Контрольная работа: Законы Хаммурапи 8. Хаммурапи законы контрольная работа


Контрольная работа - Законы Хаммурапи

Содержание

                                                                                                                               Стр.

Введение………………………………………………………………………..…3

Законы Хаммурапи как источникДревневавилонского права………………..4

Обязательноеправо………………………………………………………………6

Брачно-семейноеправо…………………………………………………………..8

Судебноеустройство……………………………………………………………..9

Наследственноеправо…………………………………………………………...11

Правособственности…………………………………………………………….12

Уголовное право…………………………………………………………………13

Армия……………………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы………………………………………………………………16

                                                                                                                                 2

Введение

       По берегам Евфрата тянется целое полехолмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыты развалины самогобольшого города Южной Месопотамии. В глубокой древности этот городназывался  «Врата Бога». «Баб-или» называли его жители на своём языке. Грекипеределали «Баб-или» в «Вавилон» и от названия городапрозвали и всю страну  «Вавилон». Вавилонв течение долгого времени был маленьким незаметным поселением. С тех пор прошлооколо 6-ти столетий. За это время Вавилон превратился в самый большой и богатыйгород во всей Месопотамии.

                                                           3

Законы Хаммурапи как источникдревневавилонского права.

        Свод законов Вавилонского государства,изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собойкрупнейший и важнейший памятник Месопотамии. Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) былобнаружен в <st1:metricconverter ProductID=«1901 г» w:st=«on»>1901 г</st1:metricconverter>.французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.

       Судебник сохранился почти полностью. Из282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современнымиученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить помногочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных прираскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большомбазальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метровимеется рельефное изображение Хаммурапи, которому бог Шамашвручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столбс обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали егоуправлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истреблениябеззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну дляблага народа».

       Вся жизнь Вавилонского общества отраженав этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцыи купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего встране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев,обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудомбесправных рабов.

       Главным источником Кодекса являлисьнормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самогоХаммурапи.

       Основные цели Законника Хаммурапизаключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества,в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующихверхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляетопределенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановитьпроцесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могутпострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется подугрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

       Кодексу Хаммурапи характерны примитивнаяправовая техника и

казуистичностьправовых норм. Законник представляет собой собраниеконкретных  судебных случаев, наглядных ипонятных для восприятия.

4

       Четкое деление по отраслям права вЗаконнике отсутствует. Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя ив них обнаруживаются довольно многочисленные пробелы.

                                                                                               

5

Обязательное право

       Источником обязательств являлисьдоговоры. Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи,которому исторически предшествовал договор мены. Для действительности договорабыло необходимо соблюдение трех условий: 1) продавец должен быть действительнымсобственником вещи. 2) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота.3) сделка должно совершенно при свидетелях (чтобы последние в случаенеобходимости могли подтвердить ее законность).

       Купля-продажа наиболее важных вещей(земля, постройки, рабы, скот) оформлялась письменно, по определенной форме, сперечнем свидетелей (двух-трех и более) и приложением печатей. Тексты договоровписались на глиняных посудах, которые затем обжигались. Существовала икупля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа.

       Договор личного найма заключался на годили меньший срок. Он  распространялся наврачей,  архитекторов,сельскохозяйственных работников, кораблестроителей и ветеринаров. Заработнаяплата сельскохозяйственных работников выдавалась хлебом или деньгами и имелазначительные сезонные колебания. За невыполнение условий договора  наемный рабочий нес строгую ответственность:оставление работы раньше оговоренного срока приводило к потере оплаты. Наемномуработнику доверялись материальные ценности, он нес ответственность за ихсохранность. Гибель или изнурение скота, кража семян компенсировались хозяинувысокими штрафами в десятикратном размере. Если у наемного рабочего не былоденег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни. 

        Достаточно редким был договортоварищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членамитоварищества. Главным условием договора была солидарная ответственностьтоварищей перед третьими лицами.

       В имущественный найммогли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки). также вдоговор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада  на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелымипотому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышалпредложение.

