Контрольная работа по литературе
9 класс
Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тестовые задания с выбором ответа
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»:
«… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза?
а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали:
а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был:
а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
а) экспозиция
1) «… тут она бросилась в воду»
б) завязка
2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
в) развитие действия
3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
г) кульминация
4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
д) развязка
5) окрестности Москвы
Б
В
Г
Д
Тестовые задания с кратким ответом
1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Вопросы для работы с текстом
1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям.
Могила-
Умерла-
скрывать грусть-
взгляд-
солнце разбудило природу-
2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза». Подчеркните вставленные эпитеты.
«Там юный монах – с … лицом, с … взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит … птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и … . Он томится, вянет, сохнет – и … звон колокола возвещает мне … смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « … ! » Молодой незнакомец стоял под окном».
Творческое задание
В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Ответ аргументируйте (5- 10 предложений).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы.
Тестовые задания с выбором ответа
б) Москва
б) Симонов монастырь
г) ландыши
в) Эраст
в) дворянин
в) 17 лет
в) кончает жизнь самоубийством
г) сравнение
а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
Крестьянство
Проигрыш имения
Автору
Сентиментализм
Вопросы для работы с текстом
могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою»
скрывать грусть – «таить печаль сердца своего»
взгляд – «взор»
солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение»
2. «Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах!» Молодой незнакомец стоял под окном».
infourok.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Контрольная работа по литературе
9 класс
Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2013г.
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тестовые задания с выбором ответа
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»:
«… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза?
а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали:
а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был:
а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
а) экспозиция
1) «… тут она бросилась в воду»
б) завязка
2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
в) развитие действия
3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
г) кульминация
4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
д) развязка
5) окрестности Москвы
Тестовые задания с кратким ответом
1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Вопросы для работы с текстом
1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям.
Могила, умерла, скрывать грусть, взгляд, солнце разбудило природу.
2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза».
«Там юный монах – с … лицом, с … взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит … птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и … . Он томится, вянет, сохнет – и … звон колокола возвещает мне … смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « …! » Молодой незнакомец стоял под окном».
Творческое задание
В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Кратко напишите ответ.
Ответы.
Тестовые задания с выбором ответа
б) Москва
б) Симонов монастырь
г) ландыши
в) Эраст
в) дворянин
в) 17 лет
в) кончает жизнь самоубийством
г) сравнение
а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
Крестьянство
Проигрыш имения
Автору
Сентиментализм
Вопросы для работы с текстом
могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою»
скрывать грусть – «таить печаль сердца своего»
взгляд – «взор»
солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение»
2. «Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах!» Молодой незнакомец стоял под окном».
Использованные материалы.
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.
doc4web.ru
Тест по литературе Бедная Лиза для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым — взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.
Задания с кратким ответом
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение?
2. Назовите город, в котором происходят события.
3. Укажите название изобразительно-выразительного средства:… цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.
4. Как называется средство воссоздания внутреннего мира героя:Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином …»
5. Укажите название приема:До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром … но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу.
Задания с развернутым ответом
6. Как картины природы в данном фрагменте отражают состояние героини?
7. С какой целью Карамзин создает образ пастушка?
8. Сопоставьте фрагменты произведений Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Чем различается душевное состояние героинь?
Задания с кратким ответом
1. Назовите жанр произведения.
2. Назовите имя того, кто занимал мысли Лизы.
3. Укажите название средства иносказательной выразительности:Везде царствовала тишина …
4. Укажите название изобразительно-выразительного средства:… душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной.
5. Как называется изображение природы в литературном произведении, например:«… белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».
Задания с развернутым ответом
6. Как картины природы в данном фрагменте отражают состояние героини?
7. С какой целью Карамзин создает образ пастушка?
8. Сопоставьте фрагменты произведений Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Чем различается душевное состояние героинь?
На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала … но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?
Ответы на тест по литературе Бедная Лиза1 вариант1. сентиментализм2. Москва3. эпитет4. внутренний монолог5. антитеза // контраст // противопоставление2 вариант1. Повесть2. Эраст3. метафора // олицетворение4. сравнение5. пейзаж
testschool.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Контрольная работа по литературе
9 класс
Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2013г.
Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тестовые задания с выбором ответа
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»:
«… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза?
а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали:
а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был:
а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
1) «… тут она бросилась в воду» | |
б) завязка | 2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…» |
в) развитие действия | 3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице» |
г) кульминация | 4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …» |
д) развязка | 5) окрестности Москвы |
Тестовые задания с кратким ответом
1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Вопросы для работы с текстом
1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям.
