Контрольная работа по теме «Русский фольклор». Контрольная работа по фольклору


Контрольная работа по теме «Русский фольклор»

обучающ______ся 7 класса Б _________________________________

Продолжите предложения

    Былина – это произведение устной поэзии о ___________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

     

    Пословица – это _____________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Вставьте пропущенные слова. Откуда взят данный отрывок? Напиши название произведения. ______________________________________

      Все на пиру наедалися,

      Все на пиру ___________________,

      Похвальбами все похвалялися.

      Иной хвастает бессчетной золотой казной,

      __________________________хвастает силой-удачей молодецкою,

      Который хвастает добрым конем,

      Который хвастает __________________ отчеством.

      Славным отчеством, молодым молодечеством,

      Умный хвастает __________________ батюшком,

      Безумный хвастает молодой ___________________.

      3. К какому циклу относится былина «Садко»?

      А. Киевские былины. Б. Новгородские былины.

      На каком музыкальном инструменте играл Садко?_____________________

        5. Как называется озеро, в котором Садко поймал рыбу – золотые перья?

        _____________________________________________________________________

        6. Как звали дочку Морского царя, на которой женился Садко?

        _____________________________________________________________________

        7. Почему Садко построил церковь Миколе Можайскому?___________________ _________________________________

        _____________________________________________________________________

        8. Назовите трёх или четырёх героев былин _______________________________

        9. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»

        А. Красный         Б. Богатый       В.  Хоробрая              Г. Славный           

            1)Новгород 2) товар 3)дружинушка 4) гость

        10. Приведи пример пословицы на тему «Родина».

        __________________________________________________________________

        11. Соберите пословицу.

        Дерево держится корнями

        так поступят с тобой (асс.)

        Конь узнается в скачке,

        если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

        Как поступишь с другими,

        а человек – родственниками (абхаз.)

        Если ты сделал добро – скрой,

        человек – в делах (казах.)

         

        12. Напиши пословицу по его значению

        Пословица

        Что обозначает пословица (её поучительный смысл)

         

        Ничего не бывает без труда

         

        Трусливый человек всегда преувеличивает опасность

         

        Расспрашивая людей, можно добраться куда угодно

         

        Два человека могут быстрее решить проблему, чем один

         

        Один человек сделать что-то большое не может

         

        Если любишь веселиться, люби и трудиться

         

        Приятно встретить того, кого давно искал

         

        Не надо делать два дела в одно и то же время

         

        Дело, сделанное второпях, не всегда бывает удачным, часто его результаты вызывают смех

         

        После свершившегося, когда уже нельзя ничего исправить, не надо негодовать

        13. Распределите пословицы, темы которых противоположны по значению.

        дружба-вражда

        душевная красота-внутренняя пустота

           
           
           

        1. Не будет добра, коль меж друзьями вражда.

        2. Не одежда красит человека, а добрые дела.

        3. Недоброе слово больше огня жжёт.

        4. Рубашка беленька, а да душа серенька.

        5. Криво дерево, да яблоки сладки.

        6. Дружные сороки и гуся утащат.

        Контрольная работа по теме «Героический эпос в мировой литературе»

        Выполнил_____________________________________

        1. Назовите, кем является каждый из героев.

        Гектор-__________________________________________________________

        Ахиллес_________________________________________________________

        Брисеида-________________________________________________________

        Пенелопа-________________________________________________________

        Одиссей-_________________________________________________________

        Агамемнон-_______________________________________________________

        Менелай-_________________________________________________________

        Парис-____________________________________________________________

        Телемах-__________________________________________________________

        Патрокл-__________________________________________________________

        Цирцея-___________________________________________________________

        Сцилла и Харибда -_________________________________________________

        Посейдон__________________________________________________________

        Полифем_________________________________________________________

        2. Какое реальное историческое событие описывается в поэме «Иллиада»?_________________________________________________ Почему поэма называется «Иллиада»?_______________________________

        3.О чём рассказывается в поэме «Одиссея»?_______________

        4. Чем закончилась осада Трои? (Кто? Как победил?)

        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        5. Сколько продолжались странствия Одиссея?____________ Почему он не мог вернуться домой?_______________________________________

        6.Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада».

        А) гибель и похороны Гектора

        Б) поединок Ахилесса с Гектором

        В) прощание Гектора с женой

        Г) Смерть Патрокла от руки Гектора______________________________

        7. Кто из героев, по вашему мнению, произнёс эти слова:

        «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

        Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!»_____________________

        8. Когда циклоп спросил у Одиссея его имя, что ответил Одиссей? Как он назвал себя?________________

        9.Установите последовательность событий, описанных в поэме «Одиссея»».

        А)Путешествие в царство Мёртвых

        Б) На острове циклопов

        В) У царя Алкиноя

        Г) Плавание между Сциллой и Харибдой

        Д) Расправа с женихами

        Е) Гибель корабля

        Ж) На острове Цирцеи

        З) Возвращение на Итаку

        И) На острове бога ветров Эола______________________________________

        10. Куда был ранен Ахиллес?______________________Почему он умер после этого?__________________________________________________

        11. Кто из героев Гомера вам понравился больше всего? Почему?

        ______________________________________________________________

        ________________________________________________________________________________________________________________________

        Какие события поэмы произвели на вас наибольшее впечатление?

        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Кого было жалко, кому хотелось помочь?

        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

        обучающ________ся 7 класса _______________________________________

        Укажите годы жизни А.С. Пушкина.

          1802 – 1841; 2)1789 – 1828; 3) 1799 – 1837; 4)1805 – 1840

            Закончи предложение Пушкин – это поэт ….. века.

              Где родился А.С. Пушкин?

                в Петербурге; 2) в Москве; 3) в Киеве; 4) в Туле

                  Что произошло с А.С. Пушкиным в 1811 году?_________________________

                    _____________________________________________________________________

                    Что такое баллада?__________________________________________________

                      Установите соответствие между произведениями А.С. Пушкина и их жанрами

                        а) баллада

                        «Станционный смотритель»

                        б) роман

                        «Зимнее утро»

                        в) стихотворение

                        «Дубровский»

                        г) повесть

                        «Песнь о вещем Олеге»

                        Как называется привилегированное образовательное учреждение для дворянских детей, в котором учился А.С. Пушкин?