       Договор займа отличался большейсуровостью. процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до33;превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Должникбыл защищен от самоуправных действий кредитора. Допускалось перенесениедолговых обязательств на другое лицо. Кредитор имел право принимать в залогземлю и движимое имущество должника. Несостоятельный должник вынужден былотдавать в кабалу членов своей семьи. Срок кабалы был ограничен 3- мя годами поистечении которых заложник покидал дом кредитора. Иногда

6

долговое обязательствообеспечивалось залогом имущества или его части.

Если долг не возвращался всрок, кредитор мог удовлетворить свои требования из доходов с заложенногоимущества или от его продажи.

       Существовал и договор хранения ипоклажи. Зерно, документы, деньги и рабы могли сдаваться на хранение. Договорзаключали при свидетелях, в противном случае сделка не могла быть оспорена всуде. Хранитель отвечал за вещь, даже если она была украдена у него вместе сего собственными вещами.

       Кодекс Хаммурапи имеет и другой источникобязательств кроме договоров – причинение вреда. В него входили порубкадеревьев в чужом саду, затопление судна вследствие столкновения на реке ипотрава поля.

       

      

7

Брачно-семейное право

       Господствующее положение в семье занималмуж. Он мог продать жену и детей в пожизненное рабство или отдать на три года вдолговую кабалу.

       Жена могла без ведома мужа распоряжатьсясвоей долей имущества, покупать землю и рабов, выступать в суде поимущественным спорам в качестве свидетеля.

       Запрещались браки между родственниками имежду мачехой и пасынком.

       Брак заключался на основании письменногодоговора между мужем и отцом невесты. Жена могла лишь добиться отказа мужа вбудущем закладывать ее за долги. За невесту отдается приданное, которое служилосвоеобразной компенсацией за потерю работницы и после заключения бракарассматривалось  как ее имущество.Приданное оставалось у мужа, если развод произошел по причине предосудительногоповедения жены.

       Возможен развод по инициативе мужа. Жена имелаправо на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа,смена им местожительства). Дети остаются у отца. Если жена не рожает детей илирожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а женулибо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ейприданного. Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.

       Если муж, отправившийся в военный поход,попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у нее не оставалось иныхсредств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должнабыла вернуться к нему.

                                                                           

8

Судебное устройство

       Когда-то в горах Шумера и Аккада судилистарейшины. У них не было записанных законов, и они решали все дела,сообразуясь со старыми обычаями.

       Царские суды при Хаммурапи были введеныво всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей.Но царь  не выступал ни высшей, ни низшейкассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случаевынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, назлоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем длярешения соответствующим административным или судебным органам: общинным илицарским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд,арест и розыск преступников.

       Возбуждение дела осуществлялось, какправило, частным лицом. Однако при покушениях на дворцовую или храмовуюсобственность инициатива в возбуждении дела могла проистекать отгосударственного органа. Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сампотерпевший (истец). Розыск и арест особо опасных преступников осуществлялисьместной администрацией. Обвинение в суде поддерживало частное лицо.Общественного обвинения или чего-либо аналогичного прокуратуре не существовало.

       Стороны сами собирали доказательства ипредъявляли их суду.

Доказательствами являлисьписьменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь судазаписывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным, исудья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, гдеего судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его передцарем. Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатыхлюдей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб ибедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжалпритеснять «слабого».

       Суровое наказание полагалось виновным,нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю,смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудьсломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновноготоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб. Иногда судьи не могливынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергалииспытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

       Приговоры о смертной казни иличленовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Дляукрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторичнотого же дела; обязательство оформлялось письменно.                                                               9

Виновный в нарушении этогообязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либоподвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

       В Вавилоне судебные решения в сознаниилюдей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богинясправедливости Китту считалась дочерью всемогущегобога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы.Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этомсвидетельствует, в частности ст.5 законов Хаммурапи предусматривающая наказаниедля судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано вспециальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судьявыплачивал штраф, равный 12-кратной стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял правоосуществлять правосудие.

10

Наследственное право

Наследование по закону:

       Сыновья, независимо от возраста делилинаследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внукинаследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и немогли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались кнаследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены внаследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследниковимущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отцаумершего. Пережившая жена получала приданное и предбрачныйподарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имелаправо продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям.Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданымкак своей собственностью, — это приданое также шло в раздел детям умершей, апри их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.

