Урок по русскому языку: Контрольная работа по теме «Спряжение глаголов»
В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассвета..т медленно, город с утра тон..т в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета: солнца целый день не видно, и только вечером замеча..шь след его, потому что долго и угрюмо рде..т мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе... Да, это настоящая зима!Свет солнца от этого то будто меркн..т, то снова врыва..тся в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!
Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда - это было веселое путешествие! Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами и стел..тся по снегу около дороги.
Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в полях после грохота поезда! Откин..шься в задок саней, прикро..шь глаза - и только покачива..шься и слыш..шь, как залива..тся колокольчик над тройкой, запряженной в протяжку.
- Ну, не скучай смотри, - говорил отец, когда, наконец, меня снова снаряжали в город. - Теперь и не увид..шь, как наступит весна. Каких-нибудь два месяца, а там и святая, и лето. Приед..шь тогда, - жеребчика верхового тебе подарю, будем верхом вместе ездить, за перепелами ходить...
- А ведь правда, папа, совсем весной пахн..т! - говорил и я, когда утром мы садились в сани, переваливались в воротах через высокий сугроб, набитый вчерашней метелью, и глубоко вздыхали свежим ветром с запахом молодого снега.
- А ты люб..шь весну? - спрашивал отец с улыбкой.
- Люблю, папа! Очень люблю!
- А деревню люб..шь?
- Конечно, люблю...
- Это хорошо, - прибавлял отец. - Когда ты выраст..шь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо...
Мы проща..мся с хозяевами и выход..м на крыльцо.
Мы опять ед..м мимо черных сельских изб, по буграм, по лугам, где на высоких лозинах качаются грачиные гнезда, а около горбом наросших краев проруби бабы бойко полощ..т белье в темной студеной воде и звонко переговариваются...
Правильный ответ: В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассветает(1 спр.) медленно, город с утра тонет(1 спр.) в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета: солнца целый день не видно, и только вечером замечаешь(1 спр.) след его, потому что долго и угрюмо рдеет(1 спр.) мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе... Да, это настоящая зима!
Свет солнца от этого то будто меркнет(1 спр.), то снова врывается (1 спр.) в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!
Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда - это было веселое путешествие! Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами и стелется(1 спр., искл.) по снегу около дороги.
Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в полях после грохота поезда! Откинешься(1 спр.) в задок саней, прикроешь(1 спр.) глаза - и только покачиваешься(1 спр.) и слышишь(2 спр., искл.), как заливается(1 спр.) колокольчик над тройкой, запряженной в протяжку.
- Ну, не скучай смотри, - говорил отец, когда, наконец, меня снова снаряжали в город. - Теперь и не увидишь(2 спр., искл.), как наступит весна. Каких-нибудь два месяца, а там и святая, и лето. Приедешь(1 спр.) тогда, - жеребчика верхового тебе подарю, будем верхом вместе ездить, за перепелами ходить...
- А ведь правда, папа, совсем весной пахнет(1 спр.)! - говорил и я, когда утром мы садились в сани, переваливались в воротах через высокий сугроб, набитый вчерашней метелью, и глубоко вздыхали свежим ветром с запахом молодого снега.
- А ты любишь(2 спр.) весну? - спрашивал отец с улыбкой.
- Люблю, папа! Очень люблю!
- Это хорошо, - прибавлял отец. - Когда ты вырастешь(1 спр.), ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо...
Мы прощаемся(1 спр.) с хозяевами и выходим(2 спр.) на крыльцо.
Мы опять едем(1 спр.) мимо черных сельских изб, по буграм, по лугам, где на высоких лозинах качаются грачиные гнезда, а около горбом наросших краев проруби бабы бойко полощут(1 спр.) белье в темной студеной воде и звонко переговариваются... (И. Бунин)
infourok.ru
Ф.И.____________________________
Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов».
Подчеркни лишнее слово:
а) Строим, клеим, отвечаем, говорим.
б) Пишем, вяжем, стираем, дружим.
в) Молчат, посеют, думают, живут.
г) Читать, делать, лететь, накрыл, петь.
д) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.
2.Выпиши глаголы по группам:
Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут.
а) с ударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
б) с безударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
с) глаголы – исключения:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________3. Определи спряжение и вставь пропущенные буквы: Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.
4. Вставь пропущенные буквы:
Что делает? Мо…т, чита...т, полива...т, крас...т, пиш…т, корм…т, стро...т, игра…т., пил...т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3 лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн. число.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить, стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, копать, тонуть, гулять, править, спать, стукнуть, вспоминать.
I спр.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
IIспр.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………..
Что я знаю о глаголе?
- Что такое глагол?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие вопросы отвечает?
_____________________________________________________________________________
- Каким членом предложения является глагол?
_____________________________________________________________________________
- Как изменяются глаголы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое спряжение?
______________________________________________________________________________
- Что пишется в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа?