                          а) Царскосельский лицей;

                          б) Благородный пансион Московского университета;

                          в) Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге

                          Кого из героев русской литературы называют «маленьким чело­веком»?

                            а) ребёнка;

                            б) второстепенный персонаж;

                            в) человека, не имеющего высокого чина;

                            г)типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

                            Восстановите пушкинский текст. Из какого произведения он взят?

                              Строки из произведения

                              Название произведения

                              ____________ не боятся могучих владык,

                              А княжеский дар им не нужен».

                               

                              «И я дал мальчишке ____________ и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».

                               

                              «Накануне решительного дня ____________________ не спала всю ночь...»

                               

                              «Двери были заперты, он ___________, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили».

                               

                              Слова для справок: позвонил, волхвы, пятачок, Марья Гавриловна.

                              На каких романах была воспитана главная героиня произведения А.С. Пушкина «Метель»?

                                а) на итальянских; б) на французских; в) на английских.

                                Как звали главную героиню произведения А.С. Пушкина «Метель»?

                                  А) Марья Гавриловна

                                  Б) Марья Кирилловна

                                  В) Марья Ильинична

                                  Продолжите:

                                    Жену Пушкина звали________________________________.

                                    Няню Пушкина звали___________________________________________.

                                    Пушкин погиб________________________.

                                    У него было ______________детей.

                                    13.Ответьте на вопросы:

                                    1.Кто из героев изученных произведений Пушкина принял смерть от коня своего?_____________________________________________________

                                    2.Кто из героев не знал, кто его жена и где она живёт?

                                    _______________________________________________________________

                                    3. Кто из героев спился и умер?___________________________________

                                    4. Что было изображено на картинках, которые висели в доме смотрителя?

                                    _________________________________________________

                                    Контрольная работа по литературе за 2 четверть

                                    (по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя)

                                    Выполнил:_______________________________

                                    1. Заполните таблицу:

                                    Произведения, изученные во второй четверти

                                    Жанр

                                    Автор (имя, отчество полностью)

                                    «Тарас Бульба»

                                       

                                    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

                                       

                                    2.Ответьте на вопросы по биографии писателей.

                                    1.В каком возрасте умер Лермонтов?__________Почему?______________

                                    2.Кто воспитывал Лермонтова после смерти матери?_______________________

                                    3. Где родился Гоголь?

                                    в Украине в России в Белоруссии

                                    3.Назовите героев из произведений, изученных во второй четверти.

                                    1. Этот герой был казнён поляками._______________ («

                                    2. Этот герой был казнён по приказу царя._______________ («

                                    3. В эту героиню изученного произведения был страстно влюблён молодой человек, из-за неё он забыл свою родину, отца, брата, товарищей._____________________

                                    4. В эту замужнюю героиню изученного произведения был страстно влюблён молодой опричник?_____________________________ («

                                    7. Этот герой убивает в кулачном бою царского опричника.____________(«

                                    8.Этот герой убивает родного сына.____________(«

                                    4.Ответьте на вопросы («Тарас Бульба»)

                                    1.В каком городе учились в Академии сыновья Тараса Бульбы? __________

                                    2. Как наказал Андрия Тарас Бульба?

                                    а) отрекся от него и отпустил; б) зарубил шашкой; в) застрелил.

                                    3.Что не захотел оставить Тарас Бульба на вражеской земле и потому попал в плен?

                                    ____________________

                                    4. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

                                    «Степь чем далее, тем становилась прекраснее... Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

                                    портрет пейзаж интерьер деталь

                                    5.Какой город казаки держали в осаде в повести "Тарас Бульба"? __________

                                    6.Как называется глава казацкого войска в Запорожской Сечи?

                                    староста кошевой наблюдатель председатель

                                    7. Как зовут коня Тараса Бульбы, на котором он отправляется в Запорожскую Сечь?

                                    Черт Драгун Икар Милан

                                    8.Кем по национальности является служанка панночки?

                                    9.Под чем прячется Тарас Бульба, когда едет в повозке в Варшаву?

                                    под тыквами под мешками с мукой под кирпичами

                                    под бочками с пивом

                                    10.Кто из героев четыре раза закапывал букварь в землю?__________

                                    11. Этот герой помогает Тарасу Бульбе доехать до Варшавы? ___________

                                    5.Кому принадлежат данные слова? Из каких произведений, изученных во второй четверти, эти отрывки?

                                    А) Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? ____________________

                                    Б) Не казна ли у тебя поистратилась?

                                    Иль зазубрилась сабля закаленная?

                                    Или конь захромал, худо кованный?

                                    ________________________________

                                    В) На кого, кроме тебя, мне надеяться?

                                    У кого просить стану помощи?

                                    _________________________________

                                     

                                    Г)Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

                                    _______________________________

                                    Контрольная работа по литературе за 3четверть(по творчеству Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева,

                                    М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова)

                                    Выполнил(а)_______________________________

                                    1. Заполните таблицу.

                                    Произведение

                                    Жанр

                                    Автор (имя, отчество полностью)

                                    «Бирюк»

                                       

                                    «Близнецы», «Русский язык»

                                       

                                    «Размышления у парадного подъезда»

                                       

                                    «Хамелеон»

                                       

                                    «Русские женщины»

                                       

                                    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

                                       

                                    2.Назовите героя и название произведения.

                                    1. Кто из героев изученных произведений за короткое время несколько раз поменял своё мнение? _____________(«_________________________

                                    2. Кто из героев изученных произведений варил суп в пригоршне? ________________(«

                                    3. Эти герои из изученного произведения чуть не съели друг друга._____________________________ («

                                    4. Кто из героев изученных произведений один воспитывал двоих маленьких детей?________________(«

                                    5.Кто из героев изученных произведений был укушен борзым щенком?_________(«

                                    6.Кому из героев изученных произведений не удалось поговорить с министром?________________(«

                                    7.Кто из героев изученных произведений помогал то снять, то надеть шинель. _________(«

                                    8.Кто из героинь изученных произведений поехала за мужем в Сибирь?_

                                    _______________(«

                                    3. Из каких произведений эти отрывки?