Могила, умерла, скрывать грусть, взгляд, солнце разбудило природу.
2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза».
«Там юный монах – с … лицом, с … взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит … птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и … . Он томится, вянет, сохнет – и … звон колокола возвещает мне … смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « …! » Молодой незнакомец стоял под окном».
Творческое задание
В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Кратко напишите ответ.
Ответы.
Тестовые задания с выбором ответа
б) Москва
б) Симонов монастырь
г) ландыши
в) Эраст
в) дворянин
в) 17 лет
в) кончает жизнь самоубийством
г) сравнение
а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
Крестьянство
Проигрыш имения
Автору
Сентиментализм
Вопросы для работы с текстом
могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою»
скрывать грусть – «таить печаль сердца своего»
взгляд – «взор»
солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение»
2. «Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его.
На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах!» Молодой незнакомец стоял под окном».
Использованные материалы.
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.
globuss24.ru
Героем художественных произведений писателей-сентименталистов XVIII века становится:а) активный человек-гражданин и патриот, ставящий превыше всего интересы государства;б) активный человек, ставящий превыше всего свои чувства и эмоции;в) необычный человек, стремящийся изменить мир или убежать от действительности; г) обычный человек – представитель определенного социального круга.
Ведущими жанрами в литературе сентиментализма являются:а) ода, героическая поэмаб) записки путешественника, письмав) баллада, элегия, повесть, дневник
Основная задача литературы сентиментализма:а) отразить индивидуальный внутренний мир героя;б) воспитать новое поколение, способное защищать интересы государства; в) показать законы действительности, постичь взаимообусловленность явлений;г) представить мир во всей его сложности и противоречивости.4. картины природы в произведении:А) являются фоном повествования;Б) показывают смену времен года;В) передают настроение Лизы.5. . Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;Б) «И крестьянки любить умеют»;В) «Смерть за отечество не страшна».6. . Эпитет «бедная» в названии произведения означает:А) нищая;Б) обездоленная;В) несчастная.7.. Новаторство Карамзина проявилось:А) в обличении социального неравенства героев;Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;В) в детальном изображении внутреннего мира героини.
Перечислите представителей сентиментализма XVIII века. Назовите 2-3 произведения этих авторов.______________________________······························································································································································Как изображается герой в литературе сентиментализма? Назовите отличительные черты сентиментализма как литературного направления._______________________________________________________________________________________________________________________________···································································································································································································В.Г. Белинский отмечал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта». Подтвердите эти слова, опираясь на содержание повести «Бедная Лиза».______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Литературный критик П.Н. Берков писал о смысле повести «Бедная Лиза»: «Смысл повести мы видим не только в драме «поселянки» Лизы, но и в драме дворянина Эраста, о которой сжато, но сильно сказано в последнем абзаце произведения. Думаю, всякий непредубежденный читатель согласится со мной, что в пяти строках эпилога «Бедной Лизы» содержится конспект большой психологической повести, героем которой является «бедный Эраст». Согласны ли Вы с критиком П.Н. Берковым? Свой ответ аргументируйте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315
Приложенные файлы
educontest.net
Вариант 1. Выполнил(а)____________________________
Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. «Ты продаёшь их, девушка?» — спросил он с улыбкою. — «Продаю», — отвечала она. — «А что тебе надобно?» — «Пять копеек». — «Это слишком дёшево. Вот тебе рубль». — Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. — «Для чего же?» — «Мне не надобно лишнего». — «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня».— Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку.
«Куда же ты пойдешь, девушка?» — «Домой». — «А где дом твой?» — Лиза сказала, где она живет, сказала и пошла. Молодой человек не хотел удерживать ее, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст. 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) портрет Эраста; 2) встреча Лизы и Эраста; 3) портрет Лизы; 4) любовь Эраста к Лизе.
А 4. Что определяет поведение молодого человека во время первой встречи с Лизой? 1) страсть; 2) жалость; 3) любовь; 4) симпатия к прекрасной девушке.
А 5. Почему Лиза отказалась от рубля, предложенного Эрастом за цветы? 1) не желала брать лишнего; 2) боялась Эраста; 3) это было для неё слишком мало; 4) спешила домой и не обратила на молодого человека никакого внимания.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Карамзина.
Ответ: ________________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Лиза отдала цветы…»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Куда же…», выпишите слово, которое характеризует отношение прохожих к разговору молодого человека с красивой девушкой.
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Прошло года два…», найдите название города, где происходят описываемые события.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. Какие черты сентиментального произведения можно выявить в данном фрагменте? Свой ответ поясните.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 1: А1.2; А2.4; А3.2; А4.4; А5.1; В1.Сентиментализм. В2. Поступок. В3.Коварство. В4.Москва.
