Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения»
вариант).
1. Какие из следующих утверждений верны?
1) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации.
2) Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
3) Сложные предложения бывают союзными, сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение:
Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.
Простые предложения соединены в нем при помощи…
1) подчинительного союза
2) сочинительного союза
3) союзного слова
4) интонации
3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
1) И, да (в значении и), ни – ни, тоже, также.
2) Или, либо, то - то, не то – не то.
3) А, но, да (в значении но), однако, зато, же.
4.Определите вид предложения:
Дорога, стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, похожа на бесконечный тоннель.
Простое
Сложносочиненное
Сложноподчиненное
Бессоюзное
Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг, ночей трещит лучина перед ней.
2)Распевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
3)Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, и рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
6) Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
1)Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
2) Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
7)Вставьте общий второстепенный член в предложение и запишите его:
Дул легкий ветерок, и перепадал снежок.
8) Прочитайте предложение:
Отец заправил бензином машину и…
Продолжите его дважды, добавив: а) однородные сказуемые; б) простое предложение.
9) Спишите предложения, расставив знаки препинания:
1) Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по – видимому какую – то работу и я старался им не мешать.
2) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
3)Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
4) Уже вечерело и народ возвращался домой.
Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения»
( 2 вариант)
1. Какие из следующих утверждений верны?
1) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации.
2) Сложные предложения бывают союзными, сложносочиненными и сложноподчиненными.
3) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи союзов.
2. Прочитайте предложение:
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода. Каким является союз, связывающий части сложного предложения:
подчинительным
соединительным
разделительным
противительным
3.Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений?
1) И, да (в значении и), ни – ни, тоже, также.
2) Или, либо, то - то, не то – не то.
3) А, но, да (в значении но), однако, зато, же.
4.Определите вид предложения:
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
1) Простое
2) Сложносочиненное
3) Сложноподчиненное
4) Бессоюзное
5.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Улыбка была сладкая чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.
2)Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
3) В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
6. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
1) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
2)Собрав последние остатки сил, мы дошли до станции.
7)Вставьте общий второстепенный член в предложение и запишите его:
Теплый вечер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль.
8) Прочитайте предложение:
Выпал снег и…
Продолжите его дважды, добавив а) однородные сказуемые; б) простое предложение.
9) Спишите предложения, расставив знаки препинания:
1) Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
2)Темнело и сбоку несло речным холодом.
3)Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко несущиеся над землей дождь моросящий холодные обычные картины глубокой осени и огни милы моему сердцу.
multiurok.ru
Проверочная работа по теме: «Сложносочинённое предложение».
Вариант 1
Восстановите высказывание: В ССП составляющие его части ________________ и связаны с помощью _______________ и _____________. Союзы по значению бывают: _________________ ,_________________ и ____________________.
Укажите вид сочинительного союза в предложениях:
А) Постепенно надвинулась тёмная туча, однако на востоке ещё голубело небо.
Б) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней листве.
В) К счастью, к вечеру подморозило, зато в доме стало прохладнее.
Г) Он не решился на эту поездку, и я тоже отказался в ней участвовать.
Д) Необходимо совершенствовать свои знания, или произойдёт деградация.
Расставьте необходимые знаки препинания.
Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба-плотва.
К вечеру небо очистилось от туч а ночь обещала быть холодной.
Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки в осеннем лесу.
В небе первые звёзды повисли в окнах тоже горят огоньки.
Не то дождь пошёл не то воробьи пробежали по крыше веранды.
Значит ещё очень рано и надо ещё спать.
Где будет проходить собрание и кто его будет вести?
Уже начинался рассвет а где-то в стороне всё ещё шёл бой.
Либо он чего-то нам не смог объяснить либо мы его просто не захотели понять.
В траве по опушкам сидят крепкие боровики и розовеют мокрые сыроежки.
Мальчики сидели за столом выполняя какую-то работу и я старался не мешать им.
Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
Все студенты пошли на лекцию я тоже пошёл.
Смеркалось и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
Проверочная работа по теме: «Сложносочинённое предложение».
Вариант 2
Восстановите высказывание: Сложносочинённым называется такое предложение, части которого ________________ и связаны с помощью _______________ и _____________. Союзы по значению бывают: _________________ ,_________________ и ____________________.
Укажите вид сочинительного союза в предложениях:
А) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
Б) Не только птицы замолчали перед дождём, но и всё в природе притихло.
В) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
Г) Не то солнце светит не то дождь идёт.
Д) Встречи действительно проходят в позитивной атмосфере, однако стороны остаются каждая при своём мнении.
