Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.
Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.
Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.
Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.
В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев — Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания
Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причина отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но получил отказ. В этой истории проявляются все его негативные качества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.
Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узнали, что Гринев — чувствительный человек, в так как пишет стихи, в которых выражает свои чувства.
Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княжнина.
Мы узнали, что Швабрин — человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспринял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.
Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев поступил как настоящий мужчина.
Повесть получила название «Капитанская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Петра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, геройски погибшего во время пугачевского восстания.
Предлагаем один из вариантов пересказа, в который войдет содержание первых глав.
«Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на службу. При этом он убежден, что службу нужно начинать не в столице, а в более трудных условиях, и отправляет сына в Оренбург.
По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проигрыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».
Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали развертываться события.
Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.
Повесть Пушкина является исторической, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конкретные и реально происходившие исторические события, в ней даже вымышленные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпохи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.
Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выписывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предваряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного народного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова.
См. ответ на вопрос 4 к главе I.
Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об обширности и о непостоянстве суждений окружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает размышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость восторжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.
Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Савельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.
Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоздать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предлагает подбор цитат, которые рисуют портрет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужика, который помог ему выбраться из сумятицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не вожатый, а вождь, руководитель восстания. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.
Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особенно тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.
Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого боится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савельич. Он не рассматривает деталей, не оценивает своих впечатлений, а безоговорочно осуждает этого человека. Однако заметим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бродяга.
В XVIII веке на захват власти мог претендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.
Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую крепость (глава XI).
В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список вещей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, заставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что написал его холоп.
В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который воспользовался создавшейся в тех краях ситуацией. Отношение автора к бунту как к явлению бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, решительность, находчивость, стремительность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и недостатки, и даже отчетливое представление всего, что его ждет в результате подавления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значительную.
Наверное, даже его невежество помогало ему быть признанным вождем, что создавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.
Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.
В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, описание бурана в степи предшествует развитию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно описать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сентиментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.
Сравнение двух народных песен интересно именно противоположным отношением к государям. «Дар», который получает от царя разбойник в песне «Правеж», — справедливый, а в любимой песне Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекладиной». Выбор этой песни самим Пугачевым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.
Время восстания Пугачева четко определено историками и затем воспроизведено Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «История Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всегда подобны друг другу: это усиление трудностей жизни народа, которые вызываются и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.
Время создания повести и исторического труда можно охарактеризовать, обращаясь к страницам жизни Пушкина. Тема властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 годах идет работа над «Капитанской дочкой». Тема народного восстания параллельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).
Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события характерны для того года, когда вы отвечаете на вопрос.
В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обедневший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта стали крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» помещика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный характер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.
Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повести «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.
Связь с устным народным творчеством проявляется в эпиграфах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный поговорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.
Художественное творчество имеет иные принципы, чем историческое исследование. Отступая в чем-то от исторической конкретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный характер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейного образа злодея-душегуба.
Несмотря на сочувствие автора и его героя к Пугачеву, отношение к народному бунту трудно назвать положительным: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
iessay.ru
Тема №11422
Рассмотрим тему Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка" 2 варианта 8 класс из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка" 2 варианта 8 класс, узнаете ключевые особенности и основные понятия.
Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.
Вариант - 1.
1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
1) 1801-1825 2) 1799-1838 3) 1799-1837 4) 1789-1837
2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:
1) роман 2) историческая хроника 3) повесть
3. Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» - проблема
1) любви 2) дружбы 3) чести 4) взаимопонимания
4. Повествование в произведении ведётся от лица:
1) автора 2) Гринёва 3) нескольких персонажей
5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:
1) «Назвался груздем, полезай в кузов»
2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
3) «Береги честь смолоду»
4) «Береги честь смолоду, а платье снову»
6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?
1) Николай I и Емельян Пугачёв 2) Степан Разин и Александр I
3) Екатерина II и Степан Разин 4) Екатерина II и Емельян Пугачёв
7. В какой губернии находилось имение Гринёва?
1) Саратовской 2) Симбирской 3) Казанской 4) Орловской
8. Петр Гринёв был записан на военную службу:
1) по достижении совершеннолетия 2) сразу после рождения 3) до рождения
9. Савельича, «дядьку» Гринёва, звали:
1) Осип 2) Архип 3) Тарас 4) Иван
10. Петра Гринёва решили отправить на военную службу по достижении им:
1) 16 лет 2) 18 лет 3) 20 лет 4) 22 лет
11. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:
1) «Береги честь смолоду»
2) «Держать в ежовых рукавицах»
3) «Работать спустя рукава»
4) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»
12. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за:
1) дуэль 2) мошенничество 3) воровство 4) пьянство
13. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:
1) карточный долг 2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой
3) нечестная игра в бильярд 4) стихи, написанные Петром Гринёвым
14. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:
1) Савельича 2) Швабрина 3) Маши Мироновой 4) капитана Миронова
15. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:
1) оборонительно 2) наступательно 3) путём подкупа
16. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?
