№
Этапы урока
Время
Работа обучающихся
1.
Проверка подготовленности обучаемых к занятию:
Настроение урока.
Речевая разминка.
2 мин
Формирование эмоционального настроя на урок, речевая разминка.
2.
Объявление темы и целей урока.
2 мин
Запись в тетради, формулирование целей.
3.
Изложение нового материала по вопросам:
Первый снег” - рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.К.Г.Паустовский - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку - его поступкам, мыслям, его желаниям.Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег?
Чтение рассказа. Упр.367. Рувим - это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.
Беседа по тексту. Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ? Определите тип речи и стиль этого текста. (Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль - художественный, так как основная его цель - воздействовать на чувства читателей). Назовите тему текста, о чем он? (Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег). Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста? (В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”).
Составление плана.На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить.
План
Странные ощущения.
“Мертвая” тишина.
За стеклами все было снежно и безмолвно.
За два часа так необыкновенно изменилась земля.
…
…
Но вначале найдем в тексте эти шесть частей
Работа с текстом. Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему? Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор. ( 5. “Визит птицы”, “Птица за окном”., потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. 6. “Первый снег очень к лицу земле”.)
Анализ языковых средств.
-Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.- Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? (“мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад). Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая - “мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер сад. Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.- Что нарушает эту тишину? (Эту тишину нарушает только посапывание кота). Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.- А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?(Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится).
7. Лексическая работа. Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”. (Сад шумный, волнующийся, трепещущий)
8. Пунктуационная работа. Объясните постановку запятых в первом абзаце.
9. Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”? (Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи).
Как автор избегает повторения слова “окно”? (Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора).
Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?(На тишину указывают слова: “...было снежно и безмолвно”).Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?(Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался. Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая).“Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово? (Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной).В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, - это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.
Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль. (Главная идея в следующих словах: “...за два часа так необыкновенно изменилась земля”). И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “...за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.(“Заворожила” - это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды).Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ ...за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?(Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете).И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов? (Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным).Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?( К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг).Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой? (Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений)
Запишите слова Рувима как сложное предложение и как предложение с прямой речью. Запомните постановку знаков препинания.
Орфографическая работа.
показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.
Физкультминутка.
Повторное чтение текста.
.
23 мин
Записи в тетради, работа с учебником, анализ текста, составление плана, анализ средств выразительности, лексическая, орфографическая, синтаксическая работа.
4.
Самостоятельная работа обучающихся. Написание изложения.
15 мин
Написание изложения
5.
Проверка самостоятельной работы. Самопроверка.
3 мин
Самопроверка
6.
Домашнее задание: Упр.365( устно)- сл.диктант
1 мин
Запись задания
infourok.ru
№11. Тема: Р.р. №2. Контрольное сжатое изложение №2 с элементами сочинения.
10 класс 10.10.2017 урок 1.
Цель: создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного; способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты - рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей; содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
- Итак, ребята, давайте с вами вспомним, что же такое сжатое изложение?
- Какие приемы сжатия текста вы знаете?
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
- Какой объем сжатого изложения должен быть?
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение темы, задач урока.
- Итак, ребята, давайте с вами определим задачи на наш с вами урок
Сегодня у нас обычный и одновременно необычный урок. Мы будем писать изложение с элементами сочинения. Перед нами стоят привычные задачи: ………….
передать содержание близко к тексту;
озаглавить текст;
сфомулировать идею и основную мысль текста;
составить план изложения;
выразить свое отношение к прочитанному.
Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала
По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.
У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.
infourok.ru
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема:
Цель урока:
Задачи:
способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Используемые приемы: чтение с остановками, двухчастный дневник, ключевые слова, прием «верно-неверно», игровой момент.
План урока.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала
Работа с речеведческим материалом. (5 мин)
4. Чтение и анализ текста (19 мин)
5. Физкульминутка (1 мин)
6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)
7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)
8. Подведение итогов урока. (1 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока
Слайд 2 Слова: излагать, изложение, изложить.
– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне лож – лаг.)
Слайд 3 Повествование, текст, изложение.
Эти слова будут ключевыми на уроке.
– Сформулируйте на их основе цель урока. (Писать изложение текста - повествования)
Учитель сообщает о том, что предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение.
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.
- А что такое изложение?
Ответы учащихся
Слайд 4 Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее м подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.
- Что такое текст?
Ответы учащихся.
Слайд 5 Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей
- Что такое повествование?
Ответы учащихся
Слайд 6 Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.
- С чем обычно совпадает название текста?
Ответы учащихся (С темой или идеей)
- Что такое тема текста?
Ответы учащихся
Слайд 7 Тема - это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
- Что такое идея текста?
Слайд 8 Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)
4. Чтение и анализ текста
- Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные».
- Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? (Ответы учащихся.)
Откроем учебники. Упражнение 981 (уч. 2009-2011 гг.), 744 (уч. 2012 г.).
Любопытные
Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.
Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.
Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.
Г. Снегирев
- Какова тема данного текста?
Ответы учащихся. (О пингвинах.)
- Какова идея текста
Ответы учащихся (Любопытство пингвинов)
Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.
Слайд 9
План
1. Любопытные пингвины.
2. Умывальник на доске.
3. Музыка для пингвинов.
4. Примус в палатке.
5. Пингвины слушают примус.
6. «Пусть слушают».
- Что мы записали в левой части? (План текста)
- Что такое план текста?
Ответы учащихся
Слайд 10 План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.
- Какие слова для вас оказались незнакомыми?
(учащиеся работают с Приложением, находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)
Слайд 11 (Примус - прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)
Слайд 11 (Умывальник - специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)
Слайд 12 (Палатка - временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)
5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка
«Верно – неверно». (Учащимся зачитываются фразы, которые встречались в тексте и ложные. Верные ответы - поднимают руки)
Сижу я на камне и ем хлеб.
Очень они нелюбопытные.
Утром я повесил умывальник.
А пингвины молча стоят и слушают.
Раз я разжег в доме газовую плиту.
Примус шумит.
У входа столпились пингвины.
Не стали они дальше слушать.
Я им примус просто так зажигал.
6. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня повторили?
Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)
- Чему мы сегодня научились?
Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).
На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.
Класс: 5
Дата:
Предмет: русский язык
Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Количество часов 2 часа
Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.
Задачи:
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
развивающие: способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;
воспитательные: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;
способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.
Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.
Место урока в общей системе уроков: с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37 часов) – 34 урок
Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:
Приветствует обучающихся, визуальный контроль их готовности к урокуПриветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
2
Актуализация знаний. Постановка цели урока
3 мин
Формирование навыка развития устной речи
Слайд1,2 Ключевые слова темы урока
Визуализация ключевых слов цели и темы урока
Создает условия для проблемной ситуации Организует диалог
с обучающимися, уУточняет понимание учащимися поставленных
целей урока
Формулируют цель урока, записывают тему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятия
3
Изучение нового материала.
5 мин
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала
Слайды 3-7
Понятия: текст, изложение, тема и идея текста, повествование
Работа с речеведческим материалом (научными понятиями)
Задает вопросы, организует работу по наблюдению над материалом слайдов
Записывают в тетрадь понятия, дают устные ответы, выполняют предложенные задания
4
Чтение и анализ текста
19 мин
Знакомство с текстом, его анализ Подведение детей
к самостоятельным выводам, развитие умения писать текст-повествование
Текст упражнения
Слайды 8-11
Работа с текстом упражнения
Проводит ознакомительное чтение, задает вопросы, контролирует правильность и полноту ответов, заполнение двухчастных дневников Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу по составлению плана текста и выбору ключевых слов.