Расставьте необходимые знаки препинания.
Неужели впереди пропасть и путь к отступлению отрезан?
Вдали небо прояснилось солнце же ещё не выглянуло из-за туч.
Маячат впереди далёкие горы да однообразно желтеют пологие холмы.
Уголки губ у Юлии Семёновны чуть приподнялись и глаза смеялись.
В листве беззаботно зашумел ветер а гибкие ветви склонились до самых колосьев.
Борис великолепно держался в седле сестра также не уступала ему в умении управлять лошадью.
То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.
С годами у меня постепенно пропал интерес ко всему сочинённому зато обострился интерес к подлинному.
К счастью берег постепенно выравнивался и мы скоро добрались до лошадей.
На фабрике ожидали худшего однако проверка представленных фактов не выявила серьёзных нарушений.
Окна открыты и на свет свечи залетают бабочки.
По ночам пел старый сверчок и под полом ворошились мыши.
В синем небе поднималось солнце но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
Мальчик стоял на берегу и наблюдал за дельфинами они же уплывали от берега всё дальше.
В лазури облака белеют иль туча тёмная плывёт.
infourok.ru
1 вариант
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.
1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего.
2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно.
3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся.
4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей.
5) Всё дальше путь и месяц выше и звёзды меркнут в с..ребре.
6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком.
7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок.
8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.
2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.
3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.
1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень ( ) и наполнила ароматом весь сад.
1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2 вариант
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.
1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.
2) Изредк.. бл..снёт на со..нце серебр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.
3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты.
4) Было светло но уже веч..рело.
5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.
6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит.
7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.
8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.
Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.
Пока я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.
Смотрю на свой каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.
Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Иволги кричат ( ) да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.
1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.
4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.
1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
multiurok.ru
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
9 класс
Укажите неверное утверждение.
А) В сложносочинённых предложениях чаще всего выражаются значения одновременности, последовательности, причины и следствия.
Б) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
В) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.
Г) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если простые предложения имеют общий смысловой отрезок.
Д) В сложносочинённых предложениях характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения, определяется союзами.
В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
А) что, если, когда
Б) зато, однако, либо
В) потому что, в связи с тем что, оттого что
Г) как, хотя, чтобы
Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
А) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
Б) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
В) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Г) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
Д) Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
А) и привлекают своим запахом пчёл и заставляют вспоминать о детстве.
Б) и кругом пахнет липовым мёдом.
В) распространяя вокруг удивительный запах.
Г) тесным полукругом окружающие дом.
Укажите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
А) Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
Б) Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
В) Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
Г) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
Д) Парнишка упал, однако он не был убит.
Укажите, какие отношения выражаются с помощью союза И в данном сложносочинённом предложении:
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
А) последовательность явлений
Б) чередование явлений
В) противопоставление явлений
Г) одновременность явлений
Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
В) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.
Г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Д) Солнышко село и зорька погасла.
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Мальчик осени не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»
Часть 1
Укажите номера неверных утверждений.
Союзы: и, зато, или являются соединительными;
Если в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
В ССП с соединительными союзами одно явление противопоставляется другому.
ССП – это сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами
Укажите количество грамматических основ в предложениях.
Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку, и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.
Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому.
Смотрю на свой каменный дом: ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится.
Всё так и сгорело, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой.
3.Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы) предложения
1)Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.
2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.
3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
1. День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. К утру ветер ослабел и снег перестал.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3. Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6. Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены)
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья
И темный лес склоняясь дремлет
Под звуки песни соловья.(С.Есенин)
Сложносочинённые предложения часть 2
1. Определи, перед каким союзом "И" следует поставить запятую. ОБРАЗЕЦ: а - 1, 2, 4
а) Их лица мне представляются 1 и теперь иногда в шуме 2 и толпе среди модных дураков 3 и тогда вдруг на меня находит полусон 4 и мерещится былое.
б) Она считалась богатою невестою 1 и многие прочили её за себя или за сыновей.
в) И волки сыты 1 и овцы целы.
г) Белые облака 1 и белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде 2 и временами их было невозможно отличить друг от друга
2. Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены)
а) В степи было тихо и светло.
б) Но не было на лицах их благородства и нельзя было ему ждать пощады, от них.
в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел удаляясь от земли бледнел м всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.
г) Волна потока его охватила и одела в пену умчала в море.
д) Певуче плещут волны на песок и я молчу, глядя в даль моря.
е) Блестело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.
ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.
3.Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.
а) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали лилии, потревоженные весёлою рыбой.
б) Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
в) Сказал бы словечко да волк недалечко.
г) Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих СНОВ золотых, этой веры глубокой.
д) Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
е) Прошло несколько минут и Силъвио прервал молчание.
ж) Обольщённый моей славою, он стал было искать моего дружества, но я принял его холодно
и он безо всякого сожаления от меня удалился.
4. Выполни синтаксический разбор предложений (подчеркните грам.основы, составьте схемы и охарактеризуйте предложения)
а) Там плыли тени их было много.
б) Никогда я никого не любила а тебя люблю!
в) А лес всё гудел и гудел вторя их крикам и молнии разрывали тьму в клочья.
г) Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.
Часть 3
Отметьте сложносочиненные предложения. Определите смысловые отношения в ССП. Расставьте знаки препинания.
Сибиряк воевал под Москвой а закончил войну он в Берлине.
Могуч и славен человек не саблей а ясной силой сердца и ума.
То ли рассветало то ли тучи на небе рассеялись.
К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться.
Наша лодка ост…вляет (не)исчезающий след на воде от рыбы тоже остается круж..к.
Слуга принёс билет на дилижанс но не отдал сдачу.
Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
То истиной дышит всё в ней то всё в ней притворно и ложно.
Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.
Мальчики полезли на скалу покрытую глубокими трещинами девочки же остались у подножия и отдыхали.
Ночью была оттепель а к утру ударил мороз.
Не то пламя пожара зажгло горизонт не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.
Девушка прислушивалась к пению и сама того не замечая стала подпевать.
Ни люди не заходили в безжизненную долину ни звери не забегали.
Командир отряда внимательным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал её.
Кто-то робко постучал в дверь но мы затаились и не открывали.
На веранде горел свет и сидели люди.
То защелкает соловей то заухает старый филин.
Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Все быстрее встает туман с лугов и серебрится в солнечном луче а за ним поднимаются с земли кусты.
multiurok.ru
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»
Вариант № 1.
Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
Конец мая, и в поле еще прохладно.
Я всю жизнь провела около этого озера, и то (же) знаю на нем каждый островок.
Сверкнула молния, и в то (же) мгновение послышался сильный удар грома.
Хотя шел уже двенадцатый час ночи, улицы были полны народу.
Укажите сложносочиненные предложения.
1) 2,4. 2) 1,3. 3) 1,4. 4) 2,3
2.Укажите, какому предложению соответствует схема: [О и О ].
1) 2-му 2) 3-му 3) 4-му 4) 1-му
3. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1)1. 2)2. 3) 3. 4) 4.
4. В каком предложении тоже пишется слитно?
1) во 2-ом 3) во 2-м, 4-м
2) в 4-ом 4) ни во 2-м, ни в 4-ом
5. Найдите сочинительный разделительный союз.
1) ни-ни 2) либо 3) зато 4) как
6. Укажите значение союза да в предложении.
Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы.
последовательность явлений
одновременность
противопоставление
из двух явлений возможно только одно
7. Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в задании № 6.
Контрольная работа ССП В№1
Ответы:
1.2 4.2
2.2 5.2
3.1 6.2
I вариант.
Расставьте знаки препинания.
Запятая в бессоюзном сложном предложении1) Солнце давно село закат розово догорал краски с каждой минутой блекли светло-серое вечернее небо было прошито тонкими звездами на востоке уже довольно густо на западе пореже. 2) Уже рассветало неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба осталось лишь серое охвостье легких облаков их сносило как мокрых грачей на восток. 3) Спустился на степь предрассветный покой багряное солнце за тучами меркнет... Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении1) В одиннадцать часов вечера гостиная и кабинет стали быстро наполняться звонки следовали почти беспрерывно. 2) Так мы шли часа полтора пока лес не поредел появились пихты и кедры мох почти исчез но подъем не кончался а наоборот стал еще круче. 3) Желтый цвет песка иногда сменялся красноватым или серым разноцветные переливы солнечной игры временами бежали по склонам песчаных бугров. Двоеточие в бессоюзном предложении1) Завтра уже не увидимся я выезжаю до зари. 2) Предстоящего дела в разговоре не касались все было обговорено и спланировано заранее. 3) Дорога по которой можно было подъехать прямо к дому оказалась перекрыта шли ремонтные работы.4) Чудик обладал одной особенностью с ним постоянно что-нибудь случалось. Тире в бессоюзном сложном предложении1) Будь плохонький да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених. 2) Хочу забыть забыть нельзя. 3) Раздался крик все высыпали во двор.4) Послышался треск дерево рухнуло вниз. 5) Удар мяч летит в сетку ворот.
