Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Капитанская дочка контрольные вопросы


Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  • Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  • Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  • Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  • Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  • В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев — Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев — чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  • Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  • Мы узнали, что Швабрин — человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  • Объясните причины, по которым повесть по­лучила свое название.
  • Повесть получила название «Капитан­ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет­ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге­ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  • Перескажите кратко события экспозиции по­вести.
  • Предлагаем один из вариантов переска­за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ­бу. При этом он убежден, что службу нуж­но начинать не в столице, а в более труд­ных условиях, и отправляет сына в Орен­бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг­рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты­ваться события.

  • Охарактеризуйте наиболее напряженные мо­менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  • Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  • Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  • Повесть Пушкина является историче­ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк­ретные и реально происходившие истори­ческие события, в ней даже вымышлен­ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо­хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  • Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  • Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи­сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва­ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на­родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ­ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон­визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  • В какой из глав, как вам показалось при чте­нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  • Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об­ширности и о непостоянстве суждений ок­ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз­мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос­торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са­вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  • Какое из портретных описаний героев по­вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло­весный портрет.
  • Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз­дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла­гает подбор цитат, которые рисуют порт­рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме­чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи­ка, который помог ему выбраться из сумя­тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во­жатый, а вождь, руководитель восста­ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен­но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  • Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  • Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо­ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель­ич. Он не рассматривает деталей, не оце­нивает своих впечатлений, а безоговороч­но осуждает этого человека. Однако заме­тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро­дяга.

  • Как вы понимаете слово «самозванец»? По­чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  • В XVIII веке на захват власти мог пре­тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре­пость (глава XI).

  • Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав­шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На­род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал­тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер­ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю­чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  • В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве­щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за­ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи­сал его холоп.

  • Подготовьте сообщение о том, как изобра­зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо­бенности этой необычной личности способствова­ли длительному успеху повстанцев?
  • В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь­зовался создавшейся в тех краях ситуаци­ей. Отношение автора к бунту как к явле­нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре­шительность, находчивость, стремитель­ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не­достатки, и даже отчетливое представле­ние всего, что его ждет в результате по­давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи­тельную.

    Наверное, даже его невежество помога­ло ему быть признанным вождем, что со­здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  • Создайте краткое описание внешности од­ного из героев повести.
  • Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  • Какую роль в повести играет пейзаж? За­метили ли вы такое описание картин природы, ко­торое не связано с развитием сюжета? Почему та­ких описаний нет? Как вы это объясните?
  • В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи­сание бурана в степи предшествует разви­тию сюжета повести, рассказывающей о  буре народного восстания. Можно опи­сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти­ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  • В романе приводится текст народной раз­бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра­вушка…». Сравните это произведение с истори­ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой­ником».
  • Сравнение двух народных песен инте­ресно именно противоположным отноше­нием к государям. «Дар», который полу­чает от царя разбойник в песне «Пра­веж», — справедливый, а в любимой пес­не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла­диной». Выбор этой песни самим Пугаче­вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  • Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан­ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо­бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  • Время восстания Пугачева четко опре­делено историками и затем воспроизведе­но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто­рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег­да подобны друг другу: это усиление труд­ностей жизни народа, которые вызывают­ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо­го труда можно охарактеризовать, обра­щаясь к страницам жизни Пушкина. Те­ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ­ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го­дах идет работа над «Капитанской доч­кой». Тема народного восстания парал­лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха­рактерны для того года, когда вы отвечае­те на вопрос.

  • С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  • Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  • Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  • Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  • Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  • Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  • Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  • Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  • Что спасло Гринева?
  • Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  • Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта //iEssay.ru
  • Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  • Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  • Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  • Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  • Какие качества Гринева проявились во время суда?
  • Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  • Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  • Чем различается художественное изображение бунта в по­вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  • В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев­ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста­ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме­щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак­тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  • Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи­танская дочка» и его функции.
  • Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес­ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  • В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан­ская дочка» с устным народным творчеством?
  • Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра­фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по­говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  • А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч­ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  • Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто­рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон­кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха­рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно­го образа злодея-душегуба.

  • Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?
  • Несмотря на сочувствие автора и его героя к Пугачеву, отно­шение к народному бунту трудно назвать положительным: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощад­ный!»

    iessay.ru

    Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка&q

    Тема №11422

    Рассмотрим тему Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка" 2 варианта 8 класс из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по литературе А.С.Пушкин "Капитанская дочка" 2 варианта 8 класс, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

    Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

    Вариант - 1.