Слушают и читают, анализируют текст с остановками, составляют план текста, работают с ключевыми словами. заполняют двухчастный дневник, работают с незнакомыми словами.
5
Физкульминутка
1 мин
Снятие эмоционального и физического напряжения
Показывает движения
Учащиеся повторяют
6
Проверка уровня запоминания
2 мин
Снятие эмоциональной напряженности слуховое и смысловое восприятие
Игровой момент
Прием «верно-неверно» Диктовка,
самопроверка.
Самооценка
Диктует фразы, встречающиеся в тексте и ложные, контролирует уровень запоминания и понимания текста.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке
Отмечают верные и неверные утверждения, осуществляют взаимопроверку и самопроверку
7
Самоконтроль
7 мин
Осознание каждым
обучающимся
уровня запоминания текста, коррекция знаний
Двухчастный дневник
Создание текста-повествования по исходному упражнению на основе плана и ключевых слов
Организует
коллективную проверку;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы
Составляют устные тексты на основе прослушанного и прочитанного текста, корректируют свои работы
8
Подведение итогов урока
1 мин
Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым результатом
Задает вопросы для организации диалога с учащимися
Формулируют конечный результат своей работы
на данном уроке
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку
Класс: 5
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ « Сосновская СОШ»
Тема: Изложение , близкое к тексту
Тип урока: урок развития речи.
Задачи:
Образовательные:
учить правильному и последовательному построению предложений и связи их в тексте.
Развивающие:
развивать связную устную речь учащихся;
развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;
развивать связную письменную речь учащихся.
Воспитательные:
прививать учащимся интерес к предмету;
прививать учащимся любовь ко всему живому.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Урок уж у ребят сегодня важный.
2. Подготовка к усвоению нового материала
а) Вступительная беседа по иллюстрации.(слайд 1)
б) Чтение текста изложения учителем.
Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Бельчонок». Послушайте этот рассказ. (Чтение сопровождается показом презентации.)
БЕЛЬЧОНОК.
Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.
Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь .Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенек. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена.
Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушел на высоту и покачался на ветке, по которой отправился, может быть, к своему дому.
Ребята, вам понравился этот рассказ?
Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?
Давайте определим стиль текста? (художественный)
Докажите, почему этот текст художественного стиля.
Тип речи? (повествование)
Докажите, почему это текст-повествование.
Определите тему текста (Бельчонок).
Определите основную мысль (Смелый маленький бельчонок)
Беседа по содержанию текста.
Зачем бельчонок спустился с дерева на землю?
Как ел бельчонок сыроежку?
Каким путем ушёл бельчонок к себе домой?
Составление и запись на доске плана изложения.
План
Бельчонок ест сыроежку.
Бельчонок был совсем маленький.
Бельчонок ушел домой.
Учитель читает текст по частям.
1 часть :
- Ребята, как предложения связаны в этой части ( при помощи местоимений : его, он)
- Назовите способ связи предложений (цепная)
- Какое средство выразительности вы здесь увидели? (однородные члены)
2 часть:
- Расскажите, какой был бельчонок?
- Что сделал он ещё?
- Скажите, какой способ связи автор использует здесь? (цепная связь)
- Докажите свою точку зрения. Назовите сцепляющие слова.
3 часть:
- Чем закончилась встреча с бельчонком?
Орфографическая работа: бельчонок, сковырнул, сыроежку, перешёл, недоеденный, доставать, пахнувшие.
Повторное чтение текста.
Пересказ текста изложения по плану.
Написание изложения.
Домашнее задание: нет
kopilkaurokov.ru
Изложение « Ёлочка»
Вид изложения: подробное изложение.
Текст:
Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Н. Сладков
Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.
Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.
Задачи:
– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;
– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;
– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.
2. Работа с текстом
Откройте учебники на стр. 52, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.
Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о елочке).
Когда елочка появилась на свет? (Елочка появилась на свет осенью).
Что увидела елочка, высунувшись из земли? (Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву).
