Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».
5 класс
1 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.
А1. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:
1) более 2 млн. лет назад 2) 1,5 млн. лет назад
3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад
А2. Главным отличием древнейшего человека от животных было:
1) умение жить сплочённо, коллективно
2) умение изготавливать орудия труда
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства
4) умение охотится на диких животных
А3. Что из перечисленного не характеризует родовую общину?
1) все члены общины - сородичи
2) общие жилище и очаг
3) коллективное собирательство, охота, рыболовство
4) у каждого сородича - свой запас пищи
А4. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?
1) изготовление орудий труда
2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
3) добывание огня
4) совместная трапеза у общего очага
А5. По мнению учёных, земледелие и обработка металлов появились:
1) в Восточной Азии 2) в Южной Африке
3) в Западной Азии 4) в Северной Европе
А6. Кто управлял родовой общиной?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин
А7. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза
А8. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?
1) земледелие 2) охота и собирательство
3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком
А9.Первыми осознали, что времена года имеют равную продолжительность и постоянно сменяют друг друга:
1) древние скотоводы 2) древние рыболовы
3) древние охотники 4) древние земледельцы
А10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?
1) гарпун
2) мотыга
3) рубило
4) копьё
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В6)запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) возникновение мотыжного земледелия
2) овладение огнём
3) возникновение плужного земледелия
4) появление знати
Ответ:
В2. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) 289 год до н. э.
1) VI век до н.э.
Б) 103 год до н.э
2) VII век до н.э.
В) 633 год до н.э.
3) II век до н.э.
Г) 555 год до н.э.
4) III век до н.э.
Ответ:
А
Б
В
Г
В3. Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину. Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков
2) обращение пленников в рабство
3) старейшины и вожди племени являлись знатью
4) все члены общины - сородичи
5) имущественное и общественное равенство
6) знатность передавалась по наследству
Ответ:
В4. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе земледельцы? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 5) гончарный круг
2) серп 6) гарпун
3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок
4) мотыга 8) печь для выплавки металлов
Ответ:
В5. Укажите, какой год шел:
1) за 118 годом до н.э.
2) перед 75 годом н.э.
3) перед 330 годом до н.э.
В6. Дайте определение следующим понятиям: племя, знать, искусство.
Часть III.
Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.
Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните.
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».
5 класс
2 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.
А1. Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется:
1) география 2) история 3) астрономия 4) археология
А2. Главное отличие древнейших людей от животных состояло:
1) в различном внешнем виде
2) в умении общаться при помощи звуков
3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды
4) в умение изготавливать орудия труда
А3. Человек разумный появился:
1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад
А4. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
1) коллективная охота
2) вера в жизнь после смерти
3) появление магии и колдовства
4) представление о том, что у каждого человека есть душа
А5. По предположениям учёных, земледелие и скотоводство возникли:
1) 15 тыс. лет назад 2) 10 тыс. лет назад
3) 9 тыс. лет назад 4) 6 тыс. лет назад
ё
А6. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым:
1) железо 2) золото 3) серебро 4) медь
А7. Назовите главную причину появления неравенства среди людей:
1) распад родовой общины 2) появление земледелия
3) изменения орудий труда 4) появление государства
А8. Кто управлял племенем?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) совет старейшин
А9. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из семей, которые имели скот, орудия труда и вели собственное хозяйство. Это -
1) племя 2) родовая община 3) соседская община 4) семья
А10. Какое орудие труда первобытного человека изображено на картинке?
1) гарпун
2) мотыга
3) серп
4) копьё
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В6)запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) овладение огнем
2) возникновение человеческого стада
3) изобретение гончарного круга
4) изобретение лука и стрел
Ответ:
В2. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) 50 год до н. э.
1) II век до н.э.
Б) 121 год до н.э
2) VIII век до н.э.
В) 770 год до н.э.
3) IX век до н.э.
Г) 806 год до н.э.
4) I век до н.э.