    1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:

    1) 1801-1825 2) 1799-1838 3) 1799-1837 4) 1789-1837

     

    2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:

    1) роман 2) историческая хроника 3) повесть

     

    3. Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» - проблема

    1) любви 2) дружбы 3) чести 4) взаимопонимания

     

    4. Повествование в произведении ведётся от лица:

    1) автора 2) Гринёва 3) нескольких персонажей

     

    5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:

    1) «Назвался груздем, полезай в кузов»

    2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива

    3) «Береги честь смолоду»

    4) «Береги честь смолоду, а платье снову»

     

    6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?

    1) Николай I и Емельян Пугачёв 2) Степан Разин и Александр I

    3) Екатерина II и Степан Разин 4) Екатерина II и Емельян Пугачёв

     

    7. В какой губернии находилось имение Гринёва?

    1) Саратовской 2) Симбирской 3) Казанской 4) Орловской

     

    8. Петр Гринёв был записан на военную службу:

    1) по достижении совершеннолетия 2) сразу после рождения 3) до рождения

     

    9. Савельича, «дядьку» Гринёва, звали:

    1) Осип 2) Архип 3) Тарас 4) Иван

     

    10. Петра Гринёва решили отправить на военную службу по достижении им:

    1) 16 лет 2) 18 лет 3) 20 лет 4) 22 лет

     

    11. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:

    1) «Береги честь смолоду»

    2) «Держать в ежовых рукавицах»

    3) «Работать спустя рукава»

    4) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

     

    12. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за:

    1) дуэль 2) мошенничество 3) воровство 4) пьянство

     

    13. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:

    1) карточный долг 2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой

    3) нечестная игра в бильярд 4) стихи, написанные Петром Гринёвым

     

    14. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:

    1) Савельича 2) Швабрина 3) Маши Мироновой 4) капитана Миронова

     

    15. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

    1) оборонительно 2) наступательно 3) путём подкупа

     

    16. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?

    1) осталась в крепости 2) в Москву 3) в Петербург 4) в Оренбург

     

    17. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:

    1) её мать 2) попадья 3) служанка

     

    ______________________________________________________________________

     

    Сочинение (С5).

     

    1.​ Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринёв и Пугачёв?

     

    2.​ Какие признаки исторического произведения можно выделить в "Капитанской дочке" и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

     

    3.​ Какую роль играют случайности в судьбе Гринёва и как они связаны с идейным содержанием произведения?

     

    Вариант - 2.

     

    1.​ Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

    а) автора; б) повествователя; в) Маши Мироновой; г) Петра Гринева; д) Пугачева.

    2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

    а) композиции; б) эпиграфов; в) вставных элементов;

    г) прямой авторской оценки; д) выбора героя.

    3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

    а) Фридрих II; б) граф Миних; в) Григорий Орлов;

    г) Екатерина I; д) Елизавета I; е) Екатерина II.

    4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.

    а) прямая авторская оценка; б) портрет; в) эпиграфы;

    г) речевая характеристика; д) отношение других персонажей;

    е) вставные конструкции.

    5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

    а) единственный женский персонаж повести;

    б) стоит в центре сюжета;

    в) носительница высокой нравственности и чести;

    г) дочь погибшего русского офицера.

    6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

    а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

    б) завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

    в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

    г) развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести.

    7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

    а) характеризует Гринева;

    б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

    в) характеризует Пугачева;

    г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

    8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

    а) автору; б) Екатерине II; в) Петруше Гриневу;

    г) Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров; д) Савельичу.

    9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

    А) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

    Б) Швабрин; 2) Екатерина II;

    В) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

     

    10. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?

    А) былины; Б) загадки; В) сказки; Г) песни;

    Д) пословицы, поговорки; Е) мифы.

    11. Какую главу представляет собой эпиграф:

     

    « В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

    «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -

    спросил он ласково». (А. Сумароков)

    а) «Суд»; б) «Арест»; в) «Приступ»;

    г) «Незваный гость»; д) «Мятежная слобода».

    12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

    А) проблема любви;

    Б) проблема чести, долга и милосердия;

    В) проблема роли народа в развитии общества;

    Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

    13. Каким показан в повести Савельич?

    А) забитым, безгласным крепостным;

    Б) послушным, рабски преданным своим господам;

    В) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

    Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

    14. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

    А) путь, дорога; г) орел, ворон;

    Б) могила; д) кинжал;

    В) буря, буран; е) виселица.