                                    А) Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

                                    Они -это ____________________ «_________________________________»_

                                    Б)… в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье.

                                    Они –это «

                                    В) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора…

                                    Ты -это_____________________________ «_______________________________»

                                    Г) Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,И пошли они, солнцем палимы,Повторяя: «Суди его бог!»,Разводя безнадежно руками,И, покуда я видеть их мог,С непокрытыми шли головами...

                                    Они –это «

                                    Д)Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черпая курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

                                    Он –это ________________________________ «_____________________»

                                    4.Кому принадлежат данные слова? Из каких произведений эти отрывки?

                                    А) Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу...

                                    Эти слова произнёс________________________(«______________________»)

                                    Б) - Довольны ли вы, господа генералы?

                                    Эти слова произнёс________________________(«______________________»)

                                    В)«Ну что ж? Велите, генерал,     Готовить мой возок?»

                                    Эти слова произнес(ла)____________________ («______________________»)

                                    5. Вставьте пропущенные слова. Из какого произведения данный отрывок?

                                    Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!______________ лица и руки,Армячишка худой на плечах,По котомке на спинах согнутых,___________ на шее и __________ на ногах,В самодельные _________ обутых…

                                    _____________________________________________________

                                    Контрольная работа по творчеству

                                    М. Горького, В. Маяковского,

                                    А.П. Платонова, М.М. Зощенко, Е.И. Носова, Р. Гамзатова

                                    Выполнил (а) ______________________________________________________

                                    1. Заполните таблицу.

                                    Название произведения

                                    Жанр произведения

                                    Автор произведения

                                    «Легенда о Данко»

                                       

                                    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

                                       

                                    «Юшка»

                                       

                                    «Живое пламя»

                                       

                                    «Беда»

                                       

                                    «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»

                                       

                                    «Опять за спиною родная земля…»

                                       

                                    2.Назовите писателя.

                                    а) « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» ( по П.Х. Максимову) _____________________________________

                                    б) «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»______________________________________

                                    в) «Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края» ( С. Маршак) ______________________________________

                                    г) Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове. _____________________________________________

                                    д) В тревожный октябрь 1919 года создаётся оригинальный жанр плакатного искусства — «Окна РОСТА». Ему шёл 26-й год. Поэт рисует плакаты и каждый из своих плакатов подписывает меткими стихами.________________________________

                                    3. Заполните таблицу.

                                    Фрагмент произведения

                                    Автор произведения

                                    Название произведения

                                    «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца»

                                       

                                    «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные… До неё как будто спал я,….»

                                       

                                    «Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик …»

                                       

                                    «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца…..»

                                       

                                    4.Соедините название и героев произведений, в которых о них рассказано.

                                    «Беда»

                                    Данко

                                    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

                                    Ефим Дмитриевич

                                    «Юшка»

                                    Солнце

                                    «Детство»

                                    Ольга Петровна

                                    «Живое пламя»

                                    Егор Иваныч Глотков

                                    «Легенда о Данко»

                                    Каширины

                                    5.Кто это? Узнай героя.

                                    А. «Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. … Вся она - темная, но светлая изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»._________________________________________

                                     

                                    Б. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»._________________________________________В. «….она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам».________________________________________

                                    Промежуточная аттестационная работа по литературе за курс 7 класса

                                    Выполнил(а)_____________________________________

                                    1. Заполните таблицу.

                                    Произведение

                                    Жанр

                                    Автор (имя, отчество полностью)

                                    «Бирюк»

                                       

                                    «Иллиада»

                                       

                                    «Близнецы», «Русский язык»

                                       

                                    «Размышления у парадного подъезда»

                                       

                                    «Метель»

                                       

                                    «Хамелеон»

                                       

                                    «Русские женщины»

                                       

                                    «Песнь о вещем Олеге»

                                       

                                    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

                                       

                                    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

                                       

                                    «Детство. Отрочество. Юность»

                                       

                                    «Детство. Мои университеты. В людях»

                                       

                                    «Одиссея»

                                       

                                    «Тарас Бульба»

                                       

                                    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

                                       

                                    «Станционный смотритель»

                                       

                                    «Садко»

                                       

                                    «Юшка»

                                       

                                    «Живое пламя»

                                       

                                    «Дон Кихот»

                                       

                                    «Дары волхвов»

                                       

                                    «Журавли»

                                       

                                    «Легенда о Данко»

                                       

                                    «Беда»

                                       

                                    Для справок:

                                    Авторы:Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Гомер, М.Горький, Р.Гамзатов,О, Генри, Сервантес, А.П.Платонов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л. Толстой, В. В.Маяковский, Н.В Гоголь,

                                    М.М.Зощенко, Е.И. Носов

                                    Жанры: поэма, рассказ, стихотворение в прозе, баллада, повести (трилогия), сказка, былина, роман, отрывок из рассказа

                                    2. Напротив имён героев напишите название произведения.

                                    Пенелопа, Телемах, циклоп______________________________________

                                    Остап, Андрий, Янкель_________________________________________

                                    Самсон Вырин, Дуня, Минский___________________________________

                                    Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин_____________________________

                                    Цыганок, Хорошее Дело, Яков____________________________________

                                    Карл Иваныч, Наталья Савишна, Любочка__________________________

                                    3.Ответьте на вопросы:

                                    1. В каком произведении раскрывается тема «маленького человека»?

                                    ________________________________

                                    2. Что такое былина?

                                    _________________________________________________

                                    3. Кто из писателей учился в Царскосельском лицее?

                                    ____________________________________________________

                                    4. Кто из писателей был врачом?___________________________

                                    5. В какой цикл рассказов входит рассказ «Бирюк»?

                                    _________________________________________

                                    6. В какой сборник входят повести «Метель», «Станционный смотритель»?__________________________________

                                    7. Кого из писателей после смерти мамы воспитывала бабушка?

                                    ____________________________________________

                                    4.Узнай литературного героя, укажи автора и название произведения.

                                    1) «Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом… очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка...»_______________________________________

                                    2) «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжёлый и сильный характер. Он был изобретателен, нежели его брат...»