Наследование по завещанию:

       Отец мог с согласия суда лишитькакого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду. он мог также засчет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного изсыновей за счет ущемления интересов других сыновей. муж мог подарить частьземельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая всеэти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило  к завещательной свободе, отражающейдостаточно высокий уровень развития института частной собственности.

11

Право собственности

       Собственникам земли в Вавилоне могливыступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельнаясобственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориямсвободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования загосударственную службу.

       Достаточно подробно обрисованы вЗаконнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль надугодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотнаяземля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правомдостаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог егопродавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать дваусловия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, иуход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все этисделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы былоневозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар вовремена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждениеземли еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чемправилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-тоэкстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнеговладельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкийуровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость,которой тоже не следовало злоупотреблять.

        В целом, владельческие права общинниковимели достаточно прочную правовую защиту.

12

Уголовное право

      

       Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к нимотносились: нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием,дача ложных обвинений, злостная клевета.

       Ко второй группе относились преступленияпротив собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение илиуничтожение чужого имущества.

       Третья группа – преступления противсемьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка,изнасилование.

       К четвертой группе можно отнестивоинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести идолжностные преступления: взяточничество судьи.

       В системе наказаний преобладала смертнаяказнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, дажеесли оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человекукость, повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногдасудьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогдаподсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал,его оправдывали.

       Выбор меры наказаний с собойнаглядностью отразился классовый характер уголовного права: выбор менынаказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социальногоположения как преступника, так и потерпевшего.

13

Армия

       Особенно важно было для Хаммурапи иметьсильное войско на юге, в Шумере, который только при нем был присоединен кВавилону. Чтобы укрепить там свою власть, Хаммурапи расселил там своих воинов.Для них отводились большие участки земли, где были поле, дом и сад. «Реду» — были тяжело вооруженные воины, у них было длинноекопье, щит и шлем. Они получали не только землю с угодьями, но и скот: волов иовец. А «Баиру» — легко вооруженные стрелки –пользовались только домом и угодьями.

       Воинские земельные участки полностьюисключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с ними являлисьнезаконными. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, начасть участка сохранялась право его малолетнего сына (ст.27-29). Если радиизбавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течениигода при условии возвращения к своим обязанностям.  Когда воин по возрасту или болезни уже не могпродолжать службу; но в его семье подрастал сын, способный продолжить службувместо отца, — земельный участок мог быть закреплен за данной и во второмпоколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, егоматери выделялась одна треть из имущества «илку»,чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховнаясобственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое времяизъять земельный участок из рук военнослужащего.

       Когда воин попадал в плен, за негоплатили выкуп из царской казны.

       Войско было опорой царской власти, иХаммурапи прекрасно понимал, что если у него не будет сильных идисциплинированных воинов, его могуществу скоро придет конец. Поэтому онохранял своих воинов от произвола начальников, давал им землю и богатыеподарки. Но за это воины должны были верой и правдой служить своему царю ибеспрекословно выступать в поход по первому требованию. Горе было тому воину,который осмеливался ослушаться царского приказа и нанимал вместо себя какого-нибудьбедного человек. Такого воина предавали смерти, а его дом, поле и сад отдавалитому, кто шел вместо него на войну. Вот эта 26-я статья Судебника: если реду или баиру, получив приказвыступить в поход, не пойдет, или наняв наемника выставит его своимзаместителем, то этого реду или баирудолжны предать смерти, а его заместитель получает его дом». 

       В целях укрепления боеспособности,дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов,нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников –декум и лубуттум,использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Службавоина считалась «вечной».

                                                                         

14

Заключение

       Рассматривая жизнь в Вавилоне послепоявления Кодекса  Хаммурапи, понимаешь,какую важную роль он сыграл в развитии и становлении города. Законник«заставил» людей отвечать за совершенные ими преступления и научил их жить позаконам. Большое внимание Хаммурапи уделял армии. Он понимал, что чем лучшеусловия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годысвоего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый имогущественный город.    

