Контрольная работа: Посттравматические стрессовые расстройства. Контрольная работа по птср


Контрольная работа - Посттравматические стрессовые расстройства

Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и вопросы дифференцированной психофармакотерапии

Материал и методы    Нами обследовано 200 пациентов (120 мужчин и 80 женщин) в возрасте от 21 года до 47 лет (средний возраст 31,2 года). Среди них 110 больных (45 мужчин и 65 женщин) соответствовали диагностическим критериям расстройств адаптации (РА), клинической картиной, отвечающей симптоматологии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а 90 пациентов – отвечали критериям хронического ПТСР. Из них 65 участвовали в боевых действиях. У 38 пациентов имелась в анамнезе закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения головного мозга; у 26 больных с ПТСР на первый план в клинической картине выступали соматоформные нарушения, не нашедшие подтверждения в виде органной патологии, а сама клиническая картина ПТСР отчетливо проявилась лишь спустя 6 мес после психотравмирующего события, что позволило говорить об отставленном варианте хронического ПТСР.    По характеру психотравмирующих ситуаций больные распределились следующим образом: боевые действия (боевой стресс) – 65 наблюдений; смерть близкого человека – 25 наблюдений; развод (неожиданный уход одного из супругов) – 54 наблюдения; угроза увольнения (неожиданное увольнение с работы) – 56 больных.    Длительность психопатологических расстройств варьировала от 6 мес до 1,5 года и в среднем составила 8,9 мес, причем у больных с РА – от 6 до 14 мес (в среднем – 7,8 мес).    Преморбидные качества личности в 23% наблюдений характеризовались чертами тревожной мнительности, в 35% случаях можно было говорить о сенситивных и одновременно эмоционально-ригидных больных, у 18% исследуемых обнаруживались акцентуированные истеровозбудимые черты характера, а в 24% личность представлялась синтонной.    Оценка преморбидных качеств у больных с хроническим ПТСР, развившемся в результате боевого стресса, не выявила патологических черт характера в 58% случаев. В 48% наблюдений можно было говорить о незначительной акцентуации характера по возбудимому (26%) и психастеническому (22%) типам. Подавляющее большинство обследованных определяющими чертами своего характера считали «доброту, жизнерадостность», «уравновешенность», что позволило отнести их к синтонным личностям. Длительность ПТСР составляли от 6–8 мес до 2 лет: в среднем – 1,2 года. У 60% обследуемых в анамнезе был предтравматический опыт (опыт участия в боевых действиях до развития ПТСР).   

Клиническая типология ПТСР    Удельный вес и значимость соотношения коморбидных симптомов и осевых симптомов ПТСР позволяет выделить несколько типов ПТСР, что имеет практическую терапевтическую значимость.    Тревожный тип ПТСР (наблюдается у 32% больных) характеризуется высоким уровнем соматической и психической немотивированной тревоги на гипотимно-окрашенном аффективном фоне с переживанием, не реже нескольких раз в сутки, непроизвольных, с оттенком навязчивости представлений, отражающих психотравматическую ситуацию. Характерна дисфорическая окраска настроения с чувством внутреннего дискомфорта, раздражительности, напряженности. Расстройства сна характеризуются трудностями при засыпании с доминированием в сознании тревожных мыслей о своем состоянии, опасениями за качество и продолжительность сна, страхом перед мучительными сновидениями (эпизоды боевых действий, насилия, зачастую расправ с самими больными). Больные часто намеренно отодвигают наступление сна и засыпают лишь под утро. Характерны пароксизмальные вечерне-ночные состояния с чувством нехватки воздуха, сердцебиением, потливостью, ознобом либо приливами жара. Больные самостоятельно обращаются за помощью, и хотя доминирует стремление избежать ситуаций, напоминающих о психотравме, стремятся к общению, какой-либо целенаправленной деятельности, получая облегчение от активности.    Астенический тип ПТСР (27% наблюдаемых) отличается доминированием чувства вялости и слабости. Фон настроения снижен с переживанием безразличия к ранее интересовавшим событиям в жизни, равнодушия к проблемам семьи и рабочим вопросам. Поведение отличается пассивностью, характерно переживание утраты чувства удовольствия от жизни. В сознании доминируют мысли о собственной несостоятельности. В течение недели несколько раз возникают непроизвольные представления эпизодов психотравмирующей ситуации. Однако в отличие от тревожного типа в данных случаях представления лишены яркости, детальности, эмоциональной окрашенности и определяются больными как «возникающие в сознании картины с оттенком навязчивости». Расстройства сна характеризуются гиперсомнией с невозможностью подняться с постели, мучительной дремой, порой в течение всего дня. Избегающее поведение нехарактерно, больные редко скрывают свои переживания и, как правило, самостоятельно обращаются за помощью.    Дисфорический тип ПТСР (21% исследуемых) характеризуется постоянным переживанием внутреннего недовольства, раздражения, вплоть до вспышек злобы и ярости, на фоне угнетенно-мрачного настроения. Больные отмечают высокий уровень агрессивности, стремления выместить на окружающих обуревающие их раздражительность и вспыльчивость. В сознании диминируют представления агрессивного содержания в виде картин наказания мнимых обидчиков, драк, споров с применением физической силы, что пугает больных и заставляет сводить свои контакты с окружающими к минимуму. Зачастую сдержаться не могут и на замечания окружающих дают бурные реакции, о которых впоследствии сожалеют. Наряду с этим возникают непроизвольные представления психотравмирующих ситуаций, сценоподобного характера. Нередки сцены насилия с активным участием самих больных. Внешне больные мрачные, мимика с оттенком недовольства и раздражительности, поведение отличается отгороженностью. Типично избегающее поведение, замкнутость, малословность. Активно жалоб не предъявляют и попадают в поле зрения специалистов в связи с поведенческими расстройствами, регистрируемыми близкими или сослуживцами.    Соматоформный тип ПТСР (20% наблюдений) характеризуется массивными соматоформными расстройствами с преимущественной локализацией телесных сенсаций в кардиологической (54%), гастроэнтерологической (36%) и церебральной (20%) анатомических областях, сочетающиеся с психовегетативными пароксизмами. Собственно симптомы ПТСР возникают у данных больных спустя 6 мес после психотравмирующего события, что позволяет эти случаи обозначить как отставленный вариант ПТСР. Типично формирование избегающего поведения на фоне панических атак, а симптомы эмоционального оцепенения и феномены «флэш-бэк» встречаются достаточно редко и не носят столь тягостного эмоционального характера. Депрессивный аффект представлен недифференцированной гипотимией с отчетливыми тревожно-фобическими включениями. Идеаторный компонент симптомокомплекса больше представлен ипохондрической фиксацией на телесных сенсациях и пароксизмальных приступах с выраженной тревогой ожидания их возникновения, чем симптомами гипервозбуждения и переживанием психотравмирующей ситуации.   

