Итоговое изложение (4 класс, 4 четверть). Контрольное изложение 4 класс


Изложения по русскому языку (4 класс )

Изложение.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографи ческая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах: несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поин­тересовался.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кто хозяин?

План

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Перед соловушкой стыдно.

План

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 класс

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

Во время обеда.

После соловьиной песни.

Стыдно.

Словарно-орфографическая работа.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу:

завернула, прекрасно.

Запомните, как они пишутся.

Запиши раскрывая скобки:

(не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

Изложение. 4 класс.

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивитель­ное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А рас­прягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение свет­ло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен раз­гребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты ко­пыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у се­верного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)

Вопросы и задания к тексту.

Почему автор называет север­ного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень?

Опишите ягель.

Какие трудности испытывает олень зи­мой?

Примерный план

1. Удивительное животное.

2. Ягель.

3. Ягель под снегом.

4. Стертые копыта.

Словарпо-орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные, объясните написание па­дежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм (какой?) ____________; ягель (какой?)_______________; растение (какое?)________________________; цвета (какого?)__________________; светом (каким?)_________________; пастбище (какое?) __________________; снегом (каким?) _________________; ягеля (ка­кого?) ___________; снег (какой?)________________; приходу (какому?) ________________.; корма (какого?) ______________________; оленя (какого?)______________________ .

Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему од­нокоренные слова, запомните написание корня.

С чем сравнивается по цвету ягель?

Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Северный олень

План:

1. Удивительное животное. __________________________________

2. Ягель. __________________________________

3. Ягель под снегом. __________________________________

4. Стертые копыта. __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

МЕСТОИМЕНИЕ 4 класс.

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86) (По К. Ушинскому.)

Вопросы и задания к тексту.

Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.

Кто обнаружил ее в лесу?

Что в рассказе названо дичком?

Расскажите, как садовник работал над дичком.

Что получилось из дикой яблони?

Примерный план

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

Слоеарно-орфографическая подготовка

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописа­ние:

упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

Скажите, почему к одним местоимениям прибавляется буква н, а к другим - нет.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно со­гласовывайте их при письме: яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....

Выделите корень в словах:

выросла, срослось.

Запомните, как пишутся эти слова.

Обратите внимание на написание слов:

посчастливилось, спря­таться.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Дикая яблонька

План:

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Глагол 4 класс.

Изложение

Кошкин выкормыш.

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка броса­ется на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106) (По В. Бианки.)

Вопросы к тексту.

Кого подложили кошке?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша?

Примерный план

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

Словарно-орфографическая подготовка

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Определите время и спряжение глаголов:

родились, подложили, дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

Почему зайчонка назвали выкормышем?

Подберите к слову яростно синонимы.

Яростно - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кошкин выкормыш.

План

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Глагол 4 класс.

Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цы­плятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!» (92)

Вопросы и задания к тексту.

Почему рассказ называется «По­бедитель»?

Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

Словарно-орфографическая подготовка

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

х_хлат-ка, охр_нял, выв_ла, х_рек, схв_тил, закр_чал.

Замените близким по смыслу выражение кружили около дома.

1. Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).

2. Как они характеризуют повадки хорька?

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Победитель

План

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Итоговое изложение (4 класс, 4 четверть)

Просмотр содержимого документа «Итоговое изложение (4 класс, 4 четверть)»

Итоговое изложение ( 4 класс, 4 четверть )

Итоговое изложение

( 4 класс, 4 четверть )

  Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки глупому человеку. Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

  Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было.

Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

Ответьте на вопросы О чём рассказывает сказка? Чему она учит? Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением старик рассказывает сказку? Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили? Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

Ответьте на вопросы

Сказка про осень. План. 1. Первый выстрел. 2. Как было раньше. 3. Загрустила земля.

Сказка про осень.

План.

1. Первый выстрел.

2. Как было раньше.

3. Загрустила земля.

Объясните смысл следующих выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь

Объясните смысл следующих выражений:

Обратите внимание на строение предложений А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

Обратите внимание на строение предложений

Обратите внимание на правописание следующих слов : ск о вали, руж ь ишко, н е б е сами, заз ы вают, о боих, н и куда, не под а вался, н а ч а лись, лист о пады, кре п к о , б е реч ь  

Обратите внимание на правописание следующих слов :

ск о вали, руж ь ишко, н е б е сами, заз ы вают, о боих, н и куда,

не под а вался, н а ч а лись, лист о пады, кре п к о , б е реч ь

 

Опорные слова и выражения Сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья; Птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы; 3) Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь

Опорные слова и выражения

3) Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь

multiurok.ru

Контрольное изложение пнш 4 класс

Тема: Контрольное изложение.

