Урок развития речи в 7 классе.
Подробное изложение. (2ч.)
«Сердце матеи».
Цели:
Есть прекраснейшее существо на свете,
у которого мы в долгу, - это мать.
А. Н. Островский
Ход урока:
I.Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.
II.Вступительное слово учителя.
1.Чтение стихотворения о матери (любого).
2.Рассказ учителем легенды:
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Прослушивание песни о матери.
3.Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы
Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
4.Чтение стихотворения
Легче всего - обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего - обидеть мать».
И, может быть, его услышат
С. Плотов.
Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
III.Чтение текста.
Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
IV.Анализ текста.
Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне
и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-
ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст?(художественный)
Определите тип речи.(повествование).
Делаются выводы по тексту.
V.Деление текста на части. Составление плана.
План.
1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
2.Жена-красавица с черной душой.
3.Требования жены.
4.Нечеловеческий поступок сына.
5.Бескорыстная любовь матери.
VI.Элементы лингвистического анализа текста.
Учитель:
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
IХ. Полный пересказ текста.
Х. Повторное чтение.
ХI. Написание изложения.
Урок развития речи в 7 классе.
Подробное изложение. (2ч.)
«Сердце матеи».
Цели:
Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.
Есть прекраснейшее существо на свете,
у которого мы в долгу, - это мать.
А. Н. Островский
Ход урока:
Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.
Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения о матери (любого).
Рассказ учителем легенды:
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Прослушивание песни о матери.
Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы
Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
Чтение стихотворения
Легче всего - обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего - обидеть мать».
И, может быть, его услышат
С. Плотов.
Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
Чтение текста.
Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
Анализ текста.
Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне
и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-
ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст?(художественный)
Определите тип речи.(повествование).
Делаются выводы по тексту.
Деление текста на части. Составление плана.
План.
Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
Жена-красавица с черной душой.
Требования жены.
Нечеловеческий поступок сына.
Бескорыстная любовь матери.
Элементы лингвистического анализа текста.
Учитель:
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
IХ. Полный пересказ текста.
Х. Повторное чтение.
ХI. Написание изложения.
kopilkaurokov.ru
Изложение 2 четверть.Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти). Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель.
nsportal.ru > Учебно-методический
Сборник текстов для изложений и диктантов (5-7 классы)
Инфоурок › Русский язык › Другие методич. материалы › Сборник текстов для изложений и диктантов (5-7 классы).Но однажды сестры увидели на небе только половинку Луны-рыбы, потом четверть, а затем совсем не стало Луны-рыбы.
infourok.ru > Сборник текстов для
Сборник изложений по русскому языку в 5-9 классах
2017. Предисловие. В данном сборнике представлены тексты изложений по русскому языку в 5 – 9 классах.Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится.
roono.awqust.ru > Сборник изложений по
Урок развития речи в 7 классе "Сердце матери" - русский язык...
Урок развития речи в 7 классе. Подробное изложение. (2ч.)Сердце матеи.Цели: Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исход.конспект урока по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо".
kopilkaurokov.ru > Урок развития речи в 7
Наталия Егорова - Контрольно-измерительные материалы.
Наталия Егорова - Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура.Изложение 3.
profilib.net > Наталия Егорова -
Изложения, тексты изложений для 5-11 классов
Изложения для 7--8 классов. А - в. Г - е.» Русская кухня. » Раздельное питание. » Медицинская энциклопедия.» Иностранные языки и языкознание. » История и исторические личности.
claw.ru > Изложения, тексты
Гиа по русскому языку в 7 классе Часть 1 - Изложение
Часть 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем сжатого изложения - не более 100 слов.Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ее. ГИА по русскому языку в 7 классе.
refdb.ru > Гиа по русскому языку в 7
Сборник изложений по русскому языку
Контрольные диктанты по русскому языку 9 класс. Схема анализа стихотворения.Очень мы полюбили самостоятельную работу, но не стихи учить и не изложения писать, а писать сочинения, творить самим.
litirus.ru > Сборник изложений по
Подробное изложение текста 7 класс | Doc4web.ru
Скачать к уроку русского языка Подробное изложение текста 7 класс.Подробное изложение текста 7 класс. Сюжет поэмы. Н.В. Гоголь читал А.С. Пушкину свою новую повесть.
doc4web.ru > Подробное изложение
Подробное изложение текста 7 класс | Doc4web.ru
Скачать к уроку русского языка Подробное изложение текста 7 класс.Подробное изложение текста 7 класс. Сюжет поэмы. Н.В. Гоголь читал А.С. Пушкину свою новую повесть.
doc4web.ru > Подробное изложение
Приложение 3. Изложения | Поурочные планы по русскому...