Дифференцированная психофармакотерапия    Выделенные типы ПТСР имеют непосредственную практическую значимость, так как современная психофармакотерапия исповедует принцип синдромов-мишеней, а дифференцированная оценка симптомокомплекса ПТСР определяет выбор психофармакологических препаратов либо их сочетаний.    В соответствии с указанными наиболее часто встречающимися типами ПТСР проводилась дифференцированная психофармакотерапия.    Учитывая тот факт, что ПТСР является мультисистемным нейробиологическим расстройством, разработка терапевтических программ, разделенных на его биологические подтипы, также согласуется с принципом синдромонаправленной терапии.    Так, при тревожном типе ПТСР наиболее эффективным препаратом оказался коаксил, назначение которого в стандартной суточной дозировке 37,5 мг в 3 приема приводило к достаточно быстрой редукции тревоги, особенно к 14-му и 21-му дням терапии, тогда как редукция депрессии ко 2-й неделе лечения была более плавной, а к 21-му дню составила около 50% от первоначальной выраженности. При приеме коаксила к концу 2-й недели уменьшались расстройства сна в фазе засыпания и сглаживалась эмоциональная окраска ночных кошмарных сновидений. Присоединение к терапии коаксилом пролонгированной формы тегретола в вечернее и ночное время способствовало нормализации сна и полной редукции ночных кошмаров. В меньшей степени поддавались терапевтической редукции избегающее поведение и феномены «флэш-бэк», что подтверждает более сложный характер данных расстройств.    Дисфорический вариант ПТСР определял назначение монотерапии карбамазепином (тегретолом) как в виде обычной, так и ретардированной формы. Отмечалась быстрая редукция (уже к 7-му дню) дистимических и дисфорических аффективных расстройств, к концу 2-й недели – выраженное снижение интенсивности и чувственной окраски агрессивных представлений, а воспоминания связанные с психотравмирующей ситуацией возникали крайне редко и не носили травмирующей, чувственной окраски.    Оценка терапевтической редукции симптома мгновенного возврата в психотравмирующую ситуацию показала его терапевтическую резистентность. Можно было говорить о незначительной редукции данного феномена, а к периоду окончания лечения признак («флэш-бэк») оценивался нами как симптом средней выраженности, что подтверждает его глубинную бессознательную природу и требует дальнейшей коррекции на последующих этапах лечения и реабилитации.    На фоне проводимой терапии уже к концу 1-й недели выраженность и частота кошмарных сновидений значительно уменьшались, а к периоду окончания лечения можно было говорить об эпизодических, слабо эмоционально окрашенных сновидениях, которые вспоминались в утренние часы, но не доминировали в сознании и не определяли ночных побуждений.    Оценка симптомов тревоги и депрессии у больных с ПТСР и особенности терапевтической динамики эмоциональных расстройств позволяют сказать, что значительно выраженная тревога до лечения включала преобладающую соматическую составляющую и значительно ей уступающую психическую. В конце лечения соматическая тревога практически полностью редуцировалась, однако слабо выраженные симптомы психической тревоги оставались. В этой связи можно также говорить о значительной степени выраженности депрессии у больных с ПТСР до лечения и редукции депрессивных расстройств до степени легких нарушений к окончанию терапии. Нами получены данные об эффективности в случае затяжного течения ПТСР флюанксола – тимонейролептика, обладающего в дозах до 3,0 мг в сутки энергизирующим и собственно тимоаналептическим действием. Препарат особенно показан при астеническом с затяжным течением типе ПТСР.   Все выше сказанное подтверждает необходимость дальнейшего целенаправленного дифференцированного лечения у больных с ПТСР с учетом синдромальной структуры расстройств и удельного веса коморбидной симптоматологии. По данным мировой литературы, терапия ПТСР не должна быть меньше 6 мес непрерывного лечения.    Особо следует остановиться на поведенческом тимоаналептическом и в целом стрессопротективном действии ретардированной формы карбамазепина (тегретол CR-200). Препарат назначался как в виде монотерапии, в дозах до 400 мг в сутки в 2 приема (утро, вечер), так и в сочетании с альпразоламом. В последнем случае за счет комбинированной терапии удавалось обходиться меньшей суточной дозировкой ксанакса, а вечерне-ночные назначения тегретола-ретард определяли глубокий сон без сновидений, с хорошим пробуждением в утренние часы. Препарат оказался особенно эффективным при терапии расстройств сна у лиц с органически измененной почвой либо последствиями закрытой черепно-мозговой травмой и контузией. Влияние на поведенческую активность тегретола CR-200 выражалось в быстрой редукции дисфорического оттенка настроения, раздражительности, агрессивности. К 5-му дню отмечали регрессию слезливости и эмоциональной лабильности. Собственно тимоаналептическая составляющая психотропной активности карбамазепина проявлялась в значительной редукции депрессии, ангедонии, гипотимии, а также эмоциональной гиперестезии. На фоне приема препарата вынужденные воспоминания о травмирующей ситуации в процессе общения с сослуживцами не носили столь яркого эмоционально окрашенного стрессогенного характера, что позволяет считать его препаратом выбора при терапии дисфорического типа ПТСР.    Эффективность терапии серотонинергическим антидепрессантом сертралином отмечена при различных типах ПТСР, но наиболее эффективен препарат при тревожном и маскированном (соматоформном) типе ПТСР.   Терапевтическая редукция тревоги в структуре ПТСР на фоне терапии золофтом (сертралин) носит неоднозначный характер. К 7-му дню отмечается углубление тревожных расстройств, особенно за счет соматической тревоги, которая к 10-му дню терапии становится несколько меньше: а к 14-му можно говорить о выраженной обратной динамике тревожных нарушений. Пик анксиолитического эффекта сертралина приходится на период с 14-го по 15-й день терапии. На 60-е сутки тревожные симптомы минимальны.    Редукция феномена «флэш-бэк» и кошмарных сновидений: с 7-го по 14-й день отмечается значительное обратное развитие, но максимальным оно становится к 45-му дню (полная редукция кошмарных сновидений), а с 14-го по 28-й день отмечается уменьшение феномена «флэш-бэк», который, однако, не подвергается полной редукции и к концу второго месяца лечения.    Редукция феномена «избегающего поведения» начинает проявляться в незначительной степени к 14-му дню лечения и становится отчетливой к 45-му дню терапии. К концу 2-го месяца можно говорить о легкой степени расстройств, но не об их редукции.    И, наконец, обратная динамика «эмоционального оцепенения» носит как бы двухфазный характер, нарастая к 28-му дню, а затем к 45-му и 60-му, но не исчезая полностью.    Следует особо подчеркнуть, что среди пролеченных больных были лица, как с острыми, так и с хроническими расстройствами, что, вероятно и нашло отражение на результатах психофармакотерапии сертралином. В случаях с затяжным и хроническим течением необходима терапия не менее 6 мес и, возможно, с присоединением мягких энергезирующих тимонейролептиков.   

