Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
Вариант 1.
1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЭТО:
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
2. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка
3. Какое слово является неологизмом?
А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл
4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
5. В каком словосочетании есть профессионализм?
А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода
6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?
А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы
Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза
7. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк
8. В каком предложении встречается фразеологизм?
А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы
Б) С еловой ветки мне на голову упал снег
В) В чистой воде озера хорошо было рыбам
Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули
9. В каком предложении есть синонимы?
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников
Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?
Начало – конец Холод – жара Свет – тьма
11. Объясните значения фразеологических оборотов:
Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –
Не покладая рук – Чуть свет –
12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.
13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.
Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.
Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.
А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»
Вариант 2.
1. Найдите верный ответ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - ЭТО:
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
2. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас
3. Какое слово является неологизмом?
А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход
4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.
Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.
В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.
Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.
5. В каком словосочетании есть профессионализм?
А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная
6. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?
А) поставить на место В) внести лепту
Б) подложить свинью Г) втирать очки
7. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина
8. В каком предложении встречается фразеологизм?
А) Коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.
Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.
В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.
Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.
9. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.
Б) Сова спит днем, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами.
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?
Пурга - метель, бросать – швырять, караулить - сторожить
11. Объясните значения фразеологических оборотов:
Из рук валится – Сидеть сложа руки – Не видно ни зги –
Жить как кошка с собакой – Видимо-невидимо –
12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.
13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.
Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.
Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.
А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».
6 класс.
Вариант 1.
1. Какое определение является неверным?
Диалектизмы употребляют жители той или иной местности.
Профессионализмы относятся к общеупотребительной лексике.
Архаизмы и историзмы являются устаревшими словами.
Фразеология – наука, изучающая словарный состав языка.
2. Выберите верное определение понятию синонимы.
Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значения.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию.
Слова, имеющие несколько лексических значений.
Слова, противоположные по лексическому значению.
3. Какое слово нельзя употребить со словом МЕСТНОСТЬ?
Речистая 2. Лесовая 3. Каменистая 4. Песчаная.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
1. СЫТЫЙ голодного не разумеет.
2. После СЫТОГО завтрака нам долго не хотелось есть.
3. СЫТЫЙ рыжий кот сидел на крылечке и облизывался.
4. Съев бабушку, СЫТЫЙ волк лёг в её постель и стал ждать Красную Шапочку.
5. В каком предложении вместо слова ВОСПОМИНАНИЕ нужно употребить НАПОМИНАНИЕ?
Часто воспоминание похоже на выдумку, творчество.
Эти фотографии служили мне воспоминанием о том, как мы провели лето.
Вспоминания окружили меня, когда я медленно ехал по лесу.
Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.
6. Укажите слово, заимствованное из тюркских (восточных языков)?
Альбом 2. Башмак 3. Гимназия 4. Школа
7. В каком ряду все слова являются историзмами?
Очи, опричнина, зерцало, выя. 2. Кокошник, десница, пророк, зала.
Боярин, приказчик, крепостной, кафтан. 4. Дворня, дворянин, терем, ланиты.
8. Какое слово является диалектным?
Кафтан 2. Стамеска 3. Сиверко 4. Кондиционер
9. Какое слово является профессиональным?
Альбом 2. Шоссе 3. Фиксаж 4. Книга
10. Какой фразеологизм имеет значение «опытный человек»?
Казанская сирота 2. Стреляный воробей 3. Птица высокого полёта 4. Барашек в бумажке
11. Какие фразеологизмы не являются синонимичными?
В двух шагах - в два счета 2. Яблоку негде упасть – шаг некуда ступить
3. Вывести на чистую воду - сорвать маску 4. Мухи не обидит - воды не замутит.
12. Для какого фразеологизма источником является Библия?
Нести свой крест 2. Ахиллесова пята 3. Вставлять палки в колеса 4. Альфа и омега
Прочитайте текст. Выполните задания
(1) Ямщик снял тяжелый тулуп, потушил свечку и полез на печь. (2) Разом все уснули. (3) Но ночью ему захотелось пить, и он проснулся. (4) В полудреме он надел валенки, доковылял до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. (5) Луна была за тучками, и сквозь маленькое окошко сугробы снега казались черно – синими. (6) «Как белка в колесе целый день, устали!»- подумал ямщик. (7) За окном ему почудился стук. (8) Это был даже не стук, а скрип снега под чьими - то тяжелыми шагами. (9) Вот во тьме что-то тяжелое вздохнуло, зашевелилось, заворочалось, и он понял, что это мимо окна прошел медведь. (10) Но вот из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. (11) Сугробы засверкали мягким матовым блеском, и ямщик увидел, что медведь этот вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест сено. (12) «Разгулялась-то ночью, а ну ступай в стойло» - проговорил он.
