Контрольная работа: Античная философия 24. Античная философия контрольная работа


Античная философия - Контрольная работа

Содержание

 

Введение

Глава 1. Отличительные особенности античной философии

Глава 2. Досократовский период

Глава 3. Достижения досократовской философии

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и, тем не менее, в истории важная роль принадлежит Античной культуре, особенно культуре Древней Греции. Античный тип культуры дал образцы различных форм государственного устройства и открыл человека, как совершенное творение природы - как меры всех вещей. Античная культура оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы, к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации.

Основой многих отраслей современной науки являются труды древнегреческих ученых и философов. Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, в том числе история, большинство женских и мужских имен и многое другое было рождено в Древней Греции. Всегда, начиная еще со времен Римской республики, не исключая и Средних веков, с особенной интенсивностью - в эпохи Возрождения и Просвещения, античность была своеобразным вызовом любой современности. В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание античной философии, а именно досократовской философии. Вследствие этого представляется, что анализ тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований посвященных данной тематики. Это связано с тем, что произведения досократовских мыслителей сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды их авторов. Глубокое изучение истории греческой философии развивается приблизительно с первой половины XIX века. В это время создаются, труды посвященные этой проблематике. Они становятся основой всех других антологий, эссе и исследований античной философии.

Достижения античной философии в самых различных областях - искусстве, науки, мировосприятии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры.

В данной контрольной работе мы рассмотрим этапы развития античной философии, школы и научные достижения досократовского периода.

Глава 1. Отличительные особенности античной философии

 

Античная философия подразделяется на две ветви - древнегреческую и древнеримскую. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Отличительной особенностью античной культуры является ее пластичность, телесный характер. Мир - космос понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первые древние боги были ужасающи, но по степени роста самосознания, формирование мифической картины мира шло от уродства к красоте, от хаоса к порядку, от анимистических представлений к антропоморфным. Боги были наделены не только внешним обликом людей. Их жизнь на Олимпе была очень похожа на повседневную жизнь и идеалы греков. Боги были близки людям, ибо они сами - как бы облагороженные, улучшенные люди, существа, которые отличаются от людей лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.

Исследователи античной философии выделяют несколько этапов в ее развитии:

досократовский (VII-V вв. до н.э.) - время зарождения и формирования;

классический (V-IV вв. до н.э.) - период зрелости и расцвета, время оригинальных образцов древнегреческой философской мысли;

эллинистический (конец IV в. - III в. до н.э.)

римский (II в. до н.э. - III в.) - периоды заката античной философии.

Глава 2. Досократовский период

 

. Милетская школа.

Самая первая философская школа появилась в крупном торговом и культурном центре VIII-V вв. до н.э. - городе Милет. Представителями милетской школы были ученые-естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которых интересовали и глубоко мировоззренческие вопросы. Они были озадачены поисками единого основания и начала сущего: Из чего все?. Фалес усматривал его в воде, Анаксимандр - в апейроне, Анаксимен - в воздухе.

На первый взгляд в данных философских рассуждениях активно встречаются мифологические принципы. Дело в том, что названные природные стихии рассматривались не столько в их собственном физическом смысле, сколько как суть того, что объединяло мир и выступало его первоосновой.

У Анаксимандра чаще, чем у других встречаются обобщения, так как апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. - безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, З

www.studsell.com

Контрольная работа - Античная философия 24

Введение

1. Общая характеристика античной философии.

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает собой период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокою древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величин античных мыслителей.

Античная философия – это философия особого типа. Перечислим характерные черты античной философии.

1.Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствованию. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило занимается разработкой узких проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом.

3.Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью): это означает, что античная философияпантеистична .

4.Античная философия многого достигла на понятийном уровне – концепции идей Платона, понятие формы (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла лектона у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности – это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.

5.Эпоха античности – это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

Возникновение различных философских теорий в древней Греции исторически было связано с формированием и развитием рабовладельческого строя, с развитием торговых и культурных отношений городов-государств между собой и с народами древнего Востока.

История философии древней Греции есть история возникновения и развития первой формы домарксисткого материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Философские взгляды древних греков вместе с их естественнонаучными и политическими взглядами входили в состав одной нерасчлененной науки.

В борьбе философских школ древней Греции выражалась борьба двух направлений древнегреческой философии – материализма (милетской школы и Гераклита, Анаксагора, Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита, Эпикура) против идеализма и мистики (пифагорейцев и элеатов, Сократа и Платона)

Рассмотрим более подробно античный материализм и античный идеализм и философию их основных представителей.

Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит.

Материализм (от лат. materials – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. (5., с. 507). Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Термин “материалисты” ввел Лейбниц для обозначения своих противников.

