Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ ст 16.1 (ред. от 27.11.2017). Контрольная закупка фз 294


Изменения в Законе № 294-ФЗ

Изменения в Закон № 294-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ, значительно изменили подход к осуществлению контроля.

В целом, изменения направлены на уход от «репрессивного подхода», облегчение соблюдения многочисленных требований законодательства. В то же время, у надзорных органов появились новые полномочия (например, проведение «контрольной закупки»), что свидетельствует о расширении возможностей по проведению контрольных мероприятий.

Подробно об изменениях см. статью в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья:Проверки бизнеса в 2016 году: вступили в силу изменения в 294-ФЗ

«Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подвергся существенным изменениям. К чему готовиться предпринимателям?

Содержание:

1. Профилактика правонарушений

2. «Тайный» контроль

3. ЕГЭ для предпринимателей

4. Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей

5. Устранение анонимок

6. Контрольная закупка

Речь пойдет о законе, который эти изменения воплотил – Федеральный закон № 277-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Этот закон изменил подход к осуществлению контроля и по большей части приходится признать, что правила стали более жесткими.

Профилактика правонарушений

Ранее 294-ФЗ не употреблял слова «профилактика». Подход был исключительно репрессивным. Теперь же появились положения, которые направлены на предупреждение правонарушений. Так, в 294-ФЗ вносится новая статья, которая так и называется «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».

Теперь контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования, которые сегодня разбросаны по законодательному массиву.

Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Информирование будет осуществляться в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законодательству. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства.

В конце концов, цель проверок – не обогащение бюджета, а соблюдение законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность несомненно облегчит соблюдение многочисленных требований. Особенно это касается малого бизнеса.

Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению правонарушения. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) такого правонарушения. При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные правонарушения.

Предприниматель должен отчитаться о принятых мерах по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.

«Тайный» контроль

В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления предпринимателя. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, интернета, на основе анализа любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут быть установлены законодательством.

Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа.

В случае если во время «тайного» контроля будут установлены признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению нарушений, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки.

Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.

На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. В случае если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение.

Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применимо только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.

Еще один вопрос, который возникает, может ли одному и тому же лицу выноситься предупреждение дважды за аналогичные действия. Если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год.

ЕГЭ для предпринимателей

Для плановых проверок также предусмотрены нововведения. Так, теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это будет список контрольных вопросов на предмет соблюдения законодательства, на которые необходимо будет ответить в процессе проведения проверки. Данные вопросы помогут формализовать плановую проверку и сделать ее более предметной. Можно будет заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов и проконтролировать их соблюдение. Это поможет привести бизнес в соответствии с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.

Кстати, уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.

Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей

Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если предприниматель не устранил соответствующее нарушение или незаконно оставил требования потребителя без удовлетворения, то только после этого потребителем может быть направлена жалоба в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Устранение анонимок

Основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить следующие документы:

Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.

Контрольная закупка

Отметим новое контрольное мероприятие, которое наделало много шума в последнее время. Контрольная закупка может осуществляться в отношении товаров, работ и услуг только для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.

Контрольная закупка проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.

В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках проведения контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо должно предъявить удостоверение и официальный документ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

По завершении контрольной закупки незамедлительно составляется акт о проведении контрольной закупки, который должен быть вручен предпринимателю если установлены нарушения.

Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.

Положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Как всегда, дальнейшее правоприменение покажет, насколько эти поправки положительны и благоприятны для предпринимательского сообщества*».

11.01.2017

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Ст 16.1 Закон О Защите Прав Юридических Лиц и ИП N 294-ФЗ

Статья 16.1. Контрольная закупка

1. Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

2. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

3. Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. При осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

4. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

5. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

6. О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

7. Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

8. Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

9. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Другие статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья 23. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» N 54-ФЗ ст 16.1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) (действующая редакция 2018)

fzrf.su

173 закона за 2 недели: краткий обзор важных изменений

Добрый день, друзья. Госдума шестого созыва ударным трудом закончила свою работу. Только в начале июля за несколько дней они приняли более 70 законов. Всего за последнее время, я посчитал, они приняли 173 закона, может, там больше, но я бегло пройдусь хотя бы по некоторым из этих законов. Безусловно, в одной статье 70 законов перечислить и дать анализ несколько сложно.