       После смерти Хаммурапи вавилонские цариправили еще полтораста лет. Около <st1:metricconverter ProductID=«1600 г» w:st=«on»>1600 г</st1:metricconverter>. до н. э. царь хеттов Мурсиль напал в Вавилон. Он ворвался в столицу, разгромилее, захватил несметные сокровища и увел множество пленных. Так паламогущественная держава царя Хаммурапи, который много лет держал в страхесоседние страны.

15

Список литературы:

1.  В.В.Кучма.    Государство и право древнего мира и среднихвеков.         Волгоград 2001

2.  Под редакцией академика В. В. Струве   Издание 3   <st1:metricconverter ProductID=«1958 г» w:st=«on»>1958 г</st1:metricconverter>.     

3.История государства и права зарубежных стран. Часть 1  Под общей редакцией О. А. Жидкова  и   Н. А.Крашенниковой.  Москва  1996г

4.Всемирная история государства и права. Под редакцией  А. В. Крутских. Инфа-м, 2001

16

www.ronl.ru

Контрольная работа - Законы Хаммурапи 8

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Тема 2. Законы Хаммурапи Содержание: Введение Изначальный свод законов Вавилонии, который относился к началу правления царя Вавилинии Хаммурапи, до нашего времени не сохранился. Законы Хаммурап, которые известные в настоящее время созданы в конце правления шестого царя первой вавилонской династии Хаммурапи. Они были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ). На данный момент находятся в Лувре в Париже.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Целью создания законов являлось создание системы права, которой бы регулировались земледелие, скотоводство, садоводство, торговля, социальные отношения между жителями, семейное праве и судопроизводство. В этом своде законов характерной чертой было наличие бюрократизма, к примеру, все сделки, и незначительные, по закону заключались при свидетелях.

Тщательно обобщенные и систематизаные разновременные писаные и неписаные правовые нормы представляют собой результат законов Хаммурапи. Эти законы не содержат полный перечень норм, например, нет норм определяющих наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство, по всей видимости такая задача и не ставилась, так эти случаи являлись общеизвестными и не вызывающими разногласий. В законах Хаммурапи рассматривались только такие случаи, из-за которых возникали разногласия в нормах писаного или обычного права различных областей страны.

В законах Хаммурапи содержатся несколько сотен правовых норм, которые относятся, по современной терминологии к уголовному, процессуальному, и к гражданскому праву. Но вавилонские юристы подобного различия не делали, это разделение не было принято в древней системе права. Структура законов предоставлена в следующем виде: вводное слово «если» затем идёт изложение всевозможной ситуаций и вытекающих из этих ситуаций юридических последствий. Издавая текст законов современные ученые разбили на пронумерованные «параграфы», или «статьи». По предмету регулирования разделены нормы внутри законов Хаммурапи, а переход от группы к группе происходит по принципу ассоциации.

Текст сборника состоит из трех частей:

— введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

— 282 статьи законов;

— обширное заключение.

Первая группа норм ( п.1 — 5 ) содержит перечень наказаний за наиболее важные правонарушения, за такие как обманные обвинения в чародействе или убийстве, ложные свидетельства и изменение судебного решения судьёй. Статьи ( п. 6 — 25 ) об охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Параграф закрывающий этот раздел посвящен пртивоправному завладению чужим имуществом. В связи с этим последующий раздел ( п. 26 — 41 ), касается имущества, которое получено от царя за службу, и первый параграфа о том что воин, не участвовавший в походе или отправивший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни. Последний параграф этого раздела посвящен вопросу о не законом использовании чужого поля. Четвертая группа норм ( п.42 — 88 ) описывает регулирование операций с недвижимостью и ответственность за правонарушения, относящиеся к этому имуществу. Последующие разделы посвящены таким нормам: как торговые и коммерческие операции (п.89 — 126), семейное право (п.127 — 195), умышленные и неумышленные телесные повреждения (п.196 — 214), операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( п.215 — 282 ).

Цель работы заключается в том чтобы рассмотреть законы Хаммурапи не только как юридический документ, но и как исторический источник, который позволит воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и рассмотреть некоторые обычаи и традиции присущие этой стране.

Задачи работы:

1. Рассмотреть экономический блок законов Хаммурапи.