13. Какое утверждение неверно?
В предложениях 1,3,4 перечисляются последовательные действия героя.
В предложении 5 представлено описание.
Предложение 7 связано с предыдущим с помощь синонимов.
Предложение 6 – это предложение с прямой речью.
1. Выпишите из предложений 1 – 3 устаревшие слова.
2. Выпишите фразеологизм из текста.
3. Для прилагательного из предложения 8 подберите антоним. Запишите антоним.
4. Среди предложений 11-12 найдите диалектизм. Выпишите его.
5. Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором используется эмоционально-окрашенное слово. Выпишите это слово.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».
6 класс.
Вариант 2.
1. Какое определение является неверным?
Жаргонизмы употребляют определенные группы населения.
Диалектизмы не относятся к общеупотребительной лексике.
Слова, начинающиеся с буквы «А» – заимствованные.
Этимология – наука, изучающая слова.
2. Выберите верное определение понятию антонимы.
Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значения.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию.
Слова, имеющие несколько лексических значений.
Слова, противоположные по лексическому значению.
3. Какое слово нельзя употребить со словом ПОЧВА?
Песчаная 2. Глинистая 3. Глиняная 4. Каменистая
4. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
1. Девочку ОДЕВАЛИ нарядно, точно куклу.
2. Мать старалась ОДЕТЬ ребёнка побыстрее.
3. Отец ОДЕЛ очки, и лицо его стало казаться сосредоточенным.
4. Когда Димочку ОДЕВАЛИ на прогулку, он начинал капризничать: ему быстро становилось жарко в зимней одежде дома.
5. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?
1. На темном листе блестела одна единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2. День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.
3. Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4. ДОЖДЕВЫЕ воды заполнили овраги.
6. Укажите слово, заимствованное из французского языка?
аквариум 2. апрель 3. дезинфекция 4. штаб
7. В каком ряду все слова являются архаизмами?
Пиит, барышня, околица, зипун. 2. Око, перст, шуя, десница.
Лапоть, льзя, ветрило, толмач. 4. Рыбарь, брадобрей, отрок, челядь.
8. Какое слово является диалектным?
Сарафан 2. Тубус 3. Компьютер 4. Серчать
9. Какое слово является профессиональным?
Урна 2. Рейс 3. Аккомпанемент 4. Нож
10. Какой фразеологизм имеет значение «преувеличивать»?
Витать в облаках 2. Со всех ног 3. Сгущать краски 4. Тертый калач
11. Какие фразеологизмы являются синонимичными?
Со всех ног - во всю прыть 2. Непочатый край – шагу некуда ступить
3. Вывести на чистую воду-дать маху 4. Рукой подать – лезть на стену.
12. Для какого фразеологизма источником является художественная литература?
Тришкин кафтан 2. Бить баклуши 3. Манна небесная 4. Тихой сапой
Прочитайте текст. Выполните задания
(1) Ямщик снял тяжелый тулуп, потушил свечку и полез на печь. (2) Разом все уснули. (3) Но ночью ему захотелось пить, и он проснулся. (4) В полудреме он надел валенки, доковылял до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. (5) Луна была за тучками, и сквозь маленькое окошко сугробы снега казались черно – синими. (6) «Как белка в колесе целый день, устали!»- подумал ямщик. (7) За окном ему почудился стук. (8) Это был даже не стук, а скрип снега под чьими - то тяжелыми шагами. (9) Вот во тьме что-то тяжелое вздохнуло, зашевелилось, заворочалось, и он понял, что это мимо окна прошел медведь. (10) Но вот из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. (11) Сугробы засверкали мягким матовым блеском, и ямщик увидел, что медведь этот вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест сено. (12) «Разгулялась-то ночью, а ну ступай в стойло» - проговорил он.
13. Какое утверждение неверно?
В предложении 5 представлено описание.
Предложение 6 – это предложение с прямой речью.
В предложениях 1,3,4 перечисляются последовательные действия героя.
Предложение 7 связано с предыдущим с помощь синонимов.
1. Выпишите из предложений 1 – 3 устаревшие слова.
