Контрольная работа по предмету "Муниципальное право" (стр. 1 из 3). Контрольная работа муниципальное право


Контрольная работа - Муниципальная власть, ее юридические признаки

1. В какие статьи КонституцииРФ включены юридические нормы, регламентирующие основные принципы организацииместного самоуправления в РФ?

 

В первую очередь, в своей контрольной работе я хочуотметить статью 130 Конституции РФ: «1. Местное самоуправление в РоссийскойФедерации обеспечивает самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение,пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местноесамоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других формпрямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».  Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия,предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или черезсоздаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественноместного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей,повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Местное самоуправление — институт глубокодемократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении деламиобщества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местноесамоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в рукахгосударственных органов. Решение многих вопросов «внизу» — там, где обеспечиваетсянаиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышаетэффективность управления делами общества и государства.

В Российской Федерации местное самоуправление нетолько признается, но его функционирование гарантируется как федеральнымиорганами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантииэкономические, юридические, организационные. Экономические гарантиипредполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности,объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данногопоселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочийместного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами.Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актамипредставительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления,обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления.Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственномуровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечениеместного самоуправления и др.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущностьместного самоуправления, — самостоятельность. Органы местного самоуправлениянаделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении этойкомпетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местногосамоуправления подчеркивается тем, что Конституция РФ не включает органыместного самоуправления в систему органов государственной власти.

Эта чрезвычайно важная норма Конституции РФ даетоснование оценивать местное самоуправление как особую власть, не относящуюся ник одной из трех ветвей государственной власти, о которых говорится в статье 10Конституции. Вместе с тем это ни в коей мере не означает, что местноесамоуправление находится вне системы государственно-властных отношений иабсолютно независимо от государства. Формирование органов местногосамоуправления — дело самого населения соответствующего города или иногонаселенного пункта. Одни из них могут быть непосредственно избраны населением,другие — сформированы этими выборными органами. Но при всех условиях они немогут назначаться «сверху», их состав не должен согласовываться свышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими. Будучисформированы «снизу», органы местного самоуправления не находятся вотношениях подчиненности к органам государственной власти и не обязанывыполнять их оперативные предписания.

Решения представительных и исполнительных органовместного самоуправления так же обязательны для исполнения, как и решенияорганов государственной власти. Их деятельность, будучи инициативной исамостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной отдеятельности государственных органов. Само создание и важнейшие функции органовместного самоуправления определены актами органов государственной власти — федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственнойполитики — экономической, социальной, экологической, в области культуры и др.Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать вреализации государственных программ.

         КонституцияРоссийской Федерации выделила в отдельную главу положения о местномсамоуправлении.  В этой главеконкретизированы положения статьи 12 первой главы об основах конституционногостроя « В Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти». Закрепленная здесь модель местногосамоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местногосамоуправления как демократического института. Вряд ли можно считать, что этамодель сразу будет реализована, но она достаточно определенно указывает цель, ккоторой надо стремиться в реформировании местной власти.

Глава 8 Конституции России  уточняет государственно-правовуюхарактеристику местного самоуправления, существенно обогащая ее. Конституциясужает нормативное регулирование местного самоуправления, фиксирует основныепараметры местного самоуправления. В значительной мере именно из гл. 8Конституции можно вывести содержание общих принципов организации системыместного самоуправления, определение которых остается в совместном веденииРоссийской Федерации и ее субъектов, хотя это содержание и не сводится только ктому, что закреплено в данной главе. Надо полагать, последнее слово здесь засоответствующими законами Российской Федерации.

Глава 8 Конституции РФоткрывается Статьей 130, которая раскрывает смысл местного самоуправления, егоназначение. В ней нет определения понятия местного самоуправления, вместе с темона называет главные его признаки:

«1. Местное самоуправление в Российской Федерацииобеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданамипутем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборныеи другие органы местного самоуправления».

Самостоятельное решение населением вопросов местногозначения — вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправевмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления,утверждать, отменять или приостанавливать их решение, если они приняты в рамкахзакона. Естественно, это относится к проблемам, которые имеют местное значение.Их перечень определяется федеральными законами, законами и другими нормативнымиактами субъектов Федерации.

Конституция связывает самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованиеми распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, посколькуникакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы.В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечениеминтересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности.Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в рукахсубъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органовсамоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечениемправового статуса этой собственности как таковой.