     

    15. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?

    1) «Господь не выдаст – свинья не съест»

    2) «Долг платежом красен»

    3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»

    4) «С лихой собаки хоть шерсти клок»

     

    16. Укажите название любимой песни Пугачёва:

    1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»

    2) «Дубинушка»

    3) «Вниз по матушке по Волге…»

    4) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

     

    17. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

    1) противопоставления 2) сопоставления 3) взаимодополнения

     

    ______________________________________________________________________________

     

    Сочинение (С5).

     

    1.​ В чём аллегорический смысл образа бурана в романе "Капитанская дочка"?

     

    2.​ Какую роль в "Капитанской дочке" играет рассказ о детстве героя и какие русские писателе изображали в своих произведениях детские годы персонажей?

     

    3.​ Какую роль играют случайности в судьбе Гринёва и как они связаны с идейным содержанием произведения?

     

    А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

    1 вариант

     

    2 вариант

     

    1. 3

    2. 3

    3. 3

    4. 1

    5. 3

    6. 4

    7.2

    8. 3

    9. 1

    10.1

    11. 2

    12. 1

    13. 4

    14. 2

    15. 1

    16. 1

    17. 2

     

    1. –г .

    2 – б,в.д.

    3.- а,б,е.

    4 – а.

    5 – б,в,г.

    6 – а-3, б-4, в-1, г-2.

    7-б,в.

    8-г.

    9 – а-2, б-3, в-1.

    10 – в,г,д.

    11 – д.

    12 – б.

    13 – г.

    14 – а,в,г,е.

    15. 2

    16. 1

    17. 1

    Категория: Литература | Добавил: (23.04.2017) Просмотров: | Рейтинг: 5.0/1

    xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

    капитанская дочка контрольные вопросы - PDF

    сочинение дубровский и маша. Скачать

    сочинение дубровский и маша. Скачать 27 сен 2013. Скачать; Получить код. Маша Троекурова и Владимир Дубровский ( главы XI XVI).. Темы сочинений по роману «Дубровский». 1147112995 реферат скачать бизнес план предприятия сочинение на тему я

    Подробнее

    роман дубровский формирование эпизодов

    роман дубровский формирование эпизодов 26 сен 2011. Формирование представлений об историческом развитии литературы... инсценировок (эпизод из романа А. Пушкина «Дубровский»). 98812031774976 Анализ эпизода Пожар в Кистеневке. В романе «Дубровский»,

    Подробнее

    Пояснительная записка.

    Пояснительная записка. Пояснительная записка. Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение

    Подробнее

    Александр Сергеевич Пушкин ( ) II уровень:

    Александр Сергеевич Пушкин ( ) II уровень: 10 класс гуманитарный. Русская литература. Авторы учебника: Р.Р.Грдзелян, К.М.Мхитарян, Р.А.Тер-Аракелян ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программного материала. Составила Асатрян Н. Тема урока Домашнее задание

    Подробнее

    гдз по литературе кавказкий пленник

    гдз по литературе кавказкий пленник Главная Гдз по Основам экономики Кавказский пленник слушать толстого. класс5 класс8 класс6 класс11 классобщая справочная литература. 4886734870386 ГДЗ: готовые домашние задания, решебники - скачать бесплатно.

    Подробнее

    2. Содержание учебного предмета, курса

    2. Содержание учебного предмета, курса 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета По литературе к концу 8 класса обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные

    Подробнее

    Сочинение грушницкий и его роль в романе

    Сочинение грушницкий и его роль в романе Сочинение грушницкий и его роль в романе Сочинения по русской литературе Юнкер Грушницкий вторая контрастная фигура, поставленная Цель его жизни сделаться героем романа. Возможно, это предчувствие и сыграло

    Подробнее

    белинский о пушкин 5 статья кратко

    белинский о пушкин 5 статья кратко Ведь его первая статья появилась только в 1834 году, а после закрытия журнала. Для Белинского-студента Пушкин прежде всего романтик.. создал Пушкин, надобно отказаться от многих ученых и школьных предрассудков

    Подробнее

    Проблема поиска смысла жизни

    Проблема поиска смысла жизни Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 059385825117 I. Суть проблемы смысла жизни. II. Поиск смысла жизни. 1. Существует

    Подробнее

    Школьная программа по литературе

    Школьная программа по литературе Нарвский Языковой Лицей Школьная программа по литературе 1 курс Нарва 2015 I курс «Литература первой половины XIX века: романтизм, зарождение реализма» Цели обучения Обучение русской литературе периода

    Подробнее

    барокко в русской музыке презентация

    барокко в русской музыке презентация 9 ноя 2013. Презентация к уроку по музыке (8 класс) по теме: Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму». Проверка знаний учащихся биографии знаменитых русских писателей: Ломоносова, Пушкина,.

