Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс. Древнерусская литература контрольная работа


Примерные варианты контрольных работ Контрольная работа по разделу «Древнерусская литература»:

1. Легенды о персонажах библейской истории, сюжетно отличающиеся от канонических, называют:

а) житиями; б) патериками; в) апокрифами; г) хрониками.

2. Какие из указанных произведений, по мнению исследователей, создавались по образцу «Слова о полку Игореве»?

а) «Житие протопопа Аввакума»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Сказание об Индийском царстве»;

г) «Задонщина».

3. Что из перечисленного было свойственно демократической сатире XVII века:

а) «высокий» стиль изложения;

б) утверждение абсурдности мира;

в) высмеивание пороков общества;

г) тесная связь с фольклором;

д) поддержка царской власти.

4. Соотнесите явления со временем их развития:

а) становление теории «Москва – третий Рим»;

б) расцвет стиля «плетения словес»;

в) появление первой автобиографии;

г) возникновение темы борьбы с монголо-татарами;

д) создание первой летописи.

a) X – первая четверть XIII вв.;

b) вторая четверть XIII – третья четверть XIV вв.;

c) конец XIV – XV вв.

d) XVI в.

e) XVII в.

5. Определите по цитате из произведения его название, автора (если известен) и время создания:

а) «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»;

б) «Запели птицы жалостные песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!»;

в) «Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

6. Известно высказывание Д. С. Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Объясните, как вы его понимаете, выскажите свою точку зрения по этому вопросу, подкрепив свое рассуждение примерами из произведений.

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII в.»:

1. Решите филворд. Из оставшихся букв сложите ключевое слово:

Т

Р

Е

Т

Э

Л

Е

Г

И

Я

П

Е

К

Д

Б

А

Р

О

К

К

О

Р

К

А

И

А

К

О

В

А

К

Х

О

А

Т

Е

Д

Ж

А

С

В

З

В

С

Р

А

Р

Е

Р

В

К

М

О

А

Т

Т

М

И

Н

А

И

И

А

С

Н

А

Р

З

И

Н

М

Н

Й

С

А

Е

К

О

И

А

А

О

Е

А

И

Т

Ц

О

С

С

Д

А

С

К

В

Р

А

Р

В

1. Герой комедии «Недоросль».

2. Жанр, прославивший Кантемира.

3. В какой город путешествовал герой Радищева?

4. Литературное направление начала XVIII века.

5. «Елисей, или раздраженный…»

6. Автор сатирического журнала «Всякая всячина».

7. Жанр сентиментальной лирики.

8. Первый реформатор русского стихосложения.

9. Поэт XVIII века, который перевел оду Горация «Памятник».

10. Создатель повести «Остров Борнгольм».

11. Первая русская героическая поэма.

12. Трагедия «Димитрий …».

2. Напишите мини-эссе на тему «… (ключевое слово) в русской литературе и культуре XVIII в.».

3. Определите, какое из данных стихотворений относится к классицизму, а какое – к сентиментализму. Докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста.

Текст № 1:

Что с тобою, ангел, стало?

Не слыхать твоих речей;

Всё вздыхаешь! а бывало,

Ты поешь как соловей.

«С милым пела, говорила,

А без милого грущу;

Поневоле приуныла:

Где я милого сыщу?»

Разве милого другого

Не найдешь из пастушков?

Выбирай себе любого,

Всяк тебя любить готов.

«Хоть царевич мной прельстится,

Всё я буду горевать!

Сердце с сердцем подружится —

Уж не властно выбирать».

Текст № 2:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

studfiles.net

Контрольная работа по литературе на тему "Древнерусская литература. Литература 18-19 веков"

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература. Литература 18-19 веков»

Вариант 1.

1. Летопись – это…

А) фантастический рассказ

Б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето» (за год)

В) роспись по дереву

2.Что послужило поводом появления древнерусской литературы?