Итак, поехали. Что имеет отношение к бизнесменам? В закон №294-ФЗ «О защите прав компании при проверках» внесены поправки. Теперь, если в госорганы поступило какое-то заявление от жалобщика, то сначала это заявление должно быть проверено, и только потом можно назначать проверку.

Дальше, коллеги. Введены новые правила проведения контрольной закупки. Закон №294-ФЗ дополнен новой статьей 16.1, которая так и называется «Контрольная закупка». Каждый из нас может нарваться на контрольную закупку. Посмотрите, пожалуйста, эту статью. Я лишь могу сказать, что в данном случае контрольная закупка проводится только в случаях, которые реально установлены федеральными законами. Только в случае, если есть основания для проведения внеплановых выездных проверок, их проведение необходимо согласовать с прокуратурой. И, конечно же, тот человек, который проводит контрольную закупку, должен предъявить вам служебное удостоверение, а также должен предъявить вам распоряжение либо приказ на проведение контрольной закупки.

Дальше, коллеги. Следующий федеральный закон. Введены мероприятия по профилактике правонарушений. Теперь, коллеги, в целях предупреждения нарушения законодательства, контролирующие органы должны проводить мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики правонарушений. А именно, коллеги, они обязаны размещать в интернете на официальных сайтах перечень и тексты нормативно-правовых актов для каждого вида государственного или муниципального контроля. Госорганы теперь обязаны информировать ИП-шников или юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, чиновники теперь обязаны проводить с нами семинары, конференции, проводить работу в СМИ, размещать эту информацию в СМИ, публиковать руководства и статьи. Огромное спасибо чиновникам за этот закон. И будем надеяться, что господа чиновники его будут соблюдать. Не реже одного раза в год чиновники обязаны обобщать практику проверок и размещать на официальных сайтах в интернете эти анализы и обобщения.

Дальше. Наконец-то, чиновники будут выдавать предостережения о недопустимости возможных нарушений, что поможет налогоплательщикам их избежать. Коллеги, прекрасный федеральный закон. Я только «за». Федеральный закон от 3 июля 2016 года №277-ФЗ. Тут все они от 3 июля.

Далее. Введен новый вид недвижимости, теперь к недвижимости относятся и машиноместа. Это закон №315-ФЗ от 3 июля.

173 закона за 2 недели: краткий обзор важных изменений

Появилось понятие сделки с заинтересованностью, крупные сделки и т.д. Это №343-ФЗ от 3 июля 2016.

О, вот это важный момент. На семинарах я постоянно рассказываю о том, что учредители ООО могут помогать своей компании, просто передавая деньги или активы на пополнение оборотных средств на увеличение уставных фондов, на увеличение стоимости. В общем, я говорю о том, что можно вносить деньги в свою компанию, пополнять оборотные средства. И при этом у принимающей стороны налоги будут равны нулю. Теперь, коллеги, тоже самое стало возможно и в акционерные обществах. Акционеры могут помогать своей компании деньгами, не увеличивая уставной капитал, и в этом случае эти деньги не будут облагаться никакими налогами. Интереснейшая тема. Обязательно посмотрите Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 339-ФЗ. Соответственно, когда мы в ООО вносим деньги на основании чистых активов общества, то на основании подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 налоги равны нулю. Теперь это правило относится и к акционерным обществам. Огромное спасибо законодателям за то, что они дополнили Федеральный закон «Об акционерных обществах» новой статьей 32.2, которая так и называется «Вклады в имущество общества, не увеличивающие уставной капитал общества», и это еще и не облагается налогами.

Интересный закон следующий. Но он написан слишком обобщенно, и я боюсь, что с ним могут возникнуть проблемы. Это закон №236-ФЗ от 3 июля 2016 года. Речь идет о том, что теперь в России разрешено создавать публично-правовые компании, учрежденные государством. И публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления госуслуг, управления госимуществом, обеспечения амортизации инновационного развития экономики. А вот дальше интересней. Публично-правовая компания, созданная государством, может также создаваться для осуществления контрольных, управленческих и иных общественно-полезных функций, полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики. Я очень надеюсь, что чиновники не начнут, используя этот закон, создавать коммерческие государственные публично-правовые компании, которые будут еще и налогоплательщиков проверять. Нам уже хватит тех проверяющих, которые у нас есть. Очень на это надеюсь. Посмотрим, как будут развиваться события. Тоже рекомендовал бы бегло обратить внимание на этот 236-ФЗ.

