Текст книги "Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс". Диктанты контрольные по русскому


Контрольные диктанты по русскому языку. 3 класс (учителям и родителям) (Е. А. Нефедова, 2013)

Удвоенные согласные

Ранним осенним утром мы вышли на прогулку. Вот по шоссе идут пассажиры с утренней электрички. Мы побрели по длинной аллее. Жужжат оставшиеся насекомые. Дорогу нам перебежал ёжик. Я нашёл красивый жёлудь для коллекции. Солнышко скрылось за облаками. Пошёл дождь. Пора домой, чтобы не подхватить грипп. (45)

На аллее упала старая сосна. Как её убрать аккуратно? Она весит больше тонны. Ранним весенним утром Кирилл и Геннадий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужжали первые насекомые. По шоссе проезжали редкие машины. Кирилл и Геннадий распилили дерево и убрали его с аллеи. Осталась масса опилок. Пильщики аккуратно убрали территорию. (52)

В субботу сёстры Эмма и Римма идут в театр смотреть спектакль по рассказу русского классика. Их брат Кирилл собрался на хоккей. Семья пообедала с хорошим аппетитом, и дети разошлись. Папа с мамой остались дома. У папы грипп. Он смотрит теннис по телевизору. Маме позвонила сестра из Одессы. (47)

По шоссе ехал троллейбус. Он остановился у длинной липовой аллеи. Из троллейбуса вышли пять пассажиров. Они торопились в бассейн на утренний сеанс. Среди них был профессор Кирилл Геннадьевич. Он аккуратно пригладил рукой волосы. По субботам профессор всегда ходит в бассейн и играет в теннис. (44)

У Анны грипп. На улице тёплый весенний денёк. Анна хочет скорее выздороветь и аккуратно принимает лекарства. У неё пока плохой аппетит. Она лежит и читает книги русских классиков. Раздаётся звонок в дверь. На площадке стоит группа одноклассников Ани. Это Кирилл, Эмма и Римма пришли навестить подружку. (46)

В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Кирилл. Он приехал из Одессы. Наш коллектив принял его хорошо. Кирилл юннат. Он аккуратный ученик, отлично играет в хоккей. В лыжном кроссе он занял третье место. Мальчик любит утренние пробежки. (38)

Осенним субботним утром наш класс вышел на уборку территории. Учитель делит коллектив на три группы. Первая группа учеников должна работать в аллее. Другая группа аккуратно уберёт мусор вокруг троллейбусной остановки. Третья группа поработает рядом с шоссе. Кирилл и Геннадий поссорились. Учитель мирит мальчиков. (43)

Юннаты Геннадий и Инна выходят на утреннюю прогулку. Они хотят собрать коллекцию красивых осенних листьев. Юннаты идут по длинной аллее. Здесь несколько человек участвуют в утреннем кроссе. Ранний ветерок шуршит листьями. Юннаты аккуратно собирают красивые листья. Кто это прожужжал? Да это шмель! Дети дошли до шоссе. Пора возвращаться. Ребята позавтракают с аппетитом. (52)

Дни ранней осени в России очень красивы. Утренней порой туман стелется над долиной. Масса ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, аллеи, шоссе. Миллионы листьев ещё остались на ветках. По субботам на территории школы листву аккуратно сгребают в кучи. На площадке дети играют в теннис. Зимой они будут играть в хоккей. (50)

В субботу наш класс убирал листья на территории детского сада. Мы сгребали листья в кучи. Первая группа работала в аллее. Вторая группа работала возле террасы. Наш коллектив хорошо потрудился. Лист весит меньше грамма. Куча листьев может весить много килограммов. По шоссе подъехал грузовик. В него помещается тонна листьев. (48)

В классе на уроке русского языка мы писали рассказ об осеннем утре. В прошлую субботу я с папой ходил на рыбалку. В ранний час вышли мы из дома. Утренний холод заставлял нас дрожать. Чтобы не заболеть гриппом, пришлось тепло одеться. Аллея парка и берег пруда были покрыты массой ярких листьев. Под ними жужжали последние насекомые. Я аккуратно нарисовал иллюстрацию к рассказу. (61)

Профессор Кирилл Геннадьевич пошёл на почту отправлять телеграмму в Одессу. Сначала он шёл по шоссе, затем свернул на аллею. Миллионы листьев облетели с ветвей, и вся земля была покрыта яркой массой. Навстречу Кириллу Геннадьевичу шли юннаты Инна и Оксана. Они собирали коллекцию желудей. Вот и почта. Профессор составил телеграмму и подошёл к кассе. (55)

Дед Илья Кириллович аккуратно погрузил пятьдесят килограммов картошки на телегу и взял вожжи. Лошадь повезла его по аллее. Дед возвращался по территории парка к себе в сторожку. У Ильи Кирилловича хороший аппетит. Ранним утром отправился он на рынок за продуктами. Вот аллея пересекла шоссе. Отсюда видно террасу дедовой сторожки. (49)