II вариант.
Расставьте знаки препинания.
Запятая в бессоюзном сложном предложении1) Спустился на степь предрассветный покой багряное солнце за тучами меркнет... 2) Кровь прилила к ее лицу щеки стали багровыми глаза увеличенные стеклами очков сверкнули. (В. Катаев) 3) Некоторые из проходивших мимо здоровались другие смотрели безучастно. 4) Высокая готовая для косьбы трава с обеих сторон проселка едва заметно шевелилась дышала ее колебало парным дождевым воздухом поднимавшимся снизу.5) Вода в круглом водоеме рябила на ней поднимались небольшие волны. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 1) Вдруг вся физиономия волка изменилась он вздрогнул увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза устремленные на него. 2) Все стенки трюма были усеяны комарами сбившись в табуны поджарые полосатые они пережидали тут пока стихнет ветер.) 3) Калина росла под обрывом ее зубчатые листья чуть окрапленные желтизной отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку словно покрытую шерсткой. Двоеточие в бессоюзном предложении1) Поражает в Крыму одно все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. 2) Реки Севера имеют свой особый запах они пахнут древесиной ибо по ним сплавляют лес. 3) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками вдруг все заблестит потеплеет а потом снова холод снова зима. 4) Вот пишут существование снежного человека можно считать документально доказанным. 5) Прифронтовая полоса ожила туда к линии огня шли и ехали войска грузовики с боеприпасами двигалась различная техника оттуда везли раненых. Тире в бессоюзном сложном предложении1) Зайдешь в такую избушку зимой жилым духом не пахнет. 2) Ты лунной ночью в лес войди не будет счета чудесам. 3) Наше счастье дружок как вода в бредне тянешь надулось а вытащишь ничего нету. 4) О силе стоят толкуют а столкни сейчас в воду любого в одну минуту пузыри пустит. 5) Чуть свет уж на ногах! 6) Хочу к нему вы тащите с собой.
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»
Вариант № 2.
Прочитайте предложения и выполните задания 1-6.
Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
Морозило сильнее , за (то) было тихо.
В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание, и на мои вопросы отвечал отрывисто и нехотя.
Сломанную машину мы отвезли на завод, и там ее нам отремонтировали.
1.Укажите сложносочиненные предложения.
1) 1,2 2)2,3 3) 3,4 4) 2,4
2. Укажите, структуре какого предложения соответствует схема:
[двусоставное], союз [неопределенно-личное].
1) 1-му 2) 2-му 3) 3-му 4) 4-му
3. В каком предложении допущена ошибка в постановке знака препинания?
1) в 1-ом 2_ во 2-ом 3) в 3-ем 4) в 4-ом
4. В каком предложении зато пишется слитно?
1) в1-ом 3) в 1-ом и во 2-ом
2) во 2-ом 4)ни в 1-ом, ни во 2-ом
5. Укажите сочинительный противительный союз.
1) однако 3) также
2) не то – не то 4) если
6. Укажите значение сложносочиненного предложения с союзом же.
Березы уже распустились, дубы же стояли обнаженными.
одновременность явлений
последовательность
противопоставление
чередование
7. Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в задании № 6.
Контрольная работа ССП В№2
Ответы:
1.4 4.2
2.4 5.1
3.3 6.3
multiurok.ru
Итоговая работа по теме «Сложносочиненное предложение»
1 Вариант
1. Союз, связывающий части сложного предложения: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является..
А. подчинительным
Б. соединительным
В. Разделительным
Г.противительным
2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
А. и, да(в значении и), ни-ни, тоже
Б. или, либо, то-то, не то-не то
В. А, но, да( в значении но), однако, зато, же
3. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. Сложноподчиненное
Г. Бессоюзное
4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой
А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
7* . Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза И
8. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (Знаки препинания не расставлены)
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
Итоговая работа по теме «Сложносочиненное предложение»
2 Вариант
1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи..
А. подчинительного союза
Б. союзного слова
В. Сочинительного союза
Г. Интонации
2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
А. И, да( в значении И) ни-ни, тоже
Б. или, либо, то-то, не то-не то
В. А, но, да ( в значении но), однако, зато, же
3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель
А. простое
Б. сложносочиненное
В. Сложноподчиненное
Г. Бессоюзное
4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное
А. Смешно сказать, более часа проплутали мы в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение .
7. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и…. Продолжите его дважды, добавив: 1) однородное сказуемое; 2) простое предложение
8. Укажите предложение , структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены) :
[безличное], и [безличное]
А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы
В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
10.* Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
infourok.ru