Контрольная работа по Политологии 4 (стр. 1 из 5). Контрольная работа по политологии


Контрольная работа - Политология как наука 15

Политология как наука.

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

1.Понятие политологии как науки, её сущность ……………….………………….…3

2. Возникновение и становление политической науки……………………….….5

3.Функции и задачи политологии………………………………………………………..…..8

4.Методы политологии………………………………………………………………..…………..9

Заключение……………………………………………………………………………………….…….12

Список литературы……………………………………………………………………………….…13

Введение.

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет.

Прежде чем предложить определение предмета политологии, необходимо заметить, что не следует смешивать последний с объектом изучения политической науки. Дело в том, что объектом всякой науки выступает тот или иной фрагмент объективной действительности, данный исследователю вне, до и независимо от его субъективных представлений о нем. А предметом исследования являются те существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи, отношения и зависимости, которые выделяются в объекте анализа в процессе его изучения. Применительно к политологии сказанное означает, что объектом политологии выступают сфера политики, политические отношения и процессы, мир политического в целом. Предметом политологии в свете сказанного выступают изучаемые и раскрываемые политологами существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, отношения и зависимости мира политического, которые оформляются в законы, тенденции и закономерности функционирования и развития политики. Сама же политика представляет собой сферу общества, характеризующую многообразие отношений и связей между людьми, общественными группами и институтами по поводу власти, ее завоевания, удержания и использования в интересах тех или иных индивидов, групп и общества в целом.

Понятие политологии как науки, её сущность.

Политология- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

1. Политология — наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

2. Политология — единая наука о политике.

3. Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Предметом именуют совокупности понятий, с помощью которых данная наука описывает объективную реальность. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая деятельность.

В отличие от других областей политического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления; выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах. Наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального изменения политики.

Политология изучает поведение людей как представителей политических объединений, т. е. как граждан государства, членов политических партий, представителей властных структур. Политические отношения в обществе или политическое взаимодействие социальных субъектов.

Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Возникновение и становление политической науки.

Очевидно, первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) формах организации общества носили религиозно-миологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей фараонов. По древнекитайскому мифу, власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

Благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие <политика» (Аристотель).

В средние века политическая наука развивается в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепции политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и других, учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая и наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины ХIХ века. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Следовательно, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине ХХ века.

В России в конце ХIХ начале ХХ веков политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев М. Острогорский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Однако, после революции 1917 г. и установления Советской власти, политология оказалась под запретом. Тоталитарному режиму было невыгодно обучать своих граждан политической грамотности. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Функции и задачи политологии .

Как всякая научная область знаний политология выполняет определенные функции. Обычно выделяют такие как:

1)Познавательная -функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2)Инструменталистская (или практическая)- функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

3)Воспитательно-социализационная — призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

4)Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

5)Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

6)Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

• выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

• разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

• руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

• интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

• политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Задачи политологии: формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) — это система принципов и приемов с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роли политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) — повышение социально-экономической эффективности деятельности, а так же снижение политических рисков социально-экономических субъектов. В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного-то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Методы политологии.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. В средние века, доминирование в Западной Европе религиозных концепций предопределило и то, что и политическая мысль развивалась в рамках логической парадигмы.

Зарождение гражданской концепции политической мысли дало мощный толчок — возникновения и развития новых методов. В свои Трудах Дж.Локк, Ш.Монтескье, Э.Берк и другие, заложили основы институционального метода в политологии. В ХIХ начале ХХ века этот метод является одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

С возникновением социологии как науки в середине Х I Х века социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Этот метод так же становится одним из основных. Он широко используется и в настоящее время.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является отдельным, относительно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.

Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

В конце ХIХ начале ХХ века в американской психологии возникает такое научное направление как бихевиоризм. В 30 —50 годах ХХ века он активно развивается в политической науке и становится одним из самых значительных политических методов в американской политологии.

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению А.С.Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью ни какими-либо ценностями.

Структурно-функциональный анализ предполагает, что политическая сфера, как и общество в целом представляет собой сложную систему (структуру), с стоящую из множества взаимосвязанных элементов каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему, функцию.

Системный подход как отдельное направление политических исследованиях возникает в 50- 60 года ХХ века. Основными разработчиками этого подхода, являются американские исследователи Д.Истон и Г. Альмонд. Хотя сама теория системы так или иначе освещалась (разрабатывалась) в трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Маркса, Спенсера, Дюркгейма и др.