2. Выпишите фразеологизм из текста.
3. Для прилагательного из предложения 8 подберите антоним. Запишите антоним.
4. Среди предложений 11-12 найдите диалектизм. Выпишите его.
5 Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором используется эмоционально-окрашенное слово. Выпишите это слово.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
infourok.ru
Проверочная работа в 6 классе по теме «Лексика. Словообразование»
(учебник Т.А. Ладыженской)
Проверочная работа представляет собой тест, состоящий из 12 разноуровневых заданий, направленных на проверку знаний, умений и навыков учащихся 6 класса по теме «Лексика. Словообразование». Ученикам предстоит вспомнить теоретические сведения о способах словообразования, группах слов, структуре слова, а также применить свои знания для решения практических вопросов.
Инструкция для учеников.
Внимательно прочитай текст, затем выполни задания № 1-12.
В заданиях 1-4 и 6 выбери один вариант ответа и обведи соответствующую ему букву.
В задании 5, 7, 9, 10 запиши ответ самостоятельно.
В задании 8 тебе необходимо соединить стрелками соответствующие слова из первой и второй колонок.
Задание 11: сложное! тебе нужно написать самостоятельное рассуждение на основе изученного материала.
Задание 12: творческое! Напиши небольшое рассуждение на лингвистическую тему.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ЗАДАНИЯ
Внимательно прочитай стихотворение.
(1) Подумайте только, как многоЗначений у слова «дорога».(2) Дорогой зовут автостраду,И тропку, бегущую рядом,И шлях, что лежит на равнине,И путь каравана в пустыне,И шаг альпиниста по кручеК вершине, упрятанной в тучах.(3) И след корабля над волнами,И синие выси над нами…(4) И вот уж пополнилось новымЗначеньем привычное слово.(5) Представьте: готова ракетаК прыжку на другую планету,Прощаясь с ее экипажем,Стоящим у звезд на пороге,Мы просто и буднично скажем:- До встречи! Счастливой дороги!(6) Подумайте только: как многоЗначений у слова «дорога»!В.Остен
1. Отметь утверждение, которое не соответствует содержанию стихотворения.
А) Автор стихотворения предлагает читателям подумать над значениями слова «дорога».
Б) Слово «дорога» имеет несколько значений.
В) Жизнь человека можно сравнить с дорогой.
2. Какое название, на твой взгляд, не подходит для данного стихотворения?
А) Дорога
Б) Трудный путь
В) Интересное слово – «дорога»!
3. К какой группе слов можно отнести слово «дорога»?
А) историзмы
б) архаизмы
в) многозначные слова
г) синонимы
4. Выпиши из предложения 4 прилагательное, соответствующее схеме «корень-окончание». Подбери и запиши к нему антоним.
5. К какой группе слов можно отнести слово «экипаж»?
А) устаревшие слова
б) неологизмы
в) заимствованные слова
г) диалектизмы
6.Замени заимствованное слово «альпинист» исконно русским синонимом.
7. Соедини слова и соответствующие им способы словообразования.
Буднично | Бессуфиксный способ |
Подумать | Суффиксальный способ |
Встреча | Непроизводное слово |
Синий | Приставочный способ |
8. Шестиклассник Вася выписал из стихотворения синонимы к слову «дорога»: тропка, автострада, шлях, встреча, путь. Какое слово будет лишним в этом ряду? Запиши его.
9. Из предложений 1, 2 выпиши формы одного и того же слова.
10. Выпиши из текста слово (или слова), соответствующее(-ие) схеме: корень-суффикс-суффикс
11. Продолжи утверждения.
А) Слово «прыжок» - это отглагольное существительное, так как…
Б) Слово автострада является заимствованным, так как….
В) Слова «автострада» и «дорога» нельзя назвать полными синонимами, потому что…
12. Выбери один из вопросов и напиши небольшое рассуждение (помни про структуру текста-рассуждения!).
*Какие ещё интересные многозначные слова есть в русском языке? Расскажи об одном из таких слов и постарайся перечислить все его значения.
*Как ты думаешь, как возникли в языке многозначные слова?
*Как изменился бы язык, если бы в нём не было многозначных слов?
Ответы
1.В)
2.Б)
3.В)
4.Новым, старым
5.В)
6.Скалолаз
7. Буднично | Суффиксальный способ |
Подумать | Приставочный способ |
Встреча | Бессуфиксный способ |
Синий | Непроизводное слово |
8. встреча
9. дорога, дорогой
10. буднично
11.А) Слово «прыжок» имеет значение действия, образовано от глагола прыгать.
