Контрольная работа: Два художникапо повести Н.В.Гоголя Портрет. Контрольная работа гоголь портрет


Контрольная работа - Два художникапо повести Н.В.Гоголя Портрет

Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)

Автор: Гоголь Н.В.

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.

Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором — путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

www.ronl.ru

Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе

Разделы: Литература

Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.

Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын

Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик

Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.

Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.

Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.

Портрет работы Горюнова 1835 г

Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.

Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.

img7.jpg (57265 bytes)

Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.

Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.

Словарик:

Антики - гипсовые слепки с античных скульптур.

Психея - в греческой мифологии: олицетворение человеческой души изображалось обычно в виде бабочки или прекрасной девушки.

Вандик (Ван Дейк) Антонис (1599-1641) - голландский живописец, особенно прославившийся портретами.

Ундина - водяной дух, героиня одноименной повести Фридриха ла Мотт Фуке.

Аспазия - возлюбленная афинского государственного деятеля Перикла, отличавшаяся умом, образованностью и красотой.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.

Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.

С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.

Тест по содержанию.

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

б) Алексей Иванович Чиртков;

в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

б) акварели;

в) гравюры.

4. Покупателей было:

а) много;

б) немного;

в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке;

б) в монастыре;

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский;

б) пейзажный фон – пламенный полдень;

в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе;

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза;

б) три раза;

в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи;

б) аристократической дамы;

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет;

б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту;

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти;

б) пьянства;

в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег;

б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист;

б) аристократ, любитель живописи;

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком;

б) купцом;

в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство;

б) несчастье;

в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых;

б) родными ростовщика;

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе;

б) уничтожен;

в) украден.

21. Композиция всего произведения:

а) линейная;

б) обратная;

в) рамочная.

В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.

Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.

Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.

-Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)

Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)

Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.

Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.

Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.

Внешние препятствия для развития творчества

Внутренний голос и побуждения Чарткова

“последний двугривенный”

“нестерпимо холодная гостиная”

“мастерская с мерзнущими окнами”

“оборванный диван”

“не на что купить кисти и краски”

“нечем платить за квартиру”

Брань хозяина квартиры

  • Оценка профессора:
  • нетерпеливость;
  • увлеченность чем-нибудь одним;
  • нет хороших “ремесленных” навыков художника;
  • погоня за модой;
  • предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
  • “хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
  • досада от чужого денежного успеха;
  • желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
  • деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия

Внезапно появившиеся деньги

  Голос рассудка Голос чувств
  • появилась возможность работать;
  • есть деньги на содержание и обеспечение
  • “во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
  • желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
  • отправился в театр, кондитерскую и прочее;
  • купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
  • более ежели нужно завил локоны;
  • катался в карете без причины;
  • объелся без меры конфектами;
  • в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
  • желание непреоборимое схватить славу за хвост;
  • заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

 Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).

Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.

Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на детали. Все вопросы к этому эпизоду записаны на доске.

Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).

Итак, на выставке в Академии художеств он увидел картину художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Примером такого подвижничества является художник Александр Иванов, много лет писавший свое грандиозное полотно “Явление Христа народу”. В большой картине, ставшей делом жизни художника Иванова, тема нравственного преобразования и озарения человека и человеческого развернулась во всей широте и наглядности. Момент появления Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна, был связан с представлением художника с началом дня человеческого. Для показа этого момента Иванову понадобилось прибегнуть к необычайному разнообразию персонажей, к глубокому их психологическому анализу, к воссозданию сцены как живой, словно происходящей на глазах у зрителя. Замысел художника и его реализация - монументальны. Композиция имеет симметричный характер, она замкнута, расположение фигур барельефно, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту. Эти особенности композиции входят в противоречие с тем опытом освоения пространства, который был добыт художником в пейзажных этюдах. В результате изменения мировоззрения Иванова картина осталась незаконченной, и многие проблемы, поставленные в ней, - неразрешимыми. Вместе с тем она явилась великим опытом как для самого художника, так и для мастеров последующих поколений.

Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”

Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)

Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).

Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.

Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.

Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).

Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).

С какой целью он использует прием фантастики?

Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

  1. Может ли искусство очистительно и благотворно повлиять на людей?
  2. Что вы думаете о роли искусства?
  3. Каково его назначение в жизни общества?

Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.

Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу. (3 урок)

Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.

Оборудование: текст, рабочая тетрадь.

Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”

Л. И. Толстой.

Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).

Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.

Художнику отводится автором особая роль (учебник стр. 333 со слов “Кто заключил в себе талант…”).

Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).

I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).

Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.

II тип. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант.

Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.

III тип. Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

Вывод по уроку.

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.

Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:

1 группа. Почему нарушается хронология повествования?

2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?

3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Контрольная работа "Психологический портрет Николая Васильевича Гоголя"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Историческая психология

на тему

«Психологический портрет

Николая Васильевича Гоголя»

Выполнила

студентка 5 курса, з/о,

психологического фак-та,

спец. «Психология», П21

Лихоконь А.И.

Проверил

Суханова

Коломна, 2013г.

План

  1. Введение

  2. Описание начального периода жизни.

  3. Краткая биография личности

  4. Психологический портрет

  5. Вывод. Указать психологический тип личности по Юнгу

  6. Формула типа личности, используя графические знаки А. Аугустинавичюте

  7. Список источников

1. Введение

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, автор произведений "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Мертвые души" и многих других. Родился 20 марта (1 апреля н.с.) 1809 - 21 февраля (4 марта) 1852 (он не дожил 43 лет. Крайне физическое истощение в результате голодовки (которую он объявил в припадке черной меланхолии, желая побороть Дьявола) вызвало острейшую анемию мозга (вместе, по-видимому, с гастроэнтеритом), а лечение, которому его подвергли – мощные слабительные и кровопускания, - ускорило смертельный исход: организм был без того подорван малярией и недоеданием) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

Автор произведений "Ревизор", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Мертвые души" и многих других. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.

Цитаты, высказывания:

«Гоголь утверждал, что вести знакомство можно только с теми, у кого чему-либо можно научиться или кого можно научить чему- либо».

«Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рождения моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них было желание быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств. По мере того, как они стали открываться, усиливалось во мне желание избавляться от них; необыкновенным душевным событием я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям».

«Я ничего в детстве не чувствовал, я глядел на все как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне».

2. Описание начального периода жизни.

Гоголь происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцать лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя.

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 года поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Николай Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу). По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 года вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места. Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию. По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года(очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину. В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

Гоголь был не просто религиозным человеком, он был мифологически суеверен, т.е. суеверие приобретало вполне реальные очертания, диктовало свою волю и свои нормы поведения, которым он неукоснительно следовал, и которые всецело подчиняли себе все окружающее. Смех, плач, дорога, смерть, огонь (сожжение рукописей и даже печатных произведений), порожденные какой-то болезненной страстью, таинственным образом влияли на судьбу Гоголя. Процесс писания становился смыслом бытия, это был его духовный скит и судьба.

3. Краткая биография личности

Основные ценности Н.В. Гоголя связаны со стремлениями

1) к чувственным удовольствиям;

2) учиться и учить других;

3) к самосовершенствованию;

4) быть в центре внимания;

5) быть оригинальным;

6) играть и манипулировать людьми.

Внутренняя сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссионность его оценок в критике. Различные школы в русском и зарубежном литературоведении давали многочисленные толкования его противоречивых сторон. Многочисленные работы о Гоголе  и   переиздания его сочинений, воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого русского писателя во всём мире.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманной надежды на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских. Пережитые неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был удовлетворить художественные запросы Гоголя, а также принести и практическую пользу: это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.

4. Психологический портрет

Гоголь был меланхоликом.  Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать «срыв», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование и т.д.) могут ухудшится результаты деятельности меланхолика. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезу. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью они имеют художественные и интеллектуальные способности. Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие - стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык. Давно уже порешил, что доктора его не понимают. Шубу надевает в сентябре, а снимает в мае. В каждой собаке подозревает водобоязнь (бешенство), а с тех пор, как его приятель сообщил, что кошка в состоянии задушить спящего человека, видит в кошках самых страшных врагов человечества. Женится на сиротке. А если у него есть теща, то величает ее прекраснейшей и мудрейшей особой. Ведет переписку с дядюшками, тетушками, крестной мамашей и друзьями детства.