Что делали деревья каждую осень в честь ёлочкиного дня рождения? (Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки).
Что дарит осина? (Осина дарит красные китайские фонарики).
Что дарит клен? (Клен роняет оранжевые звезды).
Какие подарки у ивы? (Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками).
Как чувствует себя елочка? (Елочка счастлива).
Как она выглядит? (Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки).
Какое название можно придумать к тексту? (Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…)
Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? (День рождения елочки).
Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
3. Составление плана
На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части).
Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать? (О том, как и когда, появилась елочка).
Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. (Когда появилась елочка?)
В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? (О том, как елочка получала подарки от деревьев).
Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. (Какие подарки получала елочка в день рождения?)
Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?
О том, что елочка счастлива от полученных подарков.
Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. (Какая стояла елочка?)
Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.
2. Представлять информацию в виде плана.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Физкультминутка
Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)
5. Орфографическая подготовка
На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. (1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.)
При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.
Познавательные УУД:
1. Представлять информацию в виде схемы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Устное изложение по плану
А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
7. Чтение текста
Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать.
8. Написание изложения
Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.
Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из плана.
9. Самопроверка
Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
10. Итог урока. Рефлексия
Чему мы делали на уроке? (Писали изложение).
Что понравилось на уроке? (Отвечать на вопросы, пересказывать текст).
Что было сложным на уроке? (Письменно излагать содержание текста).
Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.
multiurok.ru
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК « Гармония»
Составила учитель начальных классов: Стрельникова Вера Ивановна
МКОУ « Хохольская СОШ» р.п.Хохольский
Тема: Изложение
Цель.
Формирование навыка письменной речи.
Задачи.
Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;
Закрепление понятия «план».
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Оборудование:
Тетрадь-задачник к учебнику русского языка М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»;
Презентация к уроку;
Фильм «Как прекрасен мир животных!»
Техническое оснащение:
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Чтение текста.
Анализ содержания текста.
Физкультминутка.
Орфографическая подготовка.
Пересказ текста.
Написание изложения.
Самопроверка.
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.
Эмоциональный настрой восприятия текста.
(Просмотр фильма «Как прекрасен мир животных!»)
- Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детеныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и всегда трогательны.
- Отгадайте загадку и узнайте о каком животном будет говориться в тексте (слайд 2).
Загадка
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
-Что вы знаете о медведях? (выслушиваются ответы учеников)
Знаете ли вы? (слайд 3)
-Герои нашего текста – медвежата. (слайд 4)
Чтение текста учителем.
Текст записан на доске (слайд 5) и в тетрадях-задачниках у каждого ученика.
IY. Анализ содержания текста.
Определение темы и главной мысли текста.
-О ком говориться в тексте?
- Что о них говориться?
- Как можно озаглавить текст? (учащиеся предлагают разные варианты; возможный вариант «Маленькие озорники»; при остановке на данном варианте при щелчке на кирпичную стенку (слайд 5) появляется название)
Определение количества частей в тексте.
- Сколько частей в тексте?
-Перечитай 1 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём в ней говориться? (Принесли медвежонка) (слайд 6- при щелчке на кирпичную стенку появляется название 1 части)
- Перечитай 2 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём говориться во 2 части текста? (Придумали развлечение.) (слайд 7- аналогичное появление названия 2 части)
- От какого лица ведется рассказ? Докажите.
- Понаблюдай за сменой времен глаголов. Форма какого времени помогает нам как бы стать свидетелями мишкиных действий? (подчеркивание глаголов в тетрадях-задачниках)
Какие глаголы употреблены в этом же времени?
А какие еще формы глаголов есть в тексте?
- Как писатель называет своих героев?
Во всех ли предложениях есть эти слова? В каких нет? Почему автор их пропустил?
- Обрати внимание на выделенные союзы. Помогают ли они теснее соединить предложения друг с другом?