                                    _____________________________________________________________

                                    3) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора…

                                    Ты - это_____________________________ «_______________________________»

                                    5. Каким героям принадлежат приведённые ниже слова?

                                    1) «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

                                    _____________________________________________________________

                                    2) Ужасна будет, знаю я,

                                    Жизнь мужа моего.

                                    Пускай же будет и моя

                                    Не радостней его!

                                    __________________________________________________________3) « Я тебя породил, я тебя и убью!»_______________________________________

                                    6. Кто это? (напишите полные имена с указанием имени, фамилии, отчества)

                                    _______________________________________

                                    _____________________________________________

                                    ___________________________________________

                                    __________________________________________

                                    Критерии оценки:

                                     

                                    Оценка «5»-90-100%

                                    Оценка «4»-75-89%

                                    Оценка «3»-50-74%

                                    Оценка «2»-менее 50%

                                     

                                    1.Указать жанры и авторов изученных произведений

                                    48

                                    2.Указать, из каких произведений данные герои

                                    6

                                    3.Ответить на вопросы: назвать писателя по фактам из биографии

                                    7

                                    4.Назвать литературного героя по портретной характеристике

                                    3

                                    5.Указать, каким литературным героям принадлежат высказывания?

                                    3

                                    6.Назвать, кто из авторов изученных произведений изображён на репродукциях

                                    4

                                    Итого максимальный балл:

                                    71

                                     

                                    Ответы:

                                    1. Заполните таблицу.

                                    Произведение

                                    Жанр

                                    Автор

                                    «Бирюк»

                                    рассказ

                                    И.С. Тургенев

                                    «Иллиада»

                                    поэма

                                    Гомер

                                    «Близнецы», «Русский язык»

                                    стихотворения в прозе

                                    И.С. Тургенев

                                    «Размышления у парадного подъезда»

                                    стихотворение

                                    Н.А. Некрасов

                                    «Метель»

                                    повесть

                                    А.С. Пушкин

                                    «Хамелеон»

                                    рассказ

                                    А.П. Чехов

                                    «Русские женщины»

                                    поэма

                                    Н.А. Некрасов

                                    «Песнь о вещем Олеге»

                                    баллада

                                    А.С. Пушкин

                                    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

                                    сказка

                                    М.Е. Салтыков-Щедрин

                                    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

                                    стихотворение

                                    В. В.Маяковский

                                    «Детство. Отрочество. Юность»

                                    повести (трилогия)

                                    Л.Н. Толстой

                                    «Детство. Мои университеты. В людях»

                                    повести (трилогия)

                                    М.Горький

                                    «Одиссея»

                                    поэма

                                    Гомер

                                    «Тарас Бульба»

                                    повесть

                                    Н.В. Гоголь

                                    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

                                    поэма

                                    М.Ю. Лермонтов

                                    «Станционный смотритель»

                                    повесть

                                    А.С. Пушкин

                                    «Садко»

                                    былина

                                     

                                    «Юшка»

                                    рассказ

                                    А.П.Платонов

                                    «Живое пламя»

                                    рассказ

                                    Е.И. Носов

                                    «Дон Кихот»

                                    роман

                                    Сервантес

                                    «Дары волхвов»

                                    рассказ

                                    О. Генри

                                    «Журавли»

                                    стихотворение

                                    Р.Гамзатов

                                    «Легенда о Данко»

                                    отрывок из рассказа

                                    М.Горький

                                    «Беда»

                                    рассказ

                                    М.М.Зощенко

                                    2. Напротив имён героев напишите название произведения.

                                    Пенелопа, Телемах, циклоп__________«Одиссея»

                                    Остап, Андрий, Янкель______________«Тарас Бульба»

                                    Самсон Вырин, Дуня, Минский______«Станционный смотритель»

                                    Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин____«Метель»

                                    Цыганок, Хорошее Дело, Яков_______«Детство. Мои университеты. В людях»

                                    Карл Иваныч, Наталья Савишна, Любочка_____«Детство. Отрочество. Юность»

                                    3.Ответьте на вопросы:

                                    1. В каком произведении раскрывается тема «маленького человека»?

                                    «Станционный смотритель»

                                    2. Что такое былина?

                                    Поэзия устного народного творчества о богатырях и героях.

                                    3. Кто из писателей учился в Царскосельском лицее?

                                    А.С. Пушкин

                                    4. Кто из писателей был врачом? А.П. Чехов

                                    5. В какой цикл рассказов входит рассказ «Бирюк»?

                                    «Записки охотника»

                                    6. В какой сборник входят повести «Метель», «Станционный смотритель»? «Повести Белкина»

                                    7. Кого из писателей после смерти мамы воспитывала бабушка?

                                    Лермонтова

                                    4.Узнай литературного героя, укажи автора и название произведения.

                                    1) «Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом… очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка...»

                                    Бабушка «Детство. Мои университеты. В людях» М. Горький

                                    2) «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжёлый и сильный характер. Он был изобретателен, нежели его брат...»

                                    Андрий «Тарас Бульба» » Н.В. Гоголь

                                    3) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора…

                                    Ты – это русский язык «Русский язык» И.С. Тургенев

                                    5. Каким героям принадлежат приведённые ниже слова?

                                    1) «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

                                    Одному из генералов

                                    2) Ужасна будет, знаю я,

                                    Жизнь мужа моего.

                                    Пускай же будет и моя

                                    Не радостней его!

                                    Княгине ЕкатеринеТрубецкой3) « Я тебя породил, я тебя и убью!»

                                    Тарасу Бульбе

                                    6. Кто это? (напишите полные имена с указанием имени, фамилии, отчества)

                                    _ Николай Алексеевич Некрасов

                                    _Иван Сергеевич Тургенев

                                    Михаил Юрьевич Лермонтов

                                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                    Контрольная работа по теме «Жанры фольклора»

                                    ЛИТЕРАТУРА

                                    Контрольная работа № 1 по теме: «Жанры фольклора»

                                    3/ 4

                                    Контрольная работа по ЛИТЕРАТУРЕпо теме: «Жанры фольклора»

                                    Инструкция по выполнению работы

                                    Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 5 заданий. Часть 1 содержит 2 задания, часть 2 содержит 3 задания.