Характер . У Гоголя был разнообразный характер. Одни современники вспоминали, что он часто упирался, другие - что не было человека добрее Гоголя, третьи - что не было человека скрытнее Гоголя. Также Гоголь был очень говорлив и не любил женскую болтовню.  Вот как вспоминает о Гоголе художник Ф.И. Иордан: “Доброта Гоголя была беспримерна, особенно ко мне и к моему большому труду “Преображение”. Он рекомендовал меня, где мог. Благодаря его огромному знакомству это служило мне поощрением и придавало новую силу моему желанию окончить гравюру. Гоголь многим делал добро рекомендациями, благодаря которым художники получали новые заказы.” 

Увлечения . Гоголь любил петь. Ещё Гоголь любил собирать эксклюзивные книги. Любил Николай Васильевич и ботанику, а также рукоделье. Гоголь очень хорошо рисовал. Живя в Риме, он часто ходил к Колизею, садился там и рисовал. Любил Гоголь играть в домино и шашки, но самой любимой игрой Гоголя был бильярд. 

У Гоголя были, несомненно, «большие способности к языкознательному делу». Словарь, о котором он мечтал (в то время еще не созданный), — толковый словарь, сокровищница национального и общенародного живого русского языка, по-видимому, с этимологическими объяснениями. 

Немецкоязычные авторы одними из первых в гоголеведении стремятся к созданию целостного облика Гоголя — религиозного мыслителя и писателя-христианина. Работы немецкоязычных славистов оказываются нередко новаторскими, глубокими, важными для всей славистики в целом, что свидетельствует о неиссякаемом интересе западных ученых к русской литературе и культуре, и в частности к противоречивой и загадочной фигуре Гоголя, искавшего пути к духовному здоровью.

5. Вывод. Указать психологический тип личности по Юнгу

Интроверт – свою энергия и внимание больше обращает на свой мир находясь а отстранении. Анализируют свои чувства, переживания, эмоции. Может быстро уходить в себя.

Иррационал нестабилен в эмоциях: настроение его резко меняется  в течение дня без видимых причин. Для него очень трудно управлять своим самочувствием, поэтому в моменты подъема эмоций он работоспособен, в моменты спада – работоспособность резко падает. Настроение часто меняется.

Интуит – может познать вещи, которые не доступны наши органам чувств.

6. Формула типа личности, используя графические знаки А. Аугустинавичюте

hello_html_m55340b61.gifИИИ

  1. Список источников

  1. Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М.: Моск. рабочий, 1990.

  2. Переверзев В. Ф. Творчество Гоголя. — В его кн.: Гоголь. Достоевский…, М., 1982.

  3. Мандельштам И. О Характере гоголевского стиля. Гельсингфорс, 1902.

  4. Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание соч., т.2., СПб., 1913.

  5. Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. Киев, 1908.

infourok.ru

Тест на знание произведения Н. В. Гоголя "Портрет".

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.

Тест на знание содержания повести Н.В. Гоголя «Портрет»

1. Действие повести происходит:а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.

2. Имя главного героя:а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.

4. Покупателей было:а) много; б) немного; в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.

7. Чартков:а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканиюзаказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.

Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»

Часть1

  1. Назовите фамилию художника

  2. Что было изображено на картине, которую он купил?

  3. Что художник обнаружил в портрете?

  4. Что было самым страшным в картине?

  5. Чем закончилось произведение?

Часть2

1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:

а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства

в) трудная судьба художника

2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:

а) антитезы б) гиперболы в) типизации

3. Портрет ростовщика является олицетворением:

а) любви б) добра в)зла

4. Художник, написавший портрет ростовщика:

а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом

в) став богатым, утратил талант

5. Повествование во второй части повести:

а) последовательно б) ретроспективное в рамочное

Часть.1 1.Чартков 2.портрет старика 3.деньги 4.глаза 5.Чартков умер

Часть 2.

1

2

3

4

5

б

а

в

multiurok.ru

Контрольная работа - Два художникапо повести Н.В.Гоголя Портрет

Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)Автор: Гоголь Н.В.