    Подробнее

    Используемый учебно-методический комплект

    Используемый учебно-методический комплект Пояснительная записка 1). Рабочая программа по литературе в 5 а классе предметной линии учебников издательства «Просвещение» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

    Подробнее

    Раздел 1. Планируемые результаты

    Раздел 1. Планируемые результаты Раздел 1. Планируемые результаты Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность

    Подробнее

    plan-k-sochineniyu-po-dubrovskomu.zip

    plan-k-sochineniyu-po-dubrovskomu.zip Проза как бы отступала на второй план.. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом,. то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и... Скачать

    Подробнее

    docplayer.ru

    Контрольные вопросы по «Капитанской дочке» А. С

    Контрольные вопросы по «Капитанской дочке» А. С - страница №1/1

    Контрольные вопросы по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

    ________________________________________________________________________

    1. Расскажи о семье Гринёвых, её составе, обычаях, нравственных принципах.

    _________________________________________________________________

    2. Кем были для Петруши Гринёва Бопре и Савельич? Какую роль они сыграли в его детстве?

    __________________________________________________________________

    3. Кто такой Вожатый (гл. 2)? Как его отблагодарил Гринёв?

    ________________________________________________________________

    4. Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? (гл.2) Каков истинный смысл этого выражения?

    _________________________________________________________________

    5. Расскажи об обитателях Белогорской крепости: о капитане Миронове, его семье.

    _________________________________________________________________

    6. Расскажи о Швабрине?

    _________________________________________________________________

    7. Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость?

    _____________________________________________________________

    8. Как приняли смерть Иван Кузьмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

    _________________________________________________________________

    9. Какую сказку рассказывает Пугачёв Гринёву? В чём её смысл? Что ему отвечает Гринёв? (гл.11)

    _______________________________________________________________

    10. Почему Гринёву пришлось расстаться с Машей после вызволения её из плена?

    _________________________________________________________________

    11. По чьей вине Гринёв привлечён к суду? Как он сначала на это реагировал? Почему у него пропала уверенность в своём оправдании?

    12. Какое наказание грозило Гринёву? Кто его спас?

    ________________________________________________________________

    13. Что думал Пугачёв о своих «товарищах» по оружию? (конец 11главы)

    ________________________________________________________________

    14. Как звали Савельича?

    __________________________________________________________________

    15. Объясни как ты понимаешь значение следующих слов:

    Старик был тронут. (стр.194)

    Ты будешь за нас ходатаем.

    16. Почему Гринёв ничего не смог возразить в своё оправдание против обвинений Швабрина ? (стр. 199-200)

    _________________________________________________________________

    17. За что Гринев был благодарен Швабрину, который обвинил его в связи с Пугачёвым?

    __________________________________________________________________

    18. Как приняли Марью Ивановну родители Петра Гринёва? (гл. 14)

    _______________________________________________________________

    19. Кого встретила утром в саду Марья Ивановна, приехав в Софию?

    (гл. 14)

    ________________________________________________________________

    20. Как ты думаешь, как удалось Марье Ивановне убедить императрицу в невиновности Петра Гринёва?

    __________________________________________________________________

    21. Какими словами напутствовал отец Петрушу, провожая на службу? (гл. 1)

    __________________________________________________________________

    22. Какой урок преподал Гринёву Зурин? Где он с ним познакомился?

    __________________________________________________________________

    23. Во 2-й главе Вожатый мудрёно разговаривает с хозяином постоялого двора. Как ты понимаешь их разговор?

    24. За что Швабрина перевели из гвардии в гарнизон Белогорской крепости?

    _________________________________________________________________

    25.Как характеризует Марью Ивановну Швабрин? Какою её видит Гринёв? (стр121 – 123)

    _________________________________________________________________

    26. Какие порядки были заведены в крепости?

    __________________________________________________________________

    27. Как отреагировали родители Гринёва на его письмо с известие о том, что он хочет жениться на Марье Ивановне?