                                    На выполнение контрольной работы по литературе отводится 15 минут.

                                    Ответами к заданиям 3–5 является число или последовательность цифр.

                                    Задания 1-2 части 1 представляет собой последовательность чисел.

                                    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

                                     

                                    Желаем успеха!

                                    Часть 1.

                                    1

                                    Установите соответствие между определениями эпических жанров фольклора с их характеристиками.

                                    А) поговорка

                                    1) эпический жанр, стилем и специфической интонацией подражающий фольклорным произведениям. 

                                    Б) пословица

                                    2) лироэпический жанр, в основе которого лежит лирический рассказ о событиях прошлых времен.

                                    В) легенда

                                    3) краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение поучительного характера.

                                    Г) сказ в литературе

                                    4) малый жанр фольклора, особенностями которого являются установка на вымысел (фантастику), отражение народных представлений о жизни, о добре и зле.

                                    Д) сказ

                                    5) русское фольклорное героическое сказание о богатырях, написанное белым стихом; включает в себя значительный элемент фантастики.

                                    Е) историческая песня

                                    6) широко распространенное выражение, образно определяющее жизненное явление и дающее ему оценку.

                                    Ж) былина

                                    7) малый жанр фольклора, представляющий собой замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

                                    З) сказка

                                    8) малый жанр фольклора, основу которого составляет рассказ о чудесном (фантастическом) событии, якобы произошедшем в прежние времена и, как правило, содержащий нравоучение; легенда имеет общие черты со сказкой и притчей.

                                    И) загадка

                                    9) жанр фольклора, находящийся на грани бытовой речи.

                                    Ответ: А

                                    Б

                                    В

                                    Г

                                    Д

                                    Е

                                    Ж

                                    З

                                    И

                                    2

                                    Установите соответствие между определениями лирических жанров фольклора с их характеристиками.

                                    А) песня

                                    1) лирико-драматическая импровизация в стихах, с помощью которой женщина оплакивает смерть, несчастье, невеселые случаи и события крестьянской жизни.

                                    Б) романс

                                    2) короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, содержащая отклик на событие бытового или общественного характера.

                                    В) городской романс

                                    3) лирический жанр, отличающийся напевной мелодикой, ориентированный на музыкальное сопровождение и вокальное исполнение.

                                    Г) плач

                                    4) разновидность песни, отличающаяся особым лиризмом, синтаксической простотой и стройностью, законченностью предложений в границах строфы.

                                    Д) частушка

                                    5) жанр городского фольклора, существовавший во 2-й половине ХІХ - начале ХХ века.

                                    Ответ:

                                    А

                                    Б

                                    В

                                    Г

                                    Д

                                    Часть 2.

                                    3

                                    Из какого языка было заимствовано слово «фольклор»?

                                    1) английского

                                    2) китайского

                                    3) греческого

                                    4) французского

                                    Ответ: _________________________.

                                    4

                                    Какие литературные приёмы лежат в основе загадок?

                                    1) сравнение2) метафора3) гипербола4) эпитет

                                    infourok.ru

                                    Контрольная работа - Фольклор - Культурология

                                    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                    Р Е Ф Е Р А Т

                                    Тема: Фольклор

                                    Предмет: Культурология

                                    Студентки первого курса НГТУ

                                    Группа № 043у

                                    Попковой Елены Витальевны

                                    Шифр № 33110124

                                    Вариант № 24

                                    Домашний адрес :

                                    633007 г. Бердск, ул. Кр. Сибирь, 110 – 13

                                    г. Бердск

                                    2001 г.

                                    Содержание :

                                    1. Введение. …………………………………………………………… стр. 3.

                                    2. О русском фольклоре ……………………………………………… стр. 5.

                                    3. Русский героический эпос ………………………………………… стр. 7.

                                    4. Песенная лирика ……………………………………………………стр. 9.

                                    5. Заговоры …………………………………………………………….стр. 13.

                                    6. Русский советский фольклор ………………………………………стр. 15.

                                    7. Заключение ………………………………………………………… стр. 18.

                                    8. Использовавшаяся литература …………………………………….стр. 19.

                                    1. Введение.

                                    «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

                                    Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»[1]

                                    Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

                                    В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как «Былины» Л. Н. Толстого, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские легенды» и «Народ–художник: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.

                                    Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки,

                                    загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д. Ввиду того, что материал очень огромен, и за короткое время его изучить невозможно, я использую в работе лишь четыре книги, выданные мне в центральной библиотеке. Это «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М. Акимовой.

                                    Более подробно на страницах реферата будут рассмотрены такие вопросы как русский героический эпос, песенная лирика, заговоры, а также русский советский фольклор.

                                    2. О русском фольклоре.

                                    Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре»1

                                    В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

                                    Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, — указывает он, — для всех членов такого народа одинакова – потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом»1. Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.

                                    Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое время требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

                                    3. Русский героический эпос.

                                    Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном видесюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону –

                                    они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

                                    … Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

                                    Никого-то Святогор он не нахаживал,

                                    С кем бы силой богатырскою помериться ;

                                    А сам чует в себе силу он великую,

                                    Чует – живчиком по жилкам разливается..[2] 1

                                    Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца :

                                    …Он подобен мирту нежному :

                                    Тонок, прям и величав собой.

                                    Взор его быстрей орлиного,

                                    И светлее ясна месяца.

                                    Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.1

                                    Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

                                    Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.

                                    Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:

                                    Очи соколиные,

                                    Брови соболиные,

                                    Походка павлиная;

                                    По двору идет,

                                    Как лебедь плывет.2

                                    Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3 Позволю себе не согласиться с авторами сборника. «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа. Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Это также художественно-историческое произведение о прошлом. Ее отношение к прошлому активно: в ней отражены исторические воззрения народа в еще большей мере, чем историческая память. Историческое содержание в песнях передается сказителями сознательно. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.

                                    4. Песенная лирика.

                                    Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра. Например, женские песни семейной тематики, начиная со свадебных, как наиболее старые и традиционные помнятся лучше других. Песни же рекрутские 18 века и несколько больше половины 19 века, прожили чуть больше столетий и совсем исчезли из народного репертуара после военной реформы 70 – х годов 19 века.