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник. В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает. Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором — путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

www.ronl.ru

Контрольная работа - Портрет в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Реферат

по литературе на тему:

Портрет – в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Содержание:

1. Вступление

2. Основная часть

3. Литература

Вступление

Среди замечательных людей, составляющих славу и гордость русской культуры, выдающееся место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Вдохновенный мастер поэтического слова, он создал гениальные произведения, покоряющие читателей глубиной и правдивостью своих образов, громадной силой творческого обобщения явлений жизни, блистательным художественным мастерством.

Поразительная сила художественных обобщений Гоголя возникла на основе тесной связи писателя с жизнью. В её движении, её гуще он черпал и пафос своего вдохновения и богатство содержания своих произведений. Художник большой общественной страсти, Гоголь пытливо всматривался в процессы, происходившие в реальной действительности. И не как равнодушный наблюдатель, а как писатель-гражданин, кровно заинтересованный в судьбах народа, страны, он отражал типические черты жизни. Для того чтобы понять творчество писателя в его живом, конкретном идейно-художественном своеобразии, необходимо выяснить его реальные связи с исторической действительностью, идейной борьбой, литературным движением эпохи.

Ни над одним из произведений, включая и «Ревизора», Гоголь не работал с такою верою в свое призвание писателя-гражданина, с какой он создавал «Мертвые души». Никакому другому своему произведению он не посвятил столько глубоких творческих раздумий, напряженного труда и времени. Создание «Мертвых душ» писатель считал самым важным, самым крупным делом своей жизни. Обличительный пафос, характеризующий лучшие художественные творения Гоголя, с наибольшей полнотой и силой выразился в поэме-романе.

Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал осенью1835 г., до того, как приступил к «Ревизору». В том самом письме, в котором он рассказывал Пушкину о своем намерении приняться за комедию, Гоголь сообщал: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». По признанию Гоголя, сюжет «Мертвых душ», так же как и «Ревизора», был подсказан ему Пушки­ным. В начале Пушкин собирался написать на этот сюжет роман или повесть, но, по всей вероятности, почувствовав, что тема нового произведения ближе творческому дарованию Гоголя, передал ему свой сюжет.

«Мертвые души» не создавались как общий портрет России, задача была иная — показать ее лишь с одного бока, но при том копнуть как можно глубже и через быт, через частности добраться до заветного, до загадки русского человека и тончайших излучин его характера. Гоголь писал Жуковскому: «Уж давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть хорошего и дурного в русском че­ловеке, и обнаружилось бы перед нами видней свойство нашей русской природы».

Нет сомнения, что одним из важных элементов в характеристике литературного героя является его портрет. Основная задача моей работы состоит в том, чтобы показать роль портрета (внешнего описания) в раскрытии характера героя, доказать единство внешнего облика и внутреннего духовного мира гоголевских персонажей. Но сначала обратимся к словарям, как они трактуют слово «портрет».

«ПОРТРЕТ (фр. portrait) — живописное, скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определенного человека».

Словарь иностранных слов.

«ПОРТРЕТ, портретик, -тец, -тишка, изображение человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр. Описание нрава, быта и внешности человека, схожее с ним».

В. Даль. Толковый словарь.

«ПОРТРЕТ, 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной портрет. Скульптурный портрет. Групповой портрет (несколько лиц). Словесный портрет (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу). 2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя».

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

«ПОРТРЕТ (от франц. portrait — портрет, изображение) — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Характер портрет и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет — это скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный портрет.

В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер».

Словарь литературоведческих терминов.

Безусловно, для нас наиболее приемлемое значение слова «портрет» дано в словаре литературоведческих терминов. Именно с этих позиций мы будем характеризовать основных героев поэмы «Мертвые души».

Основная часть

Портрет как средство характеристики внешнего и внутреннего облика персонажа в творческой практике Н.В. Гоголя имеет несколько разновидностей. Это прежде всего традиционный портрет, например, портрет красавицы с алыми губками, темными бровями и светлыми очами. Но в этом традиционном портрете Гоголь стремится обнаружить «душевное движение», качественные характеристики не составляют главного содержания «словесного портрета».