Мифология древних греков, объяснявшая явления природы действиями божественных сил и выступавшая в виде древнегреческой религии многобожия, встретила противников уже в лице первых философов, представителей древнегреческой научной мысли, наивного материалистического мировоззрения. Борьба за науку против религии – такова характерная черта древнегреческих материалистических учений. Но в то же время мифология древних греков преломляла в фантастической форме первобытные наблюдения над жизнью природы и общества, являлась народной мудростью, обобщала богатый опыт, приобретенный людьми на протяжении веков в процессе трудового воздействия на природу. Таковы, в частности, древнейшие мифологические представления о роли огня, воды, воздуха и земли в жизни природы. При возникновении древнегреческой философии эти первобытные воззрения были отчасти восприняты и переработаны первыми философами-материалистами, отвергнувшими теологическое, религиозное содержание древних мифов.

К идейным источникам древнегреческой философии относятся научные знания, накопленные восточными народами и оказавшие влияние на возникновение и формирование древнегреческого материализма.

Греческие философы – материалисты являлись политиками и идеологии рабовладельческого государства в его демократической форме.

Формирование рабовладельческого строя, развитие ремесла и торговли в 7-6 вв. до н. э. достигли наибольших успехов не в материковой Греции, но на побережье Малой Азии – в Ионии, лежавшей на путях торгового обмена между народами Востока и Запада.

В Малой Азии главными греческими торговыми и культурными центрами были города – Милеет, Эфес и Фокея. Именно Милеет и эфес явились центрами возникновения первых философских школ древней Греции: Милет – так называемой милетской школы, Эфес – школы Гераклита. Это были первые школы древнегреческого материализма.

История древнегреческого материализма была в то же время историей стихийной диалектики. Некоторые ее зачатки обнаруживаются у материалистов милетской школы, наиболее ярко она представлена в учениях Гераклита Эфесского.

Фалес из Милета (ок. 625 – 547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он – автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

Материализм утверждает, что в основе качественного многообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения.

Именно Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Фалес учил, что материя (вода) есть то из чего состоят все вещи, из чего они происходят и во что в конце концов превращаются. Материя, по его мысли, лежит в основе всех природных явлений, причем, в то время как свойства, состояния материи меняются, сама она не исчезает, но существует вечно. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о первосущности представляется наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна, так как в своем положении Фалес отошел от мифологического мышления и продолжил путь к естественному объяснению природы. Также Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Он стоял на точке зрения, что жизнь – имманентное свойство материи, сущее – само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Преемники Фалеса, также представители милетской школы, восприняли его основные идеи. Среди них можно назвать Анаксимандра (первооснова сущего – апейрон – неопределенная и беспредельная субстанция) и Анаксимена (первоначало всего – вода)

Фалес и его преемники осуществили прорыв своим воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: “Из чего все?” Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Дальнейшее развитие материалистическая философия получила в учении Гераклита Эфесского. Материализм Гераклита принадлежал к числу основных и существенных направлений античной философии

. Гераклит ( ок. 530-470 до н. э.) был родом из Эфеса, находящегося в самом центре кипучей социально-политической жизни. Гераклит, происходивший из аристократического рода кодридов (царского рода), не был однако сторонником реакционной аристократии и признавал необходимость изменений в природе и общественной жизни. Гордый, сумрачный, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата, но ходил в пурпуре со знаками царской власти.

Философское учение Гераклита явилось одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Гераклит выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Свое передовое философское учение Гераклит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических учений Пифагора, против учений Ксенофана и Гекатея. “Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным розгами, так же как и Архилох”.(1, с. 45) “Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея”. (1, с. 45)

Как и милетские материалисты, Гераклит был философом и естествоиспытателем, учившим о единой материальной основе всез явлений природы. Изменения огня, по мысли Гераклита, лежат в основе всеобщего круговорота природных явлений. Эту мысль Гераклит выражает в образе, характерном для эпохи развивающегося денежного хозяйства. “На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото – товары и на товары – золото.”(1, с.49)

Сознание Гераклит называл психеей (душой). Душа, с его точки зрения, материальна и является одним из переходных состояний огня.

Первоначальный, наивный материализм милетской школы восполняется у Гераклита одной из первых попыток поставить вопрос о характере человеческого познания. Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист, считал природу. Эфесский мудрец пытался различить роль чувств и роль мышления в познании истины: истина познается чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет “грубые души”, — плохие свидетели; простое накопление фактов, “многознание” не делает человека умным, -необходимо разумное познание космоса. (1, с. 12)

Гераклит, как один из основоположников диалектики, учил, что все существующее переходит из одного состояния в другое, все изменяется, нет ничего неподвижного. Ему принадлежат знаменитые слова: “Все течет”(4, с.30), “В одну и ту же реку нельзя войти дважды”(4, с. 30), “На входящего в одну и туже реку текут все новые и новые воды”(1, с. 42), “В одну и ту же реку мы входим и не выходим, существуем и не существуем”. (1, с. 45).