Цели:

1. Проверить умения слушать и анализировать текст,  делить его на части;

составлять план текста; проверка навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивать память, внимание, умение правильно выражать свои мысли.

3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты: знать понятие «изложение»; уметь внимательно читать текст; составлять его план; пересказывать текст с опорой на план.

Личностные результаты: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; строить осознанное речевое высказывание в письменной форме.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять самопроверку выполненной работы.

Оборудование: презентация, текст изложения.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

-Здравствуйте, ребята!

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

2.Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение о зайчике.

Заяц — животное, которое относится к классу млекопитающие, отряду зайцеобразные, семейству зайцевые, роду зайцы. Вопреки бытующему мнению они не относятся к грызунам и далеко не так безобидны. В случае опасности они проявляют агрессивность и оказывают сопротивление нападающему. С древних времен заяц является желанным трофеем для охотников из-за вкусного мяса и теплого меха. Средняя продолжительность жизни самцов не превышает 5 лет, самок – 9 лет, однако есть зафиксированные случаи более длительного срока жизни зайца – около 12-14 лет. Зайцы живут в открытых степных и лесостепных ландшафтах. Многочисленные популяции встречаются в пустынно-степных районах, на открытых лесных опушках, полях и лугах, местах массовых вырубок лесных массивов. В глубину леса они стараются не забираться, предпочитая районы с развитым сельским хозяйством. В рацион зайцев в весеннее и летнее время входят молодые ветви и побеги кустарников и деревьев, листья различных растений, клевер, одуванчик и другие травы. Не откажутся они от овощных и бахчевых культур.

Зимой зайцам приходится выкапывать из-под снега остатки сельскохозяйственных культур, питаться корой кустарников и деревьев, в том числе плодовых, нанося им вред. 

Заяц отнюдь не труслив и не всегда добродушен. Зафиксирован случай, когда «косой», воспитанный овчаркой по имени Джером, быстро перенял у кобеля некоторые повадки, отважно кидался на собак, пытаясь их укусить.

3) Знакомство с содержанием текста.

Повторное чтение текста обучающимися самостоятельно.

Зайчик

Маленького зайца сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка.Ребята принесли бедняжку домой. Заяц бился в руках и вырывался. Папа достал бинт и завязал ножку. Дети посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.Зайка прожил в доме целый месяц. Все ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика.Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так ребята и сделали.

4) Анализ текста

-Кто потрепал маленького зайчика?

-Что было сломано у зайчика?

-Кто принес его домой?

-Как вел себя заяц?

-Что сделал папа для зайчика?

-Как устроили его и ухаживали за ним?

- Сколько времени прожил у них зайчик?

- Когда отпустили его на волю?

5) Составление плана

- Сколько пунктов будет в плане? (В плане три части – по количеству абзацев тексте.)

- Прочитаем каждую часть и придумаем название. Ученик читает вслух часть. Дети выделяют тему и основную мысль части и предлагают варианты названия

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:

  1. Маленький больной зайчик.

  2. Больной выздоровел.

  3. Зайчик на свободе.

6.Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

7. Применение знаний при написании изложения

  1. Орфографическая работа. Поиск слов с трудными написаниями, объяснение постановки знаков препинания

  2. Самостоятельное чтение текста.

  3. Пересказ текста с опорой на план (2-3 обучающихся).

8.Этап самостоятельной работы и контроля результатов своей деятельности

  1. Письменное изложение текста своими словами.

  2. Самоконтроль.

9. Итог урока. Рефлексия

10. Домашнее задание

multiurok.ru

Изложения для 4 класса

Изложение.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографи ческая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах: несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поин­тересовался.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кто хозяин?

План

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_m5d9a066a.jpghello_html_m1341fe3c.png

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Перед соловушкой стыдно.

План

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_38885c5f.gifhello_html_m6b36d0bd.gif

4 класс

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

  1. Во время обеда.

  2. После соловьиной песни.

  3. Стыдно.

Словарно-орфографическая работа.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу:

завернула, прекрасно.

Запомните, как они пишутся.

Запиши раскрывая скобки:

(не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

Изложение. 4 класс.

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивитель­ное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А рас­прягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение свет­ло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен раз­гребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты ко­пыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у се­верного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)

Вопросы и задания к тексту.

Почему автор называет север­ного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень?

Опишите ягель.