Системный подход по сути становится альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнее рассматривает политическую сферу как целостную саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой, дает возможность упорядочить наши представления политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход.

Заключение.

Итак, политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Сказанное о предмете позволяет увидеть, что сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений.

Список литературы.

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 468 с.

2. Политология: Учебник /под ред. Ачкасова В.А., Гуторовваа В.А. _ М.: ЮРАЙТ, 2006. — 697 с.

3. Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика. _ М.: Гардарики, 2006. — 588 с.

4. Касьянов Касьянов В.В. Политология для технических вузов: учебное пособие / В.В., С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 5. Кравченко А.И. Политология: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

www.ronl.ru

Контрольная работа по политологии Вариант № 4.

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Тульский филиал

(ТФ ГОУ РГТЭУ)

Выполнила:

Студентка 2 курса

Заочного отделения

Специальности «Коммерция (торговое дело)»

Проверил:

ТУЛА

2010 Г. Содержание:

  1. Обособление политических знаний в эпоху Возрождения и Нового времени……………………………………………………………….….3

  2. Концепция естественных прав и свобод человека…………………....3

  3. Договорная теория возникновения государства……………………...5

  4. Идея распределения властей, как отражение необходимости создания механизмов сдержек и противовесов………………………………….9

  5. Формирование гражданской концепции политики…………………..12

  6. Политическое учение Т. Гоббса……………………………………….13

  7. Либерально – политические взгляды Дж. Локка……………………..16

  8. Жан – Жак Руссо о свободе, политике, государстве…………………18

  9. Э. Берк о традиционализме, политике, государстве………………….22

  10. И. Кант о вечном мире…………………………………………………24

Литература………………………………………………………………...29

  1. Обособление политических знаний в эпоху Возрождения и Нового времени.

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы. На передний план в ту эпоху выходит мирская жизнь, деятельность человека в этом мире.

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и сверхъестественности с общественных отношений и обнажало реальные механизмы взаимодействия людей. На смену теологической, религиозно-этической трактовки политики приходит её рационально-критическое понимание. Теологический подход базировался на авторитарном некритическом восприятии сферы политики как следствия божественного откровения. Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение – отношение веры. Рационально-критическое понимание базируется на анализе политической практики. Теперь мыслители не занимаются конструированием идеальных моделей государства и морализаторскими поучениями, а больше стремятся понять и объяснить природу существующих политических отношений.

2. Концепция естественных прав и свобод человека.

Эпоха Возрождения по исторической хронологии является периодом позднего Средневековья и носит переходный характер. В работах мыслителей этой эпохи ещё сильно влияние религиозной идеологии. Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит лишь в Новое время с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора. Первые попытки создания таких теорий встречаются у нидерландских мыслителей Гуге Гроция (1583 – 1645 гг.) и Б. Спинозы (1632 – 1677 гг.). Однако у этих мыслителей данные теории существуют только в схематическом виде. Довольно развитое систематическое развитие они получают в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) и Джона Локка (1632 – 1704 гг.)

Т. Гоббс изложил своё политическое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на всё. Природа дала людям всё. Так как люди имеют одинаковые права на всё и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех».

Несколько иную концепцию естественного права и общественного договора формулирует соотечественник Гоббса Дж. Локк в своём сочинении «Два трактата о правительстве». В отличие от Гоббса, Локк в своей договорной теории происхождения государства считает, что естественное состояние не было состоянием полного бесправия и «войны всех против всех». Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основными устоями естественного права Локк признаёт личную свободу и уважение к частной собственности. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор.

  1. Договорная теория возникновения государства

Понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Эти старинные авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее. Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.

Человек теряет свою естественную свободу («что хочу, то и ворочу»), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество, но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании. В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно: для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов. С этим трудно спорить. Вопрос лишь в том, какими должны быть эти механизмы.

Общественный договор – это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций, а также все заинтересованные лица. Такой документ в принципе нельзя составить, поскольку его объем был бы бесконечен, а точное выполнение – невозможно. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Чтобы понять содержание теорий Общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы.

 В 17 - 18 в.в. появляются теории, позже объединенные понятием теорий Общественного договора. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.

studfiles.net

Темы контрольных работ по политологии

Контрольная работа по политологии является допуском к зачету.