Мысль о переходе вещей в их собственную противоположность встречается в ряде фрагментов. “Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.”(1, с.12) “В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.” (4, с. 30) “Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего – одно, из одного все.” (1, с.12).

В сохранившихся фрагментах Гераклита в образной форме выступает его догадка о борьбе противоположностей как об источнике движения, развития. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Борьбу противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. “…Этот логос существует вечно… все совершается по этому логосу.” (1, с.13) По Гераклиту, огонь и Логос “эквивалентны”: “огонь разумен и является причиной управления всем”, а то что “всем управляет через все”, он считает разумом. (4, с.31). Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь – образ вечного движения. У Гераклита Космос – это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождественен божеству.

Для Гераклита приятного и неприятного, полезного и вредного, нравственного и безнравственного, полезного и вредного, красивого и безобразного не имели значения неподвижных, застывших категорий. Как и все в мире, они вечно текут, переходят друг в друга, даны в связи с другими противоположностями. “Морская вода – чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же – для питья непригодна и вредна”(1, с.13). “Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом.”(1, с.13)

Цельность и непосредственность мировоззрения, поэтическая свежесть языка, еще не выработавшего установившихся философских терминов, характерны для Гераклита как для представителя античного материализма.

Вершины своего развития древнегреческая наука периода рабовладельческих городов-государств достигла в атомистической теории великого античного материалиста Демокрита.

Родина Демокрита (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.) – крупный торговый полис Абдеры. Древние авторы сообщают, что Демокрит ездил в Индию и в Вавилон, посетил Египет и Эфиопию и т. п. При всех преувеличениях остается несомненным факт многочисленных и отдаленных путешествий Демокрита в страны Востока. Демокрит посетил и Афины, где познакомился с учением Анаксагора и слушал Сократа, но не признал его мудрецом и не открыл ему своего имени.

Основоположники марксизма называли Демокрита эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков. И действительно, Демокрит был самым выдающимся представителем науки древнего мира: в своих сочинениях он касался вопросов философии, логики математики, астрономии, физики, биологии, медицины, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, филологии, риторики, теории искусств, военного дела. Сам предмет древнегреческой науки приобрел в трудах Демокрита широкий, энциклопедический характер.

Взгляды Демокрита на природу определили его место в истории древнегреческой философии как материалиста, борющегося против идеализма и религии, как выдающегося естествоиспытателя – основателя античной атомистики, как блестящего представителя передовой древнегреческой науки.

Демокрит вместе со своим предшественником Левкиппом, исходя из признания материальности мира, разработал античную атомистическую теорию строения материи. Интересно, что эта гипотеза связана с древним Востоком (Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности у магов, жреческой касты).

Развивая материалистическое учение Левкиппа, Демокрит, подобно ему, считал поистине существующими лишь атомы (по-гречески – неделимые) – мельчайшие неделимые материальные частицы и пустоту. Демокрит называл атомы бытием, а пустоту небытием, причем небытие он считал столь же реально существующим, как и бытие. Таким образом первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам.

Согласно взглядам Демокрита, атомы качественно одинаковы и различаются лишь количественно – формой (“строем”), порядком (“соприкосновением”) и положением (“поворотом”). (3, с. 22)

Различие по форме -А отличается от N

Различие по порядку -АN отличается от NA

Различие по положению -N … Z

Все вещи складываются из атомов. Атомы Демокрита – это неделимые материальные частицы, отличающиеся друг от друга своей формой и образующие все природные явления своими разнообразными по порядку и положению сочетаниями. Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих Вселенную, все изменения, происходящие в природе, согласно учению Демокрита, сводятся к различным сочетаниям – соединениям и разъединениям атомов, движущихся в пустоте и подчиняющихся природной необходимости.

В борьбе против взглядов античных идеалистов Демокрит выдвинул идею о том, что движение неотделимо от материи. Движение атомов он понимал как не имеющее начала во времени, но существующее вечно. Таким образом, природу Демокрит пытался объяснить из нее самой.

Что касается происхождения живых существ, то Демокрит считал, что и здесь необходимо отбросить какое бы то ни было сверхъестественное объяснение. Он учил, что все животные произошли из влажной земли.

Аналогичным образом понимал Демокрит и сущность психической жизни. Душу, он представлял себе как сочетание круглых и быстро движущихся атомов, подобных тем, из которых состоит огонь; поэтому душа является огненным началом в теле. Смерть – это распадение атомов тела и души. Для Демокрита и его учеников душа так же смертна, как и тело.

Материалистическое мировоззрение Демокрита было направлено против религии и мистики. Возникновение веры в богов Демокрит объяснял при помощи своей теории образов: наблюдая грозные явления природы – чудовищные образы, люди пришли к предположению, что существуют боги.

