Урок подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г Порхова Чаркина Н Н
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Цель:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Работа над построением сочинения - рассуждения.
Слово учителя:
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
ФИЗМИНУТКА.
III. Работа над построением сочинения - рассуждения.
2) Анализ текста. Чтение задания.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.
6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.
11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.
13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...
23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с классом:
1)- ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что это милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Орфографическая работа: милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
2. Аргументы - примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста А. Приставкина
2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л.Толстого «Чем люди живы», М.Шолохова
« Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)
Просмотр фрагмента из к/ф «Чем люди живы». Собеседование с классом.
3.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту А. Приставкина.
Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 15.3
Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по р не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.
Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благодарности.
Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия.
Итак, человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.
infourok.ru
ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»
Урок русского языка в 9 классе
«Р.р. Контрольное сочинение по данному началу»
Шостак Наталия Петровна,
учитель русского языка
и литературы
Феодосия
2016
Урок русского языка в 9 классе.
Шостак Н.П.
Тема: Р.р. № 2-3 Контрольное сочинение по данному началу
Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по теме ССП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом материале. Проверить умение писать сочинение по данному началу.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Записать предложение в тетрадь
Эпиграф
Наша совесть - судья… мудрый, строгий, непогрешимый, пока мы не убили ее. (Оноре́ де Бальза́к (; 20 мая 1799-1850, Париж - французский писатель, «Человеческая комедия</<font color="#000000">»)
3. Работа с эпиграфом
- Как понимаете цитату-эпиграф?
В помощь ученикам:
Словарь Д.Н. Ушакова: совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.
Словарь В. Даля: совесть - нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Заимствовано из ст.-сл. яз. В памятниках письменности отмечается с XI.
Беседа, с целью настроя учащихся на выполнение творческой работы:
-Что же такое совесть? ( Совесть - это внутренний мир человека.)
- И зачем она нужна? (совесть нужна, чтобы жить в мире с самим собой.)
- Где совесть с правдой обитают? (Обитает в душе, в сердце твоем)
(Учитель читает стихотворение)
Совесть
Что значит «совесть», и кому она нужна?
Где отыскать её бездушным, хитрым, грубым,
Тем, кто порочны и на помощь скупы,
Кому она ни капли не важна?
Что значит «совесть» для того, кто врёт,
Кто может поступить нечестно, подло?
Её изгнали и живут свободно,
Не зная ни мучений, ни хлопот.
Они не думают о том, что не всегда
По силам будет совести перечить.
Она проснется, и придётся им ответить
Пред ней за все жестокие и подлые дела...
- О чём стихотворение? (О совести и её предназначении)
- Какова главная мысль стихотворения? (Совесть - внутренний судья человека, которого невозможно обмануть).
- Какие лексические и синтаксические средства использует автор? (олицетворение, вопросительные предложения, многоточие и т.д.)
- О чём сегодня будете рассуждать в своём сочинении? (о совести и её значении для каждого человека).
Начало сочинения: «Спроси у совести своей»
Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился совестью ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
Совестливый человек не обманет, не украдёт, не предаст, не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребёнка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. Совестливый - значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой.
Продолжить сочинение-рассуждения, используя аргументы из литературы.
botana.cc
Мастер-класс «Сочинение-рассуждение в 9 классе»
Современное российское общество часто отрицательно относится к школьным экзаменам ГИА (после 9-го класса) и ЕГЭ (после 11-го класса). Причин для этого много, и одна из них – странным образом составленные задания. Об одном из таких заданий я и хотела бы рассказать.
Самой сложной на экзамене ГИА по русскому языку является его третья часть - задание С2. Хорошо сделать это задание надо тем, кто хочет получить на экзамене максимальные баллы.
В предыдущие годы было два задания на выбор: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Выглядели эти задания так:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Или
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –
их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её
душа...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Обе эти работы гордо именуются сочинениями, но на классические сочинения, которые писались в советской школе, они мало похожи. Максимальный объём этих сочинений не ограничен, но положения это не спасает, и они всё равно остаются миниатюрными.
В этом году выбора детям не оставили. Только первое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Попробуем разобраться, что это такое.
Это работа, связанная с лингвистическим анализом текста.
Задание состоит в следующем: есть художественный текст размером со страницу. И есть цитата лингвистического характера (из другого текста), смысл которой надо раскрыть на примере предложенного текста, приведя конкретные доказательства.