На основании действующих законов Российской Федерации органыместного самоуправления вправе передавать находящиеся в муниципальнойсобственности объекты во временное или постоянное владение и пользование,сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях,предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления,изданными в пределах их компетенции, передавать право распоряжения отдельнымиобъектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления. Вподготавливаемых новых федеральных актах и актах субъектов Федерации о местномсамоуправлении институт муниципальной собственности получит дальнейшееразвитие.

Если в части 1 статьи 130 Конституции РФ речь идет обосновном содержании самоуправления, то часть 2 определяет важнейшиеорганизационные формы самоуправления. Как, какими способами оно осуществляется?Вот вопрос, на который здесь дается ответ.

В соответствии с общей концепцией Конституции,устанавливающей, что единственным источником власти Российской Федерацииявляется народ, местное самоуправление непосредственно связывается свозможностью самого населения решать соответствующие вопросы. Это существенноотличает трактовку местного самоуправления от той, которая была в прежнейКонституции Российской Федерации. Там упор делался на органы местногосамоуправления и их функции. Здесь же подчеркиваются права самих граждан какпервичных субъектов самоуправления.

Не случайно в части второй статьи 130 Конституции РФна первое место в ряду форм самоуправления поставлены референдум, выборы идругие формы прямого волеизъявления. Это не значит, что местное самоуправлениеосуществляется только или главным образом в этих формах. В Конституции РФ речьидет и о выборных и других органах местного самоуправления. Но указание сначалаформ прямого волеизъявления предполагает, во-первых, расширение их применения,разнообразие их видов и, во-вторых, более эффективное их использование,означающее, прежде всего создание условий для свободного выражения волинаселения. Последнее особенно важно при выборах органов самоуправления. Здесь должныобеспечиваться свобода выдвижения и обсуждения кандидатур, состязательностьпретендентов, деловая агитация за или против них.

Выборные и другие органы местного самоуправления, окоторых идет речь в данной статье, могут быть разными по своему назначению. Навыборной основе формируются представительные органы самоуправления — думы,муниципальные комитеты, советы, собрания и т. д. Избираться также могут главыместной администрации, мэры, старосты и другие должностные лица. Кроме того,представительные органы и главы администраций назначают руководителейсоздаваемых ими муниципальных служб. Формирование всех органов самоуправления — «внутреннее» дело местного населения: все они прямо или в конечномсчете подконтрольны и подотчетны этому населению и никому больше.

«1. Местное самоуправление осуществляется в городских,сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иныхместных традиций. Структура органов местного самоуправления определяетсянаселением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которыхосуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населениясоответствующих территорий»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[1].

В статье 131 Конституции РФ прежде всего определяютсятерриториально-организационные основы местного самоуправления. В пределах какихтерриторий действует самоуправление? В каком порядке могут изменяться этипределы? Вот вопросы, на которые дает ответ данная статья.

Согласно Конституции РФ,  местное самоуправление осуществляется, преждевсего, в городских и сельских поселениях, т. е. в городах, поселках, селах,деревнях. Это так называемые местные сообщества, представляющие собойкомпактно, в границах соответствующих административно-территориальных единицпроживающее население. Там, где человек живет, там, где у него складываются иреализуются повседневные, «корневые» интересы, именно там иорганизуется местное самоуправление. Таков принципиальный подход к организацииместного самоуправления, закрепляемый Основным Законом.

Однако в этой статье говорится, что местноесамоуправление осуществляется «и на других территориях». Здесь нетуказания, на каких именно. Значит, речь может идти как о территориях меньших,чем территории городских или сельских поселений, так и больших по отношению кним. Действующее законодательство о местном самоуправлении и практика даютоснование сделать вывод, что самоуправленческие единицы могут создаваться как вграницах городских микрорайонов, жилищных комплексов, так и на территориях,объединяющих населенные пункты, — в сельсоветах и районах. Если в первом случаесамоуправление носит общественный характер и основывается в значительнойстепени на формах прямого волеизъявления граждан, то во втором случаеотносительно большее значение приобретают органы местного самоуправления — представительные и исполнительные, поскольку функции самоуправления здесьусложняются, а их объем увеличивается.