Какие трудности испытывает олень зи­мой?

Примерный план

1. Удивительное животное.

2. Ягель.

3. Ягель под снегом.

4. Стертые копыта.

Словарпо-орфографическая подготовка

Подберите имена прилагательные, объясните написание па­дежных окончаний: животное (какое?) ________________, ______________; корм (какой?) ____________; ягель (какой?)_______________; растение (какое?)________________________; цвета (какого?)__________________; светом (каким?)_________________; пастбище (какое?) __________________; снегом (каким?) _________________; ягеля (ка­кого?) ___________; снег (какой?)________________; приходу (какому?) ________________.; корма (какого?) ______________________; оленя (какого?)______________________ .

Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему од­нокоренные слова, запомните написание корня.

С чем сравнивается по цвету ягель?

Запомните, как пишутся слова: серебро, серебряное пастбище.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Северный олень

План:

1. Удивительное животное. __________________________________

2. Ягель. __________________________________

3. Ягель под снегом. __________________________________

4. Стертые копыта. __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

hello_html_m741bbc96.png

МЕСТОИМЕНИЕ 4 класс.

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86) (По К. Ушинскому.)

Вопросы и задания к тексту.

Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.

Кто обнаружил ее в лесу?

Что в рассказе названо дичком?

Расскажите, как садовник работал над дичком.

Что получилось из дикой яблони?

Примерный план

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

Слоеарно-орфографическая подготовка

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописа­ние:

упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

Скажите, почему к одним местоимениям прибавляется буква н, а к другим - нет.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно со­гласовывайте их при письме: яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....

Выделите корень в словах:

выросла, срослось.

Запомните, как пишутся эти слова.

Обратите внимание на написание слов:

посчастливилось, спря­таться.

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Дикая яблонька

План:

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

hello_html_15e0c413.pnghello_html_36489a2d.png

Глагол 4 класс.

Изложение

Кошкин выкормыш.

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка броса­ется на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106) (По В. Бианки.)

Вопросы к тексту.

Кого подложили кошке?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша?

Примерный план

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

Словарно-орфографическая подготовка

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Определите время и спряжение глаголов:

родились, подложили, дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

Почему зайчонка назвали выкормышем?

Подберите к слову яростно синонимы.

Яростно - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Кошкин выкормыш.

План

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

hello_html_m1867501.jpg

Глагол 4 класс.

Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цы­плятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!» (92)

Вопросы и задания к тексту.

Почему рассказ называется «По­бедитель»?

Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

Словарно-орфографическая подготовка

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

х_хлат-ка, охр_нял, выв_ла, х_рек, схв_тил, закр_чал.

Замените близким по смыслу выражение кружили около дома.

1. Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).

2. Как они характеризуют повадки хорька?

Ф.И._________________________________________Дата__________4 «_» класс

Изложение.

Победитель

План

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

hello_html_m741a82f6.png

hello_html_430d6c72.jpghello_html_m1674ec7d.png

infourok.ru

Урок русского языка. Изложение-повествование "Белый гусь". 4-й класс

Этап урока

Вопросы и задания учителя:

Ответы учеников:

1. Орг. Момент

Слайд №1

Сегодня мы будем писать обучающее изложение, а о ком вы узнаете угадав загадки:

(Детям даются различные загадки о гусе)

– Прочитайте свои загадки:

1. В воде купался, сухим остался.

2. Щиплет за пятки – беги без оглядки.

3. Белый как снег, Надутый как мех, Лопатами ходит, А рогами ест.

4. Белы хоромы Красны подпоры

– Все загадки о гусе. 2 Речевая разминка:

Слайд №2

– Пошипели как гуси, вытянув шею.

– Прочитайте слова:

Гусь, гусыня, гусятница, гуськом, гусеница, гусенок

– какое слово лишнее и почему?

-ш-ш-ш

– Гусеница, другое значение слова, не является однокоренным.

3 Чистописание:

Шш//ши ша

Как с гуся в…да.

Гусь свинье не т…варищ…*

(*дополнительно для успевающих)

Слайд №3

– Пишем число, классная работа,

Образец чистописания на доске.

Подумайте над пропуском букв.

Когда люди высказывают такие фразеологизмы и пословицы?

Проверка:

– Какие буквы вставили?

– Как с гуся вода.

Гусь свинье не товарищ.

Дети комментируют написание слов с доказательством.

– Как с гуся вода – значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук.

– Гусь свинье не товарищ – когда разные интересы и между ними не может быть ничего общего. Когда люди разные по духу.