1) осталась в крепости 2) в Москву 3) в Петербург 4) в Оренбург
17. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:
1) её мать 2) попадья 3) служанка
______________________________________________________________________
Сочинение (С5).
1. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринёв и Пугачёв?
2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в "Капитанской дочке" и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
3. Какую роль играют случайности в судьбе Гринёва и как они связаны с идейным содержанием произведения?
Вариант - 2.
1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
а) автора; б) повествователя; в) Маши Мироновой; г) Петра Гринева; д) Пугачева.
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции; б) эпиграфов; в) вставных элементов;
г) прямой авторской оценки; д) выбора героя.
3. Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих II; б) граф Миних; в) Григорий Орлов;
г) Екатерина I; д) Елизавета I; е) Екатерина II.
4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.
а) прямая авторская оценка; б) портрет; в) эпиграфы;
г) речевая характеристика; д) отношение других персонажей;
е) вставные конструкции.
5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …
а) единственный женский персонаж повести;
б) стоит в центре сюжета;
в) носительница высокой нравственности и чести;
г) дочь погибшего русского офицера.
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б) завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г) развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести.
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?
а) характеризует Гринева;
б) предвещает развитие отношений двух персонажей;
в) характеризует Пугачева;
г) подчеркивает кровожадность Пугачева.
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?
а) автору; б) Екатерине II; в) Петруше Гриневу;
г) Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров; д) Савельичу.
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
А) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
Б) Швабрин; 2) Екатерина II;
В) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.
10. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?
А) былины; Б) загадки; В) сказки; Г) песни;
Д) пословицы, поговорки; Е) мифы.
11. Какую главу представляет собой эпиграф:
« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -
спросил он ласково». (А. Сумароков)
а) «Суд»; б) «Арест»; в) «Приступ»;
г) «Незваный гость»; д) «Мятежная слобода».
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
А) проблема любви;
Б) проблема чести, долга и милосердия;
В) проблема роли народа в развитии общества;
Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
13. Каким показан в повести Савельич?
А) забитым, безгласным крепостным;
Б) послушным, рабски преданным своим господам;
В) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;
Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.
14. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
А) путь, дорога; г) орел, ворон;
Б) могила; д) кинжал;
В) буря, буран; е) виселица.
15. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?
1) «Господь не выдаст – свинья не съест»
2) «Долг платежом красен»
3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»
4) «С лихой собаки хоть шерсти клок»
16. Укажите название любимой песни Пугачёва:
1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
2) «Дубинушка»
3) «Вниз по матушке по Волге…»
4) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»
17. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
1) противопоставления 2) сопоставления 3) взаимодополнения
______________________________________________________________________________
Сочинение (С5).
1. В чём аллегорический смысл образа бурана в романе "Капитанская дочка"?
2. Какую роль в "Капитанской дочке" играет рассказ о детстве героя и какие русские писателе изображали в своих произведениях детские годы персонажей?
3. Какую роль играют случайности в судьбе Гринёва и как они связаны с идейным содержанием произведения?
А.С.Пушкин "Капитанская дочка".
1 вариант
| 2 вариант
|
1. 3 2. 3 3. 3 4. 1 5. 3 6. 4 7.2 8. 3 9. 1 10.1 11. 2 12. 1 13. 4 14. 2 15. 1 16. 1 17. 2
| 1. –г . 2 – б,в.д. 3.- а,б,е. 4 – а. 5 – б,в,г. 6 – а-3, б-4, в-1, г-2. 7-б,в. 8-г. 9 – а-2, б-3, в-1. 10 – в,г,д. 11 – д. 12 – б. 13 – г. 14 – а,в,г,е. 15. 2 16. 1 17. 1 |
xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai
27 сен 2013. Скачать; Получить код. Маша Троекурова и Владимир Дубровский ( главы XI XVI).. Темы сочинений по роману «Дубровский». 1147112995 реферат скачать бизнес план предприятия сочинение на тему я
Подробнее26 сен 2011. Формирование представлений об историческом развитии литературы... инсценировок (эпизод из романа А. Пушкина «Дубровский»). 98812031774976 Анализ эпизода Пожар в Кистеневке. В романе «Дубровский»,
ПодробнееПояснительная записка. Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение
Подробнее10 класс гуманитарный. Русская литература. Авторы учебника: Р.Р.Грдзелян, К.М.Мхитарян, Р.А.Тер-Аракелян ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программного материала. Составила Асатрян Н. Тема урока Домашнее задание
ПодробнееГлавная Гдз по Основам экономики Кавказский пленник слушать толстого. класс5 класс8 класс6 класс11 классобщая справочная литература. 4886734870386 ГДЗ: готовые домашние задания, решебники - скачать бесплатно.