Приложение 3. Изложения. Рекомендации учителя перед изложением. При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, аВысунув язык, этот пес облизывал мое лицо. Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал...
tak-to-ENT.net > Приложение 3. Изложения |
Изложение 7 класс - Русский язык
Изложение 7 класс (Русский язык). Учебное пособие для учителей.Конспект урока по русскому языку изложение 4 класс. Гунтина Мария Евгеньевна. 7 Апр 2016.
pedportal.net > Изложение 7 класс - Русский
Дети блокадного Ленинграда (сжатое изложение по русскому...)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие.Работа с микротемами (слайды 7 – 18). V. Пересказ по плану (слайд 19). VI. Написание изложения. VII.
pedsovet.su > Дети блокадного
Поурочные планы по русскому языку за 3 четверть (7 класс)
Эта река находится в 193 км восточнее Алматы. Высота склонов, колонн и арок каньона доходят до 150-300 метров. Класс 7 Урок № 34 русский язык*Устный пересказ текста по плану. *Письменная работа учащихся (изложение текста). 6. Домашнее задание.
metod-kopilka.ru > Поурочные планы по
Подробное изложение текста 7 класс
Подробное изложение текста 7 класс. Сюжет поэмы. Н.В. Гоголь читал А.С. Пушкину свою новую повесть.Кроссворд по теме "Чередующиеся гласные" для 5 класса. Рабочая программа по русскому языку 7 класс школа 8 вида.
globuss24.ru > Подробное изложение
Урок по русскому языку на тему 'Изложение' (7 класс) - БОТАН
botana.cc > Урок по русскому языку на
Контрольная работа по русскому языку 7 класс 3 четверть
Данная годовая административная контрольная работа по русскому языку предназначена для самостоятельной подготовки ученика к сдачиСмотрите также по теме: Контрольная работа по русскому языку 7 класс 1 четверть.
relasko.ru > Контрольная работа по
изложение 7 класс 3 четверть 8 мая 2018 года - dasuqiju
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти) Урок по русскому языку на тему Изложение (7 класс). Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
edygu.abeny.men > изложение 7 класс 3
Диктанты и изложения по русскому языку. 7 класс. Влодавская...
Образовательные ресурсы Интернета - Русский язык.7 класс. Влодавская Е.А., Хаустова Д.А. М.: 2012. - 224 с. Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых...
alleng.ru > Диктанты и изложения по
изложение по русскому языку 7 класс итоговое... - cek.opune.trade
изложение 7 класс по русскому языку 4 четверть школа изложение 7 класс 3 четверть изложение муравьишкин корабль 4 класс текст игра кот собираем слова 2 в одноклассниках ответы 1100 наРусский язык Диктанты Примеры изложения по русскому языку 8 класс.
cek.opune.trade > изложение по русскому
Диктанты и изложения по русскому языку. 7 класс. Влодавская...
Образовательные ресурсы Интернета - Русский язык.7 класс. Влодавская Е.А., Хаустова Д.А. М.: 2012. - 224 с. Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых...
alleng.ru > Диктанты и изложения по
4 четверть изложение 7 класс 7 мая 2018 года - jujejyjy
Изложение по русскому языку 8 класс 3 четверть Тексты изложений с элементами сочинения (7-8 класс).4 четверть (к учебнику Романовской) Текущее изложения для 4 класса в 3 четверти по автору В.Ю. Романовой 4 четверть изложение 7 класс.
yvudu.exyji.faith > 4 четверть изложение 7
изложение 7 класс 3 четверть 3 мая 2018 года - yliso.osyqu.men
Тексты изложений, диктантов для учащихся 7 классов. Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти) Урок по русскому языку на тему Изложение (7 класс).
yliso.osyqu.men > изложение 7 класс 3
изложение 7 класс по русскому языку 4 четверть школа 7 мая...
Какое изложение писали по русскому языку 5 класс 4 четверть?Сборник обучающих изложений по русскому языку в 3 классе. Проект «Русский язык 7 класс» разработан в помощь учителям и учащимся, ориентирован на.
uqaf.ycaxar.trade > изложение 7 класс по
изложение по русскому языку 7 класс 2 четверть 6 мая 2018...
Тексты изложений, диктантов для учащихся 7 классов. Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти) Изложение за 1 четверть 7 класс казахской школы.
bagy.iroxas.science > изложение по русскому
изложение 7 класс 3 четверть 7 мая 2018 года...
Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти) Урок по русскому языку на тему Изложение (7 класс). Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
ohih.yxola.men > изложение 7 класс 3
изложения 7 класс 4 четверть 5 мая 2018 года - Контрольное...
Изложение по русскому языку 8 класс 3 четверть Тексты изложений с элементами сочинения (7-8 класс).Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти) Сочинения и изложения. 5-8 классы.
sed.agylun.men > изложения 7 класс 4
Изложение по русскому языку 7 класс 2 четверть школа России...
Для сжатого изложения подойдет не всякий текст, а только тот, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного. Краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы.
proverochnye.ru > Изложение по русскому
Развитие речи. контрольная работа № 2. изложение...
Уроки русского языка в 7 классе поурочные планы. I Четверть. Сентябрь. Уроки № 16-17. Развитие речи. Контрольная работа № 2. изложение. Цели
compendium.su > Развитие речи. контрольная
www.boomle.ru
Тема урока: «Изложение».
Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений и навыков последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти, точного употребления слов в речи.
Коррекционно-развивающие: коррекция связной речи; развитие орфографической зоркости, активизация и обогащение словаря, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание ценностных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, любви и сострадания, доверия, внимания, доброты; эмоциональной отзывчивости.
Ход урока:
I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)
2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)
3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
4. Упражнения для мелкой моторики рук.
5. Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
-На каких уроках изучаются явления природы? Геометрические фигуры и счет?
2.Проверка домашнего задания: провести работу над ошибками в изложении. Кто выполнил, поднимите руку. У кого были затруднения подойдите после уроков.
3. Повторение:
-Чему учились на предыдущем уроке?
-Описанием какого животного занимались?
- На каких уроках вы получаете информацию о животных?
4. Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня на уроке будем продолжать формировать умения и навыки последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти в устной и письменной форме, точного употребления слов в речи.
5.Актуализация знаний:
5.1-Что такое изложение?(письменный пересказ текста своими словами)
-Какие умения развиваем при обучении изложению?
5.2. Посмотрите на экран. (На экране - слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Запишите в тетрадь дату, тему урока.
Послушаем сообщение о лосях.
Примерный текст сообщения: Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России - рысь, а на Дальнем Востоке - тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.
-Что нового узнали из сообщения?
-Что больше всего запомнилось?
6. Изучение нового:
6.1 .-Кто из вас в жизни видел живого лося?
Сейчас, ребята, вы познакомитесь с текстом изложения. Если на прошлом уроке вы писали изложение описательного характера, то сегодня будете учиться писать текст повествовательного характера замечательного писателя Г.А. Скребицкого.
Чтение текста учителем: Внимательно послушайте текст изложения и подумайте, какова его главная мысль.
Смелый поступок. Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков. Впереди беглецов - лесная сторожка, ворота раскрыты. Лоси бросились прямо в ворота. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки. По Г.А. Скребицкому.
6.2. Работа над выделением главной мысли:
-Понравился рассказ?
Фронтальная работа (обучающиеся предлагают свои варианты).Помощь учителя: -О ком или о чем говорится в тексте?
-Что автор хотел сказать своим читателям?
-Какова главная мысль рассказа? (помощь человека «братьям нашим меньшим»)
6.3.Словарная работа: осинник, иней, хруст снега, сторожка, лесник, около.
6.4.Работа по содержанию текста:
-В какое время года происходит действие рассказа?
-Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
-Как понимаете выражение: "Лоси оправились от испуга…"?
-Что вы можете сказать о Мите: какой это человек?
-Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
6.5.Знакомство с планом изложения. (План записан на доске)
1.Ночевка в осиннике.
2.Лоси в опасности.
3. Лесная сторожка.
4. Помощь мальчика.
Чтение и запись плана в тетрадь.
6.7. Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений).
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
Физкультминутка.
Коррекция зрения:
Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
7. Закрепление.
7.1Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова. Слова на доске с трудным написанием: в густом осиннике, на спине лосихи, около сторожки, разъяренных волков, чуть не сбили его с ног, оправились от испуга.
7.2. Чтение текста учителем.
7.3.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для 1 уровня).
Дифференциация:
7.3.1.Задание для обучающихся 2 уровня: записать ответы на вопросы.
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
7.3.2. Задание для обучающихся 3 уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.
Смелый поступок.
Лосиха с (кем?) ночевали в осиннике. Лес стоял (какой?) под снегом. Иней оседал на ветках, на спине (кого?). Послышался хруст (чего?).. (Кто?) мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по (чему?) в лес. За ними погналась стая (кого?). Впереди беглецов - (какая?) сторожка, ворота раскрыты.. Лоси бросились прямо в ворота. Сын лесника Митя разгребал во дворе (что?). Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся (чем?) и отогнал волков. Лоси оправились от (от чего?) и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около (около чего?).