    __________________________________________________________________

    28. Откуда в крепости узнали о том, что на них собирается напасть Пугачев?

    _________________________________________________________________

    29. Какой была армия Пугачёва? (стр. 141,152-153)

    ________________________________________________________________

    30. Как удалось Маше Мироновой, капитанской дочке, уцелеть и не погибнуть вместе с родителями?

    _____________________________________________________________

    31. Почему Пугачёв не казнил Петра Гринёва?

    _________________________________________________________________

    32. Что стало со Швабриным после того как Пугачёв захватил крепость?

    _______________________________________________________________

    33. Как Гринёву удалось объяснить Пугачёву зачем он вернулся в крепость после её осады спустя некоторое время?

    ________________________________________________________________

    34. После какого события Гринёв решился самостоятельно ехать в осаждённую Пугачёвым крепость?

    ______________________________________________________________

    35. Как вёл себя Швабрин в отношении Марьи Ивановны, когда она оказалась в плену?

    vnekl.netnado.ru

    Тест по 1 -5 главам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка.

    Тест по 1 -5 главам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

    Новик Надежда Григорьевна,

    учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

    1. Как звали отца Гринёва?

    а) Алексей Петрович

    б) Андрей Петрович

    в) Пётр Алексеевич

    2. Как зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева?

    а) Дефорж

    б) Гофре

    в) Бопре

    3. Как зовут верного слугу Петра Гринева? 

    а) Савельич

    б) Архип Савельев

    в) Григорий

    4. В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения? 

    а) Преображенский

    б) Семеновский

    в) Павловский

    5. Отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет

    а) 17-ый год

    б) 18-ый год

    в) 19-ый год

    6. Кому принадлежат слова: «Береги платье снову, а честь смолоду»?

    а) Савельичу

    б) матери

    в) отцу

    7. О ком эти слова из повести «Капитанская дочка»: «…ротмистр гусарского полка и находится в Симбирске при приеме рекрут…»?

    а) о Швабрине;

    б) о Зурине;

    в) об Иване Кузьмиче.

     

    8. Петруша остановился в Симбирске

    а) в гостинице

    б) в трактире

    в) на квартире

    9. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость?

    а) Андрей Карлович

    б) Андрей Кириллович

    в) Карл Андреевич

    10. Чей это портрет: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Живые большие глаза так и бегали. Волосы были обстрижены в кружок»:

    а) Швабрина

    б) Пугачева

    в) Зурина

    11. Что Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе?

    а) кроличью шубу

    б) заячий тулуп

    в) медвежью шапку

    12. П.Гринёв прибыл на службу:

    а) в Белгородскую крепость

    б) в Белогорскую крепость

    в) в Петропавловскую крепость

    13. Как зовут коменданта крепости:

    а) Пётр Андреевич

    б) Иван Кузмич

    в) Алексей Иваныч

    14. Как зовут капитанскую дочку?

    а) Маша

    б) Акулина 

    В) Василиса Анна

    15. Чей это портрет: «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»:

    а) Швабрина

    б) урядника Максимыча

    в) Зурина

    16. Сколько крепостных душ принадлежит отцу Гринева?

    а) 100

    б) 200

    в) 300

    17. Что предложил Швабрин подарить Маше для того, чтобы «она ходила к тебе (Гриневу) в сумерки»?

    а) стишки;

    б) цветы;

    в) пару серег.

    18. Швабрин переведён в крепость:

    а) за смертоубийство

    б) по собственному желанию

    в) получил наказание

     

    19. Пётр Гринёв во время поединка с Швабриным был ранен:

    а) в живот

    б) в ногу

    в) в плечо

    20. О ком эти строки: «… был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…»?

    а) Савельич;

    б) капитан Миронов;

    в) Иван Игнатьевич.

    21. Чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?

    а) литературой

    б) музыкой

    в) математикой

    22. Как зовут единственную крепостную крестьянку семьи Мироновых?

    а) Машка

    б) Глашка

    в) Палашка

    23. С кем Петр Гринев дважды встречается на дуэли?

    а) с Мироновым с Иваном Игнатьичем

    б) со Швабриным

    в) с Максимычем

    24. Как зовут "капитаншу", жену капитана Миронова? 

    а) Василиса Егоровна

    б) Марья Ивановна

    в )Авдотья Васильевна

    multiurok.ru


    Смотрите также