______________________________________________________________________________
- Глаголы в неопределённой форме имеют окончания …
______________________________________________________________________________
infourok.ru
Ф.И.____________________________
Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов».
Подчеркни лишнее слово:
а) Строим, клеим, отвечаем, говорим.
б) Пишем, вяжем, стираем, дружим.
в) Молчат, посеют, думают, живут.
г) Читать, делать, лететь, накрыл, петь.
д) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.
2.Выпиши глаголы по группам:
Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут.
а) с ударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
б) с безударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
с) глаголы – исключения:
_________________________________________________________________________3. Определи спряжение и вставь пропущенные буквы: Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.
4. Вставь пропущенные буквы:
Что делает? Мо…т, чита...т, полива...т, крас...т, пиш…т, корм…т, стро...т, игра…т., пил...т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3 лицо ед. число,
глаголы II спряжения – в 3 лицо мн. число.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить, стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, копать, тонуть, гулять, править, спать, стукнуть, вспоминать.
I спр. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
I спр. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………..
Что я знаю о глаголе?
- Что такое глагол?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие вопросы отвечает?
________________________________________________________________
- Каким членом предложения является глагол?
________________________________________________________________
- Как изменяются глаголы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Постоянные признаки глагола?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое спряжение?
- Назовите непостоянные признаки глаголов.
_________________________________________________________________________
- Когда у глагола встречается суффикс –л-?
_________________________________________________________________________
- Что пишется в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа?
_________________________________________________________________________
- Глаголы в неопределённой форме имеют окончания …
_________________________________________________________________________
КЛЮЧ
Игра “Исключи лишнее слово”. Работа по группам.
Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I). Строим, клеим, отвечаем, говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) . Молчат, посеют, думают, живут (посеют – будущее время, а ост. глаголы в
настоящем времени). Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)
Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (все глаголы – исключения,
кроме одного).
2. Выписать глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы – исключения)
infourok.ru
Ф.И.____________________________
</ Проверочная работа по теме: «Спряжение глаголов».
Подчеркни лишнее слово:
а) Строим, клеим, отвечаем, говорим.
б) Пишем, вяжем, стираем, дружим.
в) Молчат, посеют, думают, живут.
г) Читать, делать, лететь, накрыл, петь.
д) Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.
2.Выпиши глаголы по группам:
Звучишь, думаешь, дышим, вертят, знакомишь, пищат, хрустят, держим, терпят, жаришь, кладете, дарят, смотришь, трясем, пасут.
а) с ударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
б) с безударными окончаниями:
_________________________________________________________________________
с) глаголы - исключения:
_________________________________________________________________________
3. Определи спряжение и вставь пропущенные буквы:
Около речки стеной сто…т густой лес. В зелени кустов пряч…тся заяц. Наступа…т вечер. От реки тян…т свежий ветер. В красных лучах солнца круж…тся мошкара.
4. Вставь пропущенные буквы:
Что делает? Мо…т, чита...т, полива...т, крас...т, пиш…т, корм…т, стро...т, игра…т., пил...т.
5. Глаголы I спряжения поставьте в 3 лицо ед. число,
глаголы II спряжения - в 3 лицо мн. число.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить, стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, копать, тонуть, гулять, править, спать, стукнуть, вспоминать.
I спр. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
I спр. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………..
Что я знаю о глаголе?
- Что такое глагол?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие вопросы отвечает?
________________________________________________________________
- Каким членом предложения является глагол?
________________________________________________________________
- Как изменяются глаголы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Постоянные признаки глагола?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое спряжение?
- Назовите непостоянные признаки глаголов.
_________________________________________________________________________
- Когда у глагола встречается суффикс -л-?
_________________________________________________________________________
- Что пишется в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа?
_________________________________________________________________________
- Глаголы в неопределённой форме имеют окончания …
_________________________________________________________________________
КЛЮЧ
Игра "Исключи лишнее слово". Работа по группам.
Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I).
Строим, клеим, отвечаем, говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные - II) .
Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а ост. глаголы в
настоящем времени).
Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)
Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (все глаголы - исключения,
кроме одного).
2. Выписать глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы - исключения)
botana.cc
Дорошенко Ольга Ивановна,
учитель начальных классов МБУ школы № 90 г.о. Тольятти.
Проверочная работа по теме «Глагол» (4класс)
Задание 1.
Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.
Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.
Задание 2.
Определи спряжение, выдели окончание глаголов 3-го лица, ед. числа.
Думаю, прилетит, поёшь, встретят, кричишь, летишь, запасают, строят, переливаются, светит, греет, радуешь.
Задание 3.
Вставь пропущенные буквы, запиши предложение.
Гром перекатыва • тся, грохоч • т, ворчит, рокоч • т, встряхива • т землю.
(К. Паустовский)
Задания по вариантам.
1 вариант.
1. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Мир стро • т, а война разруша • т.