Ответ:
А
Б
В
Г
В3. Какие из перечисленных признаков характеризуют соседскую общину. Выберите цифры под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) совместный труд всей общины на полях
2) у каждой семьи – свой участок земли и скот
3) неравенство членов общины
4) общая земля
5) совместная охота
6) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи
Ответ:
В4. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники? Выберите цифры, под которыми они указаны и запишите их в порядке возрастания.
1) плуг 5) гончарный круг
2) каменный топор 6) гарпун
3) печь для обжига изделий 7) ткацкий станок
4) мотыга 8) лук и стрелы
Ответ:
В5. Укажите, какой год шел:
1) перед 770 годом до н.э.
2) за 565 годом н.э.
3) за 543 годом до н.э.
В6. Дайте определение следующим понятиям: соседская община, религия, неравенство.
Часть III.
Рассмотрите картинку и выполните задание к ней.
Перед тобой рисунок «Первобытный похоронный обряд». Почему умершего положили в позе спящего? С какой целью с ним зароют ожерелье из медвежьих зубов, копье, плоды и орехи?
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».
КЛЮЧ
1 вариант
2 вариант
Часть I.
А1
1
4
А2
2
4
А3
4
3
А4
2
1
А5
3
2
А6
3
4
А7
3
1
А8
1
4
А9
4
3
А10
3
1
Часть II.
В1
2134
2143
В2
4321
4123
В3
145
236
В4
124
357
В5
1) 117 год до н.э.
2) 74 год н.э.
3) 331 год до н.э.
1) 771 год до н.э.
2) 566 год н.э.
3) 542 год до н.э.
В6
1) племя- объединение нескольких родов.
2) знать – богатые и знатные люди.
3) искусство – творческое отражение действительности.
1) соседская община – коллектив соседей.
2) религия – вера в сверхъестественные силы существа.
3) неравенство – появление бедных и богатых людей.
Часть А – 10 баллов
Часть В – 8 баллов
В1 – 2 балла
В2 - 2 балла
В3 – 2 балла
В4 - 2 балла
В5 -3 балла
В6 - 3 балла
Часть С – 3 балла
ИТОГО – 27 балла
27 – 24 балл – «5»
23– 15 баллов – «4»
14 – 9 баллов – «3»
Менее 9 баллов – «2»
www.metod-kopilka.ru
Контрольная работа №1
«Жизнь первобытных людей»
1 ВАРИАНТ.
1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
а) в человеческом стаде
б) в родовой общине
в) в государстве.
2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а) охота
б)скотоводство
в) собирательство.
3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари
б) жрецы
в) старейшины.
4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь
б)бронза
в) железо.
5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а) корова
б) лошадь
в) собака.
6. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
а) скотоводство
б) охота
в) обработка металлов.
7. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
а) в человеческом стаде
б) в родовой общине
в) в соседской общине.
8. Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных.
9. Когда появился человек на Земле?
а) 2 млн. лет назад
б) 100 тыс. лет назад
в) 10 тыс. лет назад.
10. Дайте определение понятия «история».
11.Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство
б) изобретение металлических орудий труда
в) овладение огнем.
12. Что такое орудия труда?
13. Когда человек начал заниматься земледелием?
а) 10 тыс. лет назад
б) 3 тыс. лет назад
в) 200 тыс. лет назад.
14. Что такое искусство?
15. Что называется искусством?
а) творческое воспроизведение окружающего мира
б) стремление человека объяснить загадки природы
в) желание людей лучше охотиться.
16. Что такое родовая община?
17. Кто такой вождь?
18. Кто такой идол?
2 ВАРИАНТ.
1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей.
а) распад родовой общины
б) изменение орудий труда
в) появление государства.
2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство
б) изобретение металлических орудий труда
в) овладение огнем.
3. Кто управлял племенем?
а) жрецы
б) совет старейшин
в) цари.
4. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шелка
б) из шкур диких животных
в) из хлопка.
5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
а) человеческое стадо
б)племя
в) соседская община.
6. Первое орудие труда первобытного человека:
а) мотыга
б) заостренный камень
в) плуг.