Работу нужно писать в научном или публицистическом стиле, используя лингвистический материал по строго определённым правилам.
Без специальной подготовки, без натаскивания, вообще непонятно как писать такое сочинение-рассуждение, особенно учитывая то обстоятельство, что среднестатистическому российскому девятикласснику не то, что в научном или публицистическом стиле, и простым бытовым языком свои мысли в письменном виде выразить бывает очень трудно.
В прошлом году цитата, смысл которой надо было раскрывать, была единой для всех текстов и давалась заранее.
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Ради интереса, возьмите любую художественную книгу, откройте её на странице, где есть диалоги и подумайте, как бы вы аргументировано, на теоретическом уровне, применяя лингвистический материал, раскрыли бы смысл этого утверждения.
Но самое главное, зачем давать детям такое задание? Для чего в девятом классе проверять их умение делать работу, которая нужна лишь специалистам: лингвистам и языковедам?
Конечно, это легче, чем писать классическое сочинение, которое по шаблону не сделать. Думаю, поэтому его и отменили. Популярностью оно, наверно, не пользовалось, или результаты были плачевны.
Несмотря на трудность сочинения-рассуждения на лингвистический анализ текста учителя довольно успешно справлялись с этим непростым заданием. Цитата была заранее известна, детям давали готовый шаблон сочинения, с началом, заключением и связующими фразами. Хорошо учащиеся дети нормально справлялись с этим заданием. Хорошо усвоив предложенный ему образец, толковый ребёнок говорил: а что тут трудного, сначала пишем о словах, потом о предложениях.
В этом году разработчики ГИА поняв, видимо, по анализу работ, что натаскивание на шаблон поставлено на поток, они решили усложнить задание: на экзамене будут даны разные цитаты для анализа. Примеров того, что ждёт детей в 2013г. в разных изданиях ФИПИ нам предоставили достаточно.
Попробуем условно разделить цитаты на две большие группы: «хорошие» и «плохие».
К «хорошим» отнесём те, которые, так или иначе повторяют прошлогоднюю цитату Степанова и говорят о богатстве русского языка. Они более-менее понятны детям. И как бы разработчики ГИА не старались, под них можно сделать общий шаблон (подойдёт и прошлогодний), по которому дети самостоятельно напишут эту работу. Но в любом случае, это будет труднее, чем было в прошлом году, когда все использовали одну общую, заранее известную цитату.
К.Г. Паустовский: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Лингвист И.П.Горелов: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Лингвист И.И.Постникова: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Журналист А. А.Мирошниченко «Язык - это то, что человек знает. Речь - это то, что человек умеет».
В любом из этих случаев нужно будет привести два примера из текста: на объяснение слов и на объяснение предложений и показать, что богатство языка не только в словах, но и в том, как они связываются, т.е. в грамматике.
Ребёнку повезёт, если ему достанется задание с такими цитатами.
А если попадутся такие:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Цитата эта взята из учебного пособия «Теория текста». В сети много информации об этом учебнике.
Учебное пособие «Теория текста» - новая книга видного отечественного филолога профессора Н.С. Валгиной. На основе опыта преподавания этого курса в Московском государственном университете печати и результатов многолетних исследований в книге раскрываются структура и семантика текста, механизмы его образования и восприятия, определяются понятия смысла и значения, вида информации и типа речи, образа автора и образа стиля. Особое место отводится информационной насыщенности текста и способам ее повышения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям «Филология», «Лингвистика», «Литературоведение». «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, психологов, культурологов и работников печати, преподавателей и специалистов по широкому кругу гуманитарных дисциплин.
Далеко не каждый пятнадцатилетний российский ребёнок в состоянии членораздельно объяснить, о чём здесь вообще идёт речь, не говоря уже о том, чтобы раскрыть смысл этого высказывания на основании текста, который он видит в первый раз в жизни. Почему не взять цитаты (раз уж так хочется, чтобы дети писали лингвистические работы) из доступных детскому пониманию источников, а не из научных работ, представляющих интерес для специалистов?
Чисто практически, конечно, понятно, для чего нужен абзац: чтобы структурировать текст, поскольку так его легче воспринимать. Но что будут писать в работе (не менее 70 слов), доказывающей эту цитату на примере художественного текста пятнадцатилетние нелингвисты и неязыковеды?