Группа спортсменов из нашего класса участвует в кроссе. Они бегут по осеннему парку. Утренний туман стелется по аллее. В этот ранний час на территории парка нет людей. Дорожки аккуратно подметены. Трава под деревьями покрыта разноцветной массой. Издалека слышится шум машин на шоссе. Через час наш коллектив заканчивает пробежку. Дома я принимаю ванну и с аппетитом завтракаю. (56)

В субботу утром Кирилл сидел на террасе. Он читал книжку рассказов русских классиков и смотрел иллюстрации. Вот уже вторую неделю у него грипп. На осеннем холоде так легко заболеть! Ранним утром Кирилл принял горячую ванну. У мальчика появился аппетит. Ему хочется поиграть в теннис. Но пока можно только смотреть хоккей по телевизору. (52)

Троллейбус подъехал по шоссе к большому парку. Юннаты Анна и Геннадий вышли из троллейбуса и пошли по аллее. Ранняя осень давно вступила в свои права. Осенняя желтизна украсила деревья. Землю покрывали тонны опавших листьев и миллионы увядающих травинок. Не жужжат больше насекомые. Часто случаются утренние заморозки. Территория парка стала царством осени. (51)

Кирилл любит весенние и осенние прогулки. Сейчас ранняя осень. Кирилл идёт по аллее парка к металлическим воротам. Там он часто встречается с профессором Семёном Геннадьевичем. Мальчик любит слушать его рассказы. После прогулки у Кирилла хороший аппетит. Он заходит в магазин, платит в кассу, покупает килограмм яблок и триста граммов печенья. Потом мальчик идёт в бассейн. (55)

Длинным осенним вечером я сидел и учил русскую грамматику. Сегодня я получил двойку за классную работу. Из-за этого мы поссорились с мамой. Я не пошёл играть в теннис, не стал смотреть хоккей. Пропустил массу интересного. Надо аккуратно сделать домашнюю работу и выучить правила. Тогда в субботу мы пойдем играть в теннис. Наконец я закончил работу, поужинал без аппетита, принял ванну и лёг спать. (63)

В субботу у нас была гостья – мамина подруга Анна Кирилловна. Она режиссёр. Я ей задал массу вопросов. Мы слушали её рассказ о работе съёмочной группы. Я представлял себе, как жужжит киноаппарат, идёт процесс съёмки. Я люблю смотреть русские фильмы. У меня их целая коллекция. (44)

Моя бабушка Римма Геннадьевна принесла мне книгу по русской грамматике. Я заглянул в аннотацию. Эта книга мне пригодится. В ней нет иллюстраций, зато есть много правил. Её написал известный профессор. Я аккуратно обернул книгу. Но мне пора уходить, ведь по субботам я играю в теннис. (45)