Таким образом, по смыслу Конституции РФ возможнодвухуровневое местное самоуправление, причем по самой своей природе эти уровнине могут быть соподчинены. Каждый уровень вполне самостоятелен в пределах точноочерченной компетенции. Можно предположить, что районное звено в сельскойместности сохраняется лишь как переходная структура до того времени, когдабудет реорганизовано административно-территориальное деление и, соответственно,преобразована социальная инфраструктура села.

Требованием Конституции РФ при организации местногосамоуправления является учет исторических и иных местных традиций. Этосущественная правовая гарантия против шаблонного подхода. Поскольку речь идетоб учреждении и развитии института, основанного на инициативе исамодеятельности населения, абсолютно неприемлемо игнорирование особых условий,местной специфики, своеобразия жизненного уклада. Формы местногосамоуправления, выражая его главную суть, могут быть различны. Так, сельскоесамоуправление не во всем похоже на городское, самоуправление в большом и маломгороде тоже неодинаково. Организация его, скажем, в Республике Саха иКраснодарском крае будет иметь свои особенности. В самом Краснодарском крае надоучитывать традиции казачьего самоуправления и т. д. Соотношение форм прямоговолеизъявления и начал представительства при осуществлении функцийсамоуправления, способы формирования органов самоуправления, наименование этихорганов, разделение полномочий между представительными и исполнительнымиорганами самоуправления — все это при разных обстоятельствах будет выглядетьнеодинаково.

Как указывается в Конституции РФ, структура органовсамоуправления определяется самостоятельно самим населением. Это может бытьсделано с помощью местного референдума, на который выносится проект устава(положения) о местном самоуправлении в данной административно-территориальнойединице. Причем конституционное положение о самостоятельном определениинаселением структуры органов самоуправления необходимо рассматривать всовокупности с другими нормами Основного Закона, трактующими компетенцию разныхорганов в определении правового статуса местного самоуправления. Так, всоответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общихпринципов организации системы местного самоуправления относится к совместномуведению Российской Федерации и ее субъектов. Очевидно, что структура местногосамоуправления, определяемая населением, должна соответствовать этим общимпринципам. Она не должна также нарушать нормы, которые могут быть установленыорганами государственной власти субъектов Федерации.

Изменение границ административно-территориальныхединиц, в которых осуществляется местное самоуправление, относится действующимзаконодательством к компетенции органов государственной власти субъектовФедерации. Однако согласно Конституции они должны учитывать мнение населениясоответствующих территорий. Это мнение может выявляться путем проведенияконсультативных опросов населения, сбора подписей под проектами соответствующихрешений на сходах и собраниях жителей с обсуждением вопросов о намечаемыхизменениях и т. д.

Изменение границ территорий, о котором идет речь вкомментируемой статье, может быть и не связано с выводом части территории из режимасамоуправления или включением в него. Возможны ситуации, когда поселение,осуществляющее местное самоуправление, сохраняя свой территориальный статус,подключается к другому, пограничному с ним, или через смежную территориюсамоуправленческой единицы. Например, поселок или сельсовет присоединяются кгороду, сохраняя у себя органы самоуправления, или сельсоветы объединяются длясоздания единого органа самоуправления, которому делегируют часть своихполномочий. По смыслу комментируемой статьи в этих и подобных им случаях такжетребуется учет мнения населения объединяющихся территорий.

В статье 132 Конституции РФ дается перечень важнейшихвопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления:

«1. Органы местного самоуправления самостоятельноуправляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняютместный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрануобщественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделятьсязаконом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданныхполномочий подконтрольна государству»<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family:«Times New Roman»; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[2].

Сопоставляя содержащиеся здесь нормы с нормами ст.130, где говорится о возможности решения подведомственных местномусамоуправлению дел непосредственно населением, можно сделать однозначный вывод,что основной объем этих дел приходится все же на долю структур, специально дляэтого создаваемых.

Приведенный перечень — открытый, т. е. кроме указанныхв нем вопросов управления муниципальной собственностью, формирования,утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов исборов, осуществления охраны общественного порядка предполагается решениеорганами местного самоуправления иных вопросов местного значения. Причемназванные вопросы главным образом связаны с материально-финансовым обеспечениемместного самоуправления. Если исключить из этого перечня охрану общественногопорядка, конкретные направления деятельности органов местного самоуправленияпредставить трудно. Предполагается, что они будут установлены федеральнымизаконами и нормативными актами субъектов Федерации.