Выводы    1. ПТСР является сложным транснозографическим образованием, проходящим через тревожные и депрессивные расстройства, отличающимся от хорошо известных психогенных нарушений (невротической депрессии, неврозов, постреактивных развитий личности) стойкостью и многолетней актуальностью психогенно сформированной симптоматики, ограниченностью симптоматики, отражающей стрессовые события, но с тенденцией к формированию агорафобических расстройств и депрессивных коморбидных симптомов.    2. В зависимости от типа доминирующего депрессивного аффекта формируется определенный тип ПТСР, что определяет структурирование тревожного, астенического, дисфорического и соматоформного типов ПТСР.    3. Типы ПТСР и закономерности их формирования определяют выбор дифференцированной терапии. Синдромально направленная психофармакотерапия ПТСР определяет выбор психотропных препаратов и их конечную терапевтическую эффективность как в виде монотерапии, так и в виде различных сочетаний.    4. Наличие тревожного типа ПТСР обусловливает назначение атипичных трициклических антидепрессантов (тианептин) в сочетании с альпрозоламом или карбамазепином.    5. Астенический тип ПТСР требует назначения серотонинергических антидепрессантов (сертралина) в сочетании с тимонейролептиками (флюанксолом) в малых энергезирующих и тимоаналетически действующих дозировках.    6. Дисфорический тип ПТСР определяет назначение ретардированной формы карбамазепина в сочетании с альпрозоламом, а в последующем – присоединение к терапии сертралина.    7. Маскированный (соматоформный) тип ПТСР с отставленным началом определяет терапию сертралином с последующим присоединением флюанксола.

Статья В.М.Волошина Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ

www.ronl.ru

Контрольная работа - Терапия психологических травм

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Работа со смыслом в терапии психологической травмы

Навязчивые воспоминания травматического события

Темпоральность и психическая травма

Диагностика посттравматических стрессовых расстройств

Заключение

Список литературы:

ВВЕДЕНИЕ

Конец двадцатого – начало двадцать первого века ознаменованы большим ростом числа экстремальных ситуаций (техногенных катастроф, локальных военных конфликтов, террористических актов с большим радиусом поражения, стихийных бедствий), с последствиями которых человеческая психика уже не может самостоятельно справляться. Это ведет к формированию различного рода непсихотических пограничных расстройств, таких, как ПТСР. Несмотря на то, что ПТСР активно исследуется в зарубежной науке уже на протяжении пятидесяти лет, отечественные исследователи по многим идеологическим причинам оказались отодвинуты на периферию проблемного поля изучения неспецифических реакций человека на экстремальные ситуации. Изменения политической ситуации в стране способствовали вовлечению российских ученых в научно-практический поиск решения проблемы посттравматических стрессовых расстройств.

РАБОТА СО СМЫСЛОМ В ТЕРАПИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

В настоящее время работа с психологической травмой является одной из наиболее важных задач в современной психологии и психотерапии. Эффективная работа с травмой возможна при комплексном подходе, который требует объединения в себе методов и способов работы, созданных рамках различных психотерапевтических подходов. При рассмотрении этих подходов необходимо уделить внимание направлениям, основанным на принципах экзистенциальной философии и психотерапии, способных повлиять на смысловое измерение жизни человека.

Одним из таких направлений является логотерапия В. Франкла. Логотерапия базируется на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни, которые определяют возможность преодолеть себя и свои жизненные трудности, освоить активную позицию. В. Франкл неоднократно подчеркивает в своих работах, что нет ни одной ситуации в жизни, которая бы не могла быть осмыслена и продуктивно использована. По Франклу «логотерапия пытается помочь человеку в осознании двух фундаментальных вещей: во-первых, того смысла, который ждет от него реализации; а во-вторых, его волю к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней поставили задачу». Потеря смыла жизни, которая сопровождает травму, нередко создает экзистенциальный вакуум, становящийся тормозом в реализации человеком его жизненно важных целей. Это заставляет пострадавших искать способы заполнения этого вакуума, облегчения страдания путём наполнения его смыслом.