4 Развитие речи – У нас ребята приготовили несколько сообщений

Гусь – это…

– родственная утке крупная дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей. Бывают белые и серые (показывает ученик слайды фотографий)

– Гусь – это такой человек, который что-то хитрит, ловчит, одним словом пройдоха.

Про такого говорят Хорош гусь!

5. Сообщение темы и цели урока

Слайд №4

– Предлагаю вам, познакомится с текстом Е. Носова. Он написал рассказ об одной из этих птиц. Наша задача проанализировать текст,

Определить тему, основную мысль, подобрать заголовок, составить план, чтобы продолжить формирование умения писать изложения данного вида.

Хорошо читающие дети выразительно воспроизводят текст, остальные следят за текстом. 6 Работа по теме

Слайд №5,6

– Как вы думаете, какой это тип текста?

– Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

– Это текст повествовательный

– в тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ?

и В КОНЦЕ?

– Попробуем вместе доказать, что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ – В тексте говорится о гусях на лугу, которых застала непогода, маленьких гусят спас от града гусь жертвуя своей жизнью.

– Чтобы представить этот текст нужно нарисовать несколько картин: как гуси щипали на лугу траву, как пошёл град, как погиб белый гусь.

– Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

– О чем говорится в тексте? Определите его тему?

– Какова главная мысль?

– В тексте говорится о храбрости гуся, который сумел спасти маленьких гусят.

– Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради жизни других.

7 Физминутка Гимнастика для глаз – Посмотрели в окно

– на точку, считая до 10 (зеленый кружок приклеенный к стеклу)

– моргаем глазами, считая до 10

– смотрим вдаль, считая до 10

– моргаем, 10 раз

8 Работа по теме: – Сколько частей (абзацев) в этом тексте? – Четыре абзаца, а частей: три. – Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? – Да

– Нет (мнение детей расходится)

Попробуем определить мысль каждого абзаца (определим микротемы) – В первом и во втором абзаце говорится о гусях на лугу.

– В третьем абзаце говорится о том, как белый гусь спрятал под своими крыльями от града гусят.

– В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и спасении гусят.

9 Составление плана

Слайд №7

– Предлагаю составить план нашего текста (Дети набрасывают план к тексту, работая вариативно: кто-то в паре, кто-то самостоятельно) – Предлагаю план вынести на доску (дети озвучивают и лучшие предложения записываются) План:

1. Гуси на лугу. 2. Белый гусь спаситель дюжины гусят 3. Гибель гуся.

– Почему автор разделил первую часть на два абзаца? – Чтобы показать, как гуси щипали травку, когда погода была хорошей и когда погода испортилась. 10 Лексико-орфографическая подготовка

Слайд №8,9

– Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание (дается текст с пропуском букв или на интерактивной доске восстанавливается детьми) – По цепочке дети быстро объясняют написание слов     – Объясните значение слова дюжина (можно воспользоваться толковым словарем) – Двенадцать штук.     – Когда мы пишем изложения и сочинения мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь. – Гусь – белый гусь – спаситель дюжины гусят – храброе сердце – белая кочка     – Подчеркните в тексте все глаголы и определите их время. – Все глаголы в прошедшем времени     – Мы наблюдаем единый временной план, поэтому при письме изложения будем использовать глаголы какого времени? – Глаголы прошедшего времени. 11. Подготовка к пересказу

Слайд №10

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем его писать по плану необходимо выбрать слова – помощники ОПОРНЫЕ СЛОВА.

Предлагаю вместе к каждой части плана выбрать опорные слова.

1.Луг, щипали, наползла, капли, град, замерли, перекликались. 2.Гусь, вздрагивал, копошились, дюжина, 3. ромчалась могучие крылья струйка крови невредимые – Попробуем пересказать по плану, используя опорные слова. (Дети пересказывают, прослушиваются 2-3 ученика) 12. Физминутка Подвижная   13 Написание изложения – Настроимся на красивое написание текста и без ошибок, сразу пишем в чистовик. – (Хором)

Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно беру, Я красиво напишу.

14 Оказание индивидуальной помощи (По мере необходимости)   15 Подведение итогов – Предлагаю зачитать трем ученикам свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы проанализировать.

– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?

– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы хотели дать?

(Дети комментируют письмо) 16 Рефлексия – Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение? – Определить тип текста, его тему и главную мысль.

Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу.

– Чему вас научил рассказ Е.Носова?

– Благодарю за урок.

– Надо уметь быть смелым и любить все живое, быть добрым, заботливым и бесстрашным.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также