Теория познания Демокрита свидетельствует о больших успехах античного материализма. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на методе, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Органической частью демокритовского материализм является детерминизм – учение о необходимости как закон природы. Случай, случайность для Демокрита – это прикрытие людьми их собственной нерассудительности, незнания: в действительности же случая нет, ибо все происходит по необходимости. Демокрит вел борьбу против телеологии, против идеалистического учения о целесообразности развития природы. “По свидетельству древних, Демокрит говорил, что он предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”.(1, с. 70)

Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон.

Идеализм (от греч. idea – идея) – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отожествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания, а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. (5, с. 73) Термин “идеализм” ввел Г.В. Лейбниц. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Уже первые философские школы древней Греции 6 в. до н. э. вели острую идеологическую борьбу: материалистические школы Милета и Эфеса боролись с пифагорейской и элейской школами философии, которые обнаруживали идеалистические тенденции. В 5-4 вв. до н. э. эта борьба первых философских школ сменилась еще упорной и глубокой борьбой между материалистическими и идеалистическими школами, между “линиями Демокрита” и “линией Платона”.

В отличие от античных материалистов, которые были противниками объяснения явлений природы божественных сил, идеалисты древней Греции, наоборот, тяготели к мифологии в ее теологическом изменении.

К источникам античного идеализма относятся также восточные религиозные учения, которые перенесенные на греческую почву, оказали влияние на идеалистические учения древних греков.

Идеалисты защищали как теоретически, так и в политической практике рабовладельческое государство в его аристократической или монархической форме.

Рассмотрим учения философов античного идеализма: Пифагора, Сократа, Платона.

Пифагор ( ок.570 до н.э.-ок 497) – древнегреческий философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Родина Пифагора о. Самос. Ок. 532 Пифагор покидает Самос из-за тирании Поликрата и поселяется в Кротоне. Благодаря своим талантам и красноречию он нашел здесь немало сторонников, которые образовали гетерию (неформальное политическое общество).Эта гетерия, ставшая вместе с тем ядром философской и научной школы, добилась политического господства в Кротоне. В ходе демократического движения гетерия перестала существовать, далее пифагореизм существует как научно-философская школа и особый образ жизни.

Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежат в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика. Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, “предела” и “беспредельного”. Последнее отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой, воздухом, окружавшим космос. Космос “вдыхает” внутрь себя пневму, где она ограничивается “пределом”, и кладет начало новым вещам. Противоположные начала, придавшие динамизм этой космогонии, играют важную роль как у пифагорейцев, так в античной философии в целом. Он положил начало канонической системе двух сфер, небесной и земной, разделил обе сферы на зоны.Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что “человек создан богом для познания и созерцания”(5, с.236), ему приписывают и авторство термина “философия”, понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию.

“Все есть число” – вот исходная позиция Пифагора. Ему принадлежит доказательство теоремы Пифагора и метод “пифагоровых троек”, созданная им теория пропорций стала связующим звеном между всеми точными науками. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает собой все сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Идеи гармонии, порядка и соразмерности играли важную роль в этическом учении пифагореизма. Но поскольку Пифагор ничего не писал, а источники о раннем этапе пифагореизма малочисленны и противоречивы, пифагорейский вопрос, возникший в 19 в., окончательно не решен и поныне. Его основной аспект: каково соотношение в нем научно-философского и религиозного? В чем заключалась суть религиозно-нравственной реформы, предложенной Пифагором, остается загадкой. Он не вводил новых богов, ни новых культов, даже приписываемые ему суеверия по большей части традиционны. Вполне вероятно, что Пифагор лишь перегруппировал традиционные ценности, сделав акцент на сознательном отношении к ним. Почитание богов и родителей, нравственная и телесная чистота, верность дружбе и др. Он придал этим вещам новый смысл и укрепил их своим авторитетом, знавшего и умевшего больше других.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399). Сократ из Афин – легендарный античный философ, воплощенный идеал мудреца в исторической памяти человечества. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах философских спорах на темы: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать “лучшим”. C его точки зрения: “Худшее – это большинство!”(4, с.52). Сократ критически относился к афинской демократии и принятой практике решения серьезных вопросов большинством голосов.

Философия Сократа, которую сам он никому не предлагал и которая по существу совпадала с образом его жизни, на основании “Апологии Сократа” и ранних диалогов Платона, имеет следующие особенности:

1) Ее разговорный (диалектический) характер.

2)Обращенность к духовному миру;

3)Этический рационализм, добродетель есть знание.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой (“повивальным искусством”), имея в виду, что только помогает рождению знания, но сам не является его источником: “знающим” считался собеседник, а Сократ, оставаясь “незнающим”, оценивал это знание, в результате чего оно неизменно оказывалось ложным. В спорах Сократ пытался доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Сократ говорил, что ничего не знает, а его собеседники считали, что он притворяется. На самом деле Сократ хотел указать на ничтожность человеческого знания с божественной мудростью, сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, так как никто из людей и не может быть мудр. Свое разоблачение неистинного знания (человеческого знания) Сократ рассматривал как служение Богу. Сократ явился провозвестников идеи личного Бога, т.е. монотеизма.