Использовать единый шаблон с такого рода цитатами вряд ли получится. Тут нужно заранее и конкретно объяснять детям, что и как писать. И что делать бедным учителям, которых ругают за плохие отметки на ГИА?
Конечно, на это можно возразить, что упрощение заданий – это не есть хорошо. Это так. И всегда найдётся школьник, который напишет любую работу на любую тему и на любом языке. Но ведь это государственный экзамен для всех российских школьников, а не только для учеников 9-го класса, окружённых репетиторами и высокообразованными родителями.
Зачем давать на экзамене задания, подготовить к которым можно только путём натаскивания, потому что, строго говоря, в школьной программе таких работ у детей не было и подготавливать к ним начинают специально для ГИА?
Посмотрим учебник по русскому языку (9-й класс) для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Всего там 13 упражнений со словом «сочинение». Из них большая часть – это сочинение по картине. Пара сочинений-рассуждений на морально-этические темы. Например, «Что такое подвиг». Ни одного сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА там нет. Есть отдельные упражнения на лексику, на определение стилей. Их достаточно, и они не плохие. Есть упражнения на тропы (метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.) Нет ни одного упражнения на анализ текста по цитате и на то, как надо её раскрывать.
Упражнений на развитие письменной речи (с буквой Р) в учебнике много и подобраны они, на мой взгляд, прекрасно. Но возникает вопрос: насколько они были выполнены и разобраны с детьми в школе?
В советских фильмах часто можно было увидеть такую сцену: время за полночь, а бедная учительница сидит дома за столом, под лампой с круглым абажуром и проверяет тетради, которых у неё высокая стопка.
Когда спрашиваешь детей, регулярно ли у них проверяют тетради, получаешь совершенно разные ответы. Многие дети утвердительно кивают головой и поясняют: учитель проходит по рядам и чисто визуально проверяет наличие исписанного листа в тетради. Другие говорят: раз в месяц собирают тетради. А бывает, что и реже, чем раз в месяц.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что должны знать и уметь дети в девятом классе, и что должна им давать школа. В нашей стране вообще теория и практика – две большие разницы. Теоретически, в школьной программе есть всё для получения детьми прекрасных знаний. Но в жизни всё по-другому. Половина современных детей с трудом пишет предложения, состоящие больше, чем из шести-семи слов.
Зачем придумали эту замысловатую часть С2 вместо обычного сочинения? Почему не учить детей писать нормальные сочинения, что им очень пригодилось бы в жизни и проверять это умение на экзамене? Зачем натаскивать детей на миниатюрные лингвистические работы, с которыми девяносто девять и девять десятых процента людей никогда в жизни не встретится?
Вопросов много, ответов мало, но на самом деле ситуация не так уж плоха, как это может показаться.
Для того, чтобы получить отметку «четыре» на ГИА по русскому языку достаточно хорошо сделать первые две части экзамена.
Даже если ребёнку не повезёт, и он получит такую вот специализированную лингвистическую цитату, с которой ничего вразумительного написать не сможет, дело не потеряно. Максимальное количество баллов за весь экзамен - 42. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение - 9. Отметка «четыре» ставится за 28-36 баллов.
Так что, для массовой успешной сдачи экзамена часть С2 совсем не обязательна. Двоечники у нас, как правило, русский язык в формате ГИА не сдают. Для них по разрешению РОНО делают исключение и разрешают сдавать по билетам родным учителям, которые делают всё возможное, чтобы все дети нормально закончили девять классов. Троечникам обычно активно помогают во время сдачи ГИА. Так что результаты экзаменов по стране всегда хорошие.Поразмыслив, можно предположить, чем руководствовались разработчики такого задания. Оно пишется по строгим критериям, оценить его в тестовом режиме гораздо легче, чем классическое сочинение. Главная цель задания, я думаю, проверить, понимает ли ученик смысл цитаты, относящейся, так или иначе, к русскому языку. А если понимает, о чём, и пишет по правилам, с указанием номеров предложений, где он нашёл доказательства, то и проблем нет – знания по русскому языку хорошие.О том, что это лишь результат специального натаскивания по шаблону, никого не волнует.
infourok.ru
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Цель:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные:формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы:беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний Работа над построением сочинения - рассуждения.
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
III. Работа над построением сочинения - рассуждения.
Чтение задания к сочинению.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с классом:
Вопрос к классу: Над каким понятием мы сегодня будем работать?
1.Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что
Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.