7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.
а) гарпун
б) лук
в) рубило.
8. Что называется искусством?
а) творческое воспроизведение окружающего мира
б) стремление человека объяснить загадки природы
в) желание людей лучше охотиться.
9. Когда человек начал заниматься земледелием?
а) 10 тыс. лет назад
б) 3 тыс. лет назад
в) 200 тыс. лет назад.
10. Что такое исторический источник?
11. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а) цари
б) жрецы
в) старейшины.
12. Что такое «Всеобщая история»?
13. Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных
14. Дайте определение понятия «Религия»
15. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
а) в человеческом стаде
б) в родовой общине
в) в соседской общине.
16. Что такое соседская община?
17. Дайте определение понятия «племя».
18. Что называется неравенством?
infourok.ru
Тема «Жизнь первобытных людей»
Прочитай текст и выполни задания 1-4
Кусты орешника вдруг раздвинулись, и на поляну вышло странное существо. Короткие, немного согнутые ноги его поддерживали сильное длинное туловище, огромные челюсти выдавались вперед, как у обезьяны, а маленькие глаза, глубоко спрятанные под нависшими бровями, блестели настороженно и сердито.
Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.
Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягивало воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но неподвижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскалилось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминающий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу. (Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С.15-16)
Какое существо описано в тексте?
1) человекообразная обезьяна
2) «человек умелый» (homohabilis)
3) «человек разумный» (homosapiens)
4) инопланетянин
2. По каким признакам ты это определил? Напиши не меньше 2-х:
1) ____________________________
2) ____________________________
Какие орудия труда используются существом, описанным в тексте?
___________________________
___________________________
Какие занятия были возможны с их помощью? (Выбери два из перечисленных ниже):
Охота
Рыбалка
Собирательство
Ремесло
земледелие
Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?
копья
гарпуна
колеса
огня
Работа с таблицей.
Вставьте пропущенные места.
Критерии | Древнейшие люди | 1. | Человек разумный |
Время | 2.5 млн. л. назад | 40 тысяч лет назад | 2. |
Человеческий коллектив | 3. | Родовая община | 4. |
5. | Собирательство и охота | 6. | Земледелие и скотоводство |
7. | Палка-копалка, заострённый камень и дубина | Копьё, гарпун, рубило и лук со стрелами | 8. |
1______________________________________________________________________
2______________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________
4______________________________________________________________________5______________________________________________________________________
6______________________________________________________________________
7______________________________________________________________________
8______________________________________________________________________
7. Историческая задача.
Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать выводы о занятиях, верованиях древних людей.
Останки мужчины в возрасте 20-30 лет, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье, в котором лежали зерна ячменя.
Ответ: ______________________________________________________
____________________________________________________________________
8.К каждому определению подберите соответствующий термин. Заполните таблицу: под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа.
1) Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
2) Самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных.
3) Изображение древних богов и духов из дерева, глины или камня.
4) Принесение даров бога с целью задабривания.
А) идолы
Б) племя
В) духи
Г) старейшины
Д) жертва
9.Найдите в тексте исторические ошибки. Выпишите их и объясните почему ученик допустил ошибки.
Один ученик был большим выдумщиком. Он написал такое сочинение о первобытных людях:
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Три женщины устроили состязание, чей сноп будет большим. Победила самая юная – её связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- «Нечестно!» - заметил руководитель родовой общины, высокий молодой парень, следивший за работой.
- «У тебя серп железный, а у них костяные».
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в посёлке не было – в те времена они ещё не были приучены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов. Ещё немного – и они растопчут, и поле, и хижины. Кто –то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли посёлок стороной».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Расположите в хронологическом последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу.
А) появление излишков
Б) возникновение плужного земледелия
В) возникновение частной собственности
Г) возникновение неравенства
Д) возвышение знати
11. Определи понятие (одним словом):
1. Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди -
2. Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии -
3. Сверхъестественные существа, в которых верили первобытные люди, олицетворявшие силы природы, -
4. Орудие, которым ловили рыбу -
5.Занятие, позволявшее производить растительную пищу, -
12. Сосчитайте!