Главный тезис учения В. Франкла о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, осознает и открывает для себя. Задача логотерапии заключается в том, что бы помочь пациенту найти скрытый смысл своего существования и мобилизовать свои ресурсы. Работа со смыслом в логотерапии — это работа со смыслом-ценностью.

Другим экзистенциальным направлением, обладающим высокой эффективностью при работе с психологической травмой, является экзистенциально-гуманистический подход, созданный И. Яломом, Р. Мэем и Д. Бьюдженталем. И. Ялом рассматривает смыслы травматических переживаний с точки зрения «экзистенциальных данностей», таких как «смерть», «свобода», «изоляция», «бессмысленность», представляющих собой базовые неизменные условия человеческого бытия. В ситуации травмы эти экзистенциальные данности выступают как реальные объекты переживаний и травматические расстройства являются реакциями на эти смысловые отношения. Работа с травмой, по Ялому, направлена на принятие этих данностей человеческой жизни – принятие факта конечности жизни, обретения свободы и способности делать жизненные выборы, принятия своего одиночества и преодоления изолированности, а так же обретение жизненного смысла.

По мнению Д. Бьюдженталя источником травматической реакции является не сама травматическая ситуация, а тот негативный смысл, который приобретает ситуация для пострадавшего. Открытие и создание новых смыслов происходит как результат внутреннего исследования субъективных переживаний клиента. Работой со смыслом в экзистенциальных подходах является работа с внутренними глубинными субъективными переживаниями.

НАВЯЗЧИВЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели близких или других людей, издевательств, угрозы физической целостности. Реакция на травмирующее событие включала интенсивный страх, чувство беспомощности, состояние ужаса.

Травмирующее событие понимается как экстремальное критическое событие, которое обладает мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующее от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия.

На данный момент недостаточно изучены механизмы формирования симптомов ПСТР; остаются неясными факторы, обуславливающие возникновение такого симптома, как навязчивые воспоминания.

Понимание механизмов ПТСР различается в зависимости от применяемого научного подхода. В рамках концепции о высшей нервной деятельности, созданной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга. Согласно З. Фрейду и его психоаналитическому подходу, травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. В результате интенсивного воздействия внешних факторов, стимульный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта; при этом, фиксация на травме – это попытка её контроля.

М. Ш. Магомед-Эминов относит травматические стрессовые расстройства к негативным последствиям травматического события, выделяя их наряду с позитивными и нейтральными. В качестве этиологического фактора травматических расстройств рассматривается психическая травма; при этом выделяется инцидентальная травма, которая возникает в момент инцидента и вызывает первичные психические реакции, и внеинцидентальная травма, которая представляет собой дополнительные факторы, детерминирующие развитие травматического расстройства.

В рамках когнитивной модели травматические события — это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс — это попытки воссоздания прежней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Согласно информационной модели, разработанной M. Horowitz, сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохраняясь при этом в активной форме. Человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.

Психиатры выделяют четыре основных группы симптомов ПТСР: навязчивые состояния, реакции избегания, симптомы повышенной раздражительности и неспецифические симптомы. Навязчивые состояния (навязчивые воспоминания, вспышки воспоминаний, «флэшбэки») — это невольное и непредсказуемое оживление травматического опыта через необычайно яркие воспоминания, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов. У людей, страдающих ПТСР, часто возникают состояния, когда они вновь и вновь очень ярко и глубоко переживают травмировавшее их событие. В сознании у человека, страдающего данным расстройством, внезапно всплывают неприятные сцены, связанные с травматическим событием. Внезапно нахлынувшие яркие воспоминания, окрашенные болезненными эмоциями, могут полностью овладеть вниманием человека.

В некоторых случаях, человек может вести себя так, будто он вновь переживает перенесенную ситуацию, не осознавая при этом полностью своих действий.

Повторное переживание травмы может проявляться в ночных кошмарах, а также в виде внезапных болезненных эмоциональных вспышек, сопровождающих воспоминания или сны о травмирующем событии.

Целью предполагаемого исследования является описание и анализ феномена навязчивых воспоминаний с помощью метода интервью (в т.ч. глубинного интервью), проводимого с людьми, пережившими травматические события.

Исследования данного феномена являются важной частью разработки методов психологической помощи людям, страдающим стрессовым расстройством.

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения данного вопроса. Первый связан с объективной темпоральностью психической травмы, а второй касается субъективного переживания темпоральности травмы, точнее, переживания травматического события и его последствий. Что касается объективной темпоральности травмы, то она, в первую очередь, связана с такими вопросами, как хронометрическая длительность между моментом травматического события и возникновением психотравматической реакции у субъекта, а также с общей продолжительностью хода психической травмы. Сюда можно отнести, кроме того, индивидуальные различия временной динамики психической травмы. Второй аспект темпоральности травмы образуется переживанием травматического события, естественно, это переживание необходимо рассмотреть с учетом трех временных образующих: прошлого, настоящего и будущего.

--PAGE_BREAK--

Необходимость учета настоящего, прошлого и будущего, в связи с переживанием времени, подводит нас к необходимости рассмотрения проблемы темпоральности и травмы в терминах связывания и разделения травматического опыта субъекта в рамках трех обозначенных временных образующих. Поэтому переживание травмы не ограничивается, собственно говоря, особенностями переживания, а приводит нас к проблеме анализа следующего основополагающего феномена – насколько в переживании человека травматический опыт связан или же разъединен. Для перевода этой проблемы с языка темпоральности на язык психических механизмов мы можем воспользоваться феноменом диссоциации. Как известно, c времен Жане, Фрейда возникновение психической травмы непосредственно связывали с феноменом диссоциации. Предполагается, что под влиянием травматического события психическая организация человека расщепляется, раздваивается, диссоциируется на сознательную и подсознательную (Жане), сознательную и бессознательную (Фрейд). Взаимоотношение между этими двумя образующими объясняет возникновение психогенной травмы. В современных исследованиях феномен посттравматического стрессового расстройства (ПТСР — основной аналог психической травмы в современной литературе), нередко объясняется перитравматической диссоциацией. Признание связи между так называемой перитравматической диссоциацией и ПТСР привело к установлению господствующего в литературе мнения о том, что острая диссоциативная реакция носит преимущественно патогенный характер. Между тем, диссоциация может выполнять и противоположную функцию – адаптивную, и в этом случае под сомнение ставится чисто негативный патогенный защитный характер диссоциации.