А) война с печенегами

Б) отсутствие литературы

В) принятие христианства на Руси, появление письменности, становление государства Древняя Русь.

3.Какое произведение не является басней?

А) « Свинья под дубом» Б) «Спящая царевна»

В) «Зеркало и обезьяна» Г) «Солдатская шинель»

4.Кто разрешил спор двух Астрономов в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

А) Плотник. Б) Корабельщик.

В) Повар В) Слуга.

5.Произведения М.Ю. Лермонтова относятся к…

А) XX веку; Б) XIX веку; В) XVII веку; Г) XVIII веку.

6.Какой из приведённых отрывков является моралью басни?

А) «Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор…».

Б) «…Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

В) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…».

7. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи из сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского?

А) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

Б) она дала выпить царевне живой воды;

В) она подарила царевне волшебное кольцо;

Г) она заменила смерть 300-летним сном?

8.Кто является носительницей зла в «Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?А) царица; Б) царевна; В) черница.

9. Рифма – это:

А) созвучие окончаний стихотворных строк;

Б) созвучие начальных слов в стихотворении;

В) чередование ударных и безударных слогов во всех словах стихотворения.

10.  Укажите способ рифмовки в стихотворении А.С. Пушкина:

Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждёшь меня.

А) перекрёстная Б) парная В) опоясывающая

11. Чем отличаются литературные сказки от народных?

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература. Литература 18-19 веков»

Вариант 2 .

1. Басня – это…

А) стихотворное произведение

Б) краткий стихотворный текст

В) краткий стихотворный или прозаический текст нравоучительного характера

2.Как начинается повествование в летописи?

А) «Однажды…» Б) «В лето…»

В) «Жили-были…» Г) «В некотором царстве, в некотором государстве…»

3. Определить автора произведения «Кубок»:

А) И.А.Крылов Б) М.В.Ломоносов

В) В.А.Жуковский Г) А.С.Пушкин.

4.Вывод в басне называется…А) поучение; Б) мораль;

В) наставление; Г) рассуждение.

5.Произведения А.С. Пушкина относятся к…

А) XX веку; Б) XIX веку;

В) XVIII веку; Г) XVII веку.

6.Какой из приведённых отрывков является моралью басни?

А) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…».

Б) «Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор…».

В) «…Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

7. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи из сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского?

А) она подарила царевне волшебное кольцо;

Б) она дала выпить царевне живой воды;

В) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

Г) она заменила смерть 300-летним сном?

8. Как узнала злая царица о том, что царевна жива из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?  

А) Рассказала служанка.  Б) Рассказали придворные шпионы.

В ) Рассказало зеркальце. Г) Царица сама догадалась.

9. При парной рифмовке:

А) рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб).Б) рифмуются две строки подряд (аабб).

В) рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба).

10. Укажите способ рифмовки в стихотворении Ф.И. Тютчева:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь –И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...

А) перекрёстная Б) парная В) опоясывающая

11. Чем отличаются литературные сказки от народных?

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

1. Жанр фольклора:

А) былина;

Б) поэма;

В) рассказ.

2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки;

Б) песни;

В) былины.

3. Персонаж былины:

А) Василиса Премудрая;

Б) Добрыня Никитич;

В) Иван-царевич.

4. Для былин характерна:

А) гипербола;

Б) иносказание;

В) нравоучение.

5. Какой город не упоминается в былинах?

А) Киев;

Б) Муром;

В) Москва.

6. К какому роду литературы относятся былины?

А) Лирика

Б) Драма

В) Эпос

7. Выбрать определение жанра былины.

А) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях Средневековой Руси.

Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание

легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

8. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

А) Ссора богатыря и князя.

Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу.

В) Пир у князя.

9. Соотнеси название былин с циклами.

А) «Садко»

1. Киевский цикл

Б) «Илья Муромец и соловей-разбойник»

2. Новгородский цикл

10. Выбрать определение гиперболы.

