вот в отношении направления материалов допмероприятий конкретная норма в законе отсутствует.Тем не менее считаем, что проверяющие должны передать проверяемому налогоплательщику как документы, на которые они ссылаются в акте, так и документы, упомянутые в акте или справке о проведенных допмероприятиях. Если же налогоплательщик хочет удостовериться, что ему предоставлены все документы, он уже на основании абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ может обратиться к налоговому органу с соответствующим ходатайством. И тогда, возможно, он сможет сопоставить документы, находящиеся в материалах проверки, с теми, что направлены ему.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
^К началу страницы
Планы деятельности Федеральной налоговой службы являются текущими (оперативными) и формируются исходя из основных направлений и функций деятельности Службы, определенных соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами.
^К началу страницы
В данном разделе приведены фактически достигнутые в отчетном году значения показателей оценки деятельности руководителя ФНС России по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Целевые значения показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и методика их расчета утверждены распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 2014 года №570-р:^К началу страницы
Сведения о расходовании бюджетных средств подведомственными ФНС России бюджетными учреждениями
^К началу страницы
Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2012 году Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2013 году Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2014 году Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2015 году Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2016 году Перейти Контрольные мероприятия, проводимые в 2017 году^К началу страницы
Перейти Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций ФНС России^К началу страницы
Постановление Правительства РФ от 04.04.2017 № 406 "О внесении изменений в перечень государственных услуг, в отношении которых проводится оценка гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений)"pdf (211 кб) Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставлении ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.03.2015 № 197, от 23.09.2015 № 1012)docx (22 кб)^К началу страницы
Проект Ведомственного плана ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год ФНС России в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр, подготовила проект Ведомственного плана ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год и размещает проект Ведомственного плана для сбора замечаний и предложений по его доработке. Просьба направлять замечания и предложения в срок до 27.01.2018 на адрес электронной почты [email protected] (doc 213 КБ кб) Проект Ведомственного плана ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год ФНС России в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр, подготовила проект Ведомственного плана ФНС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год и размещает проект Ведомственного плана для сбора замечаний и предложений по его доработке. Просьба направлять замечания и предложения в срок до 27.01.2017 на адрес электронной почты [email protected] (doc 199 кб)Информация ниже зависит от вашего региона (67 Смоленская область)
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
www.nalog.ru
Наталья НаталюкВедущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам группы компаний WiseAdvice Consulting Group. Советник государственной налоговой службы РФ II ранга. | Некоторые правила налогового контроля изменились: обновлена процедура дополнительных мероприятий налогового контроля, с которыми налогоплательщикам приходится сталкиваться достаточно часто. Статья поможет вам разобраться в важных нюансах мероприятий дополнительного налогового контроля, чтобы защитить законные интересы своей организации. |
На практике далеко не уникальна ситуация, когда инспекции не хватает материалов для вынесения итогового решения по результатам проверки. Но это вовсе не означает, что у налогового органа нет шансов добыть недостающие доказательства после завершения проверки. НК РФ позволяет в этом случае принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).
Полученные в рамках таких мероприятий материалы должны подтвердить либо опровергнуть факт совершения проверяемой компанией налогового правонарушения. При этом сбор дополнительной информации допустим только в отношении тех обстоятельств деятельности налогоплательщика, которые уже были установлены в ходе проверки и изложены в акте, подготовленном по ее итогам. То есть, допмероприятия не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте налоговой проверки. Этот вывод подтверждает судебная практика (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 № 09АП-32695/2016 по делу № А40-52269/2016, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2015 № Ф04-27598/2015).
О назначении допмероприятий налогоплательщик узнает, как правило, на рассмотрении материалов проверки либо через несколько дней после них. В любом случае, соответствующее решение по установленной форме должно быть вручено налогоплательщику. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.
Получив решение, следует обратить внимание на его содержание. В нем должны быть указаны (п. 6 ст. 101 НК РФ):
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы вправе:
1. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.
2. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.
3. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.
Указанный перечень мероприятий является закрытым, иные контрольные мероприятия налоговый орган проводить не вправе.
На практике инспекторы нередко пытаются расширить перечень мер, проводимых в рамках допмероприятий. Например, проводят осмотр помещений и территорий налогоплательщика, привлекают специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.
Судебные органы, как правило, достаточно критически относится к подобному расширительному толкованию положений налогового законодательства. По их мнению, правовые возможности налоговых органов исчерпываются лишь теми действиями, которые прямо поименованы в п. 6 ст. 101 НК РФ (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2016 № Ф05-14103/2015).
А вот ограничений по количеству проводимых допмероприятий НК РФ не содержит. Поэтому в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько мероприятий (Письмо Минфина России от 15.07.2016 года № 03-02-07/1/41426). Но и в этом случае, общий срок продолжительности всех мероприятий не должен превышать 1 месяца (исключение — для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца), в силу прямого указания на это НК РФ (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Допмероприятия должны быть проведены в срок не более 1 месяца, конкретный срок (дата окончания этих мероприятий) указывается в решении об их проведении (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Результаты допмероприятий являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик вправе ознакомиться с документами и материалами, полученными при проведении этих мероприятий (абз.3 п.2 ст. 101 НК РФ).