Таким образом, особенностью предлагаемого анализа является то, что связь диссоциации и травмы мы объясняем с точки зрения темпоральности, а также, кроме негативной, признаем и позитивную связь между двумя явлениями.

ДИАГНОСТИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ

Большинство исследований, проведенных как за рубежом, так и в России проводились на взрослых (особенно – на участниках войн во Вьетнаме и Афганистане, беженцах и вынужденных мигрантах из зон военных конфликтов, ликвидаторах последствий техногенных катастроф). Однако, проблема посттравматических стрессовых расстройств у детей является недостаточно изученной.

Недостаточно разработаны методы психолого-педагогического сопровождения в условиях школьного обучения, диагностики и психокоррекции, которые могут быть осуществлены усилиями педагога-психолога школы. Можно отметить лишь небольшое количество исследований в этом направлении. Анализ литературных источников позволил прийти к выводу о необходимости разработки методов диагностики и психокоррекции учащихся у школьников, концепции психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории в условиях школьного обучения.

Диагностика посттравматических стрессовых расстройств в детском возрасте представляет собой достаточно сложную теоретико-практическую задачу в связи с тем, что большинство предлагаемых в литературе методик были разработаны и апробированы на взрослых участниках боевых действий и техногенных катастроф. Между тем потребности практической работы в образовании требует разработки и апробации методик, адаптированных для детского возраста. В ходе экспериментального исследования на массиве из двухсот участников был апробирован и стандартизирован детский вариант Миссисипской шкалы оценки травматических реакций. Для апробации и стандартизации указанного теста были использованы две выборки испытуемых – дети с ПТСР и без ПТСР подросткового возраста. Количество детей в каждой выборке – по сто человек. При стандартизации использовались ретестовый метод, метод «известных групп», критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа Спирмена.

Материалы стандартизации свидетельствуют о том, что при коэффициенте надежности 0,77, предлагаемый нами модифицированный детский вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций в достаточной степени надежен и репрезентативен для использования его при обследовании детей подросткового возраста. Полученные стандартизированные показатели могут быть использованы для диагностики ПТСР у детей. В ходе эксперимента также изучались особенности посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации для последующего эффективного психолого-педагогического сопровождения указанных школьников.

Как показали результаты диагностической работы, у детей, пострадавших при военных действиях и при взрыве 9 мая 2002 г. в г.Каспийске, наблюдаются различного рода проявления посттравматического стресса и высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, сопровождающийся страхами, основанными на собственном опыте детей и связанными с экстремальной ситуацией, которую они пережили, а также повышенные показатели агрессивности и враждебности. Существенным результатом является выявление специфики ПСТР в детском возрасте, позволившее уточнить симптомокомплекс ПТСР такими симптомами, как: наличие страхов и фобий; выраженные беспокойство и напряжение; нарушения сна; психастенические нарушения; трудности в социальных контактах; соматические нарушения. Степень выраженности указанных симптомов находится в пределах непсихотических пограничных расстройств.

На основе полученных в ходе эксперимента данных о специфике посттравматических стрессовых расстройств на отдаленном этапе травматизации была разработана методика психолого-педагогического сопровождения подростков изучаемой категории, предполагающая комплексный поход, который выражается во взаимодействии школьных специалистов различного уровня в комплексном решении проблемы: администрации школы, учителей, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей.

Методика психолого-педагогического сопровождения детей с ПТСР включает в себя следующие направления работы:

1. Психодиагностика посттравматического стрессового расстройства с использованием разработанного нами детского варианта Миссисипской шкалы оценки травматических реакций, ряда проективных методик (методика «Несуществующее животное»), опросника Басса-Дарки, симптоматического опросника Ю.Александровича, родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей, теста тревожности Спилбергера-Ханина и др.

2. Психокоррекция ПТСР для того, чтобы помочь ребенку встать над ситуацией, научить его приспосабливаться к действительности и преодолевать психотравмирующие воздействия. В ее основе — использованием комплекса психокоррекционных методик: занятия в арт-студии, обучение приемам релаксации и снятию мышечного напряжения по методу Хасая Алиева, психотехнические упражнения, социально-психологический тренинг, различные приемы групповой и индивидуальной арттерапевтической коррекции, элементы холлистического массажа (телесноориентированная психокоррекция).

3. Психологическое консультирование учащихся с ПТСР. В этом блоке подростки могут получить индивидуальную и групповую психоконсультационную помощь.

4. Психолого-педагогическое консультирование родителей учащихся с ПТСР. В основном, консультирование направлено на развитие возможностей семейной психокоррекции ПТСР, повышение адаптивных возможностей самих родителей.

5. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение педагогического коллектива школы по вопросам сопровождения детей с ПТСР.

6. Создание дружественной среды в школе.

Заключение

Изучение эффективности разработанной методики психолого-педагогического сопровождения детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами с использованием методов вариационной статистики и качественного анализа результатов контрольного эксперимента позволили прийти к выводу о высокой эффективности разработанной методики психолого-педагогического сопровождения детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Специально для преодоления травмы и исцеления от её разрушительных последствий П. Левином была предложена соматическая процессуальная терапия. В центре подхода – работа с телесной составляющей травматического опыта, освобождение от травматических телесных реакций и ощущений. Преодоление травмы происходит в процессе саморегуляции, которая понимается как естественная природная способность человека к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах, активация и телесное осознание которых необходимо для разрешения травмы. Работа с ощущениями позволяет также изменить и смыслы, значимые для пострадавшего. Новые смыслы могут открываться в процессе трансформации ощущений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Магомед-Эминов М. Ш. Экстремальная психология. Том 2. От психической травмы к психотрансформации. М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006.

Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2009.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.

Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология т.2.М- 2007.

Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. -М.: Когито-Цент., 2008.

Попов Ю.В., Вид В.А. Современная клиническая психиатрия. -СПб.: Изд-во «Речь». -2008.

Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний.// М.: «Институт Психологии РАН», 2008.

Психиатрический тезаурус часть 1. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V. МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации. СПб: СПбМАПО. -2009.

Решетников и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей// Психологический журнал № 1, 2009.

Тарабрина Н.В… Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб.: «Питер».- 2007.

Фрейд З. Исследования истерии//Собр.соч. в 26-ти тт. -Под Ред. Решетникова М. и Мазина В.-СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа.-2006.

www.ronl.ru

Тема 4. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Факторы роста посттравматических стрессовых расстройств. Классификации причин возникновения ПТСР. Распространенность ПТСР в мире и в нашей стране. Определение ПТСР по МКБ-10. Предиспонирующие факторы в развитии ПТСР. Коморбидная патология. Психосоматическое реагирование на ПТСР. Клинические симптомы при ПТСР.

Диагностика посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков. Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей и подростков. Процедура проведения интервью. Установление психологического контакта с испытуемым. Вводная часть. Беседа с ребенком о травматических событиях, которые случаются с детьми и снятие тревожности по поводу того, что несчастья случаются только с ним. Скрининг (получение более полных сведений о травматическом опыте ребенка). Опрос. Измерение посттравматической симптоматики. Стадия завершения. устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде. Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей. Методы исследования эмоционально-личностной сферы ребенка с ПТСР. РНЖ. Методика «Образ мира». Изучение сформированности образа Я и самооценки. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой). Изучение негативных личностных проявлений.

 

Тема 5. Принципы и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками, страдающими ПТСР.

Общие принципы. Ненавязчивость. Устранение из общения с детьми способов или форм воздействия, вызывающих протестные или негативные реакции. Исключение неприязни и отрицательных эмоций на момент работы с детьми. Принцип равенства и сотрудничества с детьми. Избегание избытка внимания или отрицательной оценки. Использование различных форм несловесной поддержки ребенка. Принцип соответствия выбранных психокоррекционных методов естественным закономерностям развития детской психики. Различные техники и упражнения, используемые в психокоррекционной работе с детьми и подростками, страдающими ПТСР.

ПТСР у детей и подростков, получивших травмы в результате катастроф и несчастных случаев. Особенности течения посттравматических стрессовых расстройств у детей и подростков, получивших травмы в результате катастроф и несчастных случаев. Элиминация стресса травмы, методы первичной психологической реабилитации и психологическое сопровождение. Психокоррекционные техники экстренного вмешательства. Общая схема психокоррекционного вмешательства. Установление терапевтического альянса. Поведенческая терапия. Когнитивная терапия. Экзистенциальная терапия. Выработка ощущения "контроля над травмой" как общая стратегия психокоррекции, разрушение атрибуций пассивности и жертвенности. Суггестивные и релаксационные психокоррекционные техники. Обеспечение индивидуальной переоценки травматического опыта ребенка и его интеграция в общую систему ценностей и смыслов. Методы телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, НЛП, кинезиологии, когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии применительно к ПТСР. Работа с «телом травмы», работа с голосом, работа со звуком, работа с визуальной травмой, аутогенная тренировка.

 

Литература

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – Спб.: Речь, 2004. – 166 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.

3. Бодров В. А. Информационный стресс. – М.: ПЭР СЭ, 2000

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, - 2006. – 2006 – 528 с.

5. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – Спб.: Питер, 2002. – 240 с.

6. Гринберг Дж. Управление стрессом. – Спб: Питер, 2004. – 496 с.

7. Жизель Ж. Детский стресс и его причины: : [Проблемы ребенка - это проблемы его родителей] / Жизель Жорж; [Пер. с фр. Ю.С. Евтушенкова] .- М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

8. Исаев Д.И. Эмоциональный стресс // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – М., 2005.

9. Кучер А.А. Способы защиты от сотравматизации и профессионального выгорания. – Уфа, 2002.

10. Левин Питер А. Пробуждение тигра - исцеление травмы: природная способность трансформировать экстремальные переживания [пер. с англ. В. В. Адаменко, Е. С.Мазур], М: Изд. ACT , 2007.

11. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. – Т.25. – №2. – С.75-85.

12. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21

13. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. Ун-та, серия №14 (Психология) – 2000. - №3. – С.4-21.

14. Марьин М.И., Буданов А.В., Петров В.Е., Борисова С.Е., Такасаева К.Р., Адаев А.И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: Методическое пособие под общей ред. В.М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

15. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. // Практикум по социальной психологии – СПб: Питер, 2001.

16. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 3.

17. Пищева И.С. Готовность студентов к борьбе с учебным стрессом (учебно-методическое пособие к спецкурсу для студентов педвуза). Бийск, изд. БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.

18. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма./ Материалы научно-практической конференции / Ред. – Бакланова Н.К., Подвойский В.П. – вып.5 - М, 2002, вып. 6 – М, 2003.

19. Розов В.И. Адаптивные способности человека в условиях травматического стресса // Социальная психология. - 2006.- №3(17).- С.108-120.

20. Розов В.И. Методика оценки адаптивных свойств личности // Практическая психология и социальная работа. - 2007. - № 7. - С.14-17.

21. Розов В.И. Методики оценки и самооценки адаптивных индивидуально-психологических свойств личности // Практическая психология и социальная работа.- 2007.- №6 (99).- С.30-48.