7.3.3. Задание для обучающихся 4 уровня: списать текст.
7.4. Чтение учащимися своих работ (по желанию)
8. Домашнее задание: поработать над ошибками.
Дифференциация:
Задание для 3,4 гр. -выписать все слова, в которых допущены ошибки.
Задание для 2гр.-выписать все предложение с допущенной ошибкой, исправив ее.
Задание для 1гр.- выписать все недочеты, исправив ошибки, в соответствие с правилами правописания, подобрать проверочные слова.
9. Оценивание. Каких результатов вы сегодня достигли на уроке:
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -Поднимите руку, кому было интересно, легко на уроку, все понятно!
-Поднимите руку, у кого были сомнения, сложности в работе!
-Поднимите руку, кому было не интересно, трудно на уроке!
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
10. Рефлексия.
-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
-Что такое изложение?
-Для чего важно уметь писать изложение?
-О ком или о чем текст изложения?
-Как он называется? Почему он так называется?
-Каким человеком показан мальчик Митя в этом рассказе? (добрым, отзывчивым к чужой беде, смелым, храбрым, сострадательным,…)
-Как вы считаете: нужны ли все эти качества высокоморального человека в жизни?
-А у вас есть эти качества? Подумайте…
11. Итог:
Сегодня мы научились: 1. Воспринимать текст. 2. Выделять главную мысль текста.3. Излагать содержание текста по плану. 4. Формулировать свои мысли в устной и письменной речи.. А значит, развивать устную и письменную речь.5. Удерживать логику повествования. 8. Выслушивать мнение товарища.
-На следующем уроке мы проанализируем ваши работы. А также продолжим развивать и обогащать нашу речь при формировании умений и навыков делового письма.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень продуктивно поработали на уроке! Всем спасибо за работу!
botana.cc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Сжатое изложение по рассказу
Ю. Дмитриева «Когда-то давно и не очень» в 7 классе
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2012
Цель урока
обучать видам сжатия текста.
Задачи урока:
формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию; умение понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию текста;
развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;
воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.
Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения.)
1. Словарный диктант. (Работа в парах). Прочитайте внимательно и объясните встретившиеся орфограммы соседу по парте. Устно приведите свои примеры. Запишите под диктовку соседа по парте.
Первобытный человек, многочисленные звери, в первоначальном виде, связанные с ними, все неизведанное, необыкновенные качества, среди безбрежного пространства, разравнивая землю, очень рассердились, сопровождалось церемониями,
2. Грамматические задания.
Запишите поморфемно слова: подкарауливали, упорядочили, безусловное, прародители, американские, священны, поклонялись, представление.
Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими.
2) Первобытные люди выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было.
Укажите «четвертое лишнее»
1) многочисле(н,нн)ый, незащище(н,нн)ый, скова(н,нн)ы льдом, необыкнове(н,нн)ый
2) разр…внивать, всем…гущий, запр…щать, св…щенный.
3) ц…р…мония, р…туал, отн…шение, абс…лютный
4) ра…сердились, ра…таяли, …кованный, неи…веданный
Ход урока
1. Целеполагание
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты рассказа «Когда-то давно и не очень», с которым мы будем работать. Что же такое сжатое изложение?
Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.
Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?
Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.
Учитель. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Юрий Дмитриев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?
Учащиеся. Дмитриев (Эдельман) Юрий Дмитриевич (1926-1989) – писатель-натуралист. По образованию филолог. Литературное творчество Дмитриев посвятил охране окружающей природы, воспитанию научного и гуманного отношения к животным. Многие ребята знают его книги «Зеленый патруль», «Обыкновенные чудеса», «Большая книга леса», «Человек и животные».
Учитель. Хочу добавить, что Юрий Дмитриев обладает редким даром – не только видеть и чувствовать красоту и необычность окружающего мира, но и уметь донести и красоту, и необычность до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждая пчелка, каждая белочка рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, удивительную страну.
2. Выразительное чтение текста учителем
Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери – могучие и многочисленные. А он – слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.
…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина – таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун. И сразу исчезла тишина – гусь закричал. Сразу стало светло – гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли – людей и животных.
Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей – дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.
Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.
Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение! Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.
Например, австралийцы считали, что их прародители – змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…
Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом. Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».
3. Беседа по содержанию
Учитель. О чем этот текст?