Ее необходимо сдать на кафедру ВСГ (кор. В, для преподавателя Давыдовой Марины Юрьевны) в течение семестра или на занятиях в январе (не на зачет!) с печатью деканата.

Контрольная работа оформляется на листах А4 и включает в себя четыре задания.

Шаблон (пример) оформления контрольной работы и задания дан в файле «Пример выполнения контрольной работы», пояснения ниже.

ПРИМЕЧАНИЯ

Задание 1. Раскройте содержание темы.

- Объем 8-10 листов (с титульным листом, оглавлением и литературой).

- В титульный лист вбиваете название своей темы, группу и ФИО.

- Оглавление – план вашей работы – обязателен!

- В списке источников и литературы указываете не менее пяти наименований (учебники, статьи, Интернет-источники с указанием сайтов и конкретных материалов), которые вы используете, раскрывая тему работы. Причем, год их издательства должен быть не раньше 2005 г., а лучше 2010, 2011 и 2012 гг.

- Тему своей контрольной работы выбираете из списка ниже по своему номеру в списке группы.

- В ряде случаев, то, что в теме указано в скобочках или после двоеточия – это пояснения для Вас, и на титульном листе в теме контрольной работы - можете это не указывать.

- Вы должны хорошо ориентироваться в теме, представить основные тезисы своей работы на зачете, ответить на возникающие вопросы.

1. Эволюция представлений о политике: классические подходы и современные модели.

2. Современное понимание и категории политики (сущность, структура, виды и функции).

3. Взаимодействие политики с экономикой, моралью, правом и другими сферами общественной жизни.

4. Политология как научная дисциплина: объект, предмет, методы и функции.

5. Политическая наука: ее структура и место в системе общественных наук.

6. История становления и развития политической мысли: этапы, особенности, характерные черты, ведущие мыслители.

7. Современные политологические школы (особенности и характерные черты, основоположники).

8. Традиции и особенности политической мысли в России.

9. Политическая власть: сущность и основные категории.

10. Политическая система общества: понятие, структура, функции и типологии.

11. Государство как политический институт (признаки, происхождение, классификации и функции).

12. Политические партии как политический институт (сущность, возникновение, функции, структура и типологии).

13. Партийные системы. Становление многопартийной системы в современной России.

14. Группы интересов (сущность, классификация, функции, место в политической системе).

15. Гражданское общество: предпосылки возникновения, структура и функции. Гражданское общество в современной России.

16. Политическая культура общества: понятие, структура, функции, типологии.

17. Политический режим как властный порядок: сущность, структура и типология. Политический режим в России.

18. Демократия как политический режим: история и современность.

19. Недемократические политические режимы: специфика и разновидности.

20. Политическая элита: первоначальные теории элит и современные концепции.

21. Понятие «политическая элита», ее место и роль в современном обществе.

22. Политическая идеология: сущность, виды, функции.

23. Политическое участие и политическое поведение.

24. Сущность, этапы и институты политической социализации.

25. Политическое лидерство: сущность, теории происхождения и типология.

26. Политические процессы современности: сущность, компоненты и типология.

27. Политическая модернизация.

28. Политический конфликт.

29. Выборы и избирательные системы. Основные принципы демократических выборов.

30. Мировая политика и международные отношения: сущность и тенденции развития.

Еще пояснения к Заданию 1:

Процесс подготовки контрольной работы включает:

— выбор темы;

— подбор литературы и иных источников, их изучение;

— составление плана;

— написание текста работы и ее оформление;

— устное изложение основного содержания темы.

Подготовку контрольной работы следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем или подобранные самостоятельно. Особое внимание следует обращать на последние публикации по избранной проблематике в 3емналах «Власть», «Полис», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Свободная мысль», «Мировая экономика и международные отношения». Целесообразно использование Интернет-ресурсов, в частности официальных сайтов президента и правительства РФ, материалов политических партий, Федерального собрания, Центризбиркома и других органов власти. В Интернете также можно найти электронные версии научных журналов (Власть –http://www.4vlasti.ru, http://www.isras.ru/authority.html), Политическое образование – www.politobraz.ru, Правительственная власть – http://pvlast.ru/) и др.

На титульном листе студент указывает (сверху по центру) полное название 3емирального агентства, полное название головного университета и института, название3ефедры (кафедра социально-гуманитарных дисциплин). Ниже по центру указывается по какому предмету выполнен реферат и на какую тему. Ниже справа – кто выполнил работу (с указанием номера группы) и кто проверил (к.и.н., доц. Давыдова М.Ю.).