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром была более отчетливо обозначена именно Сократом. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из ее бессмертия, что увязывалось с его верой в бога.

Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. Знаменитое изречение дельфийского оракула “Познай самого себя” Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и видел в этом истинное религиозное благочестие. Главный смысл занятий философией – измениться самому, быть достойным и хорошим человеком.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. По Сократу, не только истинно моральное всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает, как надо поступить, когда его душа будет очищена от ложных предрассудков (в чем Сократ и видел свою миссию), в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю – соответственно Сократ не мог ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии мнение в конце жизни Сократ был обвинен в нечестии.

То, что философия Сократа воплощена в самой его личности и в его собственном образе жизни было сформулировано только после того, как долгая жизнь Сократа закончилась неожиданным судом над ним. “Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами не происходило и что бы мы не делали, — в жизни всегда есть место философии”. (5,c.593)

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как совечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как формообразователь. Именно таков идеализм Платона.Платон (427-347 до н. э.) – древнегреческий философ, великий мыслитель, ученик Сократа. В Афинах он организовал собственную школу или, скорее, общину желающих вести философский образ жизни, по образу пифагорейских. Школа Платона (Академия) практически сразу стала центром философского исследования и воспитания.

По Платону Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого относится к вещам умопостигаемым (по греч. идея означает то, что видно не просто глазом, а умным глазом), и в той же мере идея – источник бытия эмпирической вещи. “Большим и малым” Платон называет принцип, в силу которого эмпирический материальный мир отличается от мира идеального. Т.е. для материального можно применить градацию, а для идеи нет, нельзя быть в большей или меньшей степени равным или неравным. Платоновские идеи – дискретны, определенны, тождественны себе, также они просты, неизменны, вечны. Душа бессмертна, поскольку проста и не имеет частей. Кроме того, идеи – ценности. Чаще всего, у Платона рассматриваются такие идеи, как красота, справедливость, благоразумие, добродетель. Помимо определенности, простоты, вечности и ценности платоновскую идею отличает познаваемость. Платон различает собственно знание и мнение. Относительно эмпирических вещей возможно только мнение. Знание не основывается на данных ощущения, не бывает ложным, не может относиться к эмпирии.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь. Идеи трактовались как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления. Высшая идея – это идея абсолютного добра, своего рода мировой Разум.

Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое есть в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Он ее считал очень важным условием сохранения общественного миропорядка.

Теория идей у Платона возникла на осознании того, что такое вещи и что возможно познавание. Поэтому он понимал невозможность полного отделения царства идей от самых обыкновенных материальных вещей. В античной философии до Платона не существовало понятия “идеальное” в собственном смысле этого слова. Платон же обозначил идеи как изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. Это является, в сущности, удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Философия Платона, также как и Сократа, почти вся пронизана нравственными проблемами. Он рассматривает такие вопросы как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Этот идеал правды приводит Платона к признанию иного сверхчувственного мира, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. По Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы освободить свою душу от всякого телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека пребывает до его рождения в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Он анализировал диалектику понятий, предложил первую систему из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. По Платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.

Платон – великий мыслитель, все его философствование является выражением его жизни, а его жизнь – выражение его философии.

Заключение.

Историческое значение античной философии

В этой работе я кратко рассмотрела историю античной философии, историю борьбы двух направлений: идеализма и материализма. История античной философии содержит много имен великих философов. Я показала учения только основных представителей: Фалеса, Гераклита, Демокрита и Пифагора, Сократа, Платона.

В заключении следует отметить, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, это не собрание устаревших мыслей, а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей.

Так Фалес — родоначальник европейской науки и философии, и другие представители милетской школы положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Трудно переоценить знаменитые слова Гераклита: ”Все течет”. Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменения вещей, текучесть всего сущего. Атомизм Демокрита составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. Им была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками считаются не самим бытием, а лишь свойством атомов. Принцип предела делимости Демокрита – это гениальный взлет на принципиально новый уровень философского постижения сущего. Пифагорейцам принадлежат: решающий вклад в создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, основание теоретической арифметики. Пифагорейцы тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Имя Сократа стало нарицательным для выражения идеи мудрости. Сократ одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Платон явился основоположником не только античного, но и мирового идеализма. Он впервые поставил вопрос о сущности вещей и их сущностей. Основные философские категории: сущее, движение, покой, тождество, различие, были предложены Платоном.

В целом античная философия оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Вот почему она никогда не потеряет своего значения в глазах мыслящего человека. Мысли мудрых людей прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Философия явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Список используемой литературы

1.Дынник. Материалисты Древней Греции.- Государственное изд-во политической литературы, Москва, 1955-240с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс.- М: издательско-книготорговый дом “Логос”, 2002г.-344с.

3. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М.: изд-во “Мир идей”, АО АКРОН, 1995г.-232 с.

4. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Гардарики, 2002г.-736с.

5. Степин В.С., Семигин Г.Ю. Новая философская энциклопедия. – М.: изд-во “Мысль”, 2001г.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Античная философия 11

Семинарское занятие № 1

Античная Философия

1. Античная Философия

Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.

Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

Третий этап — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

По содержанию философской мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос — это природа и основные природные стихии. Человек — своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

2. Милетская школа:

Поиск первоначала (основы) мира — характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалес (VII-Vi вв.до н.э.) первоначалом всего, первовеществом считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему. Анаксимен основой космоса считал воздух, Анаксимандр — апейрон (неопределенное, вечное, бесконечное нечто). Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистически отождествляли природное и божественное.

3. Элейская школа:

Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и до сих пор вызывают у философов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, «Ахиллес и черепаха” и др.). По мнению элеатов, кажущаяся способность тел перемещаться в пространстве, т.е. то, что мы видим как их движение, на самом деле противоречит множественности. Это означает, что невозможно из одной точки попасть в другую, так как между ними можно найти множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно находиться в какой- либо точке, а так как их бесконечное множество, то он не движется и находится в состоянии покоя. Именно поэтому быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Идеи, обозначенные в апориях, опровергались много раз, доказывалась их метафизичность и абсурдность. В то же время попытка объяснения движения, изменений носит диалектический характер. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.

4. Атомистическое учение Демокрита:

Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита ( V – IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Предполагалось, что вещество, пространство, время нельзя делить до бесконечности, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хроны (атомы времени). Данные идеи позволили частично преодолеть кризис, вызванный апориями Зенона. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Наивность идей атомистов объясняется неразвитостью их воззрений. Несмотря на это, атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания. Последователь Демокрита Эпикур конкретизировал учение Демокрита и в отличие от него полагал, что органы чувств дают абсолютно точные представления о свойствах и особенностях предметов и процессов окружающей действительности.

5. Софистика:

Второй этап развития античной философии (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно. Так, «мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. Поэтому слово «философия» — «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. К сожалению, Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников — историка Ксенофонта и философа Платона. Стремление философа к самопознанию, к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья — способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.

www.ronl.ru

Контрольная работа - Античная философия

Античная философия

Некоторыеобщие черты древнегреческой философии первого (досократовского) этапа (V–IV вв.до нашей эры):

Во-первых,эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретныхзнаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно иестествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли,Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Во-вторых,в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении,материи, познании, которые определили основные направления философствования надостаточно длительный последующий период.

В-третьих,спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремлениепонять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

Милетскаяшкола известна как первая философскаяшкола. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всегосущего.

Напервом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представителимилетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общийзнаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можносказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет кматериализму. Представители милетской школы интуитивно понимали мир какматериальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философовпроявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой онистремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопроспредшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологическихконцепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первыйиз ионических философов – Фалес из Милета – жил приблизительно в 640–562 гг.до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса в области астрономии, геометрии,арифметики имели определенное влияние на развитие его философского мышления.Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, чтоявлялась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло навзгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основойвсего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму илиперсонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточениематерии. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле«стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса,употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода какпервооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого идают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или«разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалесрассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, чтовсе вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Другимвыдающимся милетским философом был Анаксимандр (611–546 гг. до нашей эры).Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес,Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом иосновой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, никак воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое жеостается неизменным».

Фалесотносил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит отэтой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечтобезграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемыхстихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которойвозникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра являетсябезграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временномотношении.

Анаксимандробъяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движениивыявляются противоположности. У Анаксимандра встречается проблематика, которуюФалес лишь абстрактно обозначает, – проблематика возникновения и формированияжизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному видуматерии. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относити человека.

Третьимвыдающимся милетским философом является Анаксимен (585–524 гг. до нашейэры).

Вопределенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийногодревнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Онпервоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считаетнеограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. ПоАнаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущениевызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. При этом сгущение и разряжениепонимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие вобразовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновенияи развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

Анаксименвпервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух какпраматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он недвигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Элеаты

Философскаяшкола элеатов возникла в «Великой Элладе», в Элее. Главные представители школы– Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлениидревнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категориисубстанции. У элеатов субстанция философична, ибо эта субстанция – бытие. Болеетого, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е.основной вопрос философии. Поэтому можно сказать, что формирование античнойфилософии заканчивается в школе элеатов, именно там протофилософия становится философией.

Основателемэлейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540–470 гг. до нашей эры). УчениеПарменида стало основой философии элеатов. Именно Парменид развил понятиеединого миробога Ксенофана в понятии единого бытия и поставил вопрос о соотношениибытия и мышления. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменностибытия. Если Гераклит думал, что все течет, то Парменид утверждал, что всущности все неизменно.