1. Император начал править в 30 г. до нашей эры, а умер в 14 г. нашей эры. Сколько лет он правил?
2. Рим был основан в 753 г. до н.э. Сколько лет назад это было?
3. Какой год был раньше и насколько раньше - 60 год до н.э. или 45 г. до н.э.?
4. Первые Олимпийские игры были в776 г. до н.э. Какой это был век? Какая половина века?
5. В 2005 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 924 года первое и 520 лет второе. Какое из них было сделано раньше?
13. Работа с картой
1.Внимательно рассмотри иллюстрации и найди карту, на которой указано появление первобытных людей (укажи номер карты)
2. Как ты думаешь, почему именно на этой территории появились первобытные люди?
Ответ: _______________________________________
______________________________________________
1.
2.
3.
14. Используя иллюстрации, составь рассказ о изменениях в жизни первобытного человека (5-7 предложений). Объясни причины этих изменений.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Контрольная работа № 1 «Жизнь первобытных людей»
1.В Восточной Африке английский археолог Лики и его сотрудники, исследовав Олдовайское ущелье, обнаружили «человека умелого». Это случилось : А) 1930 году; Б) 1931 году; В) 1932 году.
2. «Человек умелый» жил на Земле: А) белее миллиона лет назад; Б) более двух миллионов лет назад; В) более трех миллионов лет назад.
3. Орудиями труда «человека умелого» были: А) лук, копье, топор; Б) заостренный камень, палка-копалка, дубина.
4.Главным отличием «человека умелого» от животных ученые считают: А) умение разговаривать; Б) умение ходить на двух ногах; В) умение изготавливать орудия труда.
5. Первыми занятиями древнейшего человека были: А) собирательство и охота; Б) земледелие и скотоводство.
6. Укажите, какие орудия труда делали древнейшие люди из камня (1) и из кости (2): А) ручные рубила; Б) скребки; В) проколки; Г) ножи; Д) наконечники к копьям; Е) иглы; Ё) шилья; Ж) гарпуны.
7.Наши далёкие предки изготавливали теплую одежду из: А) коры деревьев; Б) шкур животных; В) перьев птиц.
8.Первые жилища людей, защищавшие их от дождя, ветра, снега. назывались: А) пещеры; Б) землянки; В) деревянные срубы.
9.Назовите условия, которые способствовали успеху в охоте на стадо диких лошадей: А) незаметно подкрасться к стаду; Б) испугать животных горящими ветками; В) загнать стадо к обрыву или в засаду; Г) охотиться ночью.
10.Что свидетельствует о развитии первобытных людей? Укажите три фактора:а) развивались руки людей, особенно большой палец; б) действия руки становились все более и более точными; в) развивались ум и речь людей; г) уменьшался волосяной покров на лице людей.
11 В Х1Х веке один археолог открыл пещерную живопись. Название пещеры, в которой было сделано открытие: а) Альтамира; б) пещера быков.
12 Соотнесите определение и понятие. Постоянный коллектив родственников это: а) стадо; б) род.
13. Старейшина это: а) самый опытный и уважаемый в роду; б) опытный охотник.
14. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество – это: а) родовая община; б) человеческое стадо.
15. Люди, которые жили первобытнообщинным строем, назывались: а) первобытные люди; б) древние люди.
16. Земледелие возникло из: а) охоты; б) собирательства; в) рыболовства.
17.Первыми сельскохозяйственными культурами были: а) пшеница и ячмень; б) горох и гречиха.
18. Соотнесите определение и понятие. Обработка земли (выращивание пшеницы или ячменя) с использованием главного орудия труда мотыги – это: а) собирательство; б) охота; в) мотыжное земледелие.
19. Скотоводство возникло из: а) собирательства; б) бортничества; в) охоты.
20. Соотнесите определение и понятие.
Люди, которые постоянно проживают на одном месте – это: а) кочевники; б) оседлые люди.