kartaslov.ru

Контрольные диктанты по русскому языку 5-11 классы

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 5 класс Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать. Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь. (82 слова )(По Л. Н Толстому) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 5 класс ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о зайце. В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но затревожился. Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил. (По К.Паустовскому)(120 слов) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 6 класс РУССКАЯ ЗИМА Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов) (По И. Соколову-Микитову.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 6 класс НЕ ТРОГАЙТЕ ГНЕЗДА ПТИЦ! Пернатые — большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы, корзинщики, лепщики, гончары. Ласточка-береговушка — чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы ее от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку. А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идешь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетит и разными хитростями уводит в сторону от гнезда. Не надо мешать ей, трогать гнезда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов. (110 слов) (По И. Б а л б ы ш е в у.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 7 класс Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый свет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца. Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (118 слов.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 7 класс На переправе Несколько дней шли дожди, и река вздулась, заливая свои берега. Зеленый лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. Пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плещутся шаловливые струи, звенит зыбь, ударяя в борта старой лодки. Перевозчик сидит у своего шалаша, понурив голову и как-то весь опустившись. На его лице видна сосредоточенная угрюмость добродушного, но очень уставшего человека. Его лодку, лежащую на берегу, покачивает приливом. — Унесет у меня лодку-то, — говорит он, не двигаясь и взглядом знатока изучая положение дел. Он устало смотрит на вздрагивающую лодку и качает головой, погружаясь в глубокое раздумье. С горы, тихо поскрипывая, спускается запоздалый воз. Подходят пешеходы и, постояв на берегу, присоединяются к нам. (120 слов.) (По В.Г.Короленко) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 7 класс Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: "Хлопцы, пора!" Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. (127 слов.) (По Л. Кассилю) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 7 класс По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки,резко погрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода. Примеру ее последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокое место. Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (136 слов.) (По Е. Спангенбергу.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 8 класс Ушастая сова Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы. В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей. Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь. Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься! (157 слов) (По Л. Семаго) Грамматическое задание: 1.Найдите 2 односоставных предложения , докажите, что это односоставные предложения, охарактеризуйте их. I вариант- в 1-м и 2-м абзацах II вариант- в 3-м абзаце 2.Произведите синтаксический разбор укажите, чем выражены члены предложения. I вариант- первого предложения 3-го абзаца II вариант- первого предложения 4-го абзаца 3. Подчеркните деепричастные обороты, определите, на какие вопросы они отвечают, какими членами предложения являются. 4. Разберите слова по морфемам: I вариант- горбушка, красноватом, назвали II вариант- кусочек, ширококрылый, растаял КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 8 класс ОСЕНЬ НА ПРОРВЕСтарое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков. Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег. Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли. Надо бы уснуть, но мне не спится. Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря. Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой. ( По К.Г.Паустовскому.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 9 класс Неистощимое трудолюбие художника   Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.     Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз. Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину, создававшуюся в течение нескольких лет, и на следующий день снова принимался за нее.     Когда к старости у него стала сохнуть правая рука, он сейчас же стал учиться писать левой.     А когда от старческой слабости Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею.    Войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, и слышишь топот его ног. Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки бы рассчитаны на далекого зрителя. Художник ежедневно вышагивал по нескольку верст и уходил отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия.   Контрольный диктант за 1 полугодие 9 класс АНДРЕЙ РУБЛЕВ В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так — значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора. Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.) (По В. Прибыткову) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 10 класс После выздоровления Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле. Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий. Но потом она узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась и что многие казаки из Новороссийска уехали в Крым. К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, если ей найдется попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную английскую шинель, которая была распорота по швам. – Ты что же это, добрый человек, на жительство располагаешься? – спросил хозяин, с изумлением разглядывая незваного гостя. А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся. (По М.Шолохову) Примечание. Диалог можно оформить как предложение с прямой речью. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 10 класс Скорбный удел В 1837 году Пушкин был убит на дуэли одним из чужеземных наемных убийц, которые, подобно наемникам средневековья или швейцарам наших дней, готовы предложить свою шпагу к услугам любого деспотизма. Он пал в расцвете сил, недопев своих песен и недосказав того, что мог бы сказать. За исключением двора с его окружением, весь Петербург оплакивал Пушкина, только тогда стало видно, какою популярностью он пользовался. Когда он умирал, плотная толпа теснилась около его дома в ожидании известий о здоровье поэта. Это происходило в двух шагах от Зимнего дворца, и император мог наблюдать из своих окон толпу; он проникся чувством ревности и лишил народ права похоронить своего поэта; морозной ночью тело Пушкина, окруженное жандармами и полицейскими, тайком переправили в церковь чужого прихода, там священник поспешно отслужил по нем панихиду, и сани увезли тело поэта в монастырь, в Псковскую губернию, где находилось его имение. Когда обманутая таким образом толпа бросилась к церкви, где отпевали покойного, снег уже замел всякий след погребального шествия. Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель – всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 11 класс ГОЛОСА ТИШИНЫ Чудно устроено человечье ухо. Вот скрывается за поворотом, проваливается меж кряжами рейсов автобус- букашка; слабнущий рокот мотора сколько-то раз еще выныривает в отдалении, когда песчаная дорога взбирается на боровые угоры, и наконец совсем пропадает. Тут-то и возникает ОНО. Безмолвие тоже имеет голос: тихий волосяной звон является ниоткуда, неотвязно сопровождает тебя первые часы, чтобы потом неприметно сойти на нет. Немолчными воплями, бормотанием, хохотом серебристых, и озерных, и малых чаек, крачек и гагар встречает апрельское озеро. Сперва жадно слушаешь основательно подзабытую музыку весны. Затем, мало-помалу, перестаешь ее замечать. Неделя-другая – и вот уже непрестанный вопеж, светлое мельтешение крыл над водой стали для тебя тишиной и покоем. Склонишься поутру над бумажным листом– столешница сбита из четырех темных, многажды скобленных досок– и вскоре приходит смутное ощущение неудобства. Звук! Да, да, мешает звук. За перегородкой слабо тикает старый будильник, страдающий хроническим сотрясением и нервным тиком. Именно этот последний механический голос (ходики на стене давно остановлены) кажется теперь досадной помехой. Снесешь неумолимое время в дальний угол, накроешь стеганым одеялом, придавишь для верности подушками, вернешься, вслушаешься – и снова уловишь приглушенное, а все же отчетливое тиканье... Между тем за окном– птичий галдеж. Волна вызванивает в четырех метрах от моей столешницы. Длинно заливается деревенская ласточка, и подрагивает, дрожит в такт счастливому бульканью алое пятнышко на горле. Ян Гольцман. Из книги « Чудится, светится, мерцает». Контрольный диктант в 8 классе по теме «Простые двусоставные предложения» Весной в лесу Я не пошел тропой через скучный лес-зеленчак, а сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором-былинщиком. Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге, иду, внимательно рассматривая рощу. Грустит кукушка. Ее печальный голос далеко- далеко разносится по светлой роще и глохнетв корабельном бору.Дорога, будто в древний собор, ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая, будто музыка старого органа, песня мрачноватого, вечно сумеречного елового бора. Всюду начали цвести ландыши. Ландыши — вечные спутники елового леса. Между двух ланцетных листьев красуются на кисти изящные снежинки - бокальчики с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат, который не спутаешь ни с какимзапахом. У самой дороги вделана в землю добротная скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора. Но вот замирает тревожная музыка бора, и снова устанавливается тишина. (По Е.Максимову) Грамматическое задание: 1. Выпишите и произведите разбор: I вар.: гл. с прямым дополнением; II вар.: сущ. с несогласованным определением. 2. Выпишите три словосочетания с разными способами связи слов (согласованием, управлением, примыканием). Укажите способ связи. Произведите синтаксический разбор предложения: I вар.: От них по всему бору...; IIвар.: Но вот замирает тревожная музыка.... Найдите предложение с составным именным сказуемым, обоснуйте наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Разберите слова по составу: I вар.: рассматривая, замирает, издали; II вар.: заброшенной. спутники, подумать. Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» 9 класс Старый музыкантСтарый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)(По А. Платонову.) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» 6 класс I вариант Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова: Аккорд – 2. Выпишите из словаря по одному слову, укажите соответствующую слову помету: заимствованное устаревшее 3. Определите слово по его лексическому значению. Заранее намеченный путь следования — Мысленно представить себе что-нибудь — Очень большой — Желтый с красноватым оттенком — 4.Замените фразеологизмы синонимами. Задрать нос – спустя рукава– С одним из них придумайте предложение, запишите его. 5.Перепишите, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами. Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу. 6.Выпишите слова, употребленные в переносном значении. Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. 7.Составьте два предложения со словом так, чтобы в одном оно было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.Язык 8. Замените устаревшие слова синонимами: очи, чело, ланиты, уста. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» I вариант Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова: Гаммы – 2. Выпишите из словаря по одному слову, укажите соответствующую слову помету: диалектное профессиональное 3. Определите слово по его лексическому значению. Знаки для обозначения звуков — Слова, употребляемые жителями только одной местности — Очень большой — Часть слова без окончания – 4.Замените фразеологизмы синонимами. Водить за нос – Засучив рукава– С одним из них придумайте предложение, запишите его. 5.Перепишите, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами. Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу. 6.Выпишите слова, употребленные в переносном значении. В саду горит костер рябины красной. Ходят волны по реке, желтые, свинцовые. 7.Составьте два предложения со словом так, чтобы в одном оно было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.Хрустальный 8. Замените устаревшие слова синонимами: глас, брадобрей, перст, очи. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Кто сеет в лесу 5 класс Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнет сев? Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли потом здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места. Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (По Э. Шиму). Примечание: сказать о правописании слова семена. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 5 КЛАССХАМЕЛЕОН Речь пойдет об удивительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрит вперед, а другим назад. И все видит, что делается вокруг. Вот удобно расположилась на цветке красивая бабочка. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется, что хамелеон и не собирается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. От него нет спасения. Он несет гибель быстрой мухе, красивой стрекозе и маленькому комарику. На конце липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочку и крепко держит свою добычу. И не вырвешься! (100 сл.) (По Юнатову). ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 6 КЛАСС Заплатка У Бобки были прекрасные брюки темно-защитного цвета. Бобка очень гордился необыкновенными брюками, в них он представлял себя настоящим солдатом. Однажды полез он на деревянный забор, зацепился за гвоздь и порвал брюки. Прибежал домой и стал просить маму зашить их. А мама рассердилась и сказала, что зашивать Бобке ничего не будет. Бобка попросил иголку, нитки и лоскуток зеленой ткани. Из материи вырезал заплатку величиной с небольшой огурец, расправил ее, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и начал пришивать ее к брюкам. Он долго возился, презабавно пыхтел, зато на заплатку любо было посмотреть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отдиралась и зубами. На улице Бобка вертелся во все стороны, чтобы ребята видели, как он зашил брюки. (По Н. Носову.) ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 6 КЛАСС Тук ТукычСаша нашел в парке птенца дятла и принес его домой. Птенчик ничего не ел и не пил. Забился в угол под деревянную лавку и вздрагивал от каждого шороха. Вечером дятел беспокойно прыгал под лавкой, не мог выбрать места для ночлега в чужом доме. Мама догадалась дать ему бабушкин темно-коричневый валенок. Птенец прикоснулся к нему клювом, подумал, принял его за дупло, забрался в валенок и уснул. На другой день он выглядел несчастным, иногда передвигался неуклюжими прыжками. Правое крылышко еще не слушалось и свисало вниз. Но вот птенчик напился из чашечки, склевал несколько овсяных зерен, проглотил большую муху. Примерно через неделю дятел осмелел и стал все долбить своим длинным носом. За это его прозвали Тук Тукычем. (По В. Архангельскому.) Примечание. Название текста написать на доске. ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 7 класс Порог Падун Мы стояли на высоченной скале. Отсюда распахнулись неохватные сумеречно-седые дали. Ангара закрыла от нас все видимое пространство, и мы не замечали ни могучих красных скал на правом берегу, утонувших в тускло-синем мареве, ни разбросанных под нами желтых домиков. Со стометровой высоты порог Падун не кажется ни грозным, ни могучим. От берега к берегу в беспорядке, словно накиданные снеговые шапки, кружатся хлопья белой пены. Стоит несмолкаемый глухой шум, перекрывающий все шумы, которые доносятся сюда. Вблизи Падун зловеще страшен. Вода вырывается из бездонных глубин и, перекатившись через гигантские камни, стремительно рвется вверх. Увидев Падун, уходишь в уверенности, что никакой лоцман не осмелится вести судно через эту стремнину! Лишь небольшое расстояние от Падуна к красным скалам река течет сравнительно спокойно, но, натолкнувшись на непреодолимую преграду, яростно вскипает белогривыми бурунами. (По В. Иванову). Примечание: порог — каменное возвышение поперек речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство; лоцман — проводник судов, хорошо знающий место, где cyднo может пройти. ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 7 класс Земли родной дыханье Отцветает душистая черемуха, осыпается черемуховый цвет и застилает траву белой накидкой. Легкий, по-летнему теплый ветерок ласкает землю. За город отправляются любители цветов. Одни идут прямо на знакомые места, а другие не спеша исследуют прозрачные старые боры, прогретые склоны чернолесья, выискивая никем не заложенные плантации самых красивых весенних цветов.,Вот и они. Два-три широких ланцетовидных листа, из пазухи горделиво поднимается ножка-цветонос, увенчанная маленькими белоснежными и необыкновенно ароматными колокольчиками, томно свисающими на одну сторону. Майский ландыш! Кто не признает в нем жемчужину весеннего леса? Скромный, неяркий цветок, а какую удивительную силу таит в себе! Где бы ни был человек, а увидит ландыш, обязательно вспомнит весенний лес, его тенистые уголки, голубое небо в вышине и почувствует вдруг дыхание родной земли. (По Б. Тимофееву). ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 7 класс Зеленый шум Я возвращался с охоты, спешил на пароход... Миновав заросли осинника, я вышел вновь на светлые, солнечные поляны и в молодые березняки. Но что за чудо! В начале пути, когда я только вошел в этот лес, ветви берез были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я наклонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бурых чешуек высунулись нежные зеленые язычки... Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы. Услышав его, я по-мальчишески крикнул куда-то в лесную даль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зеленый весенний шум!» (По Г. Скребицкому). ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 8 класс Могила Пушкина В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип; на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе – это всё. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся .летом. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был. первым у нас народным поэтом. Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновленной земле покой и богатство.(По К. Паустовскому). ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 8 класс МшарыК востоку от боровых озер лежат громадные мещерские болота — «мшары». Это заросшие в течение тысячелетий озера, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником. Как-то в конце сентября мы подошли мшарами к Поганому озеру. Берега у него были плавучие – не привычные, твердые, а густое сплетение трав, корней и мхов. Берега качались под ногами, как гамак. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако превращалось в зловещую тучу, похожую на наковальню. Молнии хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Мы пошли мшарами в сторону «материка» – лесистого берега болота. Идти в темноте по завалам было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только к полночи наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру Сегден, где жил наш общий приятель Кузьма Зотов, кроткий, больной человек, рыбак и охотник. ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 9 класс Книга Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака? Эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света: потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленныхвсеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. В самом деле, что значит в жизни человека книга? Подобно разговорному языку, книга не только средство общения людей, не только источник информации, но самое главное — это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы. Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении, характерах людей, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке? Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, скажем, по трагическому пути Спартака, по задымленной равнине Бородинского поля, по пропитанным кровью полям сорок первого года, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и ничего не может быть без великих точек отсчета.(По Ю. Бондареву). Итоговый диктант за год 9 класс Материнское счастье Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз, когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, что совершаю святой обряд. Хлеб этот хоть и темного цвета, и немного клейкий, словно бы испеченный из жидкого замешенного теста, но ни с чем на свете несравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух, пахнет он солнцем, молодой соломой и дымом... .Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнерских рук, свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнерских руках мой сын. Это был народный хлеб — тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней. (По Ч.Айтматову) ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД 9 класс В гостях у летчика Садились последние машины. Вот прилетел самолет командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший летчик полка. Чтобы не терять попусту вечера, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, веселый человек! Мы двинулись по, тропке, протоптанной летчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шел быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело. Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, иван-чая были нарыты землянки. Когда полоска копотного пламени разгорелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным и уютно обжитым. Молодые березки с не завядшей еще листвой стояли по углам. От них, еловых веток, которыми был устлан пол, шел веселый, густой запах. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всем теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры.и малину, за которую было принялись.