Показательно, что портрет у Н. В. Гоголя может быть дан как бы со стороны, с точки зрения внимательного наблюдателя, стремящегося за внешним обликом разглядеть внутренний, психологический мир персонажа. И это присуще не только, и даже, пожалуй, не столько главным героям повествования, сколько эпизодически фигурам.

Мастерство Гоголя сказывалось и в портретных зарисовках, в необычности качественных характеристик, в особенном внимании к цвету и тону в описаниях внешности. Причем эта тонкость в называниях цвета (и впечатления от него) сказывалась тогда, когда портрет давался с позиций определенного лица.

Стремясь выпукло нарисовать действующих лиц поэмы, сделать их запоминающимися. Гоголь мастерски воссоздает внешние черты героя, его жесты, манеру поведения. Каждый герой обладает своим особым, неповторимым обликом, который никогда не позволит смешать его с каким-либо другим действующим лицом. Не развертывая всего разнообразия индивидуальных особенностей героя, писатель выделяет в портрете основное, характерное. Художественный портрет в поэме отличается скульптурной четкостью, ясно выраженной акцентировкой ведущих черт. Гениальная сила портретных изображений, созданных Гоголем, заключается в том, что портрет для него является ключом к внутреннему миру героев. Возьмем портрет Манилова. «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару;

в приемах и оборотах его было что-то, заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Перед нами ярко очерченный внешний облик героя, но мы живо ощущаем и его характер. Тут каждая деталь необыкновенно выразительна. И голубые глаза, и заманчивая улыбка, и чересчур.сладкая приятность, и заискивающие приемы обращения — все это удивительно метко определяет Манилова, давая известное представление и о его психологических особенностях.

Очертив облик героя, его «примечательные» особенности, писатель в ходе повествования оттеняет, выделяет некоторые из этих черт. Это касается прежде всего улыбки, которая не сходит с лица Манилова.

«— Ну, да уж извольте проходить вы.

— Да отчего ж?

— Ну, да уж оттого! сказал с приятною улыбкою Манилов».

Несколько далее улыбка появляется вновь. «Вы всё имеете», прервал Манилов с такою же приятною улыбкою: «всё имеете, даже еще более». Проходит определенный промежуток времени, и писатель снова вспоминает о выразительной черте героя. «Позвольте вам этого не позволить», сказал Манилов с улыбкою». Возвращаясь к Манилову в седьмой главе — в рассказе о посещении казенной палаты,— Гоголь пишет: «Манилов поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою, присовокупляя с приятною улыбкою, что он не допустит никак Павла Ивановича зашибить свои ножки». Эта приятная улыбка прочно запечатлевается в сознании читателя, соединяясь с представлением о характере героя.

Но при этом сентиментальный фантазер совершенно неспособен к какому-либо реальному действию. Сибаритство, праздность и безделье вошли в его кровь и плоть. Манилов лишен живой мысли, живого стремления. Та «возвышенность», которой он так гордится, его «изысканность» — все это лишь убогий маскарад, скрывающий за собой никчемность героя.

Если маниловская пошлость еще как-то пытается рядиться в узорчатые одежды, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная скудость предстают в своем естественном состоянии. В отличие от Манилова Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру, какая-то своеобразная, весьма «незатейливая» «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем уже во внешнем портрете Коробочки (хотя и портретом это можно назвать с натяжкой), запечатлевающем её малопривлекательный, затрапезный вид: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки».

Соединение патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю бедность духовной жизни Коробочки. Сознание её охватывает чрезвычайно узкий круг жизненных явлений. Недаром Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Эпитет этот очень метко характеризует существо поместной владетельницы. Во всем своем облике ничтожного, низменного существа она отражает типические черты людей привилегированной среды. И это писатель подчеркивает в лирическом отступлении: «Да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая её от сестры её, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли».

В противоположность мелочно-скопидомной, заскорузлой помещице, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он чрезвычайно подвижен, задорен. Этим чертам характера соответствует и внешность героя: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось так и прыскало с лица его».