Из действующего законодательства можно понять, что кпредметам ведения органов местного самоуправления, кроме названных, относятсямуниципальный жилой фонд, муниципальные дороги, местные системы энерго-, водо итеплоснабжения, планирование и застройка населенных пунктов, благоустройство исанитарное благополучие, системы местных коммуникаций, коммунальное хозяйство,муниципальный транспорт и др. Местное значение этих вопросов относительно. Хотяв оптимальном решении их заинтересовано прежде всего местное население, длягосударства в целом оно тоже небезразлично, поскольку вся политика государствасогласно Конституции направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека.

Тем не менее Конституция РФ различает полномочияместного самоуправления, имеющие локальный характер, и государственныеполномочия. В соответствии с частью 2 статьи 132, органы местногосамоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Этанорма, с одной стороны, отражает уже сложившееся положение, когда действующиеорганы местного самоуправления, унаследовавшие в известной степени функцииместных Советов, решают вопросы государственного значения, а с другой — определяет возможность увеличения их государственных обязанностей в новыхусловиях.

К вопросам государственного значения, в решениикоторых в соответствии с действующим законодательством принимают участие органыместного самоуправления, относятся охрана природной среды, организацияздравоохранения, народного образования, социального обеспечения, развитиекультуры, физкультуры и спорта. Эти органы могут быть дополнительно наделены,например, полномочием по участию в определении режима деятельности предприятий,учреждений и организаций различных форм собственности, в том числегосударственной, правом контроля за осуществлением некоторых конкретных нормзаконодательства всеми предприятиями, учреждениями и организациями на ихтерритории, некоторыми правоохранительными полномочиями и др.

Наделение полномочиями может осуществляться в форме ихпередачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулированияполномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочиегосударственного органа исключается из его компетенции и включается вкомпетенцию органов самоуправления. Делегирование — это предоставлениегосударственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопросаорганам местного самоуправления на один раз, на определенный срок илибессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органовместного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границаходной административно-территориальной единицы.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправлениянаделяются государственными полномочиями законом. Поскольку определениеправового статуса местного самоуправления составляет сферу совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектовРоссийской Федерации, передача или делегирование полномочий могутосуществляться законом Российской Федерации, законами или актами субъектовРоссийской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

Это одно из новых условий наделения органов местногосамоуправления государственными полномочиями. Другое состоит в том, что объемпередаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Во всякомслучае, эти полномочия не должны превалировать над полномочиями, связанными срешением вопросов местного значения и определяющими функциональное назначениеорганов самоуправления как таковых. Не случайно в Конституции говорится онаделении органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями. В этой связи можно предположить, что по своему характеру онидолжны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Ихзначение не может быть для населения как субъекта самоуправления чем-тоабстрактным, начисто оторванным от его нужд и потребностей.

Наделение полномочиями должно, как это прямопредусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новоедля практики условие, гарантирующее, во-первых, само выполнение полномочий, аво-вторых — продолжение осуществления местным самоуправлением присущих емуглавных функций.

Еще одно условие, связанное с наделением органовместного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается ввозможности контроля со стороны государства за их реализацией. Такой контроль,по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органовдавать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданныхполномочий, оценивать принимаемые ими решения не только с точки зрениязаконности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такиерешения или приостанавливать их. Передавая органам местного самоуправлениягосударственные полномочия, соответствующий орган государственной власти можетустановить порядок отмены решений органов местного самоуправления.

Статья 133 Конституции РФ  посвящена гарантиям местногосамоуправления:  «Местное самоуправлениев Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсациюдополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органамигосударственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

В предыдущей статье установлено правило, всоответствии с которым наделение органов местного самоуправлениягосударственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых дляих осуществления средств. Однако возможна ситуация, когда и без передачиполномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации)принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления,но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимозапланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий.Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие,составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблемабезработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключитьсяорган местного самоуправления. Он затрачивает определенные средства насоциальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориальногосообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособиянаименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыталиквидированного предприятия и т. д.). Согласно комментируемой статье этизатраты органа местного самоуправления должны быть ему компенсированы.

Безусловно, органу местного самоуправления должен бытькомпенсирован ущерб в случае отчуждения в государственную собственностьобъектов муниципальной собственности и т. п. Сам порядок такой компенсации,перечень ее условий должны быть определены законом.