Учащиеся. Этот текст об отношениях человека и животных в глубокой древности, о том, как когда-то слабый, не знающий, как объяснить происходящее вокруг человек пытался найти ответы у братьев наших меньших.
Учитель. Какова основная мысль этого текста?
Учащиеся. Люди и животные равноправны на этой земле – вот основная мысль текста; автор убеждает нас в том, что на заре человеческой цивилизации люди признавали превосходство животных и даже поклонялись им.
Учитель. Как бы вы озаглавили прочитанный текст? Тему или идею вы отразите в заголовке?
Учащиеся. Как появились первые священные животные. Человек и животные -родственники. Как животные «создали» Землю.
Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?
Учащиеся. Главное – показать, с каким уважением первобытные люди относились к животным, как окружали их легендами, наделяли необыкновенными качествами. Второстепенное, наверно, заключается в деталях рассказа о том, какими были представления древних людей о мире.
Учитель. Укажите в тексте примеры, которые позволяют автору убедить читателя в первоначальном родстве человека и животных.
Учащиеся. По мнению древних людей, животные и птицы создали землю и были прародителями людей.
Учитель. Как, по-вашему мнению, автор относится к животным?
Учащиеся. Вероятно, так же, как и древние люди- с почитанием и поклонением, помня о родстве человека и животных.
4. Составление плана и определение ключевых слов
Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.
Учащиеся.
«Животных первобытный человек окружал легендами».
«Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».
«Мир создали мамонт и фантастический змей».
«Много добрых дел совершила ласка».
«Прародители были животными».
«Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».
Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.
Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)
№ п/п
План
Ключевые слова
1.
«Животных первобытный человек окружал легендами».
Слабый и незащищенный первобытный человек, многочисленные дикие звери, окружал легендами, наделял необыкновенными качествами.
2.
«Гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг».
Бескрайняя водная гладь, в первоначальном виде, обитатели земли.
3.
«Мир создали мамонт и фантастический змей».
Среди водного пространства, хоботом и бивнями доставать со дна землю; ползал по островку, разравнивая землю.
4.
«Много добрых дел совершила ласка».
Была покрыта глубоким снегом, прогрызла небесный свод, рассердились и убили.
5.
«Прародители были животными».
Упорядочили день и ночь, выдумали себе прародителей.
6.
«Представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом».
Были священны для племен, на них запрещалось охотиться, представление о родстве людей.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Объясните лексическое значение слов
Абсолютный – безусловный, совершенный, полный.
Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ритуал – порядок обрядовых действий.
Тотемизм - в представлении древних людей: верование в то, что родоначальником племени является какое-нибудь животное, и поклонение ему.
6. Сжатие текста (работа в группах)
Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.
Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:
исключение,
обобщение,
упрощение.
1. Исключение:
исключение повторов, подробностей, деталей;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
замена однородных членов обобщающим словом;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложного предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Приемы компрессии текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
7. Обсуждение полученных результатов
8. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения
Учащиеся.
Первобытного человека мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери. А он – слабый, незащищенный, не умеющий объяснить явления природы, не понимающий жизни растений и животных. Последних он боялся больше всего и, как все непонятное, окружал легендами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.
Жители древнего Египта представляли себе мир в первоначальном виде как бескрайнюю водную гладь в тишине и мраке. Но вот поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун, который, как солнце, разбудил и осветил все вокруг, а потом начал создавать обитателей земли – людей и животных.
Некоторые народы, например, эвенки считают, что мир создали мамонт и змей. Дело было так: мамонт хоботом и бивнями доставал со дна землю и бросал ее на крошечный островок среди безбрежной воды, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.
Индейцы одного из племени считают, что вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Добрый зверек ласка прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Потеплело, растаяли льды и снега. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.
Первобытные люди выдумали себе прародителей (конечно же, животных), живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. Австралийцы считали, что их прародители – змеи, ящерица и индюк. Американские индейцы считали, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…
Естественно, эти животные были священны для племен, ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом, что на языке одного из индийских племен означало «его род».
8. Рефлексия
Учитель. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я понял…
Использованная литература
1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.
2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.
doc4web.ru
ГИА по русскому языку в 7 классе
Часть 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем сжатого изложения - не более 100 слов.
Текст для сжатого изложения.
Каждый человек, бесспорно, любит путешествия. Как приятно, вернувшись из поездки, рассказывать окружающим о том удивительном, что удалось увидеть, о приключениях и смешных случаях в дороге. В этот момент как-то забывается, что у путешествий есть и обратная сторона.
Лишь много поездив, можно понять, что путешествие - это не только веселое приключение, но и суровое испытание. Настоящее путешествие без основательной подготовки не принесет ни радости, ни удовольствия. Это правило должен знать каждый, отправляющийся в путь.