Обязательным элементом реферата является оглавление. Выполняется на отдельном листе в форме развернутого плана. План контрольной работы должен быть составлен таким образом, чтобы раскрывать тему работы. В конце текста указывается список источников и литературы (не менее 5 работ).

studfiles.net

Контрольная работа по Политологии 4

Содержание.

1. Политика как вид деятельности и объект исследования………………………стр.3-5

2. Становление и развитие политологии как науки. Основные политические школы. ……………………………………… …………………………..……..стр.5-14

3. Методы, категории и функции политологии. ……………………….…...стр.15-16

4. Список использованных источников…………………………………………..…стр.17

1. Политика как вид деятельности и объект исследования.

Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела) и logos - разум, уче­ное. Сочетание их означает, что политология - это наука о политике. Автор первого слова - древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), второго - его соотечественник - философ Ге­раклит (около 544-483 гг. до н. э.).

Термин «политика» утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве и стал производным от слова polis (так в древней Греции именовались города-государства). Производными от слова polis стали и такие по­нятия: politeia - конституция, политическое устройство, polites - гра­жданин, politikos - государственный деятель.

Определение политологии как науки о политике дает лишь самое общее представление о ней, которое не может нас удовлетворить. К тому же тут сразу возникает вопрос: «А что же такое политика?». Несмотря на то, что это понятие давно и прочно вошло и в научный оборот, и в повседневную жизнь, определить его нелегко, как нелегко выделить политические явления в «чистом виде».

Политика - одна из наиболее сложных сфер человеческой дея­тельности. Она находится в тесной разносторонней взаимосвязи с иными сферами общественной жизни. Поэтому политическая дея­тельность требует широких знаний, необычных способностей. Не­случайно бытуют выражения: «Политика - это наивысшее мастерст­во», «Самое трудное искусство - это искусство управлять», «Полити­ка - искусство возможного». Можно сказать и так: «Политика - это капризная, своенравная дама, и далеко не всякий претендент может найти с ней общий язык, достичь ее властных вершин».

Правда, наряду с такими характеристиками существует широко распространенное мнение: политика - это игра. Отметим, что если это и так, то эта игра не без правил. С сожалением приходится кон­статировать, что история, в том числе и на ее современном этапе, знает немало примеров игнорирования в конкретной политике всяких установившихся правил, элементарных норм международного права и политической этики. Ярким примером тому может служить поли­тика США, Англии и их партнеров по НАТО на Балканах, в Ираке и Афганистане, где сила господствует над справедливостью.

Еще с древних времен политика становится одной из важнейших областей человеческой деятельности. К ней проявляли интерес про­фессионалы и дилетанты, государственные деятели и философы, по­эты и аракулы. Как следствие, уже с тех давних времен постепенно формируются элементы политических знаний.

Значительный вклад в становление таких знаний внесли мысли­тели Древнего Востока (Египта, Вавилона, Китая, Индии, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима). Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить древнеегипетские папирусы, древневавилонский полити­ко-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры, учение древнеки­тайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н. э.) и древнекитай­ский философско-политический трактат IV в. до н. э. «Книга прави­теля области Шан», древнеиндийский трактат «Артхашастра, или Наука политики» (IV в. до н, э.) и политико-правовой памятник II в. до н. э. «Законы Ману», книги Ветхого Завета Библии, а также мифологию различных народов древнего мира.

Однако наивысшего развития политическая мысль Античности достигла в произведениях древнегреческих философов Платона («Го­сударство», «Законы», «Политик» и др.) и Аристотеля («Политика» и др.). К. Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древ­ности». Как отмечалось выше, своим названием политология обязана прежде всего древнегреческим мыслителям.

Ценные политологические мысли, идеи, сохранившие свою акту­альность и в наше время, высказали такие известные мыслители и политические деятели середины и второй половины второго тысяче­летия, как Н. Макиавелли, Ф. Бекон, Т. Гоббс и Дж. Локк, Ш. Мон­тескье, Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель и И. Кант, социалисты-утописты (от Т. Мора до Р. Оуэна), основоположники марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс), а также продолжатель их дела В.И. Ленин.