1. Рассмотреть социальный блок законов Хаммурапи. 1. Экономический блок законов Хаммурапи. 1. 1. Сельское хозяйство

Между двумя крупными реками — Тигром и Евфратом — основными крупными источниками влаги располагась Месопотамия. Вода этих горных рек несла ил, который являлся удобрением для полей. Земля Мессопотамии отличалась исключительным плодородием. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально посвящены наказаниям за разные случаи небрежности или халатности земледельца — общинника к орошительным сооружениям на своём участке ( ст.53, ст. 54, ст.55, ст.56 ). Он должен был возместить ущерб в случае прорыва орошительных сооружений и затопления полей соседей, что закреплено в ст.53. Если ущерб не возмещен то хозяина сооружений продавали в возмещение соседям ущерба ( ст. 54 ) [3; 104c.].

В Мессопотамии были достаточно неблагоприятные усло-вия для ведения сельского хозяйства, в связи с этим земля очень ценилась, даже были установлены наказания за её порчу ( ст.42, ст. 43, ст.44 ). 1. 2. Садоводство Садоводство было одной из отраслей сельского хозяйства в Мессопотамии. Главной выращиваемой культурой в садах, согласно Законам Хаммурапи, являлась финиковая пальма, упоминание, о которой есть в статьях 64 и 66.

В случаях недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода были введены статьи, которые карали это нехорошее деяние, они отражены в ст. 62 [1; 63c.]. 1. 3. Скотоводство Отрасль скотоводческая заключала в себе разведение как мелкого скота — овецы, так и крупного рогатого скота — быков. Скот был предоставлен для пастьбы специальным пастухам, они были ответственными за потраву, а также за любой другой ущерб, который происходил в стаде по их вине (ст.263 — 265 и ст. 267 ). Статьи 244 — 251 тоже относятся к скотоводству, в этих статьях, достаточно подробно, рассматриваются разные случаи найма скота, и возмещение убытков связанное с этим наймом, это в свидетельствует о том, что скот считался достаточно большой ценностью в Месопотамии [3; 107c.]. 1. 4. Ремесло Стоит отметить, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не было, это обьяснялось тем что все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству.

Эта отрасль регулировалась статьей 188. 1. 5. Торговля Мессопотамия была зависемой от международной торговли, так как занималась импортом основных видов сырья: поделочные кожи, металлы, дерево и другое.

Экспортом в Месопотамии были ремесленные изделия, растительное масло и хлеб. Был установлен общий принцип партнёрства ( ст. 99 ) [4; 112c.].

Статья 100 гласит о том, что вся прибыль торгового путешествия принадлежала тамкару, а последний обязан был оплатить шамаллуму его затраты по путешествию и жалованье. Тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи взамен денег ( ст. 104 ) [1; 108c.]. 1.6. Аренда и ростовщичество В законах Хаммурапи уделяются большое внимание аренде недвижимости, закладу и обеспечению ссуд. Действовал следующий вид земельной аренды — с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада — до 2/3 ) после уборки. Льготы предусматривались если арендовался заброшенный участок (ст. 44).

Важно то, что в законах Хаммурапи были учтены и разных природные катаклизмы (ст.45, ст. 47, ст. 48). В статье 48 говорится, что обьектом аренды может быть не только недвижимость, но и любое движимое имущество.

Статьи 236 — 239 посвящены найму речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. В частности статьи 241 — 249 описывают и разрешают всевозможные проблемы возникающие между арендатором и хозяином животного [2; 80c.]. 2. Социальный блок законов Хаммурапи. 2.1. Собственность Субъектами права считался в основном свободный мужчина, который не находился под патриархальной властью. Личную неприкосновенность, жизнь и честь в Законах Хаммурапи оценивали менее ценно, чем собственника определенной части общинной земли ( ст. 201 ).

Рабы мушкенумов пользовались, подобно рабам при дворце, известными привелегиями ( ст.176 ).