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

11. Расположи в правильном порядке обязательные сюжетно-композиционные элементы былины.

А) Развязка

Б) Кульминация

В) Завязка

12. Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

13. О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

14. С чем связано появление литературы в Древней Руси?А) с появлением учителей, писателейБ) появлением письменностиВ) появлением татаро-монгольского игаГ) появлением христианства на Руси

15. На чём писали книги на Руси?

А) на бумагеБ) на шёлкеВ) на пергаменте

Г) на берёсте

16. Какое выразительное средство использовано в следующей фразе:

«Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?

17. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - это произведение:

А) поэтическое;

Б) прозаическое;

В) драматическое.

18. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

А) Москва;

Б) Муром;

В) Владимир.

19. Кто искушал жену князя Павла:

А) Кощей Бессмертный;

Б) змий;

В) Баба-Яга.

20. Поучение – жанр литературы:

А) древнерусской;

Б) 18 века;

В) 19 века.

21. «Поучение» Владимира Мономаха – это…

А) нравственные заветы;

Б) лозунги;

В) наговоры.

22. О каком литературном деятеле

18 века идет речь?

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

23. Указать соответствие произведений и их жанров:

  1. «Повесть временных лет»

  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

  3. «На день восшествия на всероссийский престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

  4. «Властителям и судиям»

  5. «Вольга и Микула Селянинович»

а) былина

б) стихотворение

в) летопись

г) ода

д) повесть(житие)

24. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?

25. Какому поэту принадлежат строки:

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!...

26. Дайте определение:

Ода – это…

27. Композиция – это…

А) эпизод литературного произведенияБ) столкновение персонажейВ) построение произведения

Ответы:

баллы

баллы

баллы

  1. А

11) В, Б, А

3 б

21) А

  1. В

  1. 11-17 вв.

2 б

22) о М. В. Ломоносове

  1. Б

  1. «Повесть временных лет»

23) 1В, 2Д, 3Г, 4Б, 5А

5 б

  1. А

  1. Б

24) ода, трагедия, героическая поэма

3 б

  1. В

  1. В

25) М. В. Ломоносову

  1. В

  1. эпитет

2 б

26) Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.

2 б

  1. А

  1. Б

27) В

  1. Б

  1. Б

  1. 2А, 1Б

2 б

  1. Б

  1. А

  1. А

Шкала оценивания:

39 - 38 = «5»

37 - 30 = «4»

29 - 21 = «3»

18 - 0 = «2»

infourok.ru

Контрольная работа в 7 классе по теме "Древнерусская литература"

1 . Подчеркните жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка трагедия,, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, поговорка.

2. Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

3.Гипербола- это______________________

4. На каком инструменте играл Садко?______________________

5 . Как Садко исполнил свое обещание старику, который помог ему уйти от царя морского?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Из какого произведения отрывок? ___________________________

Тут оратай-оратаюшкоНа своей ли кобыле соловенькойПриехал ко сошке кленовенькой.

7.Когда появилась древнерусская литература?_____________________

8. Из какого произведения взяты строки?

« Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

9. Назовите автора и название произведения.

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

10. Соотнесите название былин с циклами.

«Садко»

«три поездки Ильи Муромца»

Киевский цикл

Новгородский цикл

11. Какой город не мог упоминаться в былинах?

А) Киев

Б) Чернигов

В) Муром

Г) Москва

12.Выберите примеры употребления гиперболы

А) «чисто поле», «ковыль - трава», «добрый конь»

Б) «Птицей соколом летать под облака»

В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи».

13. Соотнесите прилагательные и существительные так, чтобы получились «постоянные эпитеты»

А) чисто

Б) добрый

В) буйная

Г) хоробрая

дружинушка

молодец

поле

головушка

14. Откуда на Руси пришли письменность и книги. ______________________________

15. Укажите типы почерков на Руси.___________________________________________

16. Укажите жанры собственных произведений ДРЛ

____________________________________________________________________________

17. В каком веке складывается новая система жанров и переход к литературе нового времени? _____________________________________________

18. В каком веке появились собственные произведения в ДРЛ?______________

1 . Подчеркните жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка трагедия,, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, поговорка.

2. Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

3.Гипербола- это______________________

4. На каком инструменте играл Садко?______________________

5 . Как Садко исполнил свое обещание старику, который помог ему уйти от царя морского?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Из какого произведения отрывок? ___________________________

Тут оратай-оратаюшкоНа своей ли кобыле соловенькойПриехал ко сошке кленовенькой.

7.Когда появилась древнерусская литература?_____________________

8. Из какого произведения взяты строки?

« Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

9. Назовите автора и название произведения.

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран».

а) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

в) Из «Повести о Петре и Февронии».

10. Соотнесите название былин с циклами.

«Садко»

«три поездки Ильи Муромца»

Киевский цикл

Новгородский цикл

11. Какой город не мог упоминаться в былинах?

А) Киев

Б) Чернигов

В) Муром

Г) Москва

12.Выберите примеры употребления гиперболы

А) «чисто поле», «ковыль - трава», «добрый конь»

Б) «Птицей соколом летать под облака»

В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи».

13. Соотнесите прилагательные и существительные так, чтобы получились «постоянные эпитеты»

А) чисто

Б) добрый

В) буйная

Г) хоробрая

дружинушка

молодец

поле

головушка

14. Откуда на Руси пришли письменность и книги. ______________________________

15. Укажите типы почерков на Руси.___________________________________________

16. Укажите жанры собственных произведений ДРЛ

____________________________________________________________________________

17. В каком веке складывается новая система жанров и переход к литературе нового времени? _____________________________________________

18. В каком веке появились собственные произведения в ДРЛ?______________

infourok.ru

Контрольная работа по темам "Древнерусская литература", "Классицизм"

Проверочная работа по темам «Древнерусская литература», «Классицизм»

  1. Укажите временные рамки древнерусской литературы.

  2. Что послужило причиной ухода от фольклора и возникновения древнерусской литературы?

  3. Назовите 2 вида книг древнерусской литературы.

  4. Выберите правильные варианты ответа:

  1. Древнерусская литература в красках описывала жизнь людей. Автор старался как можно ярче выразить своё отношение к тому, что происходило в государстве в ту эпоху.

  2. Древнерусская литература рассказывала о подвигах русских героев, богатырей, об их подвигах и службе русским князьям.

  3. Древнерусская литература затрагивала духовную сторону жизни людей, основой которой являлась христианская религия.

  4. Древнерусская литература рассказывала об обычных людях, их быте, семейных отношениях.

  5. Древнерусская литература рассказывала историю государства, показывала значимость ратных подвигов русских князей.

  1. Соотнесите жанр древнерусской литературы и определение.

Хождение

А) отражение событий исторической важности в хронологическом порядке

  1. Слово

Б) беседа о духовных ценностях

  1. Поучение

В) описание духовных подвигов и добрых дел святых

  1. Житие

Г) повествование о фантастических событиях, принимаемых людьми за реально происходившие

  1. Летопись

Д) повествование о важных исторических событиях

  1. Повесть

Е) рассказ о далёких путешествиях

Ж) образец торжественного красноречия

  1. Соотнесите период литературы XVIII века, его характерные черты и имена писателей.

А) Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

1) А.Д. Кантемир,

В.К. Тредиаковский,

М.В. Ломоносов,

А.П. Сумароков

  1. 1730-1750 гг.

Б) Начало кризиса классицизма. Оформление сентиментализма. Усиление реалистических традиций.

2) Феофан Прокопович

  1. 1760-1775 гг.

В) Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.