Вариант 2. Выполнил(а)____________________________
Однажды ввечеру Эраст долго ждал своей Лизы. Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее от слез покраснели. «Лиза, Лиза! Что о тобою сделалось?» — «Ах Эраст! Я плакала!» — «О чем? Что такое?» — «Я должна сказать тебе все. За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла». — «И ты соглашаешься?» — «Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать? Да, мне жаль матушки; она плачет и говорит, что я не хочу ее спокойствия, что она будет мучиться при смерти, если не выдаст меня при себе замуж. Ах! Матушка не знает, что у меня есть такой милый друг!» — Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю.— «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» — сказала Лиза с тихим вздохом. — «Почему же?» — «Я крестьянка». — «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».
Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности! — Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему столь прелестною — никогда ласки ее не трогали его так сильно — никогда ее поцелуи не были столь пламенны — она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. — Эраст чувствует в себе трепет — Лиза также, не зная, отчего — не зная, что с нею делается... Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) играет роль вставного эпизода; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) природа; 2) обольщения Лизы; 3) непорочность любви Эраста к Лизе; 4) классовые предрассудки.
А 4. Что определяет поведение Лизы во время сватовства сына богатого крестьянина из соседней деревни? 1) желание выйти замуж; 2) стремление разбогатеть; 3) любовь к Эрасту; 4) забота о матери.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание природы? 1) как фон, на котором разворачиваются события; 2) как отражение психологического состояния героев и дальнейших последствий их поступка; 3) охарактеризовать природу средней полосы России; 4) автор надеется таким образом привлечь внимание читателя.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Карамзина.
Ответ: ________________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Ах, Эраст!..»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении называется описание природы (со слов: «…мрак вечера…»).
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Однажды ввечеру…», найдите слово с помощью которого описываются чувства Эраста, когда он увидел заплаканную Лизу.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. Какие художественные приёмы помогают автору описать героев? Свой ответ поясните конкретными примерами из приведённого отрывка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2: А1.2; А2.3; А3.2; А4.3; А5.2; В1.Сентиментализм. В2.Речь. В3.Пёйзаж. В4.Испугался.
Вариант 3. Выполнил(а)____________________________
Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо много шумят листья.
Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. — Теперь, может быть, они уже примирились!
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2)является эпилогом; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) природа; 2) Божья кара; 3) смерть Лизы; 4) жизнь героев после смерти Лизы.
А 4. Что определяет жизнь Эраста после смерти Лизы? 1) наслаждения; 2) гордыня; 3) угрызения совести; 4) забота о Лизиной матери.
А 5. С какой целью в данном фрагменте приводятся слова о том, что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив»? 1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни; 2) показать, что Эраст был легкомысленным, но не жестоким человеком; 3) охарактеризовать поступок Лизы; 4) показать, что Эраст забыл о Лизе.
В 1. Назовите литературное направление, в стиле которого написано данное произведение Н. М. Карамзина.
Ответ: ________________________________________________________
В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании природы, окружающей его (со слов: «Её погребли...»).
Ответ:_________________________________________________________
В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Лизина мать…», выпишите эпитет, который характеризует Лизину смерть.
Ответ: _______________________________________________________
В 4. В абзаце, начинающемся со слов» «Эраст был …», найдите предложение, которое объясняет, от кого автор узнал историю, описанную в произведении Н. М. Карамзина.
Ответ: _______________________________________________________
С 1. Охарактеризуйте последствия Лизиного самоубийства. Почему они оказались такими трагическими?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 3: А1.2; А2.2 ; А3.4; А4.3; А5.2; В1.Сентиментализм. В2. Пейзаж. В3.Страшной. В4.Он сам рассказал мне свою историю и привёл меня к Лизиной могиле.
globuss24.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ЦЕЛЬ:
проверить в тестовой форме уровень знаний творчества Н.М.Карамзина, степень понимания сентиментальной повести «Бедная Лиза»,
его темы, идеи, сюжетной линии, характеров героев и т.д.