Были случаи, в которых субъектом права была женщина, в основном она была жрицой. Имущественные права жрицы ничем не отличались от прав мужчин. Женщина, которая была замужем могла обладать в некоторых случаях отдельным от мужа имуществом ( ст. 150 ) и тем самым она не подлежала ответственности за долги мужа, которые он сделал до женитьбы ( ст. 151 ). Имущественными правами обладала и вдова, которая получала свое приданное и вдовью долю, в случае если муж ей её оставил ( ст. 171 и ст. 172 ) [5; 701c.].

Сын мог быть лишен наследства отца, если он дважды дважды совершил тяжелый грех против него ( ст. 168 и ст.169 ). Достаточно интересно то, что некоторые остатки правоспособности были закреплены за рабами, к примеру, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался отрезанием уха по суду ( ст. 205 ). Такому же наказанию подвергался раб, который оспаривал своё рабское положение ( ст. 282 ).

Царский служащий или работник обладал землей из дворцового фонда только условно, это зависело от службы которую он выполнял. Когда владелец земли умирал его земля не переходила по наследству ( ст. 27 — 29, ст.31 — 32 ) [7; 202c.].

Распоряжение землей война было лишено законной силы. Любая сделка проводимая с землей война считалась незаконной и анулировалась ( ст. 35 — 38, ст. 41 ). Вернувшийся из плена воин обеспечивался наделом ( ст. 27 ), если воин погибал то его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если небыло совершеннолетнего сына, то надел передавался его матери с детьми и они получали треть надела на пропитание ( ст. 29 ).

Не запрещалось приобретать частную землю из общинного фонда служащим царя ( ст. 39 ) [6; 300c.] 2.2. Семья, семейные отношения. Большую роль имели в Вавилоне семейные отношения, в Законах Хаммурапи им уделялось достаточно много внимания.

В Вавилоне брак являлся законным при строгом выполнении определенных юридических особенностей. Таких как брачный контракт, обязательно заключенный при свидетелях (ст. 128).

Смертью наказывалась неверность жены мужу (ст. 129 ). Существовал ряд правил для разбирания такого обвинения ( ст.130 — 136). При определенных обстоятельствах женщина оправдывалась законом, к примеру, в ст. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна» [3; 210c.].

Когда муж возвращался из плена, его жена возвращалась к нему (ст. 135), но дети, рожденные от другого оставлялись у этого мужчины. Если мужа признавали дезертиром, тогда жена, не должна была возвращатся в его дом ( ст. 136 ).

Но если у жены были средства, чтобы прокормиться тогда её переход к другому мужчине приравнивался к измене и наказывалась она смертной казнью ( ст. 133 )[6; 310c.].

Законы Хаммурапи о брачной неверности имели своё влияние исключительно на жен. В то время как муж имел право сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми ( ст. 170 ). Смертная казнь для мужа была только тогда когда он соблазнял жену свободного человека, но муж этой женщины мог его простить и тем самым сохранить ему жизнь ( ст. 128 ) [5; 712c.].

Если муж изменет жене со свободными, то она могла забрать своё приданое и вернуться в дом своего отца ( ст. 142 ).

В таких обстоятльствах как болезнь жены ( ст. 148 ), женитьба на жрице, которой нельзя было иметь детей (ст. 145 ), плохое поведение жены ( ст. 141 ) мужчина имел право взять вторую жену. Цель такого брака — рождение детей, которые унаследывали семейное имущество и продолжение рода.

Следовательно, в браке значимую роль имело имущество. Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе ( ст.159 — 164 ), о разделе ответственности по долгам, возникшим до брака ( ст.151 — 152 ).

Цель брака — рождение детей и при бездетном браке усыновляли чужих детей с согласия их кровными родителями или найденышей ( ст. 185 ) [1; 240c.]. 2.3. Судопроизводство Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Возбуждение дел было по жалобе заинтересованной стороны, в судебном процессе каждая из сторон доказывала свою позицию. Не было протоколов, но особо важные моменты могли фиксировались письменно. Приговоры и решения и приговоры — устными. Свидетельские показания были основным доказательством в суде ( ст. 9 — 11).

В статье 9, полно раскрыта значимость свидетельских показаний в суде, при отсутствии свидетеля, согласно статьи 13, суд откладывался на 6 месяцев, за это время человек должен был отыскать своих свидетелей, или его ожидала незавидная участь [7;214c.]. Заключение В работе были рассмотрены законы Хаммурапи. Их экономический блок – это садоводство, скотоводство, ремесло, торговля и аренда и ростовщичество. Был рассмотрен социальный блок – собственность, семья, семейные отношения и судопроизводство.