22. Розов В.И. Методы оценки и самооценки стрессовых состояний // Практическая психология и социальная работа, 2007. - № 5 (98). - С.41-52.

23. Розов В.И. Психологическая диагностика адаптивных способностей к стрессу // Практическая психология и социальная работа. – 2006. - № 11.

24. Розов В.И. Психологическая подготовка к деятельности в условиях профессионального стресса. - В сб.: Психопрофилактическая работа с персоналом: научно-методические и организационно-практические вопросы. - К.: КНУВС, 2007.

25. Розов В.И. Психотехнологии саморегуляции стресса // Практическая психология и социальная работа. - 2007. - №8 (101).-С.24-28.

26. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. – С. 218-235.

27. Рыжов Б.Н. Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Автореф. дисс... докт. психол. наук. – Тверь, 2001.

28. Рыжов Б.Н., Грабовский А.И. Психическая работоспособность молодежи. – М.: Просвещение, 2003.

29. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие для ВУЗов. – СПб., 2003.

30. Сенкевич Л.В. Особенности когнитивных стилей у военнослужащих с агрессивным и аутоагрессивным поведением // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 10. / Сб. под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005. - С. 123-125.

31. Совкова (Тарасова) И.Ю., 2003. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности// Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - №1 (19). - С. 73-81.

32. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год: Сборник аналитических и информационных материалов. – М.:ЦОКР МВД России, 2007.

33. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [монография]. - М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.

34. Такасаева К.Р. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции: сущность и профилактика. Учеб.-метод. пособие - М. : Моск. ун-т МВД России, 2004.

35. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001. – 239 c.

36. Харитонов А.Н., Корчемный П.А. (ред.) Психология и психотерапия в условиях воинской деятельности М.: ВУ, 2001.

37.Щавелева М. А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Проблемы психологии и эргономики. - 2003 . - Вып. 3. - С. 68-69.

38. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

Контрольные вопросы к разделу 12.

1. Понятие стресса. Основные теории стресса.

2. Стресс и негативные эмоции.

3. Адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии.

4. Методы релаксации и снятия напряжения.

5. Антистресс-саморегуляция.

6. Самомониторинг.

7. Психофизиологические техники: дыхание, медитация, массаж.

8. Когнитивные техники.

9. Метод «Ключ» Х.Алиева как базовая техника управления стрессом.

10. Основные требования к психологу, осуществляющему психологическую коррекцию ПТСР.

11. Диагностика ПТСР. Методика Г. Айзенка EPQ. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

12. Диагностика ПТСР. Методика Г. Айзенка EPI. Методика Q-сортировка В Стефансона. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.У. Томаса.

13. Диагностика ПТСР. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана, Н.В. Гоменюка. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

14. Диагностика ПТСР. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Методика диагностики направленности личности Б. Басса.

15. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. Тест «Несуществующее (фантастическое) животное». Проективный рисуночный тест «Я дома, в школе и на улице».

16. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бука. Методика «РНЖ».

17. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Методика «Пиктограмма».

18. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика Р. Жиля. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). «Тест руки».

19. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика Е. Шеффер и Р. Бела PARI, адаптация Т.В. Нищерет. Рисуночная методика «Человек». Тест «Пятна Г. Роршаха».

20. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Методика «Автопортрет». Тест цветовых предпочтений М. Люшера.

21. Особенности диагностики ПТСР у детей и подростков. Методика «Моя семья». Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея и Х. Моргана. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

22. Когнитивная психотерапия ПТСР.

23. Гештальт-подход в психологическом консультировании подростков с ПТСР.

24. Категория «профессиональная деформация» в психологии.

25. Факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций.

26. Основные виды профессиональной деформации в экстремальной деятельности (профессиональная «антидеятельность»).

27. Эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений как основные векторы проявления синдрома.Типичные последствия профессиональных деформаций личности представителей экстремальных профессий.

28. Отличие синдрома эмоционального выгорания от синдрома «усталости сопереживания».

29. Методы диагностики профессиональных деформаций личности специалистов экстремальных профессий.

30. Оценка, самооценка и прогноз развития эмоционального стресса.

31. Методика профилактики и коррекции деперсонализации как составляющей профессиональной деформации.

32. Психогигиена и профилактика эмоционального истощения как составляющей профессиональных деформаций.

 

 

Раздел 13. Развитие личности и группообразование в экстремальных условиях пенитенциарных учреждений

lektsia.com

4. Профилактика птср

Одним из основных методов работы, представляющим собой профилактику ПТСР, является психологический дебрифинг.

Дебрифинг проводится индивидуально или с группами людей, испытавших стрессовые или трагические события. Желательно, при этом, чтобы люди, участвующие в данном процессе (дебрифинге), пережили одну и ту же ситуацию. Целью дебрифинга является минимизация нежелательных психологических последствий, а так же предупреждение развития ПТСР.

Проводится дебрифинг, как правило, «по горячим следам» конкретного события, то есть сразу после окончания воздействия стрессора, в форме групповой дискуссии под руководством подготовленного профессионала.

Поставленная цель достигается путем:

К мерам по предотвращению ПТСР, можно отнести не только конкретные профилактические методы работы (например, дебрифинг), но и умение отслеживать изменения, происходящие, как в собственном состоянии, так и в состоянии других людей, где важную роль играет своевременное обращение внимания на: поведение, чувства, эмоциональное состояние, реакции и т.д.

Общие принципы лечения и коррекции ПТСР

1. Немедленное начало лечения после психотравмы, в целях профилактики и предотвращения развития хронической формы ПТСР. Проработка произошедшего травматического события.

2. Комплексное лечение для снятия острых симптомов. Гигиенические меры: правильное питание, отказ от злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, создание сети самопомощи, работа с социальным окружением пострадавшего.