schoolfiles.net

Читать книгу Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс О. В. Узоровой : онлайн чтение

Ольга Васильевна Узорова, Елена Алексеевна НефёдоваКонтрольные диктанты по русскому языку4 класс

© О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

© ООО «Издательство ACT»

Предисловие

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Повторение
Диктант 1

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

Диктант 2

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Диктант 3

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Диктант 4

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Диктант 5

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Диктант 6

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Диктант 7

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Диктант 8

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

Диктант 9

Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

Диктант 10

Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

Диктант 11

Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

Диктант 12

Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

Диктант 13

Закончились летние каникулы. Ученики вернулись в классы, приступили к устным и письменным работам. Они учат русскую грамматику, читают рассказы русских классиков, решают задачки. Нужно быть серьёзным и аккуратным учеником. Какая тишь стоит в школе во время занятий! Но вот уроки закончились. Группы детей выходят из подъезда школы и сбегают по лестнице. Они с аппетитом пообедают, а потом многие пойдут на теннисную площадку и в бассейн. (65 слов)

Диктант 14

Весной мы разбили огород на пришкольном участке. Мы вскопали длинные узкие грядки. Их было около двух десятков. Настали осенние деньки. На одной грядке появились большие капустные кочаны. На другой грядке выросли крепкие сочные морковки. А вон репчатый лук. Летом его зелёные листья были похожи на стрелы. На небольшой делянке заколосилась рожь. Интересно посмотреть, из чего пекут чёрный хлеб. Хорош и свеж овощ со своего огорода! (64 слова)

Диктант 15

На улице ненастная осенняя погода. Мы негодуем на неё и недоумеваем. Ведь ранним утром на ясном небесном своде светило яркое солнце. На лавках у подъезда грелись старушки. А сейчас яростные порывы ветра срывают листья и сучья с деревьев. Мы ненавидим плохую погоду. Мы не любим сидеть дома в субботу. Мы надеемся, что воскресный день не будет таким дождливым. (58 слов)

Диктант 16

Ранней осенью мы часто ходим за грибами. Субботним или воскресным утром мы встаём чуть свет. Хорошо, если накануне был тёплый дождь. Тогда грибов много. Но земля скользкая, на дорожках и узких тропках лежит грязь. Мокрые низкие ветки устраивают нам холодный душ или даже ванну. Грибы обычно растут группами. Интересно искать их в пожелтевшей и покрасневшей опавшей листве. Мы умеем отличать съедобные грибы от ядовитых. Ведь ядовитые грибы очень опасны. Наши лукошки наполняются серыми и красными шляпками, крепкими и хрупкими ножками. Вечером мы поджарим их с картошкой. Получится аппетитное кушанье, просто объедение. (91 слово)

Диктант 17

Холодная осенняя погода стоит уже давно. Листья облетают с деревьев и устилают землю цветным ковром. Я ненавижу сидеть в субботние и воскресные дни дома и не боюсь ненастной погоды. Вот я иду в лес через парк и сгребаю ногами целые охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. На аллеях в большие кучи собраны килограммы гладких и скользких лоскутков. А в лиственном лесу их тонны. Вон на берегу пруда виднеется чахлый камыш. Утром гладь воды была скована хрупким ледком. Но днём небесный свод прояснился. Солнце растопило лёд. Я гуляю в лесу два часа и возвращаюсь домой. (93 слова)

Диктант 18

Юннаты Илья, Петя и Алла шли по осеннему лесу. Они пробирались по узкой и короткой тропке к железной беседке. Они хотели понаблюдать за птичьими повадками. Дети спустились в глубокий овраг, поднялись по земляной лестнице и оказались в беседке. Из неё открывался чудесный пейзаж. В одну сторону тянулась пустошь. В другой стороне был овраг. Из него торчали верхушки деревьев. На них и жили птицы. Целый час дети не разговаривали, а молча смотрели и записывали интересные факты в тетрадки. (77 слов)

Диктант 19

Ранней осенью мы перестали ходить на пляж. Купаться стало холодно. Но бывать на речке мы не переставали. Нам интересно заниматься парусным спортом. У нас была лодка, в которой мы плавали вдоль берегов и любовались окрестностями. Вот на горе стоит областная больница. А вон виднеется древняя крепостная стена. Листва на деревьях уже пожелтела и покраснела, начала облетать. Но поздней осенью погода стала ненастной, часто дули яростные ветры. Мы больше не выходили на лодке. Это стало опасно. Во время весеннего половодья мы снова поплывём под парусами. (84 слова)

Диктант 20

Алёша Картошкин серьёзно занимался спортом. Он не ленился каждое утро делать зарядку и пробежку. Мальчик бегал по лесным аллеям и дорожкам. После школы Алёша шёл в бассейн или на теннисную площадку. В его классе многие увлекались спортом. Денис Кораблёв хотел стать наездником. Лена Чуева любила парусный спорт. Гриша Чашкин упражнялся с железными гирями. Кроме этого Гриша любил поздним вечером наблюдать звёздное небо в телескоп. (64 слова)

Родительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)
Диктант 1

Вокруг полянки стояли молодые ели. Около одной ёлки была мышиная норка. Из норки часто выбегали робкие мышки. У мыши тонкий скользкий хвостик и гладкая шёрстка. Цвет шёрстки обычно сероватый. Я часто садился около норки в тенёк от макушки ёлки и наблюдал. Жизнь мышки зависит от скорости её пробежки. Маленький зверёк несётся, как стрела. Если на пути стоит ствол ели, мышь взбегает на него на метровую высоту. Потом она падает вниз и без остановки бежит дальше. (75 слов)

Диктант 2

У осени особый запах. Это легко почувствовать во время лесной прогулки. В конце недели, в субботний или воскресный день, я люблю без спешки прогуляться по лесу. Люблю пройти от низкой беседки до большой полянки. Вокруг тропинки земля покрыта пожелтевшими и покрасневшими листьями. В воздухе стоит сладковатый запах осенних листьев, чудесный и грустный запах. В нём много и свежести, и печали. Поэты иногда называют осенний воздух хрустальным или алмазным. (68 слов)

Диктант 3

Узкая тропинка вела от лесной опушки в глубь чащи. Мы свернули на неё около старой ели и шли теперь почти без дороги. То и дело приходилось уклоняться от низкой хлёсткой ветки. Часто мелькали головка или хвост робкой птички или мордочка ловкой мышки. Но вот мы дошли до большой полянки. Здесь много сладкой земляники и вкусной черники. Вон из кустов выглянул и опять исчез рыжий хвост хитрой лисички. А мы с аппетитом съели уже по четыре кружки чудесных ягодок земляники. (79 слов)

Диктант 4

Был погожий осенний денёк. Я гостил у тёти Кати. Вокруг дачного домика тёти Кати разбит большой огород. Вот я стою около капустной грядки. Хочу сорвать два кочана капустки. Тётя Катя кончиком лопатки разгребает землю вокруг морковки. На огороде есть много петрушки, свеколки, клубники, но нет фасоли. На соседнем участке вокруг ветки могучей ели обмотана верёвка. На конце верёвки прикреплено огородное чучело. (61 слово)

Диктант 5

Юннаты нашего класса решили собирать на берегу речки коллекцию луговых растений. Пришли Илья, Кирилл, Алла и Оксана. Не было Саши, Кати, Кости и Маши. Пришлось идти и без дворняжки Жучки. У собачки в конце недели родились щенки. Вот юннаты уже в начале узкой короткой тропки. Дети будут идти по ней и собирать образцы луговой травки – листья осоки, тимофеевки. Для любой девочки интересны цветы. Мальчикам это не кажется серьёзным занятием. Им важнее наблюдение жизни животных. (73 слова)

Дательный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)
Диктант 1

Природа подарила осени особую красоту. В эту пору хочется быть близко к природе. Я люблю пробежать по лесной дорожке, тропке или поляне, к большой куче листьев добавить ещё охапку. Мне нравится давать крошки робкой птичке или орешки ловкой белочке. Место, где живёт белочка, легко определить по обглоданной шишке, по ореховой скорлупке. А вот и она сама скачет по ёлке, прыгает от ветки к ветке. Сейчас белочки готовятся к зимовке. (69 слов)

Диктант 2

По опушке леса шёл большой медведь. Была поздняя осень. Зверь готовился к спячке. По узкой тропке медведь направился прямо к чаще. По толстой упавшей осине он перешёл глубокую яму. Под корнями этой осины без опасное место для отдыха зимой. К осени медведь накопил много жира. По всей округе искал он корм. Очень рад бывал зверь сладкой малине и другой вкусной ягодке. По длинной коряге, как по лестнице, спустился медведь в берлогу. (70 слов)

Диктант 3

Раннее осеннее утро. Навстречу утренней дымке по глади озерца плывёт парусная лодка. В ней сидят два человека. К мачте привязан красный флаг. Лодке нужен хороший ветер. Опытной команде не будут страшны даже яростные порывы урагана. Сейчас к радости пассажиров парус надут как надо. На берегу озера по большому пастбищу бредёт стадо коров. К одной корове привязан звонкий бубенчик. Пастух шагает по дорожке и поёт песню. Песне пастуха не хватает мелодичности. (70 слов)

Диктант 4

Ранним субботним утром у нашего класса кросс по широкой дорожке парка. Нас построили по линейке и разбили на группы. Нашей группе выпало бежать первой. По команде учителя мы побежали к близкой теннисной площадке. От неё мы побежим к далёкой запруде. Всё лето я уделял время спортивной подготовке. И к осени набрал хорошую форму. По правде сказать, я бегаю прекрасно. Вот мы подбежали к лесной опушке. К осине привязан флажок. Флажками отмечали путь кросса. Я готов к длинной пробежке. (78 слов)