За этой, на первый взгляд, жизнеутверждающей внешностью, нет ничего человечески значимого, его бурная «деятельность» принимает специфический характер. Всюду, где только ни появлялся Ноздрев, затевается кутерьма, возникают скандалы. Энергия Ноздрева лишена какой-либо направляющей идеи, цели. Хвастовство, ложь составляют неотъемлемую особенность его. «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Они называются разбитными малыми. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Легкость сближения прямо пропорциональна легкости громких ссор и скандалов. Более того, в одно и то же время один и тот же человек может называться подлецом и другом. И побивали Ноздрева частенько за наглость, мошенничество: «…или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних». Так через внешние детали Гоголь утверждает мысль, что Ноздрев долго еще не выведется из мира.

Собакевича никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках, тешат себя иллюзиями. Наоборот он обеими ногами стоит на земле, весьма трезво оценивает людей и жизнь. Весьма своеобразна внешность героя: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко гля­дел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! со­вершенный медведь! Нужно же такое странное сближе­ние: его даже звали Михаилом Семеновичем».

Сравнение с медведем имеет не только внешний характер: оно подводит к раскрытию его психологических особенностей. Животное начало главенствует в натуре Собакевича. Он далек от всякой философии, мечтаний, порывов. По твердому его убеждению, единственным жизненным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка стоит здесь на первом плане.

Если в портрете Манилова оттенялась улыбка, то у Собакевича подчеркивается прежде всего «особенность» его движений. При встрече с Чичиковым он «с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «прошу прощения». Такого рода «действия» повторяются и вновь. «Позвольте, позвольте!» сказал Собакевич, не выпуская его руки и наступив ему на ногу, ибо герой наш позабыл поберечься, в наказанье за что дол» жен был зашипеть и подскочить на одной ноге». Одновременно с этим писатель в ходе повествования оттеняет характерную для героя позу. Собакевич «шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь». В «ин­тимном» разговоре с Чичиковым «Собакевич всё слушал наклонивши голов у»; и далее: «Собакевич всё слушал, наклонивши голову»; затем снова подчеркивается любимая поза героя: «Собакевич слушал, всё по-прежнему нагнувши голову», а через некоторый промежуток времени следует фраза: «Извольте, я готов продать», сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову». Это выделение особенных черт придает замечательную вырази­тельность портрету Собакевича — хитрого и пронырливого дельца.

Неизгладимый отпечаток жизненной практики героя, его отношения к миру несет в себе портрет Плюшкина; в нем ясно обозначено стирание человеческой личности, ее омертвение. Постороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайности аморфным и неопределенным. «Пока он (Чичиков,— М. X.) рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та же самая ключница, которую встре­тил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница; ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». При всей общей аморфности облика Плюшкина в его портрете выступают отдельные резкие черты. В этом соединении бесформенности е резко выделяющимися признаками — весь Плюшкин. «Лицо его не представляло ничего особенного», «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не пот ух нули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». Маленькие бегающие глаза, старательно высматривающие все вокруг, великолепно характеризуют и мелочную жадность, и настороженность Плюшкина.

Но с особым вниманием при обрисовке плюшкинского портрета писатель останавливается на костюме героя. «Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава, и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, под­вязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». Описа­ние это живо раскрывает важнейшую черту Плюшкина — его всепоглощающую скупость, хотя об этом качестве в описании портрета и ничего не сказано.

Интересен и групповой портрет жителей губернского города, губернских чиновников: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы,— волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. На­ружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и госуда­рю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет». Исчерпывающая (несколько ироничная, но точная) характеристика представителей господствующего класса провинциальной России. В метаморфической форме, разделить городские верхи на «толстых» и «тонких», Гоголь через яркие внешние детали донес до читателя реальность жизни чиновничьей среды в целом, в его наиболее характерных проявлениях.