В своей значительной мере законы Хаммурапи базировались на древних шумерских юридических нормах, их семитское влияние прослеживается в суровых наказаниях за семейные прегрешения.

Главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Из торговых отноше-ний можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, войны которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношения наметился определенный прогресс, в частности рабы подлежали наказанию только по суду.

Рассматривая законы Хаммурапи можно сделать вывод о том, что присутствовал бюрократизм. Список литературы: Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. — М.: Наука, 2008. – 240с.

Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории. — СПб.: АОЗТ, 2006. – 400с.

Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права. СПб.: АМФОРА, 2005 – 280с.

Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -310с.

Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности – М.: Юрист, 2007. – 861с.

Кузищина А.П. История государства и права зарубежных стран. – Ростов: Феникс, 2008. – 480с.

Соловьева К.Р. История Древнего Востока. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 374с.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Законы царя Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) найдены французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг в Сузах, столице древнего Элама, и хранятся в Париже в Луврском музее. Законы высечены на чёрном базальтовом столбе, который в качестве трофея был, видимо, увезён из Вавилонии войсками Элама. Законы Хаммурапи — один из важнейших источников по древневосточному праву.Источники: Хрестоматия по истории Древнего Востока /Под ред. Коростевцева М.Л. и др.-М.,1980.-Ч.1.-С.151-178

 

(Введение)

Я — Хаммурапи, пастырь… скопивший богатство и изоби­лие...

Сокрушитель четырех стран света...

Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий...

Защита страны...

Дракон среди царей...

Западня [для] врагов...

Владыка, достойный жезла и короны...

Усердный, совершенный...

Первейший среди царей, покоривший селения [по] Евфра­ту...

Я — заботливый, покорный великим богам...

Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руково­дить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

(Хозяйство)

§ 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.

§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возде­ланная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины1 серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должж убить.

§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделае свою работу ненадежно, так что судно в том же году стане течь (?) (или) получит (другой) недостаток, (то) корабелыци] должен сломать это судно, сделать прочное за собственны] счет и отдать прочное судно хозяину судна.

(Долговая кабала)

§ 115. Если человек имеет за человеком (долг) хлебом ил серебром и будет держать его заложника, а заложник умре в доме взявшего в залог по своей судьбе, (то) это не основана для претензии.

§ 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог с побоев или дурного обращения, (то) хозяин заложника до. жен изобличить своего тамкара1; если (взятый в залог) — сь человека, (то) должно убить его сына, если он — раб человек он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет вс данное им (в долг).

§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за сереб] или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свс дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя HJ заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их i свободу.

§ 118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабын (то) тамкар может передать (его или, ее) дальше, мож отдать (его или ее) за серебро; (он или она) не может бы требуем (или требуема) (назад) судебным порядком.

(Рабство)

§ 15. Если человек выведет за городские ворота ра дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума2, и рабыню мушкенума, (то) его должно убить.

§ 16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, (принадлежащих) дворцу или мушкенуму, и не выведет (их) на клич глашатая, (то) этого хозяина дома должно убить.

§ 17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, (то) господин раба должен дать ему 2 сикля серебра.

§ 19. Если он удержит этого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, (то) этого человека должно убить.

§ 199. Если он (человек) повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, (то) он должен отвесить поло­вину его покупной цены.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, (то) должно отрезать ему ухо.

§ 226. Если цирюльник без (ведома) господина раба сбреет (рабский) знак не своего раба, (то) этому цирюльнику должно отрезать пальцы.

§ 227. Если человек обманет (?) цирюльника и тот сбреет (рабский) знак не своего раба, (то) этого человека должно убить и зарыть (?) в его воротах; цирюльник должен поклясть­ся: «Я сбрил неумышленно» — и быть свободным (от ответствен­ности).

§ 282. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», (то тот) должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.

(Заключение)

Я — Хаммурапи, царь совершенный...

Я — царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет [себе] равных.

Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных!

www.ronl.ru


Смотрите также