Б) Хвастун и правду скаж • т – ему никто не повер • т.
В) Одной рукой узла не завяж • шь.
Г) Что посе • шь, то и пожнёшь.
Тестовые задания.
2. В каком глаголе пишется е?
А) команду • шь
Б) докладыва • шь
В) ненавид • шь
Г) крут • шь
3. В каком глаголе пишется и?
А) свар • шь
Б) дума • шь
В) стро • шь
Г) бега • шь
4. Найди ошибку в определении спряжения глагола.
А) горевать – II спр.
Б) кричать – II спр.
В) ненавидеть – II спр.
Г) спешить – II спр.
5. Найди глаголы прошедшего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
6. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
А) Бегу быстрее тебя на стадион.
Б) Не отказываемся убрать снег со двора.
В) Всегда спешим на помощь друзьям.
Г) Не достаю я до этого крючка!
2 вариант.
1. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Труд человека корм • т, а лень порт • т.
Б) Герой умира • т, а слава его живёт.
В) Слово не воробей: вылет • т – не пойма • шь.
Г) Скаж • шь – не ворот • шь, напиш • шь – не сотрёшь, отруб • шь – не пристав • шь.
Тестовые задания.
2. В каком глаголе пишется е?
А) крас • шь
Б) спрашива • шь
В) украша • шь
Г) агитиру • шь
3. В каком глаголе пишется и?
А) пиш • шь
Б) узна • шь
В) леп • шь
Г) чист • шь
4. Найди ошибку в определении спряжения глагола.
А) ночевать – II спр.
Б) дышать – II спр.
В) чистить – II спр.
Г) краснеть – II спр.
5. Найди глаголы настоящего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
6. Найди предложения с глаголами первого лица множественного числа.
А) Бегу быстрее тебя на стадион.
Б) Не отказываемся убрать снег со двора.
В) Всегда спешим на помощь друзьям.
Г) Не достаю я до этого крючка!
Ответы к Проверочной работе по теме «Глагол».
Задание 1.
Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.
Молчит (II спр.), думает (I спр.), говорит (II спр.), рисует (I спр.), читает (I спр.), ловишь (II спр.), плывёт (I спр.).
Задание 2.
Определи спряжение, выдели окончание глаголов 3-го лица, ед. числа.
Думаю (I спр.), прилетит (II спр.), поёшь (I спр.), встретят (II спр.), кричишь (II спр.), летишь (II спр.), запасают (I спр.), строят (II спр.), переливаются (I спр.), светит (II спр.), греет (I спр.), радуешь (I спр.).
Задание 3.
Вставь пропущенные буквы, запиши предложение.
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
(К. Паустовский)
Задания по вариантам.
1 вариант.
1. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Мир строит (II спр.), а война разрушает (I спр.).
Б) Хвастун и правду скажет (I спр.) – ему никто не поверит (II спр.).
В) Одной рукой узла не завяжешь (I спр.).
Г) Что посеешь (I спр.), то и пожнёшь (I спр.).
Тестовые задания.
2. В каком глаголе пишется е?
А) командуешь
Б) докладываешь
В) ненавид • шь
Г) крут • шь
3. В каком глаголе пишется и?
А) сваришь
Б) дума • шь
В) строишь
Г) бега • шь
4. Найди ошибку в определении спряжения глагола.
А) горевать – I спр.
Б) кричать – II спр.
В) ненавидеть – II спр.
Г) спешить – II спр.
5. Найди глаголы прошедшего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
6. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
А) Бегу быстрее тебя на стадион.
Б) Не отказываемся убрать снег со двора.
В) Всегда спешим на помощь друзьям.
Г) Не достаю я до этого крючка!
2 вариант.
1. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.
А) Труд человека кормит (II спр.), а лень портит (II спр.).
Б) Герой умирает (I спр.), а слава его живёт (I спр.).
В) Слово не воробей: вылетит (II спр.) – не поймаешь (I спр.).
Г) Скажешь (I спр.) – не воротишь (II спр.), напишешь (I спр.) – не сотрёшь (I спр.), отрубишь (II спр.) – не приставишь (II спр.).
Тестовые задания.
2. В каком глаголе пишется е?
А) крас • шь
Б) спрашиваешь
В) украшаешь
Г) агитируешь
3. В каком глаголе пишется и?
А) пиш • шь
Б) узна • шь
В) лепишь
Г) чистишь
4. Найди ошибку в определении спряжения глагола.
А) ночевать – I спр.
Б) дышать – II спр.
В) чистить – II спр.
Г) краснеть – I спр.
5. Найди глаголы настоящего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
6. Найди предложения с глаголами первого лица множественного числа.
А) Бегу быстрее тебя на стадион.
Б) Не отказываемся убрать снег со двора.
В) Всегда спешим на помощь друзьям.
Г) Не достаю я до этого крючка!
doc4web.ru