В тесной связи с раскрытием типических черт поместной и городской среды в поэме придает образ Чичикова. Это центральный герой «Мертвых душ»; рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение. По своему происхождению он принадлежит к дворянскому сословию, но отец Чичикова не был богатым человеком и не оставил ему наследственных имений. В отличие от потомков владетельных особ он собственными усилиями пробивал себе дорогу в жизни, твердо и навсегда усвоив те правила, которые внушал его родитель, отправляя юного Павлушу в плавание по морю житейскому. Одно из них особенно хорошо запомнил: «…Больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдает, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

Поставив своей целью завоевание богатства, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и неистощимую изобретательность. Изображая помещиков, Гоголь выделял некоторые их главные, определяющие черты, которые составляют как бы основу и внешнего и психологического рисунка героя. В отличие от этого образ Чичикова строится на раскрытии «многосторонности», чрезвычайной эластичности героя, на показе его приспособляемости к самым различным жизненным обстоятельствам.

В результате долгой жизненной практики Чичиков блистательно выработал в себе способности к мимикрии. Оказываясь в любой новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает её цвет, окраску, всюду становясь «своим», близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику; печать какой-то обтекаемости лежит на его внешнем портрете. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж инее так, чтобы слишком молод».

Гоголь сам настаивает на том, чтобы читатель помнил о сказочно-басенных Мишке, Топтыгине и т. д., читая о его Собакевиче, недаром и названном Михаилов. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось...» и т. д.; и ниже опять: «Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем». (Как известно, и мебель у Собакевича была похожа на него, и пузатое ореховое бюро — совершенный медведь. Через страниц пять — Собакевич усадил гостя «в кресла с некоторою даже ловкостью, такой медведь, который уже побывал в руках, умеет и перевертываться...» и т. д.

Совсем в другом месте и иначе, но опять тема медведя всплывает в связи с Собакевичем. Председатель па­латы говорит о крепком здоровье и Собакевича и отца его, который «был также крепкий человек. «Да, на мед­ведя один хаживал», отвечал Собакевич. «Мне кажется, однако ж», сказал председатель, «вы бы тоже повалили медведя, если бы только захотели выйти против него». «Нет, не повалю», — отвечал Собакевич...»

Гоголь не дает таких же прямых «подписей» под портретом Чичикова, но трудно не узнать в нем подчас лису-лисаньку, русского исконного сказочного и басенного ласкового плута, обходительного, гибкого. Конечно, незачем сводить все содержание образа Чичикова, весь этот сложный социальный образ, крепко впаянный в русскую историческую действительность 1830-х годов, к схеме фольклорной лисы. Вовсе не об этом идет здесь речь, а лишь о том, что в составе образа Чичикова есть и этот штрихи что этот штрих, нет-нет, а всплывающий в тексте поэмы, вовсе не безразличен в оценке Чичикова, именно, прежде всего в оценке его. Так «Мертвые души» становятся как бы гоголевским сказом о лисе, глубоко рус­ским, нацело оригинальным реалистическим эпосом на народной основе, отчасти полемически направленным против романтического использования легенд о лисе, скажем, в «Рейнеке-лисе» Гете.

Не будем непременно искать в персонажах «Мертвых душ» других фольклорных и басенных зверей, хотя мы могли бы обнаружить и черты волка и другие. Дело не в зверях, а в апелляции Гоголя к вековой мудрости народа в самом важном — в освещении, в истолковании, в оценке изображаемых явлений. Гоголь вывел на сцену важнейшие, типические явления окружающей его действительности в лице своих героев.

Сочетание внешнего и внутреннего в портретах, нарисованных Гоголем, было одним из средств типизации жизни, которым писатель владел с необыкновенным совершенством. Мы уже отмечали, что автору «Мертвых душ» нередко достаточно было двух-трех на первый взгляд внешних штрихов, чтобы образ выступил в своей жизненной осязаемости. Таковы пор­треты губернатора, прокурора и других эпизодических лиц. Вспомним, например, образ Феодулии Ивановны — жены Собакевича. Ей уделено очень немного места, очерчен лишь ее портрет, но с какой поразительной ясностью предстает перед читателем этот образ. «Гость и хозяин не успели помолчать двух минут, как дверь в гостиной отворилась и вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма… Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом». Далее следует центральный, «ударный» момент изображения героини: «Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью». Портрет Феодулии Ивановны полностью готов, добавлять к нему нечего.