3) Д.И. Фонвизин,

Г.Р. Державин,

А.Н. Радищев,

И.А. Крылов,

Н.М. Карамзин

  1. Последняя четверть XVIII века

Г) Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения». Формирование светской литературы

4) В.И. Майков,

В.В. Тузов,

М.М. Херасков,

Н.И. Новиков

  1. Прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Объясните, почему поэт наделил Россию эпитетом «молодая»? (2-4 предложения)

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях сила напрягая,

Мужала с гением Петра.

  1. Классицизм – это …

  2. Укажите страну, в которой литературоведы указывают истоки классицизма.

  3. Амплуа – это …

  4. Объясните одну из черт классицизма: «Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно».

  5. Резонёр – это …

  6. Объясните принцип «трёх единств».

  7. Укажите «высокие» классицистические жанры.

  8. Какова тема классицистических произведений «низких» жанров.

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века». 7 класс.

1. Жанр фольклора:

А) былина;

Б) поэма;

В) рассказ.

2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки;

Б) песни;

В) былины.

3. Персонаж былины:

А) Василиса Премудрая;

Б) Добрыня Никитич;

В) Иван-царевич.

4. Для былин характерна:

А) гипербола;

Б) иносказание;

В) нравоучение.

5. Какой город не упоминается в былинах?

А) Киев;

Б) Муром;

В) Москва.

6. К какому роду литературы относятся былины?

А) Лирика

Б) Драма

В) Эпос

7. Выбрать определение жанра былины.

А) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях Средневековой Руси.

Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание

легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

8. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

А) Ссора богатыря и князя.

Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу.

В) Пир у князя.

9. Соотнеси название былин с циклами.

А) «Садко»

1. Киевский цикл

Б) «Илья Муромец и соловей-разбойник»

2. Новгородский цикл

10. Выбрать определение гиперболы.

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего для обоих признака.

11. Расположи в правильном порядке обязательные сюжетно-композиционные элементы былины.

А) Развязка

Б) Кульминация

В) Завязка

12. Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

13. О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси».

14. С чем связано появление литературы в Древней Руси?А) с появлением учителей, писателейБ) появлением письменностиВ) появлением татаро-монгольского игаГ) появлением христианства на Руси

15. На чём писали книги на Руси?

А) на бумагеБ) на шёлкеВ) на пергаменте

Г) на берёсте

16. Какое выразительное средство использовано в следующей фразе:

«Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?

17. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - это произведение:

А) поэтическое;

Б) прозаическое;

В) драматическое.

18. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

А) Москва;

Б) Муром;

В) Владимир.

19. Кто искушал жену князя Павла:

А) Кощей Бессмертный;

Б) змий;

В) Баба-Яга.

20. Поучение – жанр литературы:

А) древнерусской;

Б) 18 века;

В) 19 века.

21. «Поучение» Владимира Мономаха – это…

А) нравственные заветы;

Б) лозунги;

В) наговоры.

22. О каком литературном деятеле

18 века идет речь?

Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

23. Указать соответствие произведений и их жанров:

  1. «Повесть временных лет»

  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

  3. «На день восшествия на всероссийский престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

  4. «Властителям и судиям»

  5. «Вольга и Микула Селянинович»

а) былина

б) стихотворение

в) летопись

г) ода

д) повесть(житие)

24. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?

25. Какому поэту принадлежат строки:

…О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!...

26. Дайте определение:

Ода – это…

27. Композиция – это…

А) эпизод литературного произведенияБ) столкновение персонажейВ) построение произведения

Ответы:

баллы

баллы

баллы

  1. А

11) В, Б, А

3 б

21) А

  1. В

  1. 11-17 вв.

2 б

22) о М. В. Ломоносове

  1. Б

  1. «Повесть временных лет»

23) 1В, 2Д, 3Г, 4Б, 5А

5 б

  1. А

  1. Б

24) ода, трагедия, героическая поэма

3 б

  1. В

  1. В

25) М. В. Ломоносову

  1. В

  1. эпитет

2 б

26) Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.