Б) У него есть корень «авто», общий для многих заимствованных слов.
В) У слова «дорога» есть множество значений, в том числе переносных, а слово «автострада» имеет только одно значение. Так называют современную скоростную магистраль, не пересекающуюся с другими дорогами.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Тест по теме «Лексика» 6 класс
1 вариант
1. Определите слова по лексическому значению:
а) все слова языка -
б) слова, имеющие несколько лексических значений -
в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности -
г) слова, вошедшие в русский язык из других языков –
д) слова, которые известны и понятны всему народу, называются ………..
2. Приведите примеры с иноязычной частью аква-
3. Замените устаревшие слова синонимами:
очи –
баталия -
брадобрей –
4. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «ковш» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
5. Подберите синонимы к слову «необъятный» -
6. Зачеркни лишнее слово и укажи профессию человека: проявитель, закрепитель, наждак, негатив, фотография –
7.Слова, вошедшие в русский язык в последнее время ……
8. В каком случае выделенное слово является диалектным?
а) Соседка угостила меня конфетами.
б) Петя добросовестно работал на уборке территории.
в) Стёжка заросла лебедой.
г) Оркестром руководит новый дирижер.
2 вариант
1. Определите слова по лексическому значению:
а) раздел науки о зыке, изучающий лексику -
б) слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -
в) все слова языка образуют его …….
г) новые слова, возникающие в языке –
д) слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются …….
2. Профессионализмы – это
а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности; В каком случае выделенное слово является диалектным?
в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
г) все слова языка;
д) многие слова языка, известные всему народу.
3. Приведите примеры с иноязычной частью био-
4. Замените устаревшие слова синонимами:
чело –
глаголет -
перст -
5. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «хрустальный» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
6. Подберите синонимы к слову «завершать» -
7. Зачеркни лишнее слово и укажи профессию человека: гамма, форте, октава, аккорд, гуашь –
8. В каком случае выделенное слово является заимствованным?
а) Друг угостил меня бутербродом.
б) Вадик хорошо работал на уборке территории.
в) Старик был в тёплых унтах выше колен.
г) Я люблю осень.
3 вариант
1. Определите слова по лексическому значению:
а) слова, имеющие одно лексическое значение -
б) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений -
в) все слова языка образуют его …….
г) слова, вышедшие из активного повседневного употребления –
д) новые слова, возникающие в языке –
2. Какое слово является устаревшим?
а) плащ б) пальто в) кафтан г) шуба
3. Приведите примеры с иноязычной частью гео-
4. Замените устаревшие слова синонимами:
ланиты -
глас –
десница –
5. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «злиться» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
infourok.ru
«Лексикология. Фразеология» I вариант
1. Укажите группу устаревших слов.
А рубанок, зубило, стамеска Б фонетика, лексикология, орфография
В уста, вирши, чело Г компьютер, ледоруб, глобус
Подберите современные синонимы к каждому из устаревших слов.
2. Укажите группу слов-профессионализмов.
А колчан, свёкла, кровать Б палитра, акварель, мольберт
В кафтан, лапти, ботфорты Г антракт, дефект, эгоизм
Укажите, представители какой профессии используют эти слова.
3. Укажите группу, где все слова заимствованные
А акваланг, география, синоним Б батрак, хата, мямлить
В земля, озеро, осень Г купец, азбука, сени
Составьте и запишите словосочетания с заимствованными словами.
4. Словосочетание, в котором слово серебряный употреблено в переносном значении,— в строке
А серебряная цепочка Б серебряный голос В серебряная посуда
5. Укажите значение фразеологизма за тридевять земель.
А за границей Б близко В по соседству Г далеко
Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.
6. Укажите правильное высказывание.
А Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.
Б Новые слова, возникающие в языке, называются заимствованными.
В Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются неологизмами.
Г Слова, вышедшие из употребления, называются диалектизмами
7.Какие слова использованы в предложении: Это была не просто ТИШИНА, БЕЗМОЛВИЕ вокруг.
А)синонимы ; Б) антонимы ; в) омонимы.
8.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.
9.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.
10.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.
11.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.
12.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.
13.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.
14.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?
а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.
15.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
16. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
17. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.
«Лексикология. Фразеология» II вариант
1. Укажите группу слов-профессионализмов.