Придавая большое значение портрету, Гоголь при введении нового действующего лица чаще всего начинает с обрисовки его внешнего облика. И потому, что портрет играет значительную роль в характеристике героя, он всегда «собран», художник дает его в одном месте, не возвращаясь к нему в последующем рассказе.

При изображении основных героев поэмы писатель часто дает повествовательную характеристику действующего лица. Она включает в себя раскрытие тех родовых признаков героя, которые связывают его с группой сходных с ним людей. Писатель здесь как бы определяет место действующего лица в жизни. Не стремясь завоевать внимание читателя сложной интригой, Гоголь сразу же «проясняет» облик героя. Отказываясь от внешней занимательности, он переносит центр тяжести на «занимательность» характера. Он как бы стремится сделать читателя живым участником познания и «открытия» определенных сторон действительности. Вместе с читателем автор «вглядывается» в жизнь, постигая сущность человеческих характеров. Перед читателем по мере этого «вглядывания» выступает, благодаря гениальному мастерству писателя, живой, рельефный образ героя.

Портрет Чичикова композиционно примыкнет к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания присоединяется к толстым, которые «умеют обделывать свои дела».

В отличие от портретов чиновников и помещиков, здесь почти нет гротескных деталей

Исключение – манера сморкаться:

В приемах своих господин имел что-то солидное и высморкивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба.

Одежда: Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как запутывается, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул из носу два волоска и непосредственно затем очутился во фраке брусичного цвета с икрой.

Фрак Чичикова – сквозная деталь как и его бричка и шкатулка.

О Гоголе нередко писали, что искусство психологического анализа не было самой сильной стороной его дарования. Думается, что если бы он ничего не создал, кроме образа Чичикова, то и этого было бы достаточно, чтобы признать в нем тончайшего мастера психолога, способного проникать в самые сокровенные тайники человеческой души.

Еще современники подняли вопрос о сходстве помещиков в «Мертвых душах» с разными животными. Об этом написал Шевырев, но написал, не поняв, в чем тут дело, и с непременной для него реакционной тенденцией; по его мнению, Собакевич — это медведь и свинья вместе, Ноздрев — собака, Коробочка — белка, Плюшкин — муравей, Манилов — потатуй, Петрушка — козел. Не стоит опровергать большинство из этих странных сопоставлений, тем более что они, как видно, стремятся оправдать Коробочку и даже гнусного Плюшкина лестными для них сравнениями, в то время как Петрушку, раба, Шевырев, конечно, легко оскорбляет — без достаточных оснований.

Самая мысль о том, что «герои» поэмы Гоголя походят на зверей, повторялась потом не раз, и, может быть, что-то есть в ней резонное. Однако дело здесь не только в зверях — ив первую очередь не в зверях. Ведь и с животными-то мы нередко сравниваем людей и в быту и в искусстве только потому, что в нашем сознании крепко сидят образы животных, похожих на людей, более того — животных, представляющих те или иные типы людей. А всякому ясно, что эти образы животных, которые на самом деле — люди, типические образы людей, даны каждому из нас фольклором, тысячелетней мудростью народа, пословицей, сказкой, а также возникшей на основе сказочной, фольклорной образности басней.

Именно отсюда появились и в «Мертвых душах» люди, как бы похожие на зверей, то есть, конечно, не на настоящих, живых зверей, а на зверей фольклора, басни, древнего народного мифа. Так, нет сомнения в том что Собакевич — это гоголевский вариант сказочного медведя, крыловского мишки, в обличий русского помещика начала XIX столетия. В нем — те же черты на взгляд безобидной, а на самом деле тупо уничтожающей, грубой и дурацкой силищи, жадности, злобной неповоротности.

Во всем умеренность и середина, безличность, начисто исключающая подлинно человеческие страсти и движения души.

Литература:

1. Н.В. Гоголь. Мертвые души. Москва: Художественная литература, 1985г.

2. Г.А. Гулевский. Реализм Гоголя. Москва: Художественная литература, 1959г.

3. Л.И. Еремина. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. Москва: Наука, 1987г.

4. М.Б. Храпченко. Творчество Гоголя. Москва: Советский писатель, 1956г.

www.ronl.ru


Смотрите также