2 б

  1. А

  1. Б

27) В

  1. Б

  1. Б

  1. 2А, 1Б

2 б

  1. Б

  1. А

  1. А

Шкала оценивания:

39 - 38 = «5»

37 - 30 = «4»

29 - 21 = «3»

18 - 0 = «2»

kopilkaurokov.ru

Контрольная работа по литературе "Фольклор и Древнерусская литература".

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

«Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература XVIII в.»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Сидоренко Лариса Геннадьевна

г. Омск

2016

Цели и задачи:

1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература», «литература XVIII в.»;

2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Вопросы контрольной работы:

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа (фольклор)

Песни, которые исполнялись во время разных обрядов и получили название из-за связи с народным календарем (календарно-обрядовые песни)

2.Продолжите пословицы:

Один в поле… (не воин)

Корень учения горек, да… (плод сладок)

Говорил день до вечера, а … (слушать нечего)

Пуганая ворона … (куста боится)

3.Найдите русский эквивалент пословицам:

Трава всегда зеленее по ту сторону забора (англ.) (Хорошо там, где нас нет)

Спеши медленно, не торопясь (латин.) (Тише едешь, дальше будешь)

Плохое начало ведет к плохому концу (англ.) (Что посеешь, то и пожнешь)

4.Чем поговорка отличается от пословицы? (это меткое, яркое народное изречение, в отличие от пословицы не содержит вывода)

Запишите 3 поговорки и определите их смысл: (Например, как две капли воды – похожи; как снег на голову – неожиданно; заткнуть за пояс – победить)

5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)

6.Выделите буквы, называющие только жанры древнерусской литературы:

а)басня б)житие в)сказка г)хождение д)летопись ж)стихотворение

(б, г, д)

7.Назовите особенности древнерусской литературы.

(Не было поэзии; часто анонимна; назидательна, своя система жанров; использование гипербол и других художественных средств; близка фольклору; героический пафос)

8.Вспомните героев древнерусской литературы: отрока-киевлянина, Кожемяку, старца из Белгорода. Что между ними общего, что различного?

Различия:

(Общее: безымянные герои, о которых рассказывает летопись; совершают подвиг во имя родины и для своей страны.Различия: разного возраста; каждый по-своему помогает стране, кто ловкостью и смекалкой, кто физической силой)

9.Что такое басня? (стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, состоит из повествования о событиях и морали, вывода)

10.Чем басня отличается от притчи? (Притча затрагивает более глубокие моральные, религиозные, нравственные вопросы, к определенному выводу читатель или слушатель должен прийти сам)

11.Что такое аллегория? (иносказание)

12.Соотнесите с помощью стрелок названия животных с качествами людей, приписываемыми животным в баснях:

Осёл

Беззащитность

Свинья

Невежество

Лисица

Глупость

Волк

Хитрость

Слон

Злость, бессердечие

Стрекоза

Трудолюбие

Ягнёнок

Неповоротливость

Муравей

Легкомыслие

(Осёл – глупость, свинья – невежество, лисица – хитрость, волк – злость, бессердечие, слон – неповоротливость, стрекоза – легкомыслие, ягнёнок – беззащитность, муравей – трудолюбие)

13.Напишите, кто из персонажей басен И.А.Крылова:

а) «от Ларчика отстал и, как открыть его, никак не догадался» (механик)

б) «думая залезть в овчарню, попал на псарню» (волк)

в) «хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (кукушка)

г) «лает на слона» (Моська)

д) «защелкал, засвистел на тысячу ладов, тянул, переливался» (соловей)

Список использованной литературы:

1.Полухина В.П., Коровина В.Я. «Литература. 6 класс» - М.: «Просвещение», 2011. Ч.1. – С. 3-45.

2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс» - М.: «Просвещение», 2014. Ч.1. – С.5-11.

infourok.ru


Смотрите также