А гамма, аккорд, нота Б огурец, кукла, барабан В космонавт, дизайнер, луноход
Г батрак, витязь, гусар
Представители какой профессии используют эти слова?
2. Укажите группу устаревших слов.
А баян, балалайка, гитара Б негатив, фиксаж, проявитель В небо, птица, зверь
Г воитель, очи, персты
Подберите современные синонимы к каждому из устаревших слов.
3. Укажите группу заимствованных слов.
А страна, работа, праздник Б грамматика, теннис, рекорд В брег, число, уста
Г вода, хлеб, земля
Составьте и запишите словосочетания с заимствованными словами.
4. 2. Словосочетание, в котором слово разбить употреблено в прямом значении,— в строке
А разбить посуду Б разбить мечту В разбить клумбу
5. Укажите значение фразеологизма задирать нос.
А хвастать Б важничать В драться Г дразнить
Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.
6. Укажите верное высказывание.
А Лексическое значение слова можно узнать из орфографического словаря.
Б Слова, называющие специальные понятия науки, искусства, техники и т. п., называются неологизмами. В Лексическое значение слова объясняется в толковом словаре.
Г Лексическое значение слова объясняется в фразеологическом словаре.
7.Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый В) бесцеремонный, прямолинейный
Б) безалаберный, безответственный Г) беспощадный, жестокий
8.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.
9.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.
10.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.
11.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.
12.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.
13.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.
14.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?
а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.
15.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
16. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
17. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.
multiurok.ru
Контрольная работа по теме: «Лексика» (6 класс).
Задание № 1.
Найдите соответствия:
1. Однозначные слова
2. Синонимы
3. Антонимы
4. Лексическое значение
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
3. Слова, имеющие одно и то же лексическое значение.
4. То, что обозначает слово.
Задание № 2.
Укажите ряд, в котором все имена прилагательные употреблены в переносном значении:
1. старые туфли, золотое сердце, чистое небо
2. теплые отношения, старый друг, горький перец
3. каменное сердце, громкая слава, легкий характер
Задание № 3.
Значение какого слова употреблено неверно?
1. Колчан - сумка, футляр для стрел
2. Омшаник - сарай для зимовки пчел
3. Литера - одно из средств художественной выразительности
4. Мичман - воинское звание младших командиров флота
Задание № 4.
Укажи строку, в которой все слова - неологизмы:
1. видеоигра, амбар, луноход
2. дискета, дисковод, гамбургер
3. Интернет, горничная, радиотелефон
Задание № 5.
Выпишите историзмы:
Дубровский знал сии места… Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб.
Задание № 6.
Выпишите диалектные и профессиональные слова.
1. Мшары - это сухие болота.
2. Казаки собирались в проулках и куренях.
3. Сварщик часто использует сварочный трансформатор.
4. Рабочие использовали трайлер на этом объекте.
5. Мы проснулись рано от кочетиного крика.
6. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.
7. Горизонтали - это линии на географических картах.
8. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.
Задание № 7.
Запишите слова, имеющие в своем составе:
1. фон (греч.)
2. граф (греч.)
3. теле (греч.)
Задание № 8.
Найдите предложения, в которых фразеологизмы употребляются в несвойственном им значении.
1. Он бился, как рыба об лед, но так ничего и не смог изменить в своей жизни.
2. Работа валилась из рук, в душе клокотала обида после случившегося накануне.
3. Он был человеком необычайно доброжелательным, открытым, со всеми играл в кошки-мышки.
4. «Что же теперь будет? Ведь мы такую кашу заварили», - спрашивал я себя.
5. Наш посетитель - человек интересный, яркий, ни то ни се.
Задание № 9.
Выпишите устаревшие слова, объясните их значение.
1. Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
2. И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
Задание № 10.
1. Найдите фразеологизм, выпишите его, объясните значение.
1. Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».
2. - Эге! - прервал Кирилла Петрович, - да ты, знать, не из храброго десятка, чего ты боишься.
Задание № 11.
К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:
1. скорый поезд
2. обучение животных
Задание № 12.
Какие слова пропущены?
От горшка два …, мало … ел, … как огня.
Задание № 13.
Замените заимствованные слова русскими:
резюме, жаргон, турне, шарм, триумф, виктория, мемуары, антракт.
Задание № 14.
Укажите эмоционально окрашенные слова, составьте с ними словосочетания:
невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, неказистый, невидный.
Задание № 15.
Вспомните и запишите фразеологизмы со словами: рука, палец.
globuss24.ru