Большинство людей, к сожалению, вовсе не задумываются над сложностями, которые могут возникнуть даже в экскурсионной поездке. "Я же еду отдыхать, что со мной может случиться", - говорят часто люди, претендующие на звание путешественника, но не заслуживающие его. Действительно, нередко путешествие ограничивается проживанием в отеле, купанием в море, шведским столом и парой экскурсий на десерт. Но даже в условиях цивилизации каждого могут поджидать опасности: медузы в море, ядовитые насекомые, аллергия на те или иные продукты, преступность на улицах. Их надо просчитать задолго до начала поездки. Путешествие может превратиться в испытание, если люди двинутся в путь, заранее не узнав об особенностях маршрута и не продумав способов избежать столкновений со сложностями.
Помните: гордое звание путешественника человек может носить только в том случае, если старается предусмотреть все возможные опасности и избежать их.
ГИА по русскому языку в 7 классе
Вариант 1.1
В уссурийской тайге.
(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.
(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.
(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.
(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.
(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая. 2) Тигр охотился на путешественников.
3) В тайге путешествовать не страшно. 4) Проводник героя по национальности гольд.
2. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1)?
1) заболоченные места в лесу 2) сильно заросшие густым лесом места
3) малоисследованные области чего-либо 4) места, заросшие субтропической растительностью
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание.
3) художественный стиль, рассуждение. 4) художественный стиль, повествование.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательной частицы?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "ничего нельзя увидеть" в предложении 2?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) поднимать 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно
7. Каков способ образования слова СОМНЕНИЕ (предложение 15)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный
3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?
1) существительное 2) прилагательное
3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) обыкновенное чудо 2) несвоевременные мысли
3) проданный смех 4) писанный маслом
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 1
11. Укажите предложение с одним обособленным обстоятельством.
1) 3 2) 6 3) 9 4) 12
12. Какая характеристика предложения 4 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ее.
ГИА по русскому языку в 7 классе
Вариант 1.2
В уссурийской тайге.
(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.
(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.
(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.
(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.
(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Уссурийская тайга - густой и труднопроходимый лес.
2) Каждый сможет узнать следы тигра.
3) Часть снаряжения путешественники взяли с собой, остальное осталось в обозе.
4) Герои испугались, что тигр съест их припасы.
2. Какое значение имеет слово ЛЕЖКА в прочитанном тексте (предложение 4)?
1) место, где лежит, скрывается зверь 2) место постоянного обитания животного, нора
3) место, где лежат стадами животные 4) место, где в специальных условиях хранится что-либо
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль, повествование. 2) художественный стиль, рассуждение.
3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?
1) 6 2) 7 3) 8 4) 9
5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "она (тишина) была гробовая" в предложении 16?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) это 2) ломающихся 3) таинственная 4) особенно
7. Каков способ образования слова ОТПЕЧАТКИ (предложение 11)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово БОЯСЬ (предложение 16)?
1) глагол 2) деепричастие 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) освещенная сцена 2) мазанный маслом
3) просвещенное население 4) обыкновенный день
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
1)2 2)3 3)4 4)1
11.Укажите предложение с двумя однородными обособленными обстоятельствами.
1) 5 2) 8 3) 12 4) 16
12. Какая характеристика предложения 12 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
ГИА по русскому языку в 7 классе
Вариант 2.1
В горах Атласа.
(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.
(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.
(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.
(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.
(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)
1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Атласские горы красивы.
2) Высоко в горах тяжело дышать.
3) Путешествие по горам легко и приятно для каждого.
4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.
2. Какое значение имеет слово ГОРИСТЫЙ в прочитанном тексте (предложение 11)?
1) покрытый горами 2) расположенный в горах 3) похожий на горы 4) изображающий горы
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль, описание. 2) художественный стиль, рассуждение.
3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание и повествование.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "склоны налились темно-красным" в предложении 14?
1) антитеза 2) олицетворение 3) метафора 4) гипербола
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) въехали 2) странным 3) забирать 4) набираем
7. Каков способ образования слова ПРЕДГОРЬЕ (предложение 1)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово УГАДЫВАЕМЫЙ (предложение 10)?
1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) необыкновенный день 2) сваренные пельмени 3) жаренный вчера 4) туманная даль
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
11. Укажите предложение с обособленным определением.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
12. Какая характеристика предложения 13 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
ГИА по русскому языку в 7 классе
Вариант 2.2
В горах Атласа.
(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.
(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.