Подробнее1. Планируемые результаты освоения учебного предмета По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные
ПодробнееСочинение грушницкий и его роль в романе Сочинения по русской литературе Юнкер Грушницкий вторая контрастная фигура, поставленная Цель его жизни сделаться героем романа. Возможно, это предчувствие и сыграло
ПодробнееВедь его первая статья появилась только в 1834 году, а после закрытия журнала. Для Белинского-студента Пушкин прежде всего романтик.. создал Пушкин, надобно отказаться от многих ученых и школьных предрассудков
ПодробнееПроблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 059385825117 I. Суть проблемы смысла жизни. II. Поиск смысла жизни. 1. Существует
ПодробнееНарвский Языковой Лицей Школьная программа по литературе 1 курс Нарва 2015 I курс «Литература первой половины XIX века: романтизм, зарождение реализма» Цели обучения Обучение русской литературе периода
Подробнее9 ноя 2013. Презентация к уроку по музыке (8 класс) по теме: Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму». Проверка знаний учащихся биографии знаменитых русских писателей: Ломоносова, Пушкина,.
ПодробнееПояснительная записка 1). Рабочая программа по литературе в 5 а классе предметной линии учебников издательства «Просвещение» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
ПодробнееРаздел 1. Планируемые результаты Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
ПодробнееПроза как бы отступала на второй план.. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом,. то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и... Скачать
Подробнееdocplayer.ru
Контрольные вопросы по «Капитанской дочке» А. С - страница №1/1
Контрольные вопросы по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина________________________________________________________________________
1. Расскажи о семье Гринёвых, её составе, обычаях, нравственных принципах._________________________________________________________________
2. Кем были для Петруши Гринёва Бопре и Савельич? Какую роль они сыграли в его детстве?
__________________________________________________________________
3. Кто такой Вожатый (гл. 2)? Как его отблагодарил Гринёв?
________________________________________________________________
4. Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? (гл.2) Каков истинный смысл этого выражения?
_________________________________________________________________
5. Расскажи об обитателях Белогорской крепости: о капитане Миронове, его семье.
_________________________________________________________________
6. Расскажи о Швабрине?
_________________________________________________________________
7. Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость?
_____________________________________________________________
8. Как приняли смерть Иван Кузьмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?
_________________________________________________________________
9. Какую сказку рассказывает Пугачёв Гринёву? В чём её смысл? Что ему отвечает Гринёв? (гл.11)
_______________________________________________________________
10. Почему Гринёву пришлось расстаться с Машей после вызволения её из плена?
_________________________________________________________________
11. По чьей вине Гринёв привлечён к суду? Как он сначала на это реагировал? Почему у него пропала уверенность в своём оправдании?
12. Какое наказание грозило Гринёву? Кто его спас?
________________________________________________________________
13. Что думал Пугачёв о своих «товарищах» по оружию? (конец 11главы)
________________________________________________________________
14. Как звали Савельича?
__________________________________________________________________
15. Объясни как ты понимаешь значение следующих слов:
Старик был тронут. (стр.194)
Ты будешь за нас ходатаем.
16. Почему Гринёв ничего не смог возразить в своё оправдание против обвинений Швабрина ? (стр. 199-200)
_________________________________________________________________
17. За что Гринев был благодарен Швабрину, который обвинил его в связи с Пугачёвым?
__________________________________________________________________
18. Как приняли Марью Ивановну родители Петра Гринёва? (гл. 14)
_______________________________________________________________
19. Кого встретила утром в саду Марья Ивановна, приехав в Софию?
(гл. 14)
________________________________________________________________
20. Как ты думаешь, как удалось Марье Ивановне убедить императрицу в невиновности Петра Гринёва?
__________________________________________________________________
21. Какими словами напутствовал отец Петрушу, провожая на службу? (гл. 1)
__________________________________________________________________
22. Какой урок преподал Гринёву Зурин? Где он с ним познакомился?