21.Для решения особо важных дел старейшины созывали: а) совет старейшин; б) собрание племени.
22. Земледельцы увеличили размер мотыги и приделали к ней ручки. Несколько человек тащили её по полю, а один шёл за ней и налегал на ручки. Так был изобретён: а) плуг; б) рало.
6. Кочевники – это: а) земледельцы, живущие на одном месте; б) скотоводы, которые постоянно перегоняли скот на новые места и сами следовали за стадами.
23. Знать – это: а) богатые люди, устанавливающие свою власть над общинами и племенами; б) трудолюбивые бедные земледельцы, обрабатывающие поля.
24. У первобытных людей религия возникла, потому что: а) так решил вождь племени; б) люди были бессильны перед явлениями природы.
25. Изображение духов из камня или из дерева – это: а) молитва; б) идол; в) капище.
Ответы к тесту:
1б, 2а, 3б, 4в, 5а, 6. 31абвг, 2езд, 7б, 8б, 9абв, 10абв, 11а,12б, 13а,14а,15а,16б, 17а, 18в,19в,20б,21а,22а,23а,24б,25б.
infourok.ru
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей»
1 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.1.Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?
Более 2 млн. лет назад 2) Более 1,5 млн лет назад
Более 1 млн лет назад 4) Более 3 млн лет назад
2.Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?
Из камня 2)Из бронзы
Из меди 4) Из железа
3.Из какого занятия людей возникло земледелие?
Из скотоводства 2)Из бортничества
Из собирательства 4)Из охоты
4.Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?
Охотник 2) земледелец 3)ремесленник 4) торговец
5.Первое домашнее животное, прирученное человеком:
1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза
6.Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований?
1) изготовление орудий труда
2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
3) добывание огня
4) совместная трапеза у общего очага
7. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
1) скотоводство 2) охота 3) обработка металлов
8.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун Б) лук В) рубило
Часть 2
10. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо1) древнейшие занятия людей
б) вождь
2) древнейший коллектив людей
в) собирательство и охота
3) глава племени во время войны
11.К каждому определению подберите соответствующий термин.
(под номером вопроса поставьте букву соответствующего ему ответа)
1) Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
2) Самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных.
3) Изображение древних богов и духов из дерева, глины или камня.
4) Принесение даров бога с целью задабривания.
А) идолы Б) племя В) духи Г) старейшины Д) жертва
12. Определи понятие (одним словом):
1. Место, где возникло земледелие и скотоводство люди –
2. Орудие труда, которым древние люди срезали колосья пшеницы-
3. Сверхъестественные существа, в которых верили первобытные люди, олицетворявшие силы природы, –
4. Орудие, которым ловили рыбу –
5.Занятие, позволявшее производить растительную пищу, –
13. Сосчитайте!
1. Император начал править в 323 г. до нашей эры, а умер в 100 г. нашей эры. Сколько лет он правил?
2. Битва при Марафоне случилась в 490 г. до н.э. Сколько лет назад это было?
14. Отметьте на ленте времени
1568 г. 199 г. до н.э. 199 г. 300 г. до н.э. 839 г.
15. Определите век (записать римскими цифрами):
1142 год 567 год 48 год 1941 год 2016 год
16. Изобрази древнейшие орудия труда человека
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей»
2 – вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.1.Главным отличием древнейшего человека от животных было:
1) умение жить сплочённо, коллективно
2) умение изготавливать орудия труда
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства
4) умение охотится на диких животных
infourok.ru
Пояснительная записка.
Контрольно-измерительный материал по истории для 5 класса написано к разделу : « Жизнь первобытных людей» к учебнику Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под.ред.А.АИскендерова.-5е изд.М.: Просвещение.2015. Тестовые задачи позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по разделу истории « Жизнь первобытных людей», но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В контрольной работе даны задания базового и повышенного уровня сложностей. Они располагаются по принципу нарастания от простых в часть 1.2, к усложненным части 1.2 и сложным, требующего развернутого ответа в части 2. Часть 1.1. содержит задания с выбором ответа ( 20 заданий), они позволяют проверить предметные знания по теме, выявить такие знания как: - время появления древнего человека и его прародина; - как давно появился человек разумный; -взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени; -Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей; - переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству - зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка).