Диктант 5

Был воскресный денёк. Стояла тёплая осенняя погода. Мы с друзьями решили погулять по округе. По длинной горке мы сбежали к большой пустоши. По земляной лестнице спустились в овраг. Там по узкой и шаткой жёрдочке перешли ручеёк. По поверхности воды плыли жёлтые и красные листья. Мы поднялись к лесной опушке и полазили по гигантской берёзе. Когда я лез к верхушке, ветка подо мной треснула. К этой опасности я не был готов. Но мне удалось спуститься по другой ветке ниже. Больше мы не залезали так высоко. (84 слова)

Повторение
Диктант 1

Вокруг нашей дачи была большая пустошь. Она хорошо подходила для прогулки. По пустоши протекал широкий ручей. Мы переходили его по шаткой и узкой досочке. Дальше мы бежали по тропке, которая вела к низкой горке. Вокруг горки стояли молодые берёзки. Около одной берёзки была большая гладкая площадка. Ради этой площадки мы и приходили сюда. Здесь мы играли в теннис. Хорошо побегать с ракеткой около сетки. Хотя бегать приятно и без ракетки. (70 cлов)

Диктант 2

Ранним осенним утром я подошёл к капустной грядке взять кочан для борща. По канавке около грядки полз длинный уж. Я не боюсь ужа. Надо уметь отличать его от гадюки. Я взял кочан капустки и пучок петрушки. Какой борщ без свеколки? У меня нет также морковки и картошки. Грядки с этими овощами на другой стороне огорода. Я обошёл вокруг большой бочки, прошёл по узкой дорожке, уклонился от низкой ветки яблони и набрал нужных овощей. На нашей земле вызревают вкусные овощи! (77 слов)

Диктант 3

В субботу мы отправились на прогулку к далёкой запруде. Стояла поздняя осень. На всей дорожке лежала скользкая посеревшая масса. По жухлой пожелтевшей травке рассыпана масса листьев. Без зелени деревья казались печальными. Мы дошли до старой землянки и по земляной лестнице спустились в овраг. Здесь нет жёрдочки, чтобы перейти русло речки. По кромке берега мы и подойдём к запруде. Там мы отдохнём около ветхой сторожки. Будем смотреть, как осенние листья скользят по водной глади. (73 слова)

Диктант 4

Около берёзовой рощи был низкий холмик. На нём росла ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды. Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки высовывалась мордочка робкой мыши. Мы смотрели на красивый полёт ласточки. Далеко в лесу раздавался голос кукушки. Интересно приглядываться к жизни животных. (70 слов)

Диктант 5

От деревни к остановке по шоссе идут люди. Группа людей уже стоит около железной будки. Сейчас придёт автобус. Часть пассажиров выйдет из него по узким ступенькам. На их места поднимутся другие. Мне нет необходимости уезжать. Я останусь до конца недели и вернусь в город только к осени. А пока я лениво бреду по пустоши к опушке близкого леса. Я иду просто ради прогулки. В окрестностях нашей деревни хорошо гулять. (69 слов)

Творительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-ом, -ем; -ей, -ой)
Диктант 1

Если от нашего села идти полем, можно увидеть прекрасный пейзаж. Вот я бреду узкой полевой тропкой с дорожной сучковатой палкой в руке. Справа поля засеяны пшеницей. Слева настоящим морем волнуется рожь. Порыв ветра проходит по полю длинной дорожкой. Вот у меня под ногами промелькнула молнией робкая мышь. Поля можно назвать мышиным краем или царством. Но мыши встречаются здесь с опасным охотником – ловкой лисичкой. Рыжие хищники часто промышляют охотой на полевых грызунов. (70 слов)

Диктант 2

Летом мы с другом утром и вечером ходили на пляж к нашей речке купаться. Но ранняя осень не баловала нас хорошей погодой. Часто шёл сильный дождь с громом и яростным ветром. Вода потоком стекала в канавку перед нашим домом. Октябрь начался сильным листопадом. Листья усыпали землю жёлтой и красной массой. Перед рассветом травка стала покрываться инеем. Гладь озерца затянулась хрупким ледком. Ноябрь пришёл вместе с вестником близкой зимы – первым снегом. (69 слов)

Диктант 3

Поздняя осень славится утренним морозцем. Я люблю начинать день зарядкой перед домом и пробежкой по близкой пустоши. Хорошо дышать свежим холодным воздухом с осенним сладковатым привкусом. Забавно осыпать себя с головы до ног охапкой листьев. Приятно бежать чуть-чуть скользкой полевой дорожкой, любоваться туманом над близким оврагом, лесом, полем, речкой. Или пройтись берегом речки с весёлой песней. Под склоном холма насладиться лёгким отдыхом. Той же дорогой вернуться домой и войти в родной сад через ворота со скрипящей калиткой. (77 слов)

iknigi.net


Смотрите также