Однако ознакомление проводится только в том случае, когда проверяемым лицом подано в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (см. пример).
ИФНС России № 1 по г.Москве
105064, г. Москва, Земляной Вал,
от ООО «Успех»
105064, г.Москва, Земляной Вал,30
телефон: +7 (495) 400-00-00,
адрес эл. почты: [email protected]
ЗАЯВЛЕНИЕ
об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля
ООО «Успех» в соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ просит предоставить возможность ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, проведенных в период с 20.10.2016 по 18.11.2016 в отношении общества.
Генеральный директор
ООО «Успех» Иванов (Иванов И.И.)
Инспекция не позднее 2 рабочих дней с момента получения заявления обязана обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами допмероприятий на территории налогового органа (абз.3 п.2 ст.101, ст. 6.1 НК РФ).
Ознакомиться с материалами допконтроля теперь можно путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий документов.
По окончании ознакомления налоговым органом составляется протокол, в котором указываются (ст. 99 НК РФ):
Перед подписанием данного документа, следует внимательно ознакомиться с ним и при наличии замечаний — указать на необходимость внесения их в протокол.
НК РФ до 02.06.2016 года не был установлен срок представления возражений по материалам допмероприятий. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ восполнил данный пробел, установив право проверяемого лица представить письменные возражения по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
В возражениях по результатам дополнительных мероприятий налогоплательщик может дать свой анализ и оценку собранным налоговым органом дополнительным доказательствам.
К письменным возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Налогоплательщик имеет возможность представить свои возражения по результатам допконтроля в письменном виде в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в решении налогового органа о назначении допмероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ, п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).
Рассматривая новую возможность налогоплательщиков, нельзя не отметить один немаловажный нюанс — по результатам проведенных мероприятий, инспекция не обязана составлять какой-либо документ (например, акт или справку), в котором изложена ее позиция. В связи с чем, возникает логичный вопрос: на что именно писать возражения, если таковые имеются, при отсутствии письменного документа налогового органа?
На практике приходиться писать возражения по допмероприятиям, основываясь только на копиях документов, полученных налоговым органом, которые не содержат какие-либо выводы инспекции. Поэтому налогоплательщик вынужден самостоятельно определять, какие доводы, претензии возможны со стороны контролирующего органа.
Пока остается только надеяться на скорейшее внесение в НК РФ соответствующих положений, обязывающих инспекцию оформлять итоги допмероприятий документом, содержащим выводы, позволяющие однозначно понять позицию налогового органа.
Участие налогоплательщика, в рассмотрении имеющихся у инспекции материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. Стадия контроля после проведения допмероприятий не является исключением. Поэтому налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, с учетом информации, полученной в ходе допмероприятий и возражений по ним.
Итак, при проведении дополнительных мероприятия налогового контроля, предусмотрено двухэтапное рассмотрение материалов проверки:
1 этап — рассматриваются материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки,
2 этап — после проведения допмероприятий — рассматриваются все материалы проверки, включая собранные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и возражения по ним.
Налогоплательщик должен быть извещен о рассмотрении материалов на каждом этапе. В ином случае — это будет существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки. И будет являться основанием для отмены итогового решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом (ст. 101 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 06.05.2016 № Ф01-1443/2016 по делу № А43-13831/2015, Постановление АС Московского округа от 29.09.2014 № Ф05-10622/14 по делу № А40-125739/13).
Права налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами налоговой проверки и представление им соответствующих возражений, а также на участие в их рассмотрении, являются его неотъемлемыми правами.
Итоговое решение по проверке должно быть принято инспекцией после второго рассмотрения материалов проверки — в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений на материалы допмероприятий (см. подробнее схему).
Решение о проведении дополнительных мероприятий (срок проведения, дата окончания мероприятий указывается в решении)
в течение 10 рабочих дней по окончании срока допмероприятий, указанного в решении
(п.6.1 101НК РФ)
Заявление об ознакомлении с материалами допмероприятий. Ознакомление и представление возражений
в течение 10 рабочих дней по окончании срока на ознакомление и
представление возражений по допмероприятиям
(абз.2 п.1,п. 7 ст. 101НК РФ)
Рассмотрение материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение итогового решения
Рассмотрим пример, если в решении о проведении допмероприятий указано, что они проводятся в срок до 01.12.2016 года, у налогоплательщика есть возможность подать заявление на ознакомление с материалами допмероприятий и направить на них свои возражения в налоговый орган до 15.12.2016 года. Инспекция в рассматриваемой ситуации должна принять итоговое решение по результатам проверки (о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности) — до 29.12.2016 года.
Как видим, каждая стадия осуществления налогового контроля таит в себе немало «подводных камней», успешно обойти которые в одиночку не всегда удается.
Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда готовы оказать профессиональную поддержку и законную защиту на всех этапах налогового контроля.
Декабрь 2016 г.
Получите дельный совет от практикующих профессионалов для лучшего понимания перспектив развития Вашей ситуации.
Звоните: 8 (495) 998 — 22 — 95 (многоканальный)
Пишите: [email protected]
P.S.: Приходите на ближайшие Круглые столы, в том числе по теме Налоговый контроль, где узнаете последние новости и разрешите свои вопросы (см. расписание >>).
arplaw.ru