Орфографическая работа:
- Индивидуальное задание( Найти определение слова доброта в словарях)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.Словарь Ожегова
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. www.daz.su | Познавательная Википедия
- Подобрать синонимы к слову доброта: добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость
Чтение и Анализ текста.
(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.
– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...
(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.
(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– (10)Жучка, Жучка!
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.
– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.
(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:
– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.
(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.
(По Н. Гарину-Михайловскому)*
* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (1852–1906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.
Как связать вступление и основную часть?
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста) Николая Георгиевича Гарина-Михайловского
5. Аргументы - примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста
Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» - думает Тема( предложение 29).
2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л., М.Шолохова « Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни) Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»:
- соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;
- фонд существует с 2006 года;
- фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.
Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.
Варианты 2 аргумента: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты? В нашей школе проходила ярмарка, все средства, собранные на ней были направлены в фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями.
6.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Вывод Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
Рефлексия.
- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту.
Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 15.3
Что такое доброта? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» - думает Тема( предложение 29)
. В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта, мне хотелось бы привести пример из жизни. В нашей школе проходила благотворительная ярмарка, все средства, собранные на ней были направлены в фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Это пример проявление доброты и милосердия к больным детям.
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремление делать добро другим.
Самоанализ открытого урока
Целью открытого урока было выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как милосердие, отзывчивость, человечность.
Учащиеся проводили анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы.
Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем полученные знания использованы учащимися.
kopilkaurokov.ru
Как хорошо написать сочинение-рассуждение в формате Государственного выпускного экзамена 9 класс?
Как хорошо написать сочинение-рассуждение в формате Государственного выпускного экзамена 9 класс? Такой вопрос волнует многих учителей русского языка и учащихся 9 класса. Информации по написанию сочинения-рассуждения в формате Государственного выпускного экзамена мало. В своей работе по подготовке учащихся к сочинению я опиралась на Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году. Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 23.12.2016 No 02-411. Москва, 2017 года.
Работа началась с определения понятия: что такое рассуждение и как его построить
1.Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2.Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1)тезис; 2)доказательство, то есть аргументы; 3)вывод.
3.Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
4.Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
5.Аргументы должны быть убедительными.
Далее обучающиеся знакомятся с инструкцией «Напишите сочинение. Объём сочинения – не менее 250 слов. Вы можете аргументировать свою точку зрения с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания). Продумайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи».
Учащийся выбирает одну тему из четырёх. Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося. Первые три темы свободные, четвёртая - на литературную тему.
Для подготовки к написанию сочинения-рассуждения на свободную тему я воспользовалась комплектом тем, представленным в книге "Русский язык. ГВЭ. 9-й класс.Cенина Н.А." В книге приведены примерные темы сочинений (от автора) Например, Вариант 1 1. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский). 2. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). 3. Каков он, «герой нашего времени»? 4. Что позволило автору назвать Татьяну «милым идеалом»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), Всего 10 вариантов тем.
А также методическими рекомендациями ФИПИ 2017 года и темами сочинений.
Перечень тем сочинений
1. Каким, с Вашей точки зрения, должно быть отношение человека к природе?
2. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?
3. Каковы, с Вашей точки зрения, слагаемые счастья?
4. Какие качества личности, с Вашей точки зрения, наиболее ценны?
5. Как характеризует человека его выбор досуга?
6. Какие черты личности имеют в виду, говоря о благородстве человека?
7. Какую роль в жизни человека играет семейное воспитание?
8. Какую мудрость хранят пословицы?
9. Почему лицемерие относят к человеческим порокам?
Учебные материалы, сзданные учителем для подготовки к экзамену и проработанные с ученицей, также помогают при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
1) Презентации:
Система работы над сочинением.
Подготовка учащихся к написанию сочинения
Пишем сочинение на главную мысль
Работа с текстом
2) Приёмы обучения при подготовке к ГВЭ на темы: "Память", "Человечность", "Великодушие", Счастье", "Патриотизм", Героизм", "Музыка".
Ведение читательского дневника на уроках русского языка и литературы облегчает работу обучающихся по использованию аргументов для сочинения.
Тема сочинения |
Название книги |
Автор |
Герои |
Основная мысль |
Тема патриотизма |
|
|
|
|
Кроме того, читательский дневник развивает предметные и метапредметные навыки:
1 развитие памяти;
2 умение систематизировать материал;
3 умение выделять главное,
4 правильное оформление основной мысли;
5 расширение кругозора;
6 обогащение словарного запаса языка;
7 совершенствование навыка письменной речи.