Y. Физкультминутка(слайд 8)
В работу включена музыкальная физкультминутка, в которой под звучащую музыку дети выполняют физические и танцевальные упражнения. Она проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей класса и их работоспособности
YI. Орфографическая подготовка.
Слайд 9. На экране текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. По щелчку мышки появляются правильные буквы. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.
Прин_ сли охотн_ки из леса двух м _дв _жат. Мал_нькие были! Но к в_сне п_дросли и стали озорничать.
Однажды перед самым м_им носом кирпич с крыш_ св_лился. Гл_жу на крышу и что вижу. Придумали мишки развл_чение. С_дят и от трубы по кирпичику _тваливают. П_лзет он по крыше и шурш_т. А м_дв_жатам нравится. Один даже язык высунул от удовольствия.
Вот такие озорники!
YII.Повторное чтение и пересказ текста. (слайд 10)
-Перечитай текст и представь нарисованную картину. Расскажи текст от 1 лица, воображая себя свидетелем этой истории.
YIII. Написание изложения.
Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы.
Когда напишете, не забудьте поработать редакторами и корректорами.
Во время написания изложения на экране (слайд 11) остаётся план изложения и слова для справок.
IX. Самопроверка.
После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом.
X. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (слайд 12)
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Интересен ли был текст?
Домашнее задание. Придумайте и запишите, какой ещё мог произойти забавный случай с маленькими медвежатами?
infourok.ru
Тема: Изложение с творческим заданием. Текст
Предмет: русский язык
Класс: 7
Количество часов: 2
Цель:
Образовательная:
Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.
Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти,
Развитие устной и письменной речи.
Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности.
Развитие творческих способностей.
Цель этапа
Методы и приемы
Цели методов и приемов
Актуализация каждого ученика.
Актуализация знаний.
Развитие речи.
Развитие логического мышления.
Синквейн
Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна.
Рассказ-предположение по ключевым словам текста
Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста.
Развитие логического мышления, связанной речи.
Организация активного восприятия текста.
Направление усилий на степень понимания текста.
Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.
Чтение с остановками.
Заполнение двухчастного дневника.
Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.
Активизация чтения.
Развитие умений выделять главное, систематизировать.
Формировать умения составления связанного текста.
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.
Выделение ключевых слов в эпиграфе.
Написание синквейна
Написание изложения с творческим заданием.
Развитие памяти.
Формирование нравственных понятий
Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.
Ход урока
1 стадия – Вызов
Слово учителя.
-Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту
На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.
(Лебедь. Птица)
Раненый, спасенный
Привыкал, взлетел, вернулся
Отплатил за добро
Верность
-О ком могут быть эти строки? Почему вы так думаете? Что узнали о герое? Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.
2 стадия – Осмысление
Итак, тема текста, с которым мы будем работать, -братья наши меньшие и называется «Ленька-любимец ребят». С данными ключевыми словами попробуйте составить текст, используя их в предложенном порядке. (Варианты детей заслушиваются).
Птица, рана, мыли, весна, полетел, верность.
Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти минут. Затем идет обсуждение работ учащихся.
2 стадия – Осмысления
- Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.
Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем?
Где происходит действие? Почему лебедь попал в беду?
Каково его состояние?
Какие вы выделили ключевые слова? Почему?
Как можно озаглавить эту часть?
Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?
Каковы ваши предположения продолжения истории?
Чтение второго отрывка.
-Подтвердились ли ваши предположения о судьбе птицы?
-Назовите ключевое слово этой части текста. ЗАБОТА.
-Какие перемены мы видим в облике питомца?
-Интересно, чем закончится история?
Чтение третьего отрывка.
-Какое настроение у ребят и почему? ТРЕВОГА, РАЗЛУКА
-Почему вернулся Ленька?
Лёнька, любимец ребят.
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.
- Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.
Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.
Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.
Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.
Прослушивание текста еще раз. Написание изложения.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к тексту изложения.
infourok.ru