                                    Недолог был век и удалых песен. Возникшие как противодействие крепостному гнету, они были поддержаны вниманием передовых поэтов и вызвали множество откликов и подражаний в художественной литературе. Но они быстро забывались после реформы, уступив место новым произведениям и новым формам борьбы и протеста.

                                    Песни очень различны. Например, песни детские и разные виды песен свадебного обряда или хоровода ни по содержанию, ни по оформлению не сходны. Для более полного представления. Остановимся на некоторых из них.

                                    Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например :

                                    «Ах, поет, поёт

                                    Соловушка !

                                    Ах поёт, поёт

                                    Молоденький;

                                    Молоденький,

                                    Хорошенький,

                                    Пригоженькой.»1

                                    Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например :

                                    «Потягунючки, поростунюшки !

                                    Роток – говорунюшки,

                                    Руки – хватунюшки,

                                    Ноги – ходунюшки.»

                                    Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам :

                                    — Весна красна! На чём пришла ?

                                    — На сошечке, на бороночке,

                                    На овсяном снопочку,

                                    На ржаном колосочку.

                                    Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например говорят в бане:

                                    С гоголя – вода,

                                    С младенца – худоба !

                                    Укатись вся.

                                    Подблюдные песни. Данные песни использовались в гадании и свое название получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание. Например ;

                                    Котик кошурку манит в печурку :

                                    — поди-ка, кошурка, в печурке поспать

                                    У меня ли в печурке теплёхонько,

                                    И постеля легохонька.

                                    Кому же мы спели,

                                    Тому добро,

                                    Кому вынется

                                    Тому сбудется.1

                                    Самое важное место занимали песни и в составе свадебного обряда: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция – обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

                                    Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Например ;

                                    — Какова, какова красна девушка ?

                                    — Ростом она ростом

                                    Ни малая, ни великая,

                                    Личиком, личиком

                                    Бело-круглоликая,

                                    Глазушки, глазушки

                                    Что ясного сокола,

                                    Бровушки что у черного соболя.

                                    Сама девка бравая,

                                    В косе лента алая.2

                                    Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. В этих песнях создавались идеализированные образы девушки и парня, жениха и невесты.

                                    Причитания – лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, её родственников и подруг, других участников свадьбы:

                                    …В тереме Феклуша умывается,

                                    В высоком Климовна умывается,

                                    Горючими слезами обливалася,

                                    Как-то мне с батюшкой расстатися,

                                    Как-то мне с матушкой прощатися…1

                                    Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с семьёй. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалось драма разлуки с семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания – передача смятенных чувств человека.

                                    Слёзную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильные песни – песни – шутки, часто пародии на величания. Корильные песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая. Цель исполнения корильных песен в обряде – высмеять его участников, укорить их, обругать за скупость, нежелание наградить певцов за исполнение песни :

                                    … Мы все песни перепели,

                                    У нас горлышки пересохли!

                                    Мы невестина пива не пивали,

                                    Мы женихова — не видали,

                                    Невестино пиво – как наливо,

                                    Женихово – как помои.1

                                    Однако назначение корильных песен и в другом. В рамках обрядового жанра народ выразил свои взгляды на весьма существенные явления социально-бытовой жизни, мешавшие осуществлению идеалов, о которых шла речь в величальных песнях. Осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.

                                    Заклинательные песни – это одно из важнейших средств, которым древний человек пытался повлиять на природу, на враждебные ему силы. Цель таких песен – воздействовать на какое-нибудь явление природы, от которого ожидалась помощь в трудах земледельца, на тот или иной заповедный предмет, которому приписывалось магическое значение, на неведомую силу – судьбу, распоряжавшуюся счастьем человека в его личной жизни. Эти песни в основном исполнялись при приготовлении каравая на свадьбу :

                                    Ты, святой Кузьма – Демьян,

                                    Скуй нам свадебку

                                    Крепкую, лепкую.2

                                    5. Заговоры.

                                    Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой – важное, с точки зрения простолюдина, практическое назначение заговорного слова. Отсюда в них отчетливые представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той действительности, в которой они возникли.

                                    В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то. Что злые силы и недуги можно победить. В народной систематизации заговоров отражены представления о них как о необходимости в повседневной жизни: «против болезней», «чтобы муж жену любил», «от грому», «от порчи пищали», «о ворожбе для успешного торга» и т. д. Наиболее распространены и поныне заговоры «на любовь». Когда я училась в выпускном классе средней школы, я и мои подруги вели тетради, в которые записывали такие заговоры, вот один из них, наиболее короткий, который необходимо читать глядя на зажжённую в руках свечу, в пустой темной комнате, в одиночестве :

                                    «Я зажгу свечу в ночной темени, поклонюся ей трижды покорно я и скажу слова заговорные: «Ой вы духи великие, светлые, зло-напасть от любви отводящие. Вы услышьте меня, вас молящую, не гасите свечу, мной зажженную. Зажигала её с чистым помыслом, не чужого мужа приманивала, не чужого жениха приваживала, но зажгла ради мужа (жениха) любимого, мне самою судьбою сулимого. И молю я вас, духи светлые, наделите огонь вашей силою, силой доброй, всепроникающей, от погибели любовь защищающей. Вы зажгите огонь в сердце милого, осветите в нём все излучины, посветите до самого донышка – чую, там лежит льдинка стылая – ревность лютая злой разлучницы. Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею. И ещё вас молю, духи добрые, разожгите огонь в крови милого, чтоб в любви он был нежен – яростен и как глоток воды в самый знойный зной, поцелуй мой ему был бы сладостен. И в третий раз вас молю, духи светлые, защитите любовь мою чистую, сохраните мне мужа (жениха) любимого с сердцем верным, ни с кем не делимого».

                                    Весь текст данного заклинания пронизан уважением, безоговорочной верой в духов, которые помогут, глубоким смыслом. Позволю себе не согласиться с авторами сборника «Русское народное творчество», которые отметили, что заговоры «…не представляют самостоятельной художественной функции..» Ведь все в тексте пронизано болью, оттого, что любовь стала угасать; боязнью потерять свое счастье, глубокой верой. Очень интересен и слог, которым написан этот заговор.