3. Принцип нормализации. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции, предоставление пациенту информации об общей природе стрессовой реакции. Основной акцент делается на том, что переживание экстраординарных чувств - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

4. Групповая работа, в ходе которой лучше всего можно показать, что реактивные симптомы – «это нормальная реакция на ненормальные условия».

5. Приведение человека к самостоятельному осознанию проявлений стрессовой реакции и характерных симптомов ПТСР, развитие у него способности к самоанализу, для идентификации характерных для него стрессоров.

6. Формирование у человека активной позиции в терапевтической ситуации, обучение его методам релаксации и саморегуляции.

Сотрудники экстремальных профессий, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, зачастую подвергаются воздействию травматического стресса.

Острые стрессовые реакции – это нормальные реакции человека на ненормальные события. Своевременная работа с ОСР является профилактикой развития посттравматического стрессового расстройства, поэтому каждый сотрудник ГПС должен обладать навыками работы с ОСР.

ПТСР — это синдром, который появляется по разным причинам, и эти причины обусловлены природой происшедшего события, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления. Важно понимать, что, несмотря на свою болезненность, симптомы могут вносить позитивные изменения в область социальных ролей индивида. Важно помнить, что многие люди имеют положительную адаптацию к травме, используя опыт ее переживания как источник мотивации.

Рекомендуемая литература:

1. Александров Е. О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение, Издательство «Сибвузиздат» Новосибирск, 1998.

2. Александровский Ю.А. Состояния психической адаптации и их компенсация.- М.: Б.и.,1976.

3. Военная психиатрия / под ред.Ф.И.Иванова. - Л.: ВМедА, 1974.

4 Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

5. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.

6. Котенев Н. О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний. Пермъ, 1998.

7. Кучер А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения представлений, суть явления, способы психодиагностики, Новосибирск, 1992

8. О посттравматическом стрессе: Памятка. - М.: Академия управления МВД России,1994.

9. Пушкарев А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Р. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000.

10. Руководство по психиатрии / под ред. Г.В. Морозова. - Т.1. - М.: Медицина, 1983.

11. Трубицина Л. В., «Процесс травмы», издательство «Смысл», М., 2005.

12. Черепанова Е. М Психологический стресс. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Контрольные задания:

  1. Определение травматического стресса.

  2. Основные характеристики травмы.

  3. Классификация стрессовых реакций по временным характеристикам.

  4. Понятие «психическая травма»

  5. Определение травматической ситуации, основные виды травматических ситуаций.

  6. Острые стрессовые реакции. Наиболее часто встречающиеся ОСР.

  7. Реакция плача. Признаки.

  8. Истероидная реакция. Признаки.

  9. Нервная дрожь. Признаки.

  10. Страх. Признаки.

  11. Двигательное возбуждение. Признаки.

  12. Агрессия. Признаки.

  13. Ступор. Признаки.

  14. Апатия. Признаки.

  15. Определение посттравматического стрессового расстройства.

  16. Основные группы симптомов ПТСР.

  17. Основные фазы переживания травматической ситуации.

  18. «Крушение базовых иллюзий». Основные из них.

  19. Методы диагностики ПТСР.

  20. Факторы риска развития ПТСР.

  21. Профилактика ПТСР.

  22. Основные принципы лечения ПТСР.

13

studfiles.net

Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (оср и птср). Теоретические модели и диагностические критерии.

Исторический обзор исследования ПТСР. Эпидемиология ПТСР. Типы травматических ситуаций, способных вызвать ПТСР. Теоретические модели механизмов возникновения и развития ПТСР (психодинамическая, когнитивная, психофизиологическая, информационная, психосоциальная модели, личностно-средовый подход, «двухфакторная теория», теория патологических ассоциативных эмоциональ­ных сетей и этиологическая мультифакторная концепция). Диагностические критерии ОСР и ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств (по МКБ-10 и DSM-IV). Типы ПТСР (тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный). Характеристика психических функций при ПТСР.

Семинарское занятие: Ранние и отдаленные психологические последствия травматического стресса.

Примерные темы рефератов:

1. Исследования психологических последствий катастроф и стихийных бедствий.

2. Теоретические модели механизмов развития ПТСР.

3. Диагностические критерии ОСР и ПТСР.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 9, 10, 14, 16, 18, 20].

Дополнительная литература: [24, 25].

Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.

Диссоциация и психическая травма. Характеристики диссо­циативных состояний. Основные формы диссоциации (нормальные и патологические). Диссоциация как один из механизмов совладания с психической травмой.

Отдаленные психологические последствия психотравмы. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Факторы риска развития ПТСР (особенности преморбида и личности). Критерии диагностики хронического изменения личности после пе­реживания экстремальной ситуации по МКБ-10. Социальные последствия травматического стресса: семейный и интерперсональный контекст. Психологические последствия травматизации, отягощенные черепно-мозговой травмой и пристрастием к психоактивным веществам. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.

Семинарское занятие: Посттравматические личностные расстройства.

Примерные темы рефератов:

1. Диссоциация как один из механизмов совладания с психической травмой.

2. Социальные последствия травматического стресса: семейный и интерперсональный контекст.

3. Динамика посттравматической стрессовой адаптации, изменения смысло-жизненной ориентации людей, переживших травму.

Практическое занятие: Методы диагностики факторов риска развития ПТСР и посттравматических личностных изменений.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20].

Дополнительная литература: [6, 7, 15, 24, 25].

Тема 6. Психологическая диагностика острых и посттравматических стрессовых расстройств.

Особенности психодиагностики ПТСР. Клиническая беседа. Комплекс клинико-психологических и психометрических методик диагностики ПТСР (шкала клинической диагностики ПТСР, шкала оценки влияния травматического события, Миссисипская шкала оценки посттравматических реакций, опросник выраженности психопатологической симптоматики, опросник депрессивности Бека). Методики для оценки диссоциации.

Практическое занятие: Методы диагностики ПТСР.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 7, 10, 16, 18, 20].

Дополнительная литература: [15, 24, 25].

studfiles.net


Смотрите также