Мастерство политики и политиков - это прежде всего умение учитывать текущие и долговременные интересы государства, людей, вести их за собой, находить оптимальные решения возникающих проблем, способность просчитывать их возможные последствия и готовность брать на себя ответственность за последние. Это также мастерство политических лавирования и компромиссов, умение ори­ентироваться на нужных союзников, способность достигать постав­ленной цели с минимальными затратами. Политика имеет дело с множеством неизвестных, далеко не все здесь можно просчитать да­же с помощью новейшей компьютерной техники. Есть в ней место эмоциям, интуиции, вдохновению. Разумеется, все это относится к подлинной политике, но не к политиканству - игре в политику.

Таким образом, понятие «политика» охватывает широкий круг явлений, характеризуется многоплановостью. Ее центральной проблемой является проблема власти. Власть - это ядро политики. Все, происходящее в политике, вертится вокруг этого ядра. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением известного немецкого социо­лога и философа Макса Вебера: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Политика и власть - объективная данность. Она требует самого серьезного отношения и пристального внимания. На основе всего сказанного можно так определить политику : это целе­направленная деятельность по регулированию и управлению отно­шениями между людьми {классами^ нациями, социальными слоями, группами и внутри их), а также между личностью и обществом, личностью и государством.

Объектом политологии выступает политическая действитель­ность, или политическая сфера общества во всем ее многообразии. Вместе с тем нельзя не отметить, что ее изучают также философия, социология, теория государства и права, политическая история, по­литическая экономия, политическая география, другие науки. Каждая из них при этом рассматривает политические процессы под своим специфическим углом зрения, т. е. имеет свой предмет исследования. Это свидетельствует о том, что у политологии много общего с дру­гими обществоведческими науками.

Что касается предмета политологии, то он определяется теми сторонами, свойствами, узловыми проблемами политики, которые подвергаются политологическому анализу. Это прежде всего фено­мен политической власти, ее сущность (формы и методы осуществ­ления), ее институты, принципы их формирования и функционирова­ния. Под данным углом зрения политология акцентирует внимание на исследовании и таких проблем, как теория политики, политиче­ская идеология, политические системы, субъекты политики, теория международных отношений.

Можно сказать, что политология - это наука о политических отношениях и политической деятельности, принципах формирова­нии и функционирования политических систем, сущности, формах и методах реализации политической власти. Такое определение дает общее представление о предмете политологии, хотя, как и всякое иное, не рассказывает всей сложности и многообразия изучаемых проблем.

Сложность предмета и объекта политологии в значительной сте­пени определяется тем, что границы ее как науки изменчивы и подвижны. Политология рассматривает все богатство политической жиз­ни в ее взаимодействии с бесконечным многообразием общественных отношений: экономических, социальных, национальных, культурных, идеологических.

2 Становление и развитие политологии как науки. Основные политические школы .

Теоретическая мысль Античности и Средневековья.

История политической мысли насчитывает несколько тысячелетий. Ее возникновение связано с развитием общественного производства, классовой дифференцией общества и появлением государства. На ранней стадии сильное влияние на политические идеи оказывали унаследованные от родового строя религиозно-мифологическиепредставления людей. Их отличительной особенностью было стремление обосновать сверхъестественное, божественное происхождение государства и политической власти, а также социального, политического и правового неравенств между людьми.

Теория божественного происхождения государства и политической власти в древнем Египте нашла отражение в культе фараонов. Свидетельством их могущества должны были служить огромные гробницы-пирамиды, строительство которых стоило жизни сотентысяч рабов. Крупнейшая из них - пирамида фараона Хеопса имеет такие размеры: общая длина четырех стен у основания без малого километр, высота - 147 м (построена в первой половине III тыс. до н. э.). Покой Хеопса охраняет Сфинкс с туловищем льва и лицом человека, длина которого 57 м, а высота 27 м. На строительство пирамиды по приказу фараона согнали около 100 тыс. человек. От тяжелого труда и скудной пищи многие умирали, но на смену им гнали все новых и новых. 2 млн, 300 тыс. каменных глыб, весом 2,5 т каждая, были гладко обтесаны и уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку, и все это делалось вручную и примитивными орудиями.

В «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (282 статьи) подроб­но расписана система криминально-правовой защиты рабовладельче­ской частной собственности.

Древнекитайский мыслитель Конфуций, признавая естественным неравенство людей, пытался придать ему патриархальную направ­ленность, смягчить эксплуатацию и ограничить господство знати.

mirznanii.com


Смотрите также