Часть 1.2. состоит из более сложных заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения квалифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
Часть 2 содержит задания повышенной сложности, требующего открытого, развернутого ответа. Для выполнения задания нужно выбрать необходимую информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученные при изучении темы.
На выполнение задания отводиться 40-45 минут
За каждую часть задания учащиеся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
баллы | % | оценка |
24-29 | 85-100 | 5 |
18-23 | 65-84 | 4 |
10-17 | 35-64 | 3 |
Менее 10 | Мене 35 | 2 |
Контрольная работа по теме « Жизнь первобытных людей» I вариант
Инструкция по выполнению работы.
Работа состоит из трех частей, включающих в себя 24 задания.
Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задание с развернутым ответом.
На выполнение работы отводиться 45 минут.
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде 1 цифры в специальное поле ответов. Ответы к заданиям 21-23 в виде последовательности цифр. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите ниже верный.
Часть 2 включает в себя текст и 3 задания.(24-26). Для выполнения задания нужно выбрать необходимую информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученные при изучении темы.
Баллы полученные Вами за выполненные задания суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
оценка | баллы |
5 | 24-29 |
4 | 18-23 |
3 | 10-17 |
2 | Менее 10 |
Желаем удачи!
Часть 1.1( 1 балл)
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Когда на земле появились первые люди? 1) около 10 млн. лет назад 2) около 2 млн. лет назад 3) около 100 млн. лет назад
2. Человек «разумный» появился: 1) более 2 миллионов лет назад 2) более миллиона лет назад 3) 40 тысяч лет назад
3.Исторические источники- это… 1) все то, что осталось от прошлого и несет информацию о нем 2) наука, изучающая прошлое людей 3)вспомогательная наука, помогающая изучать прошлое
4. Верны ли суждения о исторических источниках? А) Исторические источники делятся на письменные, устные и вещественные. Б) Посуда, оружие, одежда и монеты являются вещественными историческими источниками 1) верное только А 2) верное только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период? 1) собирательство 2) изобретение металлических орудий труда 3) овладение огнем
6. Орудия труда, при помощи которого древние люди охотились : 1) гарпун 2)копье 3) каменное рубило
7. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия? 1) охота 2) скотоводство 3) собирательство
8. Лук и стрелы изобрели для охоты на: 1) жираф 2) мамонт 3) более мелких и быстрых животных
9. Одежда из льняного полотна и шерстяной ткани появилось : 1) с появлением гончарного круга 2) с появлением ткацкого станка 3) с развитием земледелия и скотоводства
10. каких животных изображали в пещерах древние люди? 1) собаку 2) бизона 3) жирафа
11. Кто управлял родовой общиной? 1) цари 2)вожди 3) старейшины
12. Первое домашнее животное, прирученное человеком: 1) корова 2) лошадь 3) собака
13. В каком человеческом коллективе появилось неравенство? 1) в соседской общине 2) в родовой общине 3) в человеческом стаде
14. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия труда так как : 1) оставлять их было плохой приметой 2) верили, что они пригодятся в загробной жизни 3) сородичи при жизни любили эти вещи
15. Какое утверждение верное: 1) с появлением земледелия жизнь первобытных людей стало зависеть прежде всего от его орудий и умений 2) с появлением земледелия жизнь первобытных людей стала еще больше зависеть от природы 3) с появлением земледелия человек перестал верить в богов и обращаться к ним с молитвами
16 . Выберите главную причину появления неравенства среди людей? 1) распад родовой общины 2) изменений орудий труда 3) появления государства
17. Что называется искусством? 1) творческое воспроизведение окружающего мира 2) стремление человека объяснить загадки природы 3) желание людей лучше охотиться.