(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.
(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.
(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)
1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) Смена красок в горах - прекрасное зрелище.
2) Горные дороги извилисты.
3) Машина с путешественниками едва не перевернулась.
4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.
2. Какое значение имеет слово ЗАБИРАТЬ в прочитанном тексте (предложение 4)?
1) брать себе 2) быстрее двигаться, увеличивая скорость 3) устремляться 4) поворачивать
3. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание и повествование.
3) художественный стиль, описание. 4) художественный стиль, рассуждение.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза?
1) 8 2) 9 3) 10 4) 11
5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "яркой точкой заблистала" в предложении 16?
1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) замыкающие 2) ручьем 3) набираем 4) странным
7. Каков способ образования слова ЗАТРУДНЕННОСТЬ (предложение 8)?
1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) сложение 4) приставочный
8. Какой частью речи является слово ПРОРЕЗАННАЯ (предложение 3)?
1) существительное 2) прилагательное 3) действительное причастие 4) страдательное причастие
9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?
1) башенный кран 2) увиденный пейзаж 3) рисованная красками 4) удивленный вид
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
11. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
1) 2 2) 3 3) 5 4) 11
12. Какая характеристика предложения 13 является верной?
1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) простое
Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее.
Ответы к тестовым заданиям
№ вопроса | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 |
1 | 3 | 4 | 3 | 3 |
2 | 2 | 1 | 1 | 4 |
3 | 3 | 1 | 4 | 2 |
4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
5 | 4 | 3 | 2 | 2 |
6 | 2 | 4 | 4 | 4 |
7 | 1 | 2 | 2 | 2 |
8 | 3 | 2 | 4 | 4 |
9 | 4 | 2 | 3 | 3 |
10 | 1 | 4 | 1 | 2 |
11 | 3 | 4 | 3 | 1 |
12 | 3 | 3 | 2 | 2 |
refdb.ru
Подготовка к сжатому изложению публицистического стиля. 7-й класс
Цели урока:
Подготовка к написанию сжатого изложения.
Выработать навыки, необходимые для написания сжатого изложения.
Определять главную информацию в тексте и каждой его части.
Исключать несущественное, обобщать частную информацию.
Повторить речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль и тип речи, микротемы, опорные слова)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок – урок подготовки к сжатому изложению. Работая с текстом, мы, конечно, вспомним и о таких понятиях как микротема, опорные слова, приемах сжатия текста. Но одной из задач сегодняшнего урока будет и проблема языка, его развития. В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем слова М.Кронгауза: “Язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестает выполнять свою функцию. Мы не сможем говорить на нем об этом мире просто потому, что у нас не хватит слов. И не так уж важно, идет ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых экономических и политических реалиях”.
На уроках русского языка мы не раз говорили о средствах общения. Послушайте текст.
II. Чтение текста учителем.
В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни не остается времени на продолжительные разговоры или обстоятельные письма. На смену классическим средствам общения приходят более емкие – электронная почта, форумы и чаты в Интернете, популярная программа ?CQ – обмен короткими текстовыми сообщениями в режиме on-line. С помощью этих средств люди высказывают свои мысли, делятся впечатлениями, радостями и горестями. И для этого им потребовался новый лаконичный язык общения – язык символов.
Универсальным инструментом выражения эмоций в Интернете стали рисованные рожицы, которые в русскоязычной сети обычно называют смайликами. С их помощью можно выразить состояние души: радость, грусть, усталость, негодование. Существующими сегодня смайликами можно заменить десятки слов и выражений.
Что же представляет собой смайлик в Интернете? Это универсальный код, который быстро завоевал популярность среди пользователей Интернета, который просто наводнен графическими вариациями смайлов: смайлы большие и маленькие, статичные и анимированные. Анимированные смайлики роняют слезы, крутят пальцем у виска, складывают губки в поцелуй. Эти цветные рожицы оказывают магическое действие – они способны развеселить, поднять настроение. Смайлики вносят в переписку шутливость, делают ее более теплой, дружеской. Но не все пользователи Сети признают графическую интерпретацию смайликов.
Несмотря на очарование, которое смайлики придают переписке друзей, горячему диспуту на форуме, непринужденной беседе, злоупотреблять ими не стоит. Смайлики не всегда бывают к месту. Многие серьезные люди умышленно уходят в своих электронных сообщениях от смайликов, считая их подростковыми забавами. Не должны и не могут содержать в себе смайлики важный документ или деловая переписка, хотя бы для того, чтобы не допустить двусмысленности. Человека, настроившегося на серьезное восприятие информации, смайлики будут просто отвлекать и сбивать с толку.