Существенная гарантия прав местного самоуправления — запрет на ограничение их прав, которые установлены Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны,федеральным органам государственной власти, а с другой — органамгосударственной власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти(Правительства Российской Федерации), ни указы Президента Российской Федерациине могут сужать права местного самоуправления, установленные как ОсновнымЗаконом, так и законами, принимаемыми Федеральным законодательным органом. В тоже время и органы государственной власти субъектов Федерации не вправеуменьшать правовые возможности местного самоуправления, закрепленные нафедеральном уровне.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы,принимаемые в рамках предметов ведения Российской Федерации и совместноговедения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующиестатус самоуправления, и тем самым обозначают «потолок» правовогорегулирования местного самоуправления, выше которого не могут подниматьсянормативные акты.

2. Дайте определениемуниципальной власти и проанализируйте ее юридические признаки.

Понятие муниципальной власти относительнонедавно вошло в современную отечественную политическую терминологию.

В обыденном понимании под муниципальнойвластью, как правило, подразумевается система решения вопросов обеспеченияповседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее.Не случайно положение о конституционной гарантированности местногосамоуправления изложено в главе 1«Основыконституционного строя» Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправлениеявляется важнейшим элементом демократического государственного устройства. Вчастности — это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек ипротивовесов. Нередко упомянутая система понимается исключительно как механизмвзаимоотношений Президента и парламента России (или их аналогов на уровнесубъектов Российской Федерации), позволяющий согласовывать позиции различныхполитических сил, стоящих у власти. Но наряду с сочетанием различных интересовна государственных уровнях Российской федерации, субъектов Российской Федерациинеобходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельновзятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленнойнаселенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано игратьместное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие уместного самоуправления полномочий на 'самостоятельное решение вопросов защитыинтересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания насоответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий научастие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающихинтересы жителей территории местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призванырешать вопросы местного значения, создавать условия для обеспеченияповседневных потребностей населения — но это и есть реализация одного из ключевыхправ человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами — права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не толькооппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местноесамоуправление освобождает органы государственной власти от«текучки», позволяет сконцентрироваться на решенииобщегосударственных проблем, способствует оптимизации государственногоуправления.

Муниципальная власть в странах, где онаразвита, осуществляет свою деятельность в значительной мере за счетгосударственного финансирования, но при этом, как ни парадоксально, оно иэкономически выгодно государственной власти. Обеспечение текущих потребностейграждан требует государственных средств независимо от наличия или отсутствияместного самоуправления. А органы местного самоуправления, будучи властью,создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей,знающих все нюансы проблем своей территории, властью, подотчетной населению,властью, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей,объективно являются органами власти, в наибольшей степени способными решатьвопросы местного значения в экономически эффективных формах.

Документом, наиболее полно излагающимпонятие и принципы местного самоуправления, обычно считают Европейскую хартию оместном самоуправлении 1985 года. Следование ее нормам весьма важно также и всвязи с тем, что соответствие национального законодательства требованиямЕвропейской хартии о местном самоуправлении является одним из условий вступленияв Совет Европы.

Согласно официальной русской версииупомянутой Хартии, подготовленной в Совете Европы (Европейская хартияо местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. СоветЕвропы. Отдел изданий и документов. ISB N 92-871-084-8. Май 1990), «подместным самоуправлением понимается право и реальная способность органовместного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дели управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и винтересах местного населения» (п.1 ст.3Хартии). Несложно обнаружить в этом определении нарушение норм логики: понятиеопределяется само через себя — местное самоуправление через деятельностьорганов местного самоуправления.

Однако следует иметь в виду, что этологическое несоответствие содержится в переводном тексте. Первоисточники Хартии — аутентичные тексты на французском и английском языках.Исходя из наименования Хартии, «местное самоуправление» являетсяпереводом английского «local self-government» и французского«l'autonomie locale». Слова в изложенном определении, переведенные нарусский как «органы местного самоуправления», во французской версиизвучат как «collectivites locales», а в английской — «localauthorities». Наряду с данным переводом, их можно перевести также словами«местные власти», «местное начальство», «власть налокальной территории». Для большей четкости перевода следует указать, чтофранцузский термин является множественным числом выражения, возможнымипереводами которого на русский являются «коллектив соседей», «общностьместных жителей», «община», а английское «authorities»- множественным числом слова, которое можно перевести как «власть»,«авторитет», «полномочие».