                                    В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания, народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое искусство.

                                    6. Русский советский фольклор.

                                    Русский советский фольклор представляет собой массовую форму народной поэтической культуры эпохи социализма. Своими корнями эта культура уходит в вековые народно — поэтические традиции, она вырастает на их основе и является органическим и закономерным их продолжением в новых исторических условиях. Особенности советского фольклора тесно связаны с историей советского общества. В ходе борьбы за Советскую власть, в кровопролитных битвах в гражданскую и великую отечественную войны народное поэтическое творчество обогащалось новыми чертами и новым содержанием. По сравнению с традиционным текст в советском фольклоре приобрел более устойчивое и самостоятельное значение, однако и здесь он окончательно не закреплен за автором и не канонизирован. Поэтому он может подвергаться действию фольклорных законов бытования.

                                    Расширилось и утеряло свою прежнюю определенность и во многом наполнилось новым содержанием само понятие «фольклор». Оно стало применяться к тем видам и формам непрофессионального творчества, в основе которых лежит коллективное или индивидуальное начало, продолжающее и развивающее традиции русского народного искусства.1

                                    В традиционном фольклоре в советскую эпоху протекали живые и очень сложные процессы, связанные как с разными периодами ее истории, так и с внутренним развитием ее жанров. Из массового бытования постепенно исчезало все то, что было обусловлено исторически преходящими сторонами народной жизни (религиозные легенды, духовные стихи, некоторые обряды и т. д.). Этот процесс не всегда был последовательным. В определенных условиях отдельные исчезнувшие жанры или определенные традиции вновь оживали и становились продуктивными. Так, в годы Великой Отечественной войны широкое распространение, в особенности на русском Севере, получили причитания и плачи-сказы. Между тем они уже давно считались потерявшими свое значение.

                                    Социалистическое преобразование нашей страны сопровождалось борьбой за формирование нового человека – носителя коммунистического идеала. Эта тема является ведущей на протяжении всей истории советского фольклора. Она широко представлена в песнях и частушках, созданных рабочими и солдатами в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции :

                                    Из-за лесу, лесу копий и мечей

                                    Вышла рота коммунаров-лихачей,

                                    Гей, гей, пусть говорят,

                                    Вышла рота коммунаров-лихачей.

                                    Впереди всех командир их молодой,

                                    Ведет роту коммунаров за собой.1

                                    С революционной ломкой старого уклада жизни, с процессом рождения нового, социалистического, сознания связаны многие произведения советского фольклора, относящиеся как к периоду гражданской войны, так и к более позднему времени. Они отражают сложность художественного развития. Новое рождалось в острой борьбе со старым, в преодолении различных пережитков прошлого.

                                    Как в годы гражданской войны, так и позднее возникновение новых произведений чаще всего происходило путем переработки старых. Для этого использовались известные и популярные мотивы и тексты. Раньше всего подвергались переработке старые революционные песни и солдатские песни, как наиболее близкие по содержанию к событиям первых лет жизни Советского государства. Ротные и полковые поэты на скорую руку подтекстовывали под старую популярную солдатскую мелодию новые, отвечающие обстановке слова. Нередко объекты переделки совпадали по обе стороны фронта. Например, романс «Белые акации» был переделан в походную песню «Смело мы в бой пойдем». Этот же романс, но другими словами, на тот же мотив пелся и в белой армии.2

                                    Важнейшей темой фольклора гражданской войны является непосредственное изображение самой борьбы, ее участников и героев. В большинстве случаев такие произведения построены на совершенно конкретных событиях и эпизодах войны с интервентами и белой армией.

                                    Для произведений советского фольклора более позднего времени характерно сочетание личного с общественным. Основными их героями стали передовики труда 6 ударники, стахановцы и т. д. Среди этих героев и люди, прославившие своими подвигами родину: летчики, совершившие небывалый перелет, челюскинцы и полярники, красноармейцы и пограничники. Задержавшие шпионов и давшие отпор врагу. В большинстве случаев они имеют конкретные имена (Чкалов, Стаханов, паша ангелина, Кривонос и т. д.). Однако при всей совей конкретности эти имена воплощают в себе качества, становящиеся типическими для советских людей и потому открывающие возможность для появления новых и новых героев.

                                    С трудовым подъемом, охватившем всю страну, с постепенно складывающимся новым социалистическим отношением к труду связано и возникновение новых произведений колхозной деревни. Рассказывая о новой колхозной жизни, произведения народного творчества нередко стремятся использовать традицию старой лирической песни, перерабатывают отдельные песенные сюжеты или образы и придают им новое значение. В этом смысле показательна песня «ты удайся, удайся, ленок» :

                                    Колхозом сеем мы, сеем ленок.

                                    Мы сеем, приговариваем,

                                    Чоботами приколачиваем :

                                    «Ты удайся, удайся, ленок,

                                    Ты удайся, самый высший номерок».1

                                    В ее основе лежит старинная хороводная песня. Рождение таких произведений в большинстве случаев связано с художественной самодеятельностью, получившей в эти годы очень широкое развитие.

                                    Народное искусство в годы Великой отечественной войны явилось действенным оружием в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Ведущей темой, определяющей содержание фольклора, стал патриотический подвиг советских людей в борьбе за свободу и независимость нашей родины. Как и в предыдущие периоды, возникновение новых произведений шло по двум линиям: с одной стороны, были заново переосмыслены и перерабатывались песни профессиональных поэтов и произведения советского фольклора, начиная с времен гражданской войны; с другой стороны, появилось большое количество оригинальных народных произведений.

                                    Песня, ставшая в буквальном смысле в годы войны одним из видов оружия, прочно вошла в быт советских воинов. Она сопровождала их на всех дорогах войны, во всех событиях фронтовой и партизанской жизни. Особое значение русская и советская песня имела на оккупированной врагом территории, а также в фашистских лагерях смерти. Она поддерживала дух советских людей, укрепляла их волю и решимость бороться до конца.

                                    7. Заключение.

                                    Я лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры русского фольклора. Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное изучение показывает какой громадный путь развития прошел русский фольклор. Он вошел в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни, каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти.