Для того чтобы лучше научиться писать рассуждение, обучающиеся читают и комментируют сочинения других ребят, написанных в разные годы обучения. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребят, развивает умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, приучает детей осмысливать и оценивать прочитанное, развивает наблюдательность.
Для учащейся центра дистанционного образования мною была составлена памятка по написанию сочинения на свободную тему для учащихся 9 классов.
Памятка
1 Прочитать критерии к сочинению ГВЭ на свободную тему
2 Внимательно прочитать темы
3 Выбрать одну тему из 4-х.
4 В выбранной теме (свободная тема) найти ключевые слова
5 Записать ключевые (ое) слова (о), подобрать ассоциативный ряд к слову из темы или составить кластер.
6 Подумать над вступлением
(во вступлении дать толкование слова, определение понятия, небольшие рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия, должна быть чётко сформулирована основная мысль и авторские рассуждения вокруг неё)
7 Подумать над аргументацией. Подобрать аргументы чётко по теме сочинения.
В аргументах указать:
-название книги,
-фамилии и инициалы авторов,
-главные герои,
-пояснение, основная мысль
8 Привести пример из жизни как аргумент к сочинению и обосновать его.
9 В каждом абзаце сочинения обязательно должно быть своё мнение и вывод.
10 Заключение — общий вывод по теме сочинения.
11 Написать черновик
12 Прочитать внимательно, проверить:
орфографию
пунктуацию
грамматические ошибки
речевые ошибки
фактические ошибки
последовательность, логичность изложения, связь абзацев.
13 Посчитать слова в сочинении. Объём сочинения не менее 250 слов.
14 Переписать в чистовик
15 Проверить внимательно
Обучающиеся знакомятся с критериями сочинения, проверяются работы в соответствии с критериями, ставятся баллы и оценка за работу.
Критерии сочинения
ССК1 Раскрытие темы сочинения
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы |
3 балла |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно |
2 балла |
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы |
1 балл |
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения |
0 балов |
ССК2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения |
2 балла |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения |
1 балл |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе |
0 баллов |
ССК 3 Композиционная цельность, логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, логичностью, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности |
2 балла |
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется или есть нарушения в последовательности изложения или есть отступления от темы |
1 балл |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел или допущены грубые нарушения в последовательности изложения или нет связи между частями и внутри сочинения |
0 баллов |
Максимальное количество баллов |
7 |
Название |
Баллы |
По орфографии ГК1 |
|
нет ошибок или 1 |
2 балла |
2-3 ошибки |
1 балл |
4 и более ошибок |
0 баллов |
По пунктуации ГК2 |
|
нет ошибок или не более 2 |
2 балла |
3-4 ошибки |
1 балл |
5 и более ошибок |
0 баллов |
Грамматические ошибки ГК3 |
|
нет или 1 ошибка |
2 балла |
2 ошибки |
1 балл |
3 и более ошибок |
0 баллов |
Речевые ошибки ГК4 |
|
нет или 2 ошибки |
2 балла |
3-4 ошибки |
1 балл |
5 и более ошибок |
0 баллов |
Фактические ошибки ФК1 |
|
нет |
2 балла |
1 ошибка |
1 балл |
2 ошибки |
0 баллов |
Шкала перевода баллов в оценки (ГВЭ русский язык)
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Диапазон первичных баллов |
0–4 |
5–10 |
11–14 |
15–17 |
Отметка по пятибалльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Разработку урока по теме «Подготовка к написанию сочинения — рассуждения «Почему важно сохранять память о прошедшей войне?» можно прочитать в учебных материалах на сайте «УчПортфолио» http://uchportfolio.ru/materials/show/82878.
Литература:
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году. Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 23.12.2016 No 02-411. Москва, 2017 г. 2. Русский язык. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). 9-й и 11-й классы. Задания и рекомендации: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. — Ростов н/Д: Легион, 2015. — 96 с. — (Мастер-класс.)3. Сайт «ФИПИ» Государственный выпускной экзамен по русскому языку 9 класс http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9 4. Сайт «УчПортфолио» страница «Итоговая аттестация» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458 5. Сайт «УчПортфолио» страница «Творческие работы учащихся» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175 6. Сайт «УчПортфолио» учебные материалы. Технологическая карта урока русского языка на тему: «Почему важно схранять память о прошедшей войне?» http://uchportfolio.ru/materials/show/82878
www.uchportfolio.ru
Урок развития речи по русскому языку в 9 классе. Сочинение-рассуждение (Подготовка к ГИА).