(По материалам журнала “Наука и жизнь”)
249 слов
III. Беседа по содержанию текста.
— О чем рассказывается в тексте? Определите тему текста.
(Смайлики – новое средство общения)
— Какова роль смайлов в общении людей?
(Смайлики делают общение интереснее, но их не используют в деловой речи)
— Определите стиль и тип речи этого текста.
(Публицистический стиль, рассуждение)
IV. Ученики получают распечатанный в нужном количестве текст и выполняют задания к нему. (Текст на абзацы не разбит)
— Что вы забыли при первом пересказе из существенной информации?
— На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 4 части)
Задание 1
Выберите правильный ответ на вопрос (допустимы несколько вариантов ответов). Сильные ученики самостоятельно выписывают опорные слова.
1. Ключевыми словами в l абзаце являются:
А) современный мир
Б) впечатления
В) язык символов
Г) продолжительные разговоры
Д) классические средства общения
Е) форумы и чаты
2. Ключевыми словами во II абзаце являются:
А) рисованные рожицы
Б) смайлики
В) состояние души
Г) радость и грусть
Д) слова и выражения
Е) инструмент выражения эмоций
3. Ключевыми словами в III абзаце являются:
А) Интернет
Б) вариации смайлов
В) статичные и анимированные
Г) графическая интерпретация
Д) универсальный код
Е) магическое действие
4. Ключевыми словами IV абзаце являются:
А) электронные сообщения
Б) деловая переписка
В) очарование
Г) подростковые забавы
Д) отвлекать и сбивать с толку
Е) серьезные люди
Задание 2
Используя опорные слова, составьте тезисный план.
(Примерный план:
Символы – новый лаконичный язык общения.
Смайлики – инструмент выражения эмоций.
Что же представляют собой смайлики?
Смайлы делают общение интереснее, но их не используют в деловой сфере.)
Задание 3
Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.
Задание 4
Определите, как связаны по смыслу второе предложение с первым во II абзаце. (причинно-следственные отношения)
Определите, как связаны по смыслу шестое предложение с пятым в III абзаце. (противопоставление)
Задание 5
Определите, какой фрагмент текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант этого фрагмента.
(Универсальным инструментом выражения эмоций в Интернете стали рисованные рожицы, смайлики, с помощью которых можно выразить различные чувства, заменить ими десятки слов и выражений.)
Задание 6
Укажите, какое средство выразительности используется в предложении “ Эти цветные рожицы оказывают магическое действие – они способны развеселить, поднять настроение”:
А) олицетворение
Б) эпитеты
В) синонимы
Г) сравнительный оборот
V. Самостоятельная работа учащихся.
— Сократите текст, используя известные виды компрессии.
— Прочтите еще раз текст, получившийся у вас после сокращения. Передано ли основное содержание исходного текста? Можно ли получившийся текст назвать кратким изложением исходного?
— Запишите в тетради по памяти сжатое изложение. (Листочки с текстом перед письменной работой собираю)
Вариант сжатого изложения:
В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни нет времени на продолжительные разговоры или длинные письма. На смену классическим средствам общения приходит интернет с электронной почтой, форумами и чатами в режиме on-line. Для выражения мыслей, эмоций и впечатлений пользователям Интернета понадобился лаконичный язык – язык символов.
Универсальным инструментом выражения эмоций стали рисованные рожицы, или смайлики, с помощью которых можно выразить различные чувства, состояние души, заменить ими десятки слов и выражений.
Что же такое смайлики в Интернете? Это универсальный код, представленный статичными и анимированными смайлами. Эти смешные рисунки делают переписку более дружеской, шутливой. Но не все пользователи Сети признают этот язык.
В важных документах или деловой переписке не должно быть смайликов, чтобы не допустить двусмысленности, не отвлекать и не сбивать с толку.
(119 слов)
VI. Слово учителя:
Наш урок был очень плодотворным. Я очень надеюсь, что на экзамене у вас будут высокие результаты.
infourok.ru
Приложение 3. Изложения
14.12.2011 101809 1841Приложение 3. Изложения
Рекомендации учителя перед изложением
При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.
Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «кинопленку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.
После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста на абзацы. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.
Изложение 1
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.
(225 слов) (По К.И. Чуковскому)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»
Изложение 2
В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.
(152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.
Изложение 3
С Тузиком я встретился в июле.
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.
И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».
Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.
Страшного увидел я «парикмахера».
Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.
Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.
«Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!»
Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок - Тузик - наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.
(202 слова) (По Ю.И. Ковалю) Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net