Таким образом, в данном случае речь идетне столько об учреждениях, сколько о местном населении, объединенном с цельюосуществления властных полномочий для защиты интересов, обусловленных восновном фактором проживания на определенной, обособленной каким-либо образом(локальной) территории, т.е. о населении как субъекте власти. В связи с чемпредставляется более приемлемым использовать в русской версии Хартии в качествеперевода «local authorities» и «collectivites locales»понятие «местное сообщество». Этот термин именно в таком егопонимании уже применяется в действующем федеральном законе «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской законодательстве. Импользовались авторы проектов Федерации», опубликованных для обсуждения вконце 1994 — начале 1995 г., благодаря чему он был взят на вооружение иразработчиками соответствующих законов, впоследствии принятых в ряде субъектовРоссийской Федерации.

Есть замечания и по переводу в приведенномопределении муниципальной власти части фразы, касающейся регламентациигосударственных дел. Во французской версии говорится об «affaires publiques»,в английской — об «affairs publics». Перевод этих терминов как«государственные дела» допускает толкование: «дела, решаемые нагосударственном уровне». В то время как в данном случае подразумевается:«дела, важные с государственной точки зрения». Чтобы избежатьнеоднозначной трактовки, а также исходя из применяемой в настоящее времяполитической терминологии, для перевода этих выражений предпочтительноиспользовать такие понятия, как «публичные дела», «общественныедела», «дела гражданского общества».

Исходя из изложенного, предлагаетсяследующий перевод п.1 ст.3Европейской хартии о местномсамоуправлении: «Под местным самоуправлением понимается право и реальнаяспособность местных сообществ регламентировать значительную часть делгражданского общества и управлять ею, действуя в рамках закона под своюответственность и в интересах местного населения».

Федеральный закон«Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», вступивший в силу 1 сентября 1995 г., дает следующее определениеместного самоуправления (п.1 ст.2):«Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая игарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под своюответственность деятельность населения по решению непосредственно или черезорганы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения, его исторических и иных местных традиций». Это определениебазируется на нормах КонституцииРоссийскойФедерации: «В Российской Федерации признается и

www.ronl.ru

Контрольная работа по предмету "Муниципальное право"

Вопрос 1. Перечислите принципы местного самоуправления

Ответ:

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемые их органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (в редакции от 15.6.2007 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Вопрос 2. Назовите общие принципы местного самоуправления

Ответ:

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения;

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

8) гласность деятельности местного самоуправления;

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

10) государственная гарантия местного самоуправления;

Вопрос 3. Чем обусловлено значение принципа соблюдение прав и свобод человека в муниципальной деятельности

Ответ:

Значение принципа соблюдение прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст.18)

Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления. Осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается:

1) муниципальной деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

2) Осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов РФ проводя муниципальные выборы и местные референдумы органы местного самоуправления, участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод гражданина на местном уровне.

3) Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.

4) В соответствии со ст.15 Конституции РФ любы нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вопрос 4. В чем проявляется коллективные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления

Ответ:

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - дума (городская, сельская или поселковая), городское собрание.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется, и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 35) предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для большинства муниципальных районов является первый вариант, согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Следует заметить, что положение, согласно которому число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части необходимости соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10% (п. 4 ст. 18) и тем самым нарушает принцип равного избирательного права. В данном случае Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. В этой связи число мандатов в представительном органе муниципального района не обязательно должно полностью соответствовать численности избирателей соответствующих поселений.