К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:
НЕПРАВИЛЬНО
классицизм
НЕПРАВИЛЬНО
романтизм
ПРАВИЛЬНО
сентиментализм
НЕПРАВИЛЬНО
реализм
К какому литературному жанру принадлежит
«Бедная Лиза»:
НЕПРАВИЛЬНО
роман
НЕПРАВИЛЬНО
рассказ
НЕПРАВИЛЬНО
поэма
ПРАВИЛЬНО
повесть
Укажите главную тему произведения:
НЕПРАВИЛЬНО
тема природы
ПРАВИЛЬНО
тема любви
НЕПРАВИЛЬНО
тема предательства
НЕПРАВИЛЬНО
тема материнства
Где происходят события,
рассказанные автором в произведении:
в Воронеже и его предместье
в Москве и её предместье
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
в Петербурге и его предместье
в Костроме и её предместье
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Вступительный пейзаж – это:
НЕПРАВИЛЬНО
экспозиция
НЕПРАВИЛЬНО
пейзаж-контраст
НЕПРАВИЛЬНО
пролог
ПРАВИЛЬНО
пейзаж-созвучие
Отец Лизы:
НЕПРАВИЛЬНО
дворянин
НЕПРАВИЛЬНО
чиновник
НЕПРАВИЛЬНО
военный
ПРАВИЛЬНО
поселянин
«Ибо и крестьянки любить умеют» –
эти слова произносит:
НЕПРАВИЛЬНО
Эраст
ПРАВИЛЬНО
повествователь
НЕПРАВИЛЬНО
мать Лизы
НЕПРАВИЛЬНО
Лиза
Лизе было:
НЕПРАВИЛЬНО
19 лет
НЕПРАВИЛЬНО
15 лет
ПРАВИЛЬНО
17 лет
НЕПРАВИЛЬНО
20 лет
Лиза в Москве продавала:
НЕПРАВИЛЬНО
фиалки
НЕПРАВИЛЬНО
ромашки
НЕПРАВИЛЬНО
лютики
ПРАВИЛЬНО
ландыши
Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту:
НЕПРАВИЛЬНО
случайная
НЕПРАВИЛЬНО
безрассудная
ПРАВИЛЬНО
безграничная
НЕПРАВИЛЬНО
равнодушная
Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе:
НЕПРАВИЛЬНО
надёжной
НЕПРАВИЛЬНО
сильной
ПРАВИЛЬНО
ветреной
НЕПРАВИЛЬНО
пылкой
Гроза в повести – это:
НЕПРАВИЛЬНО
знак беды
ПРАВИЛЬНО
потеря невинности
НЕПРАВИЛЬНО
знак обмана
НЕПРАВИЛЬНО
предвестник смерти
Влюблённые расстались, потому что:
Лиза надоела Эрасту
Эраст ушёл в военный поход
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
Эраст уехал в Петербург
Эраст вернулся в имение родителей
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста:
герои поженились
НЕПРАВИЛЬНО
Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством
ПРАВИЛЬНО
Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха
НЕПРАВИЛЬНО
Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения
НЕПРАВИЛЬНО
Какова роль природы в произведении:
природа является фоном повествования
НЕПРАВИЛЬНО
по картинам природы можно судить о времени года
НЕПРАВИЛЬНО
автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным
НЕПРАВИЛЬНО
природа передаёт настроение Лизы
ПРАВИЛЬНО
Роль рассказчика в произведении:
свидетель любовных отношений Эраста и Лизы
выразитель отношения автора к отношениям героев
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
посредник между читателем и героями
беспристрастный повествователь
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
НЕПРАВИЛЬНО
обездоленная
ПРАВИЛЬНО
несчастная
НЕПРАВИЛЬНО
нищая
НЕПРАВИЛЬНО
нелюбимая
К какому типу литературных героев можно отнести Лизу:
«обиженные и оскорблённые»
резонёр
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
«лишний человек»
«маленький человек»
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
Сентиментализм – это:
направление в западно-европейской и русской культуре первой половины 19 в., провозгласившее чувство в качестве основы человеческой природы
НЕПРАВИЛЬНО
направление в западно-европейской и русской культуре второй половины 19 в., провозгласившее чувство в качестве основы человеческой природы
НЕПРАВИЛЬНО
направление в западно-европейской и русской литературе первой половины 18 в.,
ориентированное на чувственность
НЕПРАВИЛЬНО
направление в западно-европейской и русской культуре второй половины 18 в.,
ориентированное на эмоциональное восприятие
ПРАВИЛЬНО
Произведение написано:
НЕПРАВИЛЬНО
в 1790 г.
ПРАВИЛЬНО
в 1792 г.
НЕПРАВИЛЬНО
в 1793 г.
НЕПРАВИЛЬНО
в 1791 г.
Как вы оцениваете свою работу на уроке:
знания прочные
МОЛОДЕЦ
было много ошибок
ПЕРЕЧИТАЙ ПОВЕСТЬ
ВСЕМ СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!
ВЫХОД
Использованный материал:
Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2014
Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2008
Зубова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы по литературе. — М.: ВАКО, 2013
Коршунова И.Н., Липина Е.Ю. Тесты по литературе. — М.: Дрофа, 2014
kopilkaurokov.ru