Основнымдля Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. УПарменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение еговечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.

Издействительного мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение иразвитие. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее(бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться.Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его наместо другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится,либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранеесказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюдасущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, ноиз него исключены изменение, движение и развитие.

Здесьследует заметить, что в гносеологии Парменид проводит весьма резкое различиемежду подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоениядействительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояниявещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигаетсялишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение. Так вот вобласти мнения Парменид допускает существование не-сущего на основе«чувственного восприятия». Это дает ему возможность затем – в виде мнения –признать существование движения и изменения. Такое осознание различиячувственного и рационального познания приводит к метафизическому разрыву этихдвух ступеней единого процесса познания.

Однимиз наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).

Всвоих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства,целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальныйхарактер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода,сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а душиих есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуетсяпреобладанием.

Видимо,наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулированиянеизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, чтоесли допускается существование движения, то возникают непреодолимыепротиворечия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенонстремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение неможет ни начаться, ни закончиться. Второй (и, пожалуй, наиболее известной)апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый излюдей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху),если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показываютпротиворечивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненнымопытом. Поэтому Зенон допускал возможность движения только в областичувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании»движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движениерассматривается здесь не как чувственное данное, но предпринимается попыткавыяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос обистинности движения.

Зенонпрославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. Всоответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное ирациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание,чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Зенонпоказывал наличие границы у чувственного познания.

Кчислу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с острова Самос(род. ок. 440 г. до нашей эры). Мелисс полагал, что мир «не был сотворен» и неимеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым инеограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.

Такимобразом, философия элеатов выявила ряд проблем, которые существенно повлияли надальнейшее развитие философии. Так, в их учении мы встречаемся со сравнительночетким учением о бытии и определенными принципиальными подходами к вопросу опознаваемости мира. Их различие чувственного и рационального познания тесносвязано с различием «сущности» и «явления». В области способа философствованиябольшим вкладом элеатов является стремление к осмыслению действительности припомощи понятийного аппарата.

Пифагорейская школа

Наосновании данного выше исследования милетской школы можно лишь убедиться вактивном влиянии мировоззрения на процесс математического познания только прирадикальном изменении социально-экономических условий жизни общества. Однакоостаются открытыми вопросы о том, влияет ли изменение философской основы жизниобщества на развитие математики, зависит ли математическое познание от измененияидеологической направленности мировоззрения, имеет ли место обратное воздействиематематических знаний на философские идеи. Можно попытаться ответить на поставленныевопросы, обратившись к деятельности пифагорейской школы.

Пифагореизмкак направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории ДревнейГреции, начиная с VI века до н. э. и прошел в своем развитии ряд этапов. Основоположникомшколы был Пифагор Самосский (ок. 580–500 до н. э.).

Пифагоросновал братство религиозного, философского и научного характера с политическимуклоном. Труды, приписываемые обычно Пифагору, относятся не только клегендарному Пифагору, но вообще к трудам этой школы между 585 и 400 г. до н. э.

Впифагореизме выделяют две составляющие: практическую («пифагорейский образжизни») и теоретическую (определенная совокупность учений). В религиозном учениипифагорейцев наиболее важной считалась обрядовая сторона, затем имелось в видусоздать определенное душевное состояние и лишь потом по значимости шливерования, в трактовке которых допускались разные варианты. По сравнению сдругими религиозными течениями у пифагорейцев были специфические представленияо природе и судьбе души. Душа – существо божественное, она заключена в тело внаказание за прегрешения. Высшая цель жизни – освободить душу из телеснойтемницы, не допустить в другое тело, которое якобы совершается после смерти.Путем для достижения этой цели является выполнение определенного моральногокодекса, «пифагорейский образ жизни».

Теоретическаясторона пифагореизма тесно связана с практической. В теоретических изысканияхпифагорейцы видели лучшее средство освобождения души из круга рождений, а ихрезультаты стремились использовать для рационального обоснования предполагаемойдоктрины. Вероятно, в деятельности Пифагора и его ближайших учеников научныеположения были перемешаны с мистикой, религиозными и мифологическимипредставлениями. Вся эта «мудрость» излагалась в качестве изречений оракула,которым придавался скрытый смысл божественного откровения. Основными объектаминаучного познания у пифагорейцев были математические объекты, в первую очередьчисла натурального ряда (вспомним знаменитое «Число есть сущность всех вещей»).

Числау пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которымпредполагалось свести не только математические построения, но и всемногообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозныепонятия получили математическую окраску. Науке о числах и других математическихобъектах отводится основополагающее место в системе мировоззрения, то есть фактическиматематика объявляется философией. Как писал Аристотель,»… у чисел они усматривали,казалось бы, много сходных черт с тем, что существует и происходит, – больше,чем у огня, земли и воды… У них, по-видимому, число принимается за начало и вкачестве материи для вещей, и в качестве выражения для их состояний и свойств…Например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то – душа и ум,другое – удача, и можно сказать – в каждом из остальных случаев точно также».