Согласно второму варианту, представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительные органы муниципальных образований реализуют значительный объем полномочий по организации собственной деятельности: подтверждают полномочия депутатов, а также досрочное прекращение их полномочий, решают вопрос о досрочном прекращении полномочий самого представительного органа, избирают председателя, его заместителей, образуют комиссии, комитеты, утверждают структуру, штаты, фонд оплаты труда аппарата представительного органа, утверждают положение о нем, планируют и осуществляют предусмотренные местным бюджетом расходы, связанные с деятельностью представительного органа. К полномочиям по организации деятельности представительного органа муниципального образования также относится утверждение правового акта, определяющего внутренний порядок его деятельности (регламента). В регламентах детализируется правотворческий процесс в представительном органе муниципального образования, устанавливается порядок работы представительного органа. Наличие системы комиссий и (или) комитетов является одной из особенностей внутренней организации представительного органа муниципального образования. Во многих муниципальных образованиях представительные органы образуют постоянные комитеты (комиссии) из числа своих депутатов. Такие комитеты и комиссии образуются в целях разработки базовых, концептуальных предложений по реализации полномочий представительного органа муниципального образования, предварительного рассмотрения проектов правовых актов и их подготовки к рассмотрению представительным органом, а также рассмотрения иных вопросов, отнесенных к ведению представительного органа. Представительный орган муниципального образования может создавать временные комиссии из числа депутатов. Временные комитеты (комиссии) создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Решение об образовании или о ликвидации комитета (комиссии) оформляется решением представительного органа муниципального образования. Заседания представительного органа муниципального образования. Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в месяц, по утвержденному графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы муниципального образования, председателя представительного органа либо по требованию определенного числа депутатов. Заседания представительного органа являются открытыми. Открытость заседаний гарантирует возможность присутствия на них заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования вправе проводить закрытые заседания. Продолжительность и порядок проведения заседаний представительного органа определяются регламентом данного органа. Первое заседание представительного органа муниципального образования, как правило, открывает старейший по возрасту депутат, который ведет заседание до избрания председателя данного органа. На заседаниях представительного органа муниципального образования каждый депутат имеет один голос. На заседаниях представительного органа муниципального образования решения по рассматриваемым вопросам принимаются в основном открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование может, осуществляется также с использованием электронной системы подсчета голосов (в случае наличия такой технической возможности). Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым представительным органом муниципального образования, депутаты могут образовывать депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Депутатское объединение, сформированное на основе политического объединения, прошедшего в представительный орган муниципального образования по избирательному округу, как правило, именуется фракцией. Депутаты, не состоящие во фракциях, вправе образовывать депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Аппарат представительного органа. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица. Это требует создания механизма освоения новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат.

mirznanii.com

Контрольная работа по "Муниципальному праву"

 

 

Содержание:

Задание                                                                                        стр. 3

Вопрос 1                                                                                      стр. 4-7

Вопрос 2                                                                                      стр. 8-16

Вопрос 3                                                                                      стр. 17-20

Литература                                                                                  стр. 21 

3 вариант.

 

Вопрос № 1.

 

Сравните  полномочия федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления, закрепленные в ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Вопрос № 2.

 

Приведите аргументы доказывающие, что муниципальное  право является: а) комплексной отраслью права, б) отраслью публичного права, в) сравнительно молодой отраслью права.

 

Вопрос № 3.

 

Жители  сельского поселения Н., где от первоначальной численности в 1100 человек  осталось проживать всего 500, обратилась к главе муниципального района, в  состав которого входило данное поселение, с просьбой лишить их статуса муниципального образования и включить в состав соседнего городского поселения. Глава  муниципального района подготовил соответствующий проект решения и внес его на рассмотрение депутатов районного Совета на очередной сессии. Депутаты сочли просьбу жителей целесообразной и приняли решение о включении села Н. в состав городского поселения. Соответствует ли законодательству решение представительного органа муниципального района? Возможно ли включение сельского населенного пункта в состав городского поселения.

 

 

 

Вопрос № 1.

 

Сравните  полномочия федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления, закрепленные в ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

Из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Статья 5. Полномочия федеральных органов  государственной власти в области  местного самоуправления:

1. К полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области местного  самоуправления относятся:

-определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом; 

-правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;  

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. 

2. Осуществление  исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными  органами государственной власти  в отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления  допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами. 

3. В случае  противоречия федеральных законов  и (или) иных нормативных правовых  актов Российской Федерации, регулирующих  вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации,  настоящему Федеральному закону  применяются Конституция Российской  Федерации и настоящий Федеральный  закон. 

 

Статья 6. Полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области местного самоуправления 

1. К полномочиям  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в области местного самоуправления  относятся:

правовое  регулирование вопросов организации  местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации в случаях  и порядке, установленных настоящим  Федеральным законом; 

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 

 

-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. 

 

2. Осуществление  исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации в отношении  муниципальных образований и  органов местного самоуправления  допускается только в случаях  и порядке, установленных Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, настоящим  Федеральным законом, другими  федеральными законами и принимаемыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации.

3. В случае  противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового  акта субъекта Российской Федерации,  регулирующих вопросы организации  местного самоуправления и устанавливающих  права, обязанности и ответственность  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, Конституции Российской  Федерации, федеральным конституционным  законам, настоящему Федеральному  закону и другим федеральным  законам применяются Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2.