Я вижу, что это превращается в лекцию, поэтому, в следующей статье я продолжу освещать ряд этих 70 законов. Надеюсь, что эта информация пошла вам на пользу.

Огромное спасибо, уважаемые коллеги.

turov.pro

вступили в силу изменения в 294-ФЗ

Проверки бизнеса в 2016 году: вступили в силу изменения в 294-ФЗ

Статьи по теме

Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подвергся существенным изменениям. К чему готовиться предпринимателям?

Содержание:

1. Профилактика правонарушений2. «Тайный» контроль3. ЕГЭ для предпринимателей4. Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей5. Устранение анонимок6. Контрольная закупка

Речь пойдет о законе, который эти изменения воплотил – Федеральный закон № 277-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Читайте также: Как повлияют поправки в закон "О торговле" на малый бизнес

Этот закон изменил подход к осуществлению контроля и по большей части приходится признать, что правила стали более жесткими.

Профилактика правонарушений

Ранее 294-ФЗ не употреблял слова «профилактика». Подход был исключительно репрессивным. Теперь же появились положения, которые направлены на предупреждение правонарушений. Так, в 294-ФЗ вносится новая статья, которая так и называется «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».

Теперь контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования, которые сегодня разбросаны по законодательному массиву.

Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Информирование будет осуществляться в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законодательству. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства.

В конце концов, цель проверок – не обогащение бюджета, а соблюдение законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность несомненно облегчит соблюдение многочисленных требований. Особенно это касается малого бизнеса.

Читайте также: Налоговые проверки организаций в 2016 году

Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению правонарушения. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) такого правонарушения. При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные правонарушения.

Предприниматель должен отчитаться о принятых мерах по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.

«Тайный» контроль

В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления предпринимателя. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, интернета, на основе анализа любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут быть установлены законодательством.

Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа.

В случае если во время «тайного» контроля будут установлены признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению нарушений, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки.

Примечание Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.

Читайте также: Как подготовиться к внеплановой проверке Роспотребнадзора

На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. В случае если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение.

Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применимо только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.

Еще один вопрос, который возникает, может ли одному и тому же лицу выноситься предупреждение дважды за аналогичные действия. Если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год.

ЕГЭ для предпринимателей

Для плановых проверок также предусмотрены нововведения. Так, теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это будет список контрольных вопросов на предмет соблюдения законодательства, на которые необходимо будет ответить в процессе проведения проверки. Данные вопросы помогут формализовать плановую проверку и сделать ее более предметной. Можно будет заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов и проконтролировать их соблюдение. Это поможет привести бизнес в соответствии с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.

Кстати, уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.

Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей

Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если предприниматель не устранил соответствующее нарушение или незаконно оставил требования потребителя без удовлетворения, то только после этого потребителем может быть направлена жалоба в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Устранение анонимок

Основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить следующие документы:

Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.

Контрольная закупка

Отметим новое контрольное мероприятие, которое наделало много шума в последнее время. Контрольная закупка может осуществляться в отношении товаров, работ и услуг только для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.

Контрольная закупка проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.

В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках проведения контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо должно предъявить удостоверение и официальный документ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

По завершении контрольной закупки незамедлительно составляется акт о проведении контрольной закупки, который должен быть вручен предпринимателю если установлены нарушения.

Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.

Положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Как всегда, дальнейшее правоприменение покажет, насколько эти поправки положительны и благоприятны для предпринимательского сообщества.

Благодарим за помощь в подготовке материала Андрея Кузьмина, старшего партнера Адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры", адвоката, кандидата юридических наук.

www.business.ru

Статья 16.1 [ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ] - последняя редакция

Статья 16.1. Контрольная закупка

1. Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

2. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

3. Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. При осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

4. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

5. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

6. О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

7. Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

8. Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

9. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

bazanpa.ru


Смотрите также