__________________________________________________________________
23. Во 2-й главе Вожатый мудрёно разговаривает с хозяином постоялого двора. Как ты понимаешь их разговор?
24. За что Швабрина перевели из гвардии в гарнизон Белогорской крепости?
_________________________________________________________________
25.Как характеризует Марью Ивановну Швабрин? Какою её видит Гринёв? (стр121 – 123)
_________________________________________________________________
26. Какие порядки были заведены в крепости?
__________________________________________________________________
27. Как отреагировали родители Гринёва на его письмо с известие о том, что он хочет жениться на Марье Ивановне?
__________________________________________________________________
28. Откуда в крепости узнали о том, что на них собирается напасть Пугачев?
_________________________________________________________________
29. Какой была армия Пугачёва? (стр. 141,152-153)
________________________________________________________________
30. Как удалось Маше Мироновой, капитанской дочке, уцелеть и не погибнуть вместе с родителями?
_____________________________________________________________
31. Почему Пугачёв не казнил Петра Гринёва?
_________________________________________________________________
32. Что стало со Швабриным после того как Пугачёв захватил крепость?
_______________________________________________________________
33. Как Гринёву удалось объяснить Пугачёву зачем он вернулся в крепость после её осады спустя некоторое время?
________________________________________________________________
34. После какого события Гринёв решился самостоятельно ехать в осаждённую Пугачёвым крепость?
______________________________________________________________
35. Как вёл себя Швабрин в отношении Марьи Ивановны, когда она оказалась в плену?
vnekl.netnado.ru
Тест по 1 -5 главам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
1. Как звали отца Гринёва?
а) Алексей Петрович
б) Андрей Петрович
в) Пётр Алексеевич
2. Как зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева?
а) Дефорж
б) Гофре
в) Бопре
3. Как зовут верного слугу Петра Гринева?
а) Савельич
б) Архип Савельев
в) Григорий
4. В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения?
а) Преображенский
б) Семеновский
в) Павловский
5. Отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет
а) 17-ый год
б) 18-ый год
в) 19-ый год
6. Кому принадлежат слова: «Береги платье снову, а честь смолоду»?
а) Савельичу
б) матери
в) отцу
7. О ком эти слова из повести «Капитанская дочка»: «…ротмистр гусарского полка и находится в Симбирске при приеме рекрут…»?
а) о Швабрине;
б) о Зурине;
в) об Иване Кузьмиче.
8. Петруша остановился в Симбирске
а) в гостинице
б) в трактире
в) на квартире
9. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость?
а) Андрей Карлович
б) Андрей Кириллович
в) Карл Андреевич
10. Чей это портрет: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Живые большие глаза так и бегали. Волосы были обстрижены в кружок»:
а) Швабрина
б) Пугачева
в) Зурина
11. Что Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе?
а) кроличью шубу
б) заячий тулуп
в) медвежью шапку
12. П.Гринёв прибыл на службу:
а) в Белгородскую крепость
б) в Белогорскую крепость
в) в Петропавловскую крепость
13. Как зовут коменданта крепости:
а) Пётр Андреевич
б) Иван Кузмич
в) Алексей Иваныч
14. Как зовут капитанскую дочку?
а) Маша
б) Акулина
В) Василиса Анна
15. Чей это портрет: «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»:
а) Швабрина
б) урядника Максимыча
в) Зурина
16. Сколько крепостных душ принадлежит отцу Гринева?
а) 100
б) 200
в) 300
17. Что предложил Швабрин подарить Маше для того, чтобы «она ходила к тебе (Гриневу) в сумерки»?
а) стишки;
б) цветы;
в) пару серег.
18. Швабрин переведён в крепость:
а) за смертоубийство
б) по собственному желанию
в) получил наказание
19. Пётр Гринёв во время поединка с Швабриным был ранен:
а) в живот
б) в ногу
в) в плечо
20. О ком эти строки: «… был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…»?
а) Савельич;
б) капитан Миронов;
в) Иван Игнатьевич.
21. Чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?
а) литературой
б) музыкой
в) математикой
22. Как зовут единственную крепостную крестьянку семьи Мироновых?
а) Машка
б) Глашка
в) Палашка
23. С кем Петр Гринев дважды встречается на дуэли?
а) с Мироновым с Иваном Игнатьичем
б) со Швабриным
в) с Максимычем
24. Как зовут "капитаншу", жену капитана Миронова?
а) Василиса Егоровна
б) Марья Ивановна
в )Авдотья Васильевна
multiurok.ru