 

Приведите аргументы доказывающие, что муниципальное  право является: а) комплексной отраслью права, б) отраслью публичного права, в) сравнительно молодой отраслью права.

 

А)  Под  муниципальным правом понимается комплексная  отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном  уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива  точка зрения о том, что муниципальное  право — это право местного самоуправления. - Чтобы уяснить  понятие муниципального права, необходимо выявить предмет отрасли муниципального права, т.е. те общественные отношения, которые регулируются муниципально-правовыми  нормами. Такие отношения можно  подразделить на следующие группы:

1) отношения,  связанные с участием местного  самоуправления в осуществлении  народовластия;

2) отношения,  связанные с определением правовых, территориальных, экономических,  финансовых основ местного самоуправления;

3) отношения,  связанные с организацией местного  самоуправления, организационно-правовой  структурой местной власти;

4) отношения,  возникающие в ходе осуществления  гражданами Российской Федерации  права на местное самоуправление  в форме прямого волеизъявления  либо через выборные и другие  органы местного самоуправления;

5) отношения,  возникающие при осуществлении  предметов ведения и полномочий  местного самоуправления — с  одной стдроны, собственных полномочий  по решению вопросов местного  значения, а с другой — отдельных  государственных полномочий, которыми  наделены органы местного самоуправления;

6) отношения,  связанные с реализацией гарантий  на осуществление местного самоуправления, в том числе с судебной защитой  местного самоуправления;

7) отношения,  вытекающие из ответственности  органов и должностных яиц  местного самоуправления перед  населением, государством, отдельными  физическими и юридическими лицами.

Особенности предмета правового регулирований  связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится  к основным отраслям российского  права, а вторично, производно от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие  на местном уровне, регулируются нормами  других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне, различными - способами и приемами, которые  в своей совокупности принято  называть методами правового регулирования. В их числе — предписания, дозволения, запреты,

С учетом сказанного можно дать более развернутое  определение муниципального права.

Российское  муниципальное право — это  комплексная отрасль российского  права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление как самостоятельный  институт гражданского общества, важнейшую  форму народовластия; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию и формы  осуществления местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Б)  Отрасль  муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и  нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы  организационно-правового характера.

Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли  частного права. Муниципальное право  РФ с этой точки зрения носит смешанный  характер. С одной стороны, муниципальное  право регулирует отношения, связанные  с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера  правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой. С  другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное право РФ - это комплексная  научная дисциплина и отрасль  публично-частного характера.

 

В) Современное  состояние правового регулирования  местного самоуправления требует осмысления и даже в какой-то степени подведения промежуточных итогов развития муниципального законодательства в Российской Федерации. К настоящему моменту накоплен весьма обширный эмпирический материал, возник, без преувеличения, огромный массив новейших нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации  и функционирования местного самоуправления.

Совокупность  правовых норм, регулирующих местное  самоуправление в Российской Федерации, как известно, формирует комплексную  отрасль муниципального права Российской Федерации. Однако целый ряд исследователей считают, что на данном этапе преждевременно говорить о наличии муниципального права как самостоятельной отрасли российского права. Более того, сама идея комплексной отрасли права (напомним, согласно распространенной точке зрения муниципальное право может существовать исключительно как комплексная отрасль права, поскольку предмет ее регулирования пересекается с предметами регулирования других отраслей права) не вполне состоятельна. С этой точки зрения муниципальное право следует рассматривать не как комплексную отрасль права, а как подотрасль конституционного права, регулирующую одну из форм народовластия, а именно муниципальную власть. В связи с этим предлагается отказаться от концепции, согласно которой, к примеру, нормы, регулирующие местный бюджетный процесс, или правила застройки муниципального образования, или институт муниципальной собственности, - это нормы муниципального права. Нет, это нормы соответственно финансового, административного или гражданского права. В противовес этому комплексу норм, регулирующих местное самоуправление, предлагается понятие муниципального права "в собственном содержании", которое складывается из нормативных актов, целиком регулирующих отношения, связанные с организацией муниципальной власти и нормативных актов, где нормы муниципального права составляют часть документа. В таком виде муниципальное право, конечно, пока еще не сформировалось, но в будущем это должно произойти.

stud24.ru


Смотрите также