18. К какому виду исторических источников относиться живопись на скалах: 1) письменные 2) вещественные 3) устные
19. Что из перечисленного произошло раньше: 1) начало обработки металла 2) овладение огнем 3)изобретение плуга
20. Как назывался человек, который занимался изготовлением орудий труда и других изделий? 1) старейшина 2) земледелец 3) ремесленник
Часть 1.2 ( 1 ответ-2 балла)
21. Заполните линию времени
2015
Отметьте на «линии времени» год основания города Рима-753 год до.н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города. ( вычисления делайте письменно)
Ответ__________
22. Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древних людей. Ответ запишите в таблице
1 гарпун | А. охота на мелких животных |
2 лук и стрелы | Б. охота |
3 копье | В . рыбная ловля |
Ответ:
23. Как е три признака из перечисленных относятся к родовой общине? Запишите цифры, под которыми они указаны : 1) собранный урожай является собственностью семьи. 2) в общину объединялись несколько больших семей, живущих на одной территории. 3) жилища, орудия труда, запасы пищи были общими. 4) каждая семья вела собственное хозяйство 5) отсутствовало неравенство
Часть 2 ( 3 балла):
Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мерзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Еще лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землей, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь ученые знают, что мамонты чаще всего погибали при переходах по непрочному льду водоемов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта- иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины
24. Озаглавьте текст
25. О чем свидетельствуют находки археологов на стоянках первобытных людей на Русской равнине и в Сибири.
26. Как мамонты помогли первобытным людям выжить в морозы?
Контрольная работа по теме « Жизнь первобытных людей» II вариант
Инструкция по выполнению работы.
Работа состоит из трех частей, включающих в себя 24 задания.
Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задание с развернутым ответом.
На выполнение работы отводиться 45 минут.
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде 1 цифры в специальное поле ответов. Ответы к заданиям 21-23 в виде последовательности цифр. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите ниже верный.
Часть 2 включает в себя текст и 3 задания.(24-26). Для выполнения задания нужно выбрать необходимую информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученные при изучении темы.
Баллы полученные Вами за выполненные задания суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
оценка | баллы |
5 | 24-29 |
4 | 18-23 |
3 | 10-17 |
2 | Менее 10 |
Желаем удачи!
Часть 1.1( 1 ответ-1 балл)
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Когда на земле появились первые люди? 1) около 10 млн. лет назад 2) около 2 млн. лет назад 3)около 100 млн. лет назад
2. Человек «разумный» появился: 1) более 2 миллионов лет назад 2) более миллиона лет назад 3) 40 тысяч лет назад
3.Исторические источники- это… 1) все то, что осталось от прошлого и несет информацию о нем 2) наука, изучающая прошлое людей 3)вспомогательная наука, помогающая изучать прошлое
4. Верны ли суждения о исторических источниках? А) Исторические источники устные и письменные. Б) Посуда, оружие, одежда и монеты являются вещественными историческими источниками 1) верное только А 2) верное только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Древние люди появились на территории: 1) Восточной Африки 2)России 3)Австралии
6. Орудия труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу: 1) мотыга 2)лук и стрелы 3) гарпун
7. Огромное животное- желанная добыча древних людей: 1) жираф 2) мамонт 3) динозавр
8. какое из орудий труда самое древнее : 1) гончарный круг 2) лук и стрелы 3) костяной гарпун
9. Кто управлял родовой общиной? 1) цари 2)жрецы 3) старейшины
10. Сородичами считались: 1) только матери и их дети 2)все близкие и дальние родственники 3) представители старшего поколения
11. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению скотоводство? 1) охота 2) скотоводство 3) собирательство
12. Первое домашнее животное, прирученное человеком: 1) собака 2)лошадь 3) корова
13. В каком человеческом коллективе появилось неравенство? 1) в человеческом стаде 2) в родовой общине 3) в соседской общине
14. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия труда так как : 1) оставлять их было плохой приметой 2) верили, что они пригодятся в загробной жизни 3) сородичи при жизни любили эти вещи
15. Несколько родовых общин живущих рядом составляли : 1) нацию 2) племя 3) человеческое стадо
16. Что из перечисленного произошло позже : 1) овладение огнем 2) возникновение соседской общины 3) появление «человека разумного»
17. Что называется искусством? 1) творческое воспроизведение окружающего мира 2)стремление человека объяснить загадки природы 3)желание людей лучше охотиться.