Еслисравнивать математические исследования ранней пифагорейской и милетской школ,то можно выявить ряд существенных различий.

Так,математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира, тоесть радикально изменилось само понимание природы математических объектов.Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, всредство очищения души, достижения бессмертия. И наконец, пифагорейцы ограничиваютобласть математических объектов наиболее абстрактными типами элементов исознательно игнорируют приложения математики для решения производственных задач.

Всепифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивныйхарактер и является исторически первой попыткой постижения количественнойстороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенныхколичественных отношений между реально существующими вещами. Возможностьмысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, чтоэти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюдаостается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственносущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующиепротивоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они несталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религиюи мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учениео бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах полнойподчиненности человека богам. Мораль у Пифагора была обоснованием определенной«социальной гармонии», опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии.Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство,таким образом, является первым идеалистическим философским направлением вантичной Греции. Математическая проблематика выливается у них в мистику иобожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

Древнегреческие атомисты

Предпосылкойатомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствамвещей – их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будтогипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет кнеустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальностьмножества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учениеатомизма явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. Атомистыпредполагали существование бесконечного множества телесных частиц, онидопускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицализа частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемыеатомы.

Согласноэтой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного)количества частиц – весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся вничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же времявовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис,вызванный критикой Зенона.

Основательатомизма – Левкип (ок. 500–440 гг. до нашей эры). Левкипп выдвинулосновные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постояннодвижущиеся элементы – атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как виделв вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чемне-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагаясуть атомов полной и плотной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте;пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее.Таким образом, основной принцип атомистической науки о бытии: «Единственное,что существует, – атомы и пустота».

Атомыхарактеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей,которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Допущениемсуществования пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существованиепустоты делает возможным движением атомов.

Демокрит(ок. 460–370 гг. до нашей эры) был учеником Левкиппа. Демокрит полностьюразделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокритдобавляет еще и величину и тяжесть. Тяжесть, однако, он не считал существеннымсвойством атомов, но признавал ее простым следствием того фата, что они имеютнекий размер. Подобным образом и величина не дает качественной характеристикиатомов.

Атомысами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми, ибо «немогут претерпевать те изменения, в существовании которых убеждены все люди,научаемые к этому восприятием». Концепция атомизма содержит, таким образом, представлениео неуничтожимости и несотворимости материи.

Атомы,по Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их величине и числе. Такжебесконечны они и относительно различия форм. Речь здесь идет о выраженной вдухе того времени мысли о бесконечности материи.

Демокритсовершенно новым способом решает вопрос об отношении материи и движения.Согласно его представлениям, гарантией возможности движения является существованиепустоты. Движение присуще атомам в естественном состоянии. Демокрит полагал,что первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно является, говорясовременным языком, основным способом их существования. Движение передаетсястолкновением, и движение в этом понимание является основным источником развития,поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все,что мы видим. Таким образом Демокрит преодолевает проблему дуализма материи идвижения.

Пониманиемира у Демокрита тесно связано с основными принципами его учения о бытии и егопониманием отношений между явлениями. Здесь Демокрит был сторонником строгойнеобходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все сущности определенымеханистическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективногосуществования «случайности», и сама «случайность» объясняется незнанием причинопределенного явления.

Значение,которое придает атомистическая гносеология чувственному познанию, не мешало,однако, Демокриту раскрыть значение и функции рационального познания. Онпонимает процесс познания состоящим из двух ступеней. Чувственное познаниеявляется некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миромявлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (т.е. познанию атомов),открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствамиможно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само посебе преходяще.

Демокритстремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества.Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жилинеупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затемони вместе зимой прятались в пещерах и прятали там запасы, затем – позналиогонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям всовместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимуломразвития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество –совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являютсяинструментом развития индивидуальности, но скорее лишь ограничивающимисредствами, предотвращающими возникновение вражды. Он не осуждает накопления,но осуждает приобретение их дурными способами.

Список использованной литературы

1.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебникдля ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996.

2.  Асмус В.Ф. Античная философия – М.: Высшая школа,1976.

3.  Богомолов А.С. Античная философия – М.:Издательство МГУ, 1985.

4.  История философии в кратком изложении. – М., Высшая школа,1989

5. Лoceв A.Ф.Иcтopия aнтичнoй филocoфии в кoнcпeктивнoм излoжeнии. – M., 1998.

6.  Maмapдaшвили M.K. Лeкции по aнтичнoйфилocoфии. – M., 1997.

7.  Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.:Владос, 1995.

www.ronl.ru


Смотрите также