Цель:
развитие связной, последовательной, логической речи;
обогатить словарный запас;
способствовать развитию коммуникативных навыков;
повторить приемы сокращения текста, структурирование, использование аргументов как способ подтверждения мысли.
Оборудование урока:
контрольно-измерительные материалы;
презентация по творчеству Микеланджело Буонарроти;
толковый и орфографический словари.
Повторение и обобщение пройденного.
Работа с КИМами.
Лексико-орфографическая работа.
Юлий II;
шестьсот квадратных метров;
эпоха Возрождения;
Ватикан.
Капелла – католическая часовня, небольшое отдельное помещение в храме для молитв, хранения реликвий.
Сикстинская капелла в Риме – бывшая домовая часовня в Ватикане, ныне музей, выдающийся памятник эпохи Возрождения.
Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.
Плафон – потолок.
Определить виды подчинительной связи.
Погружаясь в замыслы;
сырая штукатурка;
грандиозные замыслы;
расписал плафон;
заключил договор;
работал увлеченно;
увлеченный работой;
всепоглощающая работа;
подвиг художника;
неистовый труд;
труд титана.
Определить изобразительно-выразительные средства.
Работал, забывая о сне и еде.
Великий мастер испортил себе зрение.
Работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в грандиозные замыслы.
Через века дошли до нас мысли художника.
Отдал жизнь неистовой работе.
Это был труд титана, это был подвиг художника.
Вопросы к тексту Е. О. Каменевой «Подвиг художника».
О каком договоре идет речь в данном тексте?
В каких условиях работал Мастер?
С какими техническими трудностями столкнулся Микеланджело Буонарроти?
Как художник относился к своей работе?
Работа над частью С. (Письменно ответить на вопрос «Ради чего Микеланджело Буонарроти все дни своей жизни отдал такой неистовой, всепоглощающей работе?»)
Презентация по творчеству М. Буонарроти. Коментарий учителя. Экскурсия.
М. Буонарроти – выдающийся художник эпохи Возрождения, оставил после себя замечательные произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Мастер кисти расписывал плафоны, своды католических часовен. Чаще всего сюжеты касались библейских тем «Роспись свода Сикстинской капеллы », «Оплакивание Христа », «Богоматерь, оплакивающая Христа»…Поражает объем росписи, широта замыслов.
Кисть и резец Микеланджело служат искусству, прославлению красоты, совершенства.
Богоматерь, оплакивающая сына – воплощение кротости, христианского смирения. Как прекрасен юный Давид, вставший на защиту Родины. Сам автор с оружием в руках защищал родную Флоренцию.
Талантливый человек талантлив во всем. С 1546 года М. Буонарроти руководил строительством знаменитого Собора Св. Петра и ансамбля Капитолия в Риме.
М. Буонарроти известен как поэт, автор замечательных сонетов. В 1555 году Мастеру 80 лет. В это время выходят последние сонеты, в которых автор выступает как философ, мыслитель, рассуждающий о бренности жизни, о ее скоротечности… В сонетах поэт ищет прибежища в объятиях распятого Христа.
Уходят люди…Одни оставляют после себя лищь «–» между двумя датами. Микеланджело Буонарроти оставил шедевры.
Звучит музыка не менее талантливого человека. Это современный итальянский композитор, автор многих саундтреков Эннио Морриконе. Буонарроти и Морриконе отделяют более 5 веков, но объединяет многое: ТАЛАНТ! ТВОРЧЕСТВО! ТРИУМФ!
Составление плана к сочинению.
М. Буонарроти – художник эпохи Возрождения.
Жизнь М. Буонарроти – подвиг.
Смысл жизни – творить.
(Подбор аргументов из текста. Предложение № 7 Смысл всей его жизни был в непрерывном творческом труде. Предложение № 9 он не мог жить иначе, он стремился раскрыть самого себя, свои чувства...в этом исступленном труде огромная радость для Мастера – радость созидания, счастье творить )
Чтение и комментарии сочинений учащихся:
8 Домашнее задание. Отредактировать сочинение.
multiurok.ru