18. Какое из трех названий имеет отношение к изготовлению посуды: 1) гончарный круг 2) зернотерка 3) ткацкий станок
19. какое из понятий относиться к верованиям древних людей: 1) неравенство 2) жертвоприношение 3) кровное родство
20. какое из орудий труда появилось позже остальных: 1) копье 2) гончарный круг 3) лук и стрелы
Часть 1.2 ( 2 балла)
21. Заполните «линию времени»
2015
Отметьте на «линии времени» 100-й год до.н.э. и 100-й год н.э.. Посчитайте, какой год был раньше. Насколько раньше?
Ответ:_________________
22. Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древних людей. Ответ запишите в таблице
1 гарпун | А. собирательство |
2 палка-копалка | Б. охота |
3 копье | В . рыбная ловля |
Ответ:
23. Как е три признака из перечисленных относятся к соседской общине? Запишите цифры, под которыми они указаны : 1) собранный урожай является собственностью семьи . 2) в общину объединялись несколько больших семей, живущих на одной территории. 3) жилища, орудия труда, запасы пищи были общими. 4) каждая семья вела собственное хозяйство 5) отсутствовало неравенство
Часть 2
Для первобытных людей все в природе было живым м и одушевленным. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева». Такие же духи обитают в любом растении или капне, тучи, молнии, ветре. Самых могущественных духов называют богами. Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения назывались идолами. Идола старались задобрить жертвами. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.
24. озаглавьте тест
25. Дайте определение понятию « Религия»
26. Опишите известные Вам первобытные обряды.
kopilkaurokov.ru
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».
Часть I.
1) более 2 млн. лет назад 2) 40 тыс. лет назад
3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад
А2. Главным отличием древнейшего человека от животных было:
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства
2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
А4. Кто управлял родовой общиной?
1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) маги и колдуны
А5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза
А6. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?
1) земледелие 2) охота и собирательство
3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком
А7. По мнению учёных, прародиной человечества является:
1) Восточная Азия 2) Южная Африка
3) Западная Азия 4) Восточная Африка
Часть II.
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)1) возникновение мотыжного земледелия
2) овладение огнём
3) возникновение плужного земледелия
4) появление знати
Ответ:
В2. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)
Ответ:В3. Как называется способ ведения хозяйства, при котором человек берет все необходимое для своего потребления у природы? (Впишите термин, верный ответ – 2 балла).
Ответ: _________________________________________________________________
В4. Решите задачи на счет лет в истории (каждая задача – 2 балла).
А) Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?
Ответ: _______________________________________________________________
Б) Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э.?
Ответ: _________________________________________________________________
В5. Соотнесите картинки и название орудий труда первобытности, результаты занесите в таблицу (каждое верное соотнесение – 0,5 балла).
1) плуг 2) дубина 3) каменный топор 4) гончарный круг 5) гарпун 6) лук и стрелы 7) серп 8) рубило 9) мотыга 10) зернотёрка
В6. О каких понятиях идёт речь (анаграммы). Каждое верно угаданное – 1 балл.
А) Как называется эпоха, которая охватывает период жизни людей с момента появления их на Земле до образования первых государств?
Составьте слово из букв:
НПСЫЬБВТРООТЕ -> __________________________________________
Б) Изготовление орудий труда и других изделий ручным способом
Составьте слово из букв:
СЛРМОЕЕ -> __________________________________________
В7. Решите историческую задачу. Правильный ответ – 2 балла.
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?
Часть III.
Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните.
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».
2 вариант
Часть I.
А1. Главное отличие древнейших людей от животных состояло:1) в различном внешнем виде
2) в умении общаться при помощи звуков
3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды
4) в умение изготавливать орудия труда
А2. Человек разумный появился:
1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад
А3. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
infourok.ru