                                    В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.

                                    По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным. Наиболее показательна в этом смысле частушка, придуманная народом в 80-е годы, когда многие продукты отсутствовали с магазине, а некоторые можно было купить лишь в ограниченном количестве :

                                    Водку мы давно не пьем,

                                    Колбасу не кушаем,

                                    Банку браги навернем,

                                    Горбачева слушаем.

                                    Здесь мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

                                    8. Использовавшаяся литература.

                                    1. Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – 201 с. ;

                                    2. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – 367 с.;

                                    3. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. – 208 с. ;

                                    4. Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; — М.: Дет. Лит., 1984. – 32 с. ;

                                    5. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – 320 с.

                                    9.

                                    [1] «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 3.

                                    1 Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. с. 16.

                                    1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 10

                                    1Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; — М.: Дет. Лит., 1984. – с. 2.

                                    1 Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ. Лит., 1987. – с. 9

                                    2 Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ. Лит., 1987. – с. 11

                                    3 Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. — с. 20.

                                    1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 362.

                                    1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 169.

                                    2 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 174.

                                    1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 169.

                                    1 Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – с. 231.

                                    2 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 108.

                                    1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 16.

                                    1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 49.

                                    2 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 19.

                                    1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 89.

                                    www.ronl.ru

                                    Контрольная работа по литературе для 5 класса "Устное народное творчество"

                                    Контрольная работа по литературе для 5 класса

                                    «Устное народное творчество»

                                    Часть 1. Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

                                    1. Как переводится слово «фольклор»?

                                    А) индивидуальное поэтическое творчество

                                    Б) народное знание, народная мудрость

                                    В) авторское произведение

                                    Г) старинное творчество

                                    2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

                                    А) греческого

                                    Б) латинского

                                    В) английского

                                    Г) русского

                                    3. Кто является автором фольклорных произведений?

                                    А) поэт

                                    Б) летописец

                                    В) писатель

                                    Г) народ

                                    4. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

                                    А) поэма

                                    Б) загадка

                                    В) поговорка

                                    Г) пестушка

                                    5. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

                                    А) поговорка

                                    Б) закличка

                                    В) загадка

                                    Г) сказка

                                    6. Укажите фольклорную сказку.

                                    А) "Золушка"

                                    Б) "Маугли"

                                    В) "По щучьему велению"

                                    Г) "Сказка о рыбаке и рыбке"

                                    7. На какие группы делятся сказки?

                                    А) исторические, фантастические, бытовые

                                    Б) волшебные, о животных, бытовые

                                    В) о животных, волшебные, юмористические

                                    Г) бытовые, о животных, романтические

                                    8. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

                                    А) волшебные предметы

                                    Б) волшебные помощники

                                    В) троекратный повтор

                                    Г) наличие автора

                                    9. Прочитайте фрагмент сказки.

                                    «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»

                                    Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.

                                    А) постоянный эпитет

                                    Б) концовка

                                    В) зачин

                                    Г) присказка

                                    10. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

                                    крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

                                    А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у

                                    него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

                                    Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью

                                    кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

                                    В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со

                                    всего размаху ударил ее о сырую землю.

                                    4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –

                                    в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец - на вершине старого дуба.

                                    Часть 2. Ответьте письменно на вопросы.

                                    1. Что такое «пестушка»? Почему этот малый жанр фольклора получил такое название?

                                    2. Объясните смысл пословицы: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

                                    3. Для чего люди придумали скороговорки? Вспомните одну, запишите.

                                    4. Дайте определение термину «постоянный эпитет», приведите примеры постоянных эпитетов в сказках.

                                    5. В волшебных сказках у главного героя есть помощники. Перечислите самых известных.

                                    6. Назовите известных художников-иллюстраторов сказок.

                                    Описание контрольной работы

                                    1. Продолжительность выполнения заданий составляет 45 минут.

                                    2. Тестовая работа состоит из 2 частей.

                                    3. Первая часть состоит из 10 заданий, к каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждое правильно решённое тестовое задание присваивается по 1 баллу.

                                    4. Во второй части необходимо самостоятельно сформулировать ответ и записать его.

                                    5. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

                                    6. Максимальное количество набранных баллов - 20

                                    7. Перевод полученных за тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице «Критерии оценки»

                                    Таблица

                                    Критерии оценки

                                    Оцениваемый показатель

                                    Количество баллов, обеспечивающих получение

                                    отметки:

                                    Неудовлетворительно «2»

                                    Удовлетворительно

                                    «3»

                                    Хорошо

                                    «4»

                                    Отлично

                                    «5»

                                    Процент набранных баллов из 100% возможных

                                    менее 50%

                                    50% - 69%

                                    70% - 94%

                                    95% - 100%

                                    Количество тестовых заданий: 20

                                    менее

                                    10 баллов

                                    10 – 13

                                    баллов

                                    14 - 18

                                    баллов

                                    19 – 20

                                    баллов

                                    Ответы

                                    Часть 1.

                                    1. Б

                                    2. В

                                    3. Г

                                    4. А

                                    5. Г

                                    6. В

                                    7. Б

                                    8. Г

                                    9. Г

                                    10. А

                                    Часть 2.

                                    1. Пестушка – малый жанр фольклора, небольшие песенки, прибаутки, которые использовались с целью потешить маленького ребёнка, от слова «пестовать», «нянчить», «холить», «ходить» за ребёнком (1 балл)

                                    2. Сказанное слово назад не воротишь. То, что сказано, назад не вернёшь. Прежде чем сказать, подумай. (1 балл)

                                    3. Скороговорки придумали для того, чтобы лучше произносить слова, чище говорить. Слово становится источником соревнования: кто лучше и быстрее скажет сложные сочетания звуков. «На дворе трава, на траве – дрова». (2 балла)

                                    4. Красочные определения, образные прилагательные. «Красна девица, добрый молодец, живая вода» (2 балла)

                                    5. Заяц, конь, щука, медведь, иногда – Баба-Яга. (1-2 помощника – 1 балл, 3 и больше – 2 балла)

                                    6. И. Билибин, В.Васнецов. (1 художник – 1 балл, 2 и больше – 2 балл)